ENG
         
hpsy.ru/

../../Психология внутреннего конфликта человека: Учебно-методическое пособие

Калинин И.В. Психология внутреннего конфликта человека: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.А.Клейберга, - Ульяновск: УИПКПРО, 2003.

Учебно-методическое пособие посвящено раскрытию такого понятия как внутрен-ний конфликт человека. Внутренний конфликт рассмотрен сквозь призму точек зрения психоаналитического, когнитивистского, гуманистического, ролевого и деятельностного подходов. В пособии логически обоснована собственная позиция автора в отношении категории «психологический кризис». Являясь сторонником деятельностного подхода, автор обосновывает правомерность рассмотрения кризиса личности с точки зрения личностного смысла человека, развивая концепцию А.Н.Леонтьева в его нетрадиционном и малоизученном ключе. Предлагаются методики изучения и упражнения на развитие понимания структуры и динамики внутреннего конфликта человека. Пособие адресовано школьным психологам, слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Содержание

Введение

  1. Зарубежные подходы к пониманию внутреннего конфликта
    1. Психоаналитическое направление
      Структура психической организации человека
      Первая типовая схема возникновения внутреннего конфликта человека по З.Фрейду
      Вторая типовая схема возникновения внутреннего конфликта человека по З.Фрейду
    2. Когнитивный подход
      Столкновение познавательных стратегий как детерминанта внутреннего конфликта
      Подход Курта Левина
      Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера
      Проблема сенсорного конфликта
    3. Гуманистическое направление
      Пирамида потребностей А.Маслоу
      Эмпирический уровень рассмотрения конфликтных ситуаций
      Концептуальный уровень рассмотрения конфликтных ситуаций
    4. Ролевой подход
      Классификация ролей Ролевое развитие и его нарушения
      Классификация внутренних ролевых конфликтов
  2. Отечественные подходы к пониманию внутреннего конфликта
    Деятельностный подход как методологическая основа для понимания внутреннего конфликта человека
    Классический вариант деятельностного подхода
    Структура деятельности и её модификация на современном этапе
    Трехмерный вариант взаимосвязи структурных единиц деятельности
    Взгляд на внутренний конфликт Ф.Е.Василюка
    Подход к анализу внутреннего конфликта В.В.Столина
    Классификация внутренних конфликтов А.Я.Анцупова и А.И.Шипилова
    Психологический кризис с точки зрения личностного смысла
    Потеря ценностной опоры как причина и следствие кризисной ситуации

  3. Изучение механизмов внутреннего конфликта человека
    Опросник Г.Келлермана и Р.Плутчика
    Методика определения уровня защитных механизмов Л.Ю.Субботиной
    Определение психологических защит человека
    Опросник преодолевающего поведения
    Методика диагностики ролевого конфликта
    Кто я? (20-ти вопросов тест)

Данное учебно-методическое пособие посвящено теме, изложение которой в отечественной литературе грешит несколькими существенными недостатками.

Во-первых, стало традиционным, излагая материал по отмеченной проблематике, переписывать из книги в книгу одну и ту же информацию, часто не заботясь ни об интересности её изложения, ни о поиске среди мыслей классиков психологии таких точек зрения, которые либо дополнят уже известную информацию её новой составляющей, либо осветят известные феномены внутреннего конфликта в нетрадиционном ключе.

Во-вторых, изложение отечественных подходов к объяснению механизмов внутреннего конфликта либо отсутствует вообще, либо, если и присутствует, то обязательно только в плане апелляции к мнению классиков без всякого привнесение в их идеи каких бы то ни было элементов развития. При этом авторы, излагающие материал тенденциозно критически, зачастую забывают одно простое правило: «Если критикуешь, то предложи что-нибудь своё!». Как известно очень легко критиковать, если собственная авторская позиция по этому вопросу отсутствует.

В-третьих, отсутствие серьёзных методик для исследования внутреннего конфликта на фоне обилия их аналога популярного типа приводят к тому, что именно последние начинают использоваться для исследовательских целей. Вместе с тем любой профессиональный психолог знает, чем это грозит в плане достоверности результатов. Сложность состоит в том, что даже при огромном желании проведение всех стандартных процедур по адаптации методик популярного типа - дело абсолютно бесперспективное и бесполезное. В настоящий момент наблюдается большой дефицит серьёзных методик даже с неадаптированным переводом с иностранного языка. Поэтому самостоятельная доработка сырого варианта указанных методик тоже оказывается делом неосуществимым.

А вместе с тем в настоящий момент потребность в знаниях и инструментах подобного плана постоянно растёт. Поэтому, приступив к работе над данным пособием, мы ставили перед собой несколько целей:

  • преодолеть описанные выше «грехи» в плане изложения материалов зарубежных и отечественных авторов;
  • восполнить те пробелы, которые сложились к настоящему времени в отечественной психологии в отношении изложения вклада российских психологов в изучение внутреннего конфликта;
  • ознакомить слушателей, получающих образование по специальности «Психология» с собственной авторской позицией в понимании проблем внутреннего конфликта, психологического кризиса и феномена «экзистенциального вакуума;
  • предложить вниманию психологов некоторые методики из разряда «серьёзных, которые могут быть подвержены процедурам валидизации и адаптации.

В соответствии со сказанным структура данного пособия состоит из 3 блоков:

При этом материал в параграфах чаще всего излагается по следующей схеме:

  • анализ излагаемого материала;
  • оценка этого материала другими авторами и выражение собственной позиции с внесением поправок и дополнений;
  • указание на то, какие практические возможности даёт новое видение проблемы при доработке используемых понятий.

Мы надеемся, что освоение данного материала позволит слушателям, получающим психологическое образование, глубже разобраться в сущности внутреннего конфликта, знание о котором является составной частью читаемого нами курса «Конфликтология».

ВВЕДЕНИЕ

Название данной работы «Психология внутреннего конфликта» выбрано нами далеко не случайно. Дело в том, что в отечественной психологической литературе наиболее употребительным по отношению к конфликтам внутренней жизни человека является понятие «внутриличностный конфликт». Однако термин «личность» является настолько сильно «нагруженным» различными смыслами, которыми наполняют его представители различных направлений, что применительно к проблематике конфликта мы каждый раз должны были бы решать достаточно трудную задачу: Является ли тот или иной конфликт таким, что его с полным правом можно было бы отнести именно к личностному уровню организации человека, а не к какому-нибудь другому?

Ведь по отношению к человеку выделяются и другие параметры его описания. Приведём в качестве иллюстрации классификацию, построенную А.Ю.Агафоновым [2] на основе технологии системных описаний В.А.Ганзена. Основанием для этой классификации служит пространственно-временная метрика существования человека.

А.Ю.Агофонов отмечает

«В настоящее время только перечисление существующих подходов в психологии личности оказалось бы весьма трудновыполнимой задачей. Некоторые считают, что личность рождается в организме… Мне знакомы более оригинальные идеи относительно времени существования личности… Разве не направляет ход жизнедеятельности человека идея о желанном ещё не зачатом ребёнке? Или идея о том человеке, которого давно нет в живых? Может, человек начинается с идеи о нём и заканчивается забвением его? [2, с. 186]»

Задача ещё более усложнится, если мы зададимся вопросами «Что такое личность?», «Кого можно назвать личностью, а кого нет?», «Является ли личность прерогативой только человека или же возможно говорить о личности, скажем, собаки?» и т.д.

Следует заметить, что в советский период развития психологической науки существовала весьма богатая традиция обсуждения этих вопросов, в рамках которой предлагалось немало интересных точек зрения. Например, точка зрения, выразителем которой является: А.В.Петровский, о трёх типах атрибуции личностного аспекта человеческого существования (интраиндивидный, интериндивидный и метаиндивидный [121]); Е.В.Субботский, выделивший три аспекта исследования личности (исторический, логический и психологический [138]); Б.С.Братусь, рассматривающий личность «как способ освоения человеческой сущности» [25], и т.д.

Необходимо отметить и тот факт, что в советский период существования нашего государства личностью мог считаться далеко не каждый человек, а лишь тот, кто соответствовал определенным требованиям, предъявляемым ему существующей идеологической системой. Если принять во внимание всё сказанное выше, то становится понятным, что обозначение сферы внутренних конфликтов человека термином «внутриличностные» значительно сужает область применения и обсуждения различных психологических феноменов в рамках теории конфликта. Именно поэтому я посчитал более приемлемым для себя назвать работу «Психология внутреннего конфликта».

В данной работе много цитируются оригиналы текстов представителей разных направлений. Такая форма изложения была выбрана специально, поскольку мы считаем, что знакомство со стилем изложения и мышления классиков психологии поможет проникнуться не только их идеями, но и менталитетом авторов, что будет способствовать лучшему усвоению материала.

При этом, цитируя их, мы таким образом отдаём дань уважения авторам указанных работ, которые своими трудами значительно продвинули понимание наших современников в постижении психологических феноменов. Мы специально обращаем на это внимание, поскольку, к сожалению, довольно-таки значительная часть работ, выполненная современными авторами, пренебрегает тем, чтобы указать, кто является автором той или иной идеи.

Столь пространное цитирование вызвано ещё и тем, что до сих пор значительная часть слушателей, получающих психологическое образование, в силу разнообразных причин не имеет прямого доступа к первоисточникам, получая представление о концепциях из публикаций вторичного содержания. Речь в данном случае идёт о знакомстве слушателями с работами, в которых взгляды создателей отдельных направлений в психологии излагаются с позиций «плохой критики[1]. Под последней мы понимаем:

  • критику «круто замешанную» на идеологических мотивах нашего недвнего прошлого;
  • преднамеренное или неосознанное изложение только таких материалов, которые подтверждают точку зрения критика, хотя в работах классиков психологии существует множество оговорок относительно цитируемой в критике положения;
  • критику, происходящую из поверхностного, невнимательного прочтения хрестоматийных работ, в результате которого отдельные мысли автора вырываются из общего контекста его работ и начинают противопоставляться друг другу;

Как нам кажется, цитирование хрестоматийных работ позволяет несколько сгладить отмеченные выше недостатки.

И, наконец, назовём ещё одну причину, отталкиваясь от которой мы считаем цитирование делом в высшей степени оправданным. Дело в том, что точка зрения, согласно которой «зарубежные авторы пишут так, чтобы и дураку было понятно, а отечественные так - чтобы и умный чувствовал себя дураком», является не более чем стереотипом. Некоторые тексты классиков зарубежной психологии написаны таким языком, что знакомство с ними у мало подготовленного человека может начисто отбить желание читать что-либо из области психологии вообще (например, работа З.Фрейда «Я и Оно»). Поэтому тексты классиков психологии нужно учиться читать, постепенно привыкая к их стилю и языку.

Цитирование оригинальных текстов используемых здесь работ, как правило, сопровождается нашими комментариями. Их цель заключается в том, чтобы после чтения текста цитат слушатели, знакомящиеся с содержанием данной работы, могли обратиться к нашему варианту её интерпретации. Мы считаем, что таким путём мы можем ускорить формирование у слушателей умения толковать тексты оригиналов. Думается, что мы не погрешим против истины, если скажем, что тем самым мы реализуем идею Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития». Согласно этой идее для лучшего усвоения знаний их нужно излагать таким образом, чтобы человек, получающий знания, в случае затруднений (сложный текст) мог при незначительной помощи (комментарии) самостоятельно освоить предлагаемый здесь материал.

Примечания

[1] Заметим, что нет ничего хуже критики, основанной на базе «плохой критики», без обращения к конкретным первоисточникам.

Калинин И.В.,

См. также
  1. Калинин И.В. Потеря ценностной основы как причина и следствие кризисной ситуации
  2. Калинин И.В., Резниченко Ю.В. Ценности "обладания" и "бытия" как основа для построения классификации руководителей
  3. Калинин И.В. Осмысление внутренней пустоты: опыт поэтической саморефлексии
  4. Калинин И.В. Осмысленность жизни как показатель социальной компетентности в юношеском возрасте
  5. Калинин И.В., Еремеева А. Эмпирическое изучение характеристик «смысла жизни» и их сравнение у представителей ведической культуры и будущих специалистов психологов
  6. Калинин И.В., Ашлапова Е.В. К вопросу о проблематике психологии доверия в системе внутриорганизационных отношений
  7. Калинин И.В., Кобелева О.В., Синягин Ю.В. К вопросу о некоторых ценностях, детерминирующих личностные изменения в пожилом возрасте
  8. Калинин И.В. Экзистенциальный вакуум и внутренняя невесомость как составные части кризисного состояния человека
Страницы:

1 2 3 4 5 6 7 8