ENG
         
hpsy.ru/

../../Древо Жизни: система ценностей, вырастающая из сказок

<< Назад к Оглавлению Анна Наталия Малаховская. Отрывок из первой части книги «Апология на краю: прикладная мифология»


Как и всякое другое живое растение, дерево жизни растёт из земли, а подземное царство, согласно той религиозной системе, на которой основываются сказки, - это место пребывания Богини Земли, хтонической Богини, известной нам под именем Мать сыра земля. Поэтому корень этого дерева, уходящий в землю, это - убеждение в том, что земля, могила и всё, с нею связанное, прячет в себе несметные сокровища: не те, что в ней ищут искатели кладов, а те самые волшебные подарки, о которых говорится во многих сказках. Такие сказки, как сказка о Финисте или о Царевне-лягушке, прямо говорят, что за недостающими для достижения счастья «компонентами» (подарками или советами) можно «сбегать» на тот свет, поскольку в наземной жизни чего-то недостаёт для осуществления торжества любви. И по сути эти волшебные подарки ничем не отличаются от тех, о которых мы говорили в сказке о коньке Сивко Бурко или о Василисе Прекрасной: и те и другие подарки, (на самом деле способности) так или иначе вынесены из царства смерти.

Ствол дерева жизни - это не вызывающее никакого сомнения убеждение в уникальности любимого существа, перерастающее в представление об уникальности каждой человеческой личности. Центральная ветвь - это почитание эротической любви: в сказках Любовь считалось истинным «делом» («Дело пытаешь или от дела лытаешь?» - спрашивала Баба-Яга своих гостей, и если те отвечали, что ищут любимого или любимую, тут же начинала им помогать), а в персидском сказании - достойным поклонения («Лейла и Меджнун»).

Почитание Любви распространялось не только на любовь к возлюбленному, но и на Любовь к детям. Такого рода воспитание, о котором придётся сказать в главе о сундуке, в этой системе ценностей непредставимо: так «воспитывали» (до смерти!) в сказках только злые мачехи. А родные матери, даже умершие, помогали своим осиротевшим детям и из-за гроба, в то время как отцы шли на любые подвиги и рисковали жизнью ради того, чтобы добыть для своих дочерей магические подарки.

Следует сказать и ещё об одной немаловажной детали (впрочем, настолько существенной, что «деталью» её называть просто стыдно): в корнях этого дерева скрывался «мировой котёл» с кипучей белой жидкостью, в котором Богиня, Великая Мать, смешивала «всё со всем». Отголоски этого представления находим в таких известных сказках, как «Конёк-горбунок» (в интерпретации Ершова), где говорится о котле с кипящим молоком, куда должен был прыгнуть сначала старый царь, а потом и настоящий герой, который, в отличие от царя, в этом молоке не сварился, а, наоборот, вышел из него таким молодцом, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Очень интересно об этом котле пишет Барбара Г. Уокер в своей книге «Женщина в возрасте, мудрости и могуществе»1. Кстати и о том, что в более поздние времена в христианской традиции почитание этого котла перешло в почитание некоего таинственного сосуда, который назвали граалем2 (и удивлялись тому, что его никак не найти - пойди поищи после того, что сделали с хранительницами древних традиций!).

Вот таким было исходно это дерево, о котором мы не знаем в точности, какой оно было породы, а знаем только, что запрещено было почему-то поедать его плоды, питаться ими и умнеть и прозревать, и до того даже запрещено, что вкусившие всего разок от одного только плода были выселены со своей исконной родины и потеряли право проживать там, где они появились на свет. А сама их родина претерпела ещё большие изменения и переселилась - да, сама их родина, - с поверхности земли почему-то на тот свет, о котором нам в точности не известно (неясно), вверху ли он или же внизу, ясно только, что простым глазом (простыми, телесными глазами, как говорил когда-то Григорий Палама) его не разглядишь и на поверхности земли не отыщешь. И войти в него не сможешь, чтоб в точности убедиться в том, стоило ли платить такую невероятную цену изгнания из столь привлекательного места жительства за несколько сомнительное познание. (А если оно действительно ограничилось осознанием того, что следует носить плавки или трусики, из чего бы сшитыми они ни были, то явно не стоило!)

Конечно, найдутся и такие люди, которые станут утверждать, что дерево жизни и дерево познания добра и зла - это разные деревья, как, например, яблоня и клён, и что от яблони нельзя ожидать всего того, что мы могли бы ожидать от клёна, и наоборот. Но, поскольку в раю ещё никому из нас (живущих сейчас на земле) побывать не удалось, то пускаться в такую дискуссию нет никакого смысла. А есть смысл попробовать разобраться с вопросом о том, что куда делось само древо жизни и существует ли оно до сих пор.

В предыдущей части уже говорилось о том, каким искажениям подверглись основные парадигмы древней религии. Естественно, что и древо жизни представителям кащейского взгляда на жизнь необходимо было подвергнуть «перестройке». Результат этой перестройки отлично символизирует портрет «Марьиной липы», растущей уже 1.200 лет на «Женском отрове» в Кимсее в Баварии («Marienlinda» auf der Fraueninsel im Chiemsee). Дерево, посвящённое Марии. С обратной стороны к стволу прикреплена картинка, изображающая женщину в платочке и в широком голубом плаще, с солнечными лучами вокруг головы. Кто это такая - понимай, как хочешь (см. главу о Царице небесного царства в 3-ей части этой книги). Но выражение лица самого дерева, которому поклонялись все эти столетия, не обманет, и превратно понять его невозможно!

Однако начнём рассматривать изменения, которые были произведены с деревом жизни, по порядку, с самого начала.

Для того, чтобы изменить прежнюю систему ценностей - то есть ту, из которой вырастают сказки - и заменить её своею, новой, более «модной» (см. главу «Возвращение к радости»), понадобилось для начала произвести «известные изменения» с тою почвой, из которой до тех пор росло дерево жизни, а затем отрубать от него ветвь за ветвью и насаждать новые, свои, до тех пор, пока это дерево не станет производить новые, «утончённые» плоды. Рассмотрением этих плодов займёмся ниже, а пока вернёмся к почве.

-

1 Barbara G.Walker, «The Crone. Woman of Age, Wisdom and Power». Harper & Row Publischers, San Francisco, 1985. цит.по: Barbara G.Walker, «Die Weise Alte», Frauenoffensive, München 1986. с.108-135. (в дальнейшем - «Die Weise Alte»),
2 там же, с.116-120

Малаховская А.Н.,


См. также
Страницы: