ENG
         
hpsy.ru/

../../Предисловие

<< Назад к Оглавлению Анна Наталия Малаховская. Отрывок из первой части книги «Апология на краю: прикладная мифология»


Книга «Апология на краю: прикладная мифология» написана по просьбе слушательниц и слушателей моих семинаров в философском кафе в Петербурге. Они спрашивали о том, каким образом можно применить на деле, в реальной современной жизни, те новые и неожиданные для многих горизонты, которые открывает перед нами изучение сказок в том ключе, который я им предложила.

Эта книга, которая пока что существует только в виде рукописи, состоит из четырёх частей. В первой части я представляю читателям свою теорию в том виде, какой она возникла в восьмидесятые годы прошлого века и в 1994 году была опубликована в московском журнале «Преображение» под названием «Апология Бабы-Яги». Но начинается эта часть с объяснения того, зачем я вновь берусь за эту работу и что меня лично более всего в ней интересует. А именно: охота за тем самым господином, которого сказки называют Кащеем Бессмертным.

Во второй части книги представлены материалы тех сказочных мастерских, которые я проводила в 2006-2007 году в университете Зальцбурга и в 2008 и 2009 годах в философском кафе в Петербурге. Эти мастерские (или семинары) проходили по особой методике: я рассказывала одну из сказок и просила моих слушательниц и слушателей рассказать, что им бросилось в глаза во время рассказа, какие образы вставали у них перед глазами. Придя домой, они в своих письмах мне описывали увиденное во время семинара подробнее. В результате были проведены как бы археологические раскопки внутри русла сказочного повествования. Более всего меня поразило при этом то, что некоторые слушательницы и слушатели действительно увидели некие детали, относящиеся к древнейшей религиозной системе, и в какой-то мере пережили те ритуалы, из которых в незапамятные времена вырастали сказки, даже те, о которых эти люди не имели ни малейшего представления. Это было приятное открытие. Но не обошлось и без шока: один из австрийских студентов и несколько российских слушательниц и слушателей оказались в плену у очаровавшего их Кащея. И даже те, которые не признавались в пламенной любви этому господину, чувствовали себя принуждёнными подавать ему воду - ведро за ведром - для того, чтобы он мог вернуть себе свои несметные силы.

Дискуссия по этому поводу завершает вторую часть книги.

В третьей части я привожу научные данные и о самом Кащее и о родственных ему персонажах из сказок других народов, о персонажах с так называемой «запечатанной душой» («Eingekapselte Seele»), что равнозначно смерти Кащея,спрятанной в различные предметы или живые существа Я привожу некоторые примеры того, как в наше время в произведениях литературы или в фильмах оживают уже изученные нами сюжеты сказок (синтагмы древнейшей религии, которые я называю «цепочкой избавления») и как в реальной жизни воскресают или-и искажаются парадигмы этой древнейшей религии (хтоническая богиня и Царица небесного царства).

Все эти сведения должны нам помочь справиться с той задачей, которая некоторым из слушателей показалась непосильной, и всё же: как разгадать тот совет, который в сказке «Царевна-лягушка» Баба-Яга даёт Ивану-царевичу: совет о том, как победить Кащея, несмотря на его провозглашаемое бессмертие. А именно: ответить на вопрос о том, символом чего в нашей современной жизни можно считать дуб, сундук, зайца, утку и яйцо, как и спрятанную в нём иглу. Об этом - четвёртая часть.

Малаховская А.Н.,


См. также
Страницы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20