ENG
         
hpsy.ru/

../../Первая Ветвь: отсечение почитания эротической любви

<< Назад к Оглавлению Анна Наталия Малаховская. Отрывок из первой части книги «Апология на краю: прикладная мифология»



О том, чем была эротическая любовь в сказках, мы ещё не забыли. Это Кащей отговаривал сказочного героя от преданности своей героине, это он называл её «бабой-дурой» и объяснял, что гораздо слаще любви безмерная, безграничная власть над всем миром - причём такая власть, которая означает угнетение подчинённых - «станем дружить, нам весь мир покорен будет». Но в сказках ни одного такого дурака не нашлось, чтобы Кащея послушаться, его слов и посулов!

Любовь в сказках стоит во главе угла, 72% всех сказочных сюжетов посвящены поискам настоящей любви и той помощи, которую героям и героиням удавалось находить на этом пути10. Любовь была поистине Делом («Дело делаешь или от дела бегаешь? Дело пытаешь или от дела лытаешь?» - спрашивала богиня пришедших к ней женщин и мужчин, и, как мы помним, тут же начинала им помогать, как только узнавала, что они ищут любви: той «настоящей, верной, вечной любви», о которой находим такое точное восклицание в романе М.Булгакова (см. в главе «Таинственный посетитель»).

Как же это могло случиться, что на самой верхушке системы ценностей, на «троне», оказалась такая ценность, как власть, а любовь, о которой и сказки, и другие сказания древности утверждают, что именно она этой верховной ценностью в те времена была, с этого трона была вытеснена? Каким же образом удалось превратить любовь не просто в не-дело (типа «блажи», чего-то второстепенного, легкомысленного, недостойного серьёзного человека), а в нечто «мерзкое» («языческая мерзость») и позорное?

-

10 A.v.Lоеwis of Menar: Der Held im deutschen und russischen Märchen, Jena 1922, S.58.

Малаховская А.Н.,


См. также
Страницы: