В оригинале методика называется «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, сокращенно LSI). Предназначена для диагностики механизмов защиты «Я». Предложена Р.Пплучеком, Г.Келлерманом и Г.Конте в 1979 году.
Разработка данного теста концептуально базируется на общей психоэволюционной теории эмоций Р.Плутчика, согласно которой механизмы психологической защиты понимаются как производные эмоций, поскольку каждая из основных защит развивалась для сдерживания одной из базисных эмоций. Например, теория утверждает, что замещение развилось первоначально и главным образом для совладания с выражением гнева, подавление - для совладания с выражением тревоги; отрицание - с выражением доверия; а проекция - с выражением недоверия или неприятия.
По мнению авторов, использование защитных механизмов, хотя они и относятся к области бессознательного, не обязательно остаются вне сознания человека, что и даёт возможность их диагностики с помощью опросника. В основе LSI лежит теория, устанавливающая взаимосвязь защитных механизмов с различными аффективными состояниями и клинико-диагностическими критериями. Созданная модель, включает 4 пары биполярных эмоций: страх - гнев, веселость - печаль, принятие - отвращение, надежда - удивление. Они, как предполагается, связаны с отдельными защитными механизмами, зависящими, в свою очередь, от некоторых личностных черт. Последние, при известной степени их выраженности, признаются авторами как важнейшие образующие соответствующих личностных расстройств, описание которых заимствовано из DSM II (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Washington, 1968).
Ниже приводится взаимосвязь между конструктами «черта - расстройство - механизм защиты» (Таблица 14).
Таблица 14. Предполагаемая взаимосвязь личностных черт, расстройств личности и механизмов защиты «Я». (по Р.Плутчику с соавторами, 1979).
Личностные черты |
Расстройства личности |
Механизмы защиты |
Робкий |
Пассивно-агрессивный |
Вытеснение |
Агрессивный |
Пассивно-агрессивный Агрессивный тип |
Замещение |
Общительный |
Маниакальный тип |
Реактивное образование |
Унылый |
Депрессивный тип |
Компенсация |
Доверяющий |
Истероидный тип |
Отрицание |
Подозрительный |
Параноидный тип |
Проекция |
Контролирующий |
Обсессивно - компульсивный тип |
Интеллектуализация |
Бесконтрольный |
Психопатический тип |
Регрессия |
Модель предполагает существование весьма ограниченного количества защитных механизмов, а их многочисленные классификации - разные названия одних и тех же механизмов или их комбинаций. Например, изоляция, рационализация и уничтожение содеянного - вариации рационализации, составляющей обсессивный защитный синдром. Также допускается полярность некоторых защитных механизмов (например, регрессия - замещение, отрицание - проекция).
Авторами представлены сведения о достаточно высокой валидности и надёжности опросника. Стандартизация проводилась на различных клинических группах. Имеется русскоязычный вариант методики (У.Б.Клубова, 1991; Л.Р.Гребенников, 1997) [31], [41].
Прочитайте приведенные ниже высказывания. Те из них те, которые соответствуют Вашему поведению и состоянию, отметьте в бланке для ответов знаком "+".
Текст опросника |
+ |
1. Со мной очень легко договориться. |
|
2. Я сплю больше, чем другие мои знакомые. |
|
3. Мне не трудно найти человека, на которому я мог бы подражать. |
|
4. Когда меня лечат, я стараюсь узнать, почему мне предписывают то или другое. |
|
5. Если я чего-нибудь захочу, не могу дождаться, пока не получу. |
|
6. Я часто краснею. |
|
7. Одно из самых больших моих достоинств - сдержанность. |
|
8. Иногда у меня появляется побуждение пробить стену кулаком. |
|
9. Я бы не сказал, что я сдержанный человек. |
|
10. Если меня кто-нибудь тянет на какое-нибудь общественное мероприятие, я готов его убить. |
|
11. Я редко запоминаю свои сны. |
|
12. Меня злят люди, которые командуют другими. |
|
13. Мне часто бывает плохо. |
|
14. У меня высокие моральные стандарты, как ни у кого другого. |
|
15. Чем больше приобретаю имущества, тем увереннее я себя чувствую. |
|
16. Я всегда нахожусь в центре своих мечтаний. |
|
17. Мне делается неловко от мысли о том, что члены моей семьи могли бы появиться голыми на нудистском пляже. |
|
18. Люди уже мне говорили, что я часто хвастаюсь. |
|
19. Если меня кто-нибудь отвергает, у меня иногда даже возникает желание покончить с жизнью. |
|
20. Я из тех, кто достаточно часто нравится людям. |
|
21. Я иногда бывал так разозлён, что даже ломал вещи. |
|
22. Меня очень раздражают люди, сочиняющие всякие сплетни. |
|
23. Я всегда вижу лучшую сторону жизни. |
|
24. Я считаю, что спортивные упражнения утром хороший способ поддерживать свою форму. |
|
25. Иногда я так зол, что мне хочется, чтобы какой-нибудь катаклизм разрушил окружающий мир. |
|
26. Я не суеверен. |
|
27. Мне уже говорили, что я бываю слишком импульсивным. |
|
28. Меню раздражают люди, которые «рисуются» перед другими. |
|
29. Ненавижу недружелюбных людей. |
|
30. Я очень стараюсь никого не обидеть. |
|
31. Я из тех людей, которые не плачут. |
|
32. Я очень много курю. |
|
33. Мне очень трудно расстаться с тем, что мне принадлежит. |
|
34. Я плохо запоминаю лица. |
|
35. Я допускаю самоудовлетворение, как способ сексуальной разрядки. |
|
36. Я с трудом запоминаю фамилии. |
|
37. Если мне кто-то мешает, я ему ничего не говорю, а сразу же жалуюсь кому-нибудь. |
|
38. Предпочитаю выслушивать мнения по обсуждаемому вопросу, даже если знаю, как его надо решать. |
|
39. Мне никогда не надоедают люди. |
|
40. Я не могу спокойно усидеть на месте. |
|
41. Я мало что помню из своего детства. |
|
42. Я долго не замечаю отрицательные стороны своих знакомых. |
|
43. Прежде чем сердиться, надо все хорошо обдумать. |
|
44. Обо мне говорят, что я доверчив. |
|
45. Мне неприятны люди, которые одним прыжком достигают своей цели. |
|
46. Неприятные мысли я стараюсь выбросить из головы. |
|
47. Я никогда не теряю оптимизма. |
|
48. Перед путешествием я обдумываю каждую мелочь. |
|
49. Иногда я сам вижу, что сержусь на кого-то больше, чем следовало бы. |
|
50. Если дела идут не так, как мне хочется, я иногда становлюсь угрюмым. |
|
51. Во время спора я не премину указать другим на ошибки в их рассуждениях. |
|
52. Если мне бросают вызов, у меня появляется сильное желание его принять. |
|
53. Неприятные фильмы меня бесят. |
|
54. Я раздражаюсь, если на меня не обращают внимания. |
|
55. Люди говорят про меня, что я не эмоционален. |
|
56. Приняв какое-то решение, я даже после этого обдумываю его. |
|
57. Если говорят, что моих способностей недостаточно, чтобы сделать что-либо, то я обязательно стараюсь сделать это. |
|
58. Когда я иду в толпе, у меня иногда возникает желание задеть кого-нибудь плечом. |
|
59. Многие люди меня раздражают потому, что они эгоисты. |
|
60. Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой какую-то работу. |
|
61. Я брезгую некоторыми пищевыми продуктами. |
|
62. Я иногда грызу ногти. |
|
63. Говорят, что я склонен обходить острые вопросы. |
|
64. Если предлагают, я не прочь выпить. |
|
65. Я возмущаюсь, когда слышу вульгарные шутки. |
|
66. Мне иногда снятся вещи, вызывающие неприязнь. |
|
67. Карьеристы меня раздражают. |
|
68. Я не прочь иногда приврать. |
|
69. Я брезгую продукцией из разряда «порнография». |
|
70. Из-за своего характера я имел неприятности по работе. |
|
71. Больше всего я ненавижу людей, которые всегда «плачутся». |
|
72. Разочарование в чем-либо приводит меня в плохое настроение. |
|
73. Если я слышу или читаю о какой-нибудь трагедии, это не меняет моего настроения. |
|
74. Прикосновение к чему-то слизистому вызывает у меня отвращение. |
|
75. Когда я в приподнятом настроении, то начинаю вести себя как ребенок. |
|
76. Я все-таки много спорю с людьми. |
|
77. Я не испытываю неприятных ощущений, когда на похоронах нахожусь в помещении с покойником. |
|
78. Не люблю людей, которые стараются быть в центре внимания. |
|
79. Многие люди меня раздражают. |
|
80. Мыться не в своей ванне для меня настоящее мучение. |
|
81. Мне неловко произносить нецензурные слова. |
|
82. Я раздражаюсь, когда чувствую, что нельзя доверять людям. |
|
83. Мне нужно, чтобы обо мне говорили, что я сексуально привлекателен. |
|
84. Что бы я ни начинал, я никогда не заканчиваю начатого дела. |
|
85. Я стараюсь одеваться так, чтобы выглядеть более привлекательным. |
|
86. Я придерживаюсь более строгих моральных принципов, чем мои знакомые. |
|
87. В споре мои аргументы, как правило, бывают более логичными, чем у других. |
|
88. Люди безнравственные мне неприятны. |
|
89. Когда кто-то меня толкает, я способен взбеситься. |
|
90. Я можно назвать влюбчивым человеком |
|
91. Говорят, что я человек объективный. |
|
92. Когда я вижу окровавленного человека на экране, это почти не волнует меня. |
|
КЛЮЧ:
№ | Название шкалы | Количество вопросов | Ключ |
1. |
Реактивные образования: |
10 |
17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86 |
2. |
Отрицание реальности: |
11 |
1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90 |
3. |
Замещение: |
10 |
8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89 |
4. |
Регрессия: |
17 |
2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75,84 |
5. |
Компенсация: |
10 |
3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85 |
6. |
Проекция: |
12 |
12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88 |
7. |
Вытеснение: |
10 |
6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92 |
8. |
Рационализация: |
12 |
4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91 |
Расшифровка названий шкал
Реактивные образования:процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания, желания, информация, чувства, влечения изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, влиять на поведение индивида и переживаясь как тревоги, страхи и т.п. [124], [152].
Отрицание реальности: защитный механизм, представляющий собой отрицание существования угрожающих внешних факторов [130, с. 381]; непризнание, отвергание ситуаций, конфликтов, игнорирование болезненной реальности, [124, с.410].
Замещение: образования (ошибочные действия, черты характера и пр.), которые замещают бессознательное содержание. Эти подмены следует понимать двояко: в экономическом смысле идёт замещение бессознательного желания симптомом как источника удовлетворения; в символическом смысле речь идёт о замене одного бессознательного содержания другим бессознательным содержанием сообразно с той или иной цепочкой ассоциаций [82, с. 282].
Регрессия: защитный механизм в виде временного возврата на более ранние этапы развития личности, к ребячливым, детским моделям поведения, к инфантильным реакциям. Это способ снижения тревоги путём возврата к более безопасному и приятному периоду жизни и использование способов реагирования, показавших свою успешность в тот период.
Компенсация: стремление при ощущении собственной неполноценности в чём-либо добиться успеха и престижа в другой области. Неудачи в одной области человек стремится компенсировать в другой [74, с.459].
Проекция: приписывание другому человеку, животному, объекту своих собственных качеств, намерений, вытесненных переживаний, черт характера, мыслей, чувств, мотивов, состояний, свойств, неприемлемых желаний [122, с. 295], [124, с. 410], [133, с. 34], [166, с. 155].
Вытеснение: процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания, желания, информация, чувства, влечения изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, влиять на поведение индивида и переживаясь как тревоги, страхи и т.п. [124], [152].
Рационализация: псевдоразумное, псевдологичное, правдоподобное объяснение человеком своих желаний, поступков, мотивов, мыслей, чувств с целью маскировки, сокрытия от своего сознания истинных детерминант собственного поведения, самооправдание, [74, с. 171], [122, с. 336], [124, с. 410], [133, с. 33].
Вам предлагается ряд утверждений, описывающих чувства, которые люди обычно испытывают, или действия, которые люди обычно совершают. Ваша задача - оценить, насколько утверждение верно для вас, поставив отметку в соответствующую колонку против вопроса.
№ |
ВОПРОСЫ |
Абсолютно неверно |
Скорее неверно |
Нечто среднее |
Скорее верно |
Верно |
1. |
Я всегда пытаюсь найти истинную причину неприятностей |
|
|
|
|
|
2. |
Я считаю, что если ложь защитит кого-либо от неприятностей, то нужно солгать |
|
|
|
|
|
3. |
Если я не успел что-то сделать, то я уверен, что у меня просто не хватило времени |
|
|
|
|
|
4. |
Я всегда могу объяснить причины моих поступков |
|
|
|
|
|
5. |
Я часто употребляю в своей речи научные термины |
|
|
|
|
|
6. |
Я всегда стараюсь понять и объяснить свое поведение |
|
|
|
|
|
7. |
Я считаю, что обсуждать конфликтные ситуации нужно на интеллектуальном уровне, оставив эмоции в стороне |
|
|
|
|
|
8. |
Мне не нравится, когда люди лгут |
|
|
|
|
|
9. |
Я считаю, что все люди не против выпить по случаю |
|
|
|
|
|
10. |
Большинство людей очень агрессивны и не хотят себя контролировать. |
|
|
|
|
|
11. |
Все, кто имеет власть, использует её для своей выгоды |
|
|
|
|
|
12. |
Пытаясь понять других, я опираюсь на опыт своих переживаний |
|
|
|
|
|
13. |
Уверен, что если я не обвиняю других людей в их недостатках, то и они относятся ко мне хорошо |
|
|
|
|
|
14. |
Я считаю, что все люди стремятся избегать ответственности |
|
|
|
|
|
15. |
У меня есть любимое дело (хобби), которым я могу заниматься сколько угодно долго. |
|
|
|
|
|
16. |
Занятия спортом или физическая активность помогает мне забывать раздражение и гнев. |
|
|
|
|
|
17. |
Когда я занимаюсь любимым делом, я забываю обо всём. |
|
|
|
|
|
18. |
Когда я переживал несчастную любовь, у меня возникло желание заниматься творчеством. |
|
|
|
|
|
19. |
Для меня смысл жизни - это моё дело. |
|
|
|
|
|
20. |
У меня много хобби. |
|
|
|
|
|
21. |
Я с головой ухожу в работу, когда у меня не ладятся дела на личном фронте. |
|
|
|
|
|
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
В вопроснике отражены три шкалы: вопросы 1-7 - рационализация; вопросы 8-14 - проекция; вопросы 15-21 - сублимация.
Посчитайте количество очков по каждой шкале.
Абсолютно неверно |
- |
1 балл; |
Скорее неверно |
- |
2 балла; |
Нечто среднее |
- |
3 балла |
Скорее верно |
- |
4 балла |
Верно |
- |
5 баллов |
Максимальный балл - 35;
Минимальный - 7.
Если вы набрали по конкретной шкале 7-17 баллов, то уровень развития соответствующей защиты у вас низкий. Если ваш результат находится в интервале 18-27 баллов, то защита развита на среднем уровне. Наконец, интервал 28-35 характеризует высокий уровень развития защиты.
Определите, от каких травмирующих воздействий пытаются избавиться люди в описанных ниже ситуациях[3], какие механизмы психологической защиты используются, как они работают и к каким результатам приводят.
№ | Название защиты | Кол-во | Ключ |
1. |
Вытеснение |
2 |
6, 8 |
2. |
Замещение |
4 |
1, 3, 13, 16 |
3. |
Игнорирование[5] |
2 |
7, 20 |
4. |
Проекция |
3 |
10, 15, 18 |
5. |
Реактивное образование |
3 |
12, 14, 17 |
6. |
Рационализация |
4 |
2, 4, 5, 19 |
7. |
Сублимация[6] |
2 |
9, 11 |
Выше уже упоминалось, что психологическая защита является не всегда успешной формой реагирования организма на травмирующее обстоятельство. Более конструктивной формой реагирования является «преодолевающее поведение».
В работе Т.В.Барлас [18] содержится один из возможных способов классификации видов преодолевающего поведения. Их можно разделить на две группы: адаптивные и паллиативные.
Адаптивное преодолевающее поведение направлено на разрешение конфликта. Оно заключается в попытках непосредственного разрешения проблемы, лежащей в основе конфликта. Основными видами адаптивного поведения являются: поиск информации, поэтапное решение проблемы, обращение за помощью. Вместе с тем, когда человек сталкивается со сложным и болезненным конфликтом, у него не всегда хватает терпения и рассудительности, чтобы трезво спланировать свои действия, постараться разумно осмыслить положение вещей, выбрать, к кому нужно обратиться за помощью. Поэтому даже при преодолении разрешимого конфликта, иногда бывает полезно обращение к паллиативному преодолевающему поведению, используя его наряду с адаптивным.
Паллиативное преодолевающее поведение направлено на психологическое приспособление к неразрешимому или неразрешённому конфликту, а также к эмоциональным проблемам, возникающим в ходе разрешения конфликта. Направленное на преодоление отрицательных эмоций, связанных с конфликтом, оно и по функциям, и по основным механизмам напоминает психологические защиты. Основное его отличие от защит - осознание в большей или меньшей степени, как самого конфликта, так и способов его преодоления.
Ниже приводится опросник (упражнение), используя которое можно получить представление о некоторых видах преодолевающего паллиативного и адаптивного поведения.
Вспомните по одной ситуации потери, угрозы, новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, вы должны их хорошо помнить).
Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).
В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:
1. Получили профессиональную помощь.
2. Не выражали свои чувства.
3. Мечтали о лучших временах.
4. Выросли как личность.
5. Получили толчок для творчества.
6. Упорно стояли на своем.
7. Пытались отдохнуть.
8. Старались забыться.
9. Шутили по поводу ситуации.
10. Больше спали.
11. Отказывались верить.
12. Обвинили себя.
13. Во всем винили других.
14. Надеялись на чудо.
15. «Сорвали чувство на другом человеке.
16. Чувствовали, что должны просто подождать.
17. Положились на судьбу.
18. Старались больше узнать о ситуации.
19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.
20. Сосредоточились на хорошем.
21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.
22. Дали выход чувствам.
23. Фантазировали, что будет, когда это все кончится.
24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.
25. Изменились.
26. Продолжили еще более усердные попытки.
27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.
28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.
29. Относились к ситуации несерьезно.
30. Были озабочены сохранением сил и энергии.
31. Изменили точку зрения.
32. Критиковали себя.
33. Пытались не быть опрометчивым.
34. Желали бы изменить прошлое.
35. Стали раздражительным.
36. Выжидали, что будет.
37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.
38. Составили и выполняли план.
39. Сказали себе, что будет лучше.
40. Просили совета.
41. Говорили о своих чувствах.
42. Думали о нереальном.
43. Нашли новую веру.
44. Научились чему-то новому.
45. Сохранили тот же образ действий.
46. Использовали способы самоуспокоения.
47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.
48. Видели смешную сторону.
49. Откладывали и медлили.
50. Отказывались считать проблемой.
51. Приняли основную тяжесть на себя.
52. Пытались приспосабливаться.
53. Желали, чтобы ситуация исчезла.
54. Что-то разбили, разрушили.
55. Ничего нельзя было сделать.
56. Приняли как неизбежное.
57. Анализировали ситуацию.
58. Искали поддержки.
59. Контролировали чувства.
60. Пересмотрели свои ценности.
61. Появилось новое понимание себя.
62. Действовали, как будто ничего не произошло.
63. Обратились к другой деятельности
64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.
65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.
66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.
67. Чувствовали себя виноватым.
68. Пересмотрели поспешно принятое решение.
69. Желали, чтобы все скорее кончилось.
70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.
71. Уверовали в высшую силу.
72. Непосредственно выражали чувства.
73. Проводили время в мечтах.
74. У вас не было эмоциональной реакции.
75. Думали о другом.
76. Осуществляли действия поэтапно.
77. Отдалились от других.
78. Думали и не принимали решения.
79. Сравнивали свои заботы с чужими.
80. Искали удовлетворение где-то еще.
81. Избегали поиска причин.
82. Выискивали, кого обвинить.
КЛЮЧ
|
Виды преодолевающего поведения |
№ вопросов |
1. |
Разрядка |
15, 35, 54 |
2. |
Рациональные действия |
18, 38, 57, 70 |
3. |
Поиск помощи |
1, 21, 40, 58 |
4. |
Настойчивость |
6, 26, 45 |
5. |
Отстранение |
62, 66, 74 |
6. |
Фатализм |
16, 17, 36, 55, 56 |
7. |
Выражение чувств |
22, 41, 72 |
8. |
Позитивное мышление |
19, 20, 39 |
9. |
Отвлечение |
63, 75, 80 |
10. |
Фантазия |
3, 23, 42, 73 |
11. |
Отрицание |
11, 31, 50 |
12. |
Самообвинение |
12, 32, 51, 67 |
13. |
Поэтапные действия |
64, 76 |
14. |
Сравнение |
37, 79 |
15. |
Успокоение |
7, 10, 27, 46 |
16. |
Контроль эмоций |
2, 59 |
17. |
Осторожность |
33, 52, 68 |
18. |
Приобретение силы |
4, 5, 24 |
19. |
Уход |
65, 77 |
20. |
Самоизменение |
25, 44, 60, 61 |
21. |
Преодоление вне реальности |
14, 34, 53, 69 |
22. |
Сдерживание |
8, 28, 47, 81 |
23. |
Юмор |
9, 29, 48 |
24. |
Нерешительность |
30, 49, 78 |
25. |
Оценка вины |
13, 82 |
26. |
Вера |
43, 71 |
Следует отметить, что и поведение, связанное с действием психологических защит, и различные виды преодолевающего поведения, не могут исчерпать всего многообразия поведения человека. На этот факт обращает внимание один из представителей гуманистического направления А.Маслоу, дополняя указанные виды поведения его экспрессивными вариантами.
Современная психология слишком прагматична, и поэтому некоторые области человеческой деятельности, которыми ей следовало бы заинтересоваться, остались без должного внимания. Психологи так озабочены результатами, технологией, средствами, что почти ничего не могут сказать нам о красоте, искусстве, забаве, игре, восторге, удивлении, благоговейном трепете, радости, любви, счастье, и прочих «бесполезных», с их точки зрения, реакциях и высших переживаниях. Психология почти ничего не может дать человеку, стремящемуся к познанию высшей истины, человеку, превыше всего ценящему радость самовыражения, будь то музыкант, художник, писатель, аксиолог, теолог, гуманист. Психология виновата в том. Что ничего не предлагает человеку, который отчаянно жаждет познания естественных основ своей человечности, человеку, который нуждается в чёткой и ясной системе ценностей. Исследуя и должным образом используя разграничение между экспрессивным и функциональным поведением, между экспрессией и преодолением (coping) или, говоря иначе, между «полезным» и «бесполезным» поведением, мы сможем существенно расширить юрисдикцию психологии, включить в неё те области знания, которые до сих пор не попали в сферу её внимания [98, с. 197].
Ниже приводятся различия между преодолевающим и экспрессивным поведением.
Таблица 15. Различия между функциональным и экспрессивным поведением [98, с. 198]
|
Функциональное (полезное, преодолевающее) поведение |
Экспрессивное («бесполезное») поведение |
1. |
Целенаправленно и мотивировано; |
Часто бывает немотивированным; |
2. |
Детерминировано внешними - средовыми и/или культуральными - переменными; |
Детерминировано главным образом состоянием организма; |
3. |
Легко понять как результат научения; |
Скорее антагонистично научению; представляет собой результат высвобождения, раскрепощения подавленных внутренних тенденций; |
4. |
Достаточно хорошо поддаётся контролю (подавлению, аккультурации); |
Обычно неконтролируемо, а порой даже принципиально неподконтрольно; |
5. |
Устремлено к изменению текущей внешней ситуации и, как правило, оно достигает этой цели; |
Не направлено на внешний объект, а если и вызывает какие-то внешние изменения, то делает это непредумышленно; |
6. |
Это поведение-средство и направлено на удовлетворение тех или иных потребностей организма или на устранение возникшей угрозы; |
Чаще всего самоцельно; |
7. |
Как правило, осознаётся индивидуумом (хотя может быть и неосознанным); |
Обычно неосознаваем; |
8. |
Предполагает некоторые усилия со стороны индивидуума. |
В большинстве случаев не требует усилий. |
Отметьте, пожалуйста (галочкой или крестиком в одной из 5 колонок справа от текста вопросов), в какой степени, предложенные Вам ситуации, вызывают негативные переживания, состояние внутренней напряженности и переживаются как конфликтные.
№ | Текст вопросов | «в очень слабой степени» («не вызывают») | > «в слабой степени» | «иногда вызывают негативное отношение, иногда нет» | «в высокой степени» | «в очень высокой степени» |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Мне случается действовать в условиях, когда люди, чьи мнения мне приходится учитывать, имеют противоположные точки зрения на то, как я должен действовать. |
|
|
|
|
|
2. |
Бывает, что знаешь, что так нельзя поступать, но в интереса дела приходится делать (выполнять). |
|
|
|
|
|
3. |
Мне приходится выполнять работу, которая не соответствует моим желаниям, устремлениям. |
|
|
|
|
|
4. |
Бывает, что руководство требует от меня план любой ценой, а люди, которыми я управляю, ждут к себе чуткого и внимательного отношения с моей стороны. |
|
|
|
|
|
5. |
Бывает, что заработная плата не компенсирует моих усилий по выполнению моих обязанностей. |
|
|
|
|
|
6. |
Случается, что меня затрудняет работа в условиях, когда к людям, которыми я управляю, я обращаюсь с просьбами, советами (уговорами), а руководство ко мне с приказами и "нажимами". |
|
|
|
|
|
7. |
Бывает, что когда я действую против ожиданий (требований) группы, которой я руковожу, мне не по себе. |
|
|
|
|
|
8. |
Мне приходится решать вопросы, когда у руководимых мною людей, и моего руководства различное понимание конкретных ситуаций, целей, задач и сроков их выполнения. |
|
|
|
|
|
9. |
У меня слишком много обязанностей и маловато прав. |
|
|
|
|
|
10. |
Мне приходится разрешать споры, разногласия (конфликты) среди руководимых мною, а я чувствую, что роль «судьи» не для меня. |
|
|
|
|
|
11. |
Бывает, что руководство и руководимые мною имеют противоположное (разное) мнение о том, какие методы воздействия (руководства) на коллектив я должен применять. |
|
|
|
|
|
12. |
Случается, что я должен и имею право наказать за проступок «по всей строгости закона», а обстоятельства таковы, что приходите ограничиваться только разговором или другим легким наказанием. |
|
|
|
|
|
13. |
Мне приходится делать ежедневно большое количество бесполезной, ненужной и несвойственной моему положению работы, и это выводит меня из себя. |
|
|
|
|
|
14. |
Бывает, что количество обязанностей, которое я должен выполнять, мешает хорошему качеству их выполнения. |
|
|
|
|
|
15. |
Руководство считает, что я должен обладать настойчивостью, умением требовать, а те, кем я руковожу, считают, что, прежде всего, я должен быть чутким, внимательным, «входить в их положение». |
|
|
|
|
|
16. |
Мне приходится требовать выполнения трудовой дисциплины в условиях неритмичности и разнообразных фарс мажорных обстоятельствах. |
|
|
|
|
|
17. |
Меня тяготит постоянный контроль за поведением и работой других. |
|
|
|
|
|
18. |
Разное представление о моих обязанностях у руководства и у моих подопечных порой доставляет мне много хлопот, неприятностей. |
|
|
|
|
|
19. |
Мне случается получать задания без необходимых для их выполнения человеческих ресурсов и материалов. |
|
|
|
|
|
20. |
Мне приходится работать в условиях, когда я не вижу перспективы своего служебного роста. |
|
|
|
|
|
21. |
Случается, что моя работа служит помехой (препятствием) для моей семейной (личной) жизни из-за большой занятости и постоянных задержек на работе. |
|
|
|
|
|
22. |
Бывает, что я получаю одновременно два или более срочные задания от различных начальников (например, от непосредственного и вышестоящего или от начальника и его заместителя). Причём оба считают своё задание первоочередным. |
|
|
|
|
|
23. |
Бывает, что требуют выполнить задание немедленно, а мы в это время выполняем другое, не менее срочное задание. |
|
|
|
|
|
24. |
Мне приходится работать в условиях, когда престиж непосредственного руководителя в организации не так высок, как хотелось бы. |
|
|
|
|
|
25. |
Случается, что когда я применяю «мягкие» меры воздействия, мной недовольно руководство, «жесткие» - те, чьей деятельностью я управляю. |
|
|
|
|
|
26. |
Бывает, что приходится жертвовать качеством, для того, чтобы побольше успеть в количественном отношении, и это лежит на моей совести. |
|
|
|
|
|
27. |
Мне часто приходится выполнять работу не так, как мне хотелось бы. |
|
|
|
|
|
28. |
На мне «висит» столько обязанностей и всяких дел на работе, что не передохнуть. |
|
|
|
|
|
29. |
Мне приходится работать в ситуациях, когда люди, которыми я руковожу, ждут от меня одного решения, а руководство - другого. |
|
|
|
|
|
30. |
Я постоянно работаю на пределе моих сил. |
|
|
|
|
|
31. |
Мне приходится работать в условиях, когда мое мнение о способах выполнения работы расходятся с мнением руководства, а это осложняет работу. |
|
|
|
|
|
32. |
При решении вопросов на работе мне приходится совершать такие поступке (действия), которые признаются одними людьми и отвергаются другими, причем мнение и тех, и других я должен учитывать одинаковой степени. |
|
|
|
|
|
33. |
Бывает, что для того, чтобы выполнить задание, приходится поступиться некоторыми установленными правилами (инструкциями). |
|
|
|
|
|
34. |
Меня беспокоит, что на мне лежит большая ответственность. |
|
|
|
|
|
35. |
Мне приходится выполнять противоречивые обязанности, а это вызывает всегда внутреннюю напряженность. |
|
|
|
|
|
36. |
Бывает, что я должен одновременно удовлетворять требования (ожидания) и руководства, и руководимых мною, и эти требования не всегда совпадают. |
|
|
|
|
|
37. |
Бывает, что за один день невозможно сделать, весь планируемый объем работы, хотя первоначально казалось, что это возможно. |
|
|
|
|
|
38. |
Мне приходится выполнять задания (действовать) по указке руководителя, хотя я лично имею совершенно другое мнение на этот счет. |
|
|
|
|
|
39. |
Случается, что мне нелегко учитывать интересы разных людей (групп), так как часто они слишком противоречивы. |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
|
Всем утверждениям, оцененным опрашиваемым как «в очень высокой степени» приписывается 5 баллов; «в высокой степени» - 4; «в средней степени» - 3; «в слабой степени» - 2, «в очень слабой степени» - 1 балл. Итоговый балл получается путём сложения баллов по каждому вопросу. Для вынесения окончательного заключения об уровне ролевого конфликта у данного лица полученный суммарный балл необходимо сопоставить с величиной, характеризующей зоны ролевого конфликта по степени выраженности. Таких зон три; высокая, средняя, низкая; соответственно этому выделяются и три группы лиц по степени выраженности ролевого конфликта. К группе с высоким уровнем ролевого конфликта относятся лица, набравшие 133 балла и выше. В группу с низким уровнем конфликта попадают респонденты, у которых 85 баллов и ниже. К группе со средней степенью выраженности ролевого конфликта относятся респонденты, получившие от 86 до 133 баллов.
Предлагаемая шкала включает суждения, отражающие противоречия, которые возникают в деятельности руководителя первичного коллектива, между:
А. Ожиданиями и требованиями, предъявляемыми сверху" и "снизу".
1, 4, 8, 11, 15, 18, 22, 25, 29, 32, 36
В. Сложившимися условиями, возможностями руководителя и требованиями к нему как организатору производственного процесса (например, необходимость требования соблюдения трудовой дисциплины в условиях неритмичности производства, то есть отношение в поведение в таких ситуациях, которые отражают проблемы и противоречия самого производства).
2, 5, 9, 12, 16, 19, 23, 26, 30, 33, 37
С. Ожидания, которые обращены к нескольким ролям, выполняемым одной и той же личностью и требующим частично противоречивого поведения. Другими словами рассогласования в ожиданиях в силу множественности ролевого диапазона личности руководителя.
7, 14, 21, 28, 35, 39
Д. Внутренними устремлениями, нормами, ценностями личности я требованиями выполняемой роли, или предписанным ролевым поведением (например, когда тяготит ответственность в роли руководителя, необходимость постоянного контроля за поведением и работой подчиненных).
3, 6, 10, 13, 17, 20, 24, 27, 31, 35, 38
Описанные аспекты ролевого конфликта (А. В, С, Д) соответствуют, в целом, сложившейся типологии РК: личностно-ролевой, межролевой и внутриролевой конфликты. Следует заметить, что, если субшкалы А, В и Д состоят из 11 вопросов, то субшкала С содержит в своём составе только 6 вопросов. Поскольку в данном тесте не приведены показатели стандартизации по отмеченным субшкалам, постольку это означает, что сравнивать между собой по степени выраженности можно только субшкалы А, В и Д. Для того, чтобы иметь возможность сравнивать между собой все 4 субшкалы и делать на данном основании заключение о доминировании в профиле того или иного типа ролевого конфликта, необходимо провести дополнительную работу по стандартизации шкал указанного теста. Однако даже в таком усеченном виде приведённый тест даёт весьма богатый материал для размышлений о причинах внутреннего конфликта человека.
Предлагаемая шкала может использоваться и для оценки объективно сложившейся ситуации на конкретном рабочем месте, т.е. для анализа объективного ролевого конфликта. В данном случае следует лишь изменить инструкцию. При этом опрашиваемым субъектам предлагается следующий вопрос: «Как часто перечисленные ситуации встречаются в Вашей работе?». Возможны ответы: "Очень часто", "часто", "иногда", "редко", "очень редко", ("почти не бывает"). В процессе обработки этим ответам приписывают соответственно баллы 5,4,3,2,1.
Данный опросник предложен М.Куном и Т.Мак-Партландом в 1954 году и является вариантом нестандартизированного самоотчёта. Этим он сближается с проективными методиками исследования личности. В оригинале тест называется «Twenty Statements Attitude Test» и предназначен для исследования самоотношения.
Ниже на странице вы видите 20 пронумерованных пустых линеек. Будьте добры, напишите на каждой из них ответ на простой вопрос «Кто Я?». Напишите просто 20 различных ответов на этот вопрос. Отвечайте так, как будто Вы отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности или важности. Пишите быстро, поскольку Ваше время ограничено и составляет 12 минут»
1. Я_________________________________________________________________________
2. Я_________________________________________________________________________
3. Я_________________________________________________________________________
4. Я_________________________________________________________________________
5. Я_________________________________________________________________________
6. Я_________________________________________________________________________
7. Я_________________________________________________________________________
8. Я_________________________________________________________________________
9. Я_________________________________________________________________________
10. Я_________________________________________________________________________
11. Я_________________________________________________________________________
12. Я_________________________________________________________________________
13. Я_________________________________________________________________________
14. Я_________________________________________________________________________
15. Я_________________________________________________________________________
16. Я_________________________________________________________________________
17. Я_________________________________________________________________________
18. Я_________________________________________________________________________
19. Я_________________________________________________________________________
20. Я_________________________________________________________________________
Обработка результатов осуществляется методом контент-анализа. Согласно подходу создателей указанной методики, все ответы можно разбить на две категории: объективное упоминание; субъективное упоминание.
Эти содержательные категории отвечают, с одной стороны, за отнесение себя к группе или классу, чьи границы и условия членства знают все (т.е. конвенциональное, объективное упоминание), а с другой стороны, характеристики себя, которые связаны с группами, классами, чертами, состояниями или любыми другими моментами, которые для их выяснения либо требуют указания самого респондента, либо для этого необходимо соотнесение его с другими людьми (т.е. субъективное упоминание). Примерами первой категории являются такие характеристики себя, как «студент», «девушка», «муж», «баптист», «уроженец Чикаго», «дочь», «старший ребёнок», «изучающий инженерное дело», т. е. Утверждения, относящиеся к объективно определённым статусам и классам. Примером субъективных категорий являются такие, как «счастливый», «усталый», «очень хороший студент», «слишком толстый», «хорошая жена», «интересная» [81, с. 182-183].
Считается, что порядок называния категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков, однако, по мнению Л.Ф.Бурлачука и С.М.Морозова [31, с. 77-78], это не является доказанным. Сами авторы методики, проводя исследования, установили, что порядок ответов, даваемых респондентами, свидетельствует о том, что они склонны исчерпывать весь запас объективных характеристик прежде, чем будут использованы субъективные характеристики. При этом, если респонденты всё же обращались к субъективным характеристикам, то в дальнейшем они были склонны больше не возвращаться к объективным признакам. В русскоязычной литературе заслуживает внимания попытка разработки стандартизированного варианта обработки указанного теста, предпринятая Ю.А.Васильевой [32]. Поскольку, как отмечает автор, ей не удалось найти в литературе чёткого алгоритма интерпретации теста «Кто Я», то был разработан «ключ», позволяющий определить: идентификацию; личностные характеристики; внешние признаки; пропуски (отсутствие ответов, когда вместо заданных инструкцией 20 характеристик испытуемый даёт меньшее количество их. [32, с. 63].
Таблица 16. Примерный ключ обработки и интерпретации результатов теста «Кто Я?»
Категории |
% от общего количества ответов |
||
Юноши |
Девушки |
||
Идентификация |
Возрастная |
|
|
Общечеловеческая |
|
|
|
Национальная |
|
|
|
Региональная |
|
|
|
Религиозная |
|
|
|
Половая, |
|
|
|
Семейная |
|
|
|
Межличностная |
|
|
|
Профессиональная |
|
|
|
Индивидуальные особенности |
«Я», имя |
|
|
Личностные качества |
|
|
|
Личностная позиция |
|
|
|
Предпочтения |
|
|
|
Умения, способности |
|
|
|
Поведенческие особенности |
|
|
|
Формальные критерии |
|
|
|
Пропущен ответ |
|
|
|
Предполагается, что полученные данные сначала разбиваются на указанные группы, а потом высчитывается средние показатели по каждой группе признаков. Из этого делается заключение о преобладании той или иной ролевой идентификации и возможных проблемах ролевого развития.
[1] В данной работе приводится неадаптированный 92 вопросный вариант методики, взятый из работы авторов из Санкт-Петербурга [118]. Поскольку в отношении данной методики мы не располагаем стандартизированными данными, то приводим её лишь в иллюстративных целях, хотя при соответствующей доработке она может быть использована и в исследовательском контексте. В своей преподавательской деятельности мы используем её как материал для обучения студентов и слушателей навыкам адаптации, валидизации, стандартизации «сырых» показателей и проверки надёжности методики.
[2] Поскольку в работе, из которой мы взяли указанную методику, отсутствуют показатели стандартизации и валидизации указанной методики, мы её относим к разряду популярных, несмотря на то, что она была разработана при поддержке средств одного из фондов развития науки. По этой же причине мы рекомендуем её использовать лишь в иллюстративных целях и вне исследовательского контекста.
[3] Ситуации 1-5 взяты из книги К.Обуховскиого [108].; ситуации 6-18 - из книги Ж.Годфруа. [38]
[4] Расшифровку 5 психологических защит («вытеснение», «замещение», «проекция», «рационализация» и «реактивное образование») можно найти в конце приведенного выше опросника Келлермана-Плутчека. Мы несколько изменили ключ ситуаций по сравнению с работой, откуда мы взяли указанное упражнение. Так, название в ключе «реактивное образование» заменило в оригинале название «противоположная реакция», ситуации отнесенные к механизму «вымещение» были соединены и заменены более принятым в классическом психоанализе термином «замещение», ситуация № 6, идентифицируемая в оригинале как «подавление», была переобозначена на «вытеснение», поскольку её описание противоречит определению принятому в психиатрии и психотерапии [124. Другими словами, мы несколько упростили ключ, исходя из того, что на начальном этапе знакомства с механизмами психологической защиты, изобилие нюансов и детализация могут сильно запутать и без того достаточно сложный материал.
[5] Игнорирование (синоним- перцептивная защита) - автоматическая реакция невосприятия при наличии болезненного расхождения между поступающей и имеющейся информацией [124, с.410]. На бессознательном уровне повышается порог восприятия и травмирующая информация не пропускается в сознание.
[6] Сублимация - в психоанализе З. Фрейда - преобразование энергии сексуального влечения, которое не может быть реализовано, в энергию социально приемлемой и поощряемой деятельности - творчества, спорта и т.п. З. Фрейд высказывал предположение, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация сексуального влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры - благодаря ей одной стал возможен необычайный подъём в науке, искусстве и идеологии, которые играют важную роль в нашей цивилизованной жизни [166, с. 132]. Анна Фрейд называла сублимацию смещением инстинктивных целей, что не противоречит пониманию сублимации Зигмундом Фрейдом.
[7] В связи с тем, что указанная методика была разработана для определения степени выраженности ролевого конфликта у руководителей из производственной сферы название «подчинённые» было нами заменено на более нейтральные обозначения «люди, деятельностью которых я руковожу (управляю)», «руководимые мною», а термин «начальство» на «руководство». Хотя этот шаг является не вполне корректным, если речь идёт об использовании методики в исследовательском плане, однако в плане самопознания круг лиц, к которому она апеллирует значительно расширяется.