ENG
         
hpsy.ru/

../../Психология внутреннего конфликта человека

1.4 Ролевой подход

В рамках этого подхода [1], по определению, авторство которого приписывается Линтону [10], роль рассматривается как динамический аспект статуса, т.е. его наиболее изменчивая сторона.

В принципе, через призму характеристики статусности можно рассмотреть значительную часть указанных выше теорий, что еще раз доказывает относительность деления конфликтующих внутри человека сторон по различным психологическим направлениям. Так, например, в психоаналитическом направлении ядро Super-Ego по Фрейду составляют запреты отца, статус которого для человека на разных возрастных этапах, хотя и меняется, однако играет существенную роль для становления личности субъекта и разрешения внутриличностных конфликтов последнего на протяжении всей жизни. Аналогичную позицию можно занять и по отношению к направлению трансактного анализа и гештальт теории. В последней различные стороны Ego вряд ли можно полностью отождествить с проигрыванием той или иной роли, и, тем не менее, отрицание сопричастности последней к рассмотрению целостного образа Я вряд ли будет верным.

В то время как предыдущие теории можно назвать собственно психологическими, ролевой подход является одним из вариантов социологического подхода к решению проблемы внутреннего конфликта. Однако было бы не верно считать, что социологический подход занимается только теми конфликтами, которые выходят за границы «тела» одного человека, поскольку апеллирует к понятию социального.

«Теория ролей не ограничивается одним только измерением, социальным. Психодраматическая теория ролей, имеющая дело с психиатрической ориентацией, гораздо обширнее. Она распространяет концепцию ролей на все измерения жизни» [Цитата по 88, с. 101][2]..

Классификация ролей

Согласно ролевому подходу Я.Морено [104] в интерпретации Г.Лейтц [88], развитие человека связано с его ролевым развитием. При этом возможно выделение, как минимум, следующих групп ролей[3]: соматические (психосоматические) роли, психические роли, социальные роли, трансцендентные[4](интегративные, трансперсональные) роли.

Соматические роли являются первыми ролями человека. С их исполнением связана вся его жизнь вплоть до самой смерти. Исполнение соматических ролей, например, принимающего пищу, является непременным условием не только сохранения жизнедеятельности организма, но и дальнейшего его развития и перехода к другим ролевым уровням.

Психические роли являются следующей ступенью ролевого развития человека. К соматической роли «принимающего пищу» добавляется роль наслаждающего. В роли наслаждающегося ребенок чувствует себя ещё лучше, чем просто в роли физиологически удовлетворяющегося. Новая роль со своей стороны способствует дальнейшему духовному, умственному и физическому развитию ребёнка. Психическая роль расстроенного, наоборот, приводит к торможению потребностей, нарушению аппетита и трудностям в обучении. Психическими ролями человека определяется характер исполнения им социальных ролей. Психические роли, как правило, связанны с исполнением других ролей. Они имеют особое значение в возникновении ролей-кластеров и кластерного эффекта, который будет обсуждаться несколько ниже.

Социальные роли - это те роли, в которых человек чаще всего вступает в соприкосновение с внешними реалиями, например в качестве служащего, члена трудового коллектива, спортсмена, супруга, отца, сына и т.д. Всем социальным ролям соответствует ролевой статус, существующий независимо от носителя роли. В своих социальных ролях человек не только действует в соответствии с ожиданиями и требованиями общества, но и, принимая всё более дифференцированные роли, развивает самого себя. Сумма всех социальных ролей человека соответствует тому компоненту личности, который в психологии К.Г.Юнг называет «персона».

Как правило, человек располагает достаточной внутренней свободой, чтобы не только усвоить свои социальные роли или профессионально их деформировать, но и пользоваться ими для преобразования жизни. Однако, чем сильнее человек идентифицируется со своими социальными ролями, тем более слабой является или становится его личность, тем стереотипнее его поведение. Ослабленный в своём «Я», такой человек уже не способен спонтанно справляться с требованиями чрезвычайных ситуаций. При известных условиях в связи с появлением чувства страха гражданское мужество, самоутверждение и самоактуализация ему уже (или пока ещё) не доступны. Его жёсткая ролевая конформность служит скорее защите от страха, нежели исполнению ролей.

Трансцендентные роли, это такие роли, в которых человек переживает себя не просто в единении с другими людьми, но также и как существо возвышающееся над уровнем «человеческого, слишком человеческого». Он преодолевает какое бы то ни было отчуждение, вступая в новое, осознанно - эмпатическое взаимодействие с надындивидуальным бытием, космосом. Спектр ролей на трансцендентном ролевом уровне достаточно обширен - от сферы этического и креативного до сферы абсолютно религиозного. В последнем случае индивид полностью растворяется в надличностном, как, например, принц Гуатама в роли Будды и Иисус из Назарета в роли Христа.

Если взрослый человек актуализирует социальные, психические и соматические роли, то они для него достаточно очевидны. Он воспринимает их в повседневности как стереотипные и считает их менее важными, чем свою личность. Если актуализируются трансцендентные роли, то они кажутся человеку необыкновенными, сакральными, архетипными. Благодаря ним он ощущает себя ответственным за свою жизнь и нередко считает эту роль более важной, чем свою личность. Стереотипные роли воспринимаются здоровым человеком как подчиненные его личности, архетипные - как роли, которым он подчинён сам.

Если разместить по графам четыре трансцендирующие друг в друга ролевые категории, то получится следующая таблица.

Таблица 5. Ролевые категории

Ролевое развитие и его нарушения

Человеческое развитие - это постоянная прогрессия от соматических ролей, имеющихся уже к концу эмбриональной стадии - растущего, дрыгающего ногами, - к трансцендентальным ролям. В ходе нормального развития на каждой стадии добавляются новые роли, тогда как отдельные уже существующие роли теряют свое значение или же исчезают вовсе. Однако большая часть ролевого репертуара всё же сохраняется или же на более или менее длительное время переходит в скрытое состояние, например, роль школьника в отличие от роли учащегося. Исключение составляют чётко ограниченные во времени соматические роли, такие, как роль человека, у которого режутся зубы, роженицы, больного и т.д., равно как и ограниченные во времени ролевые кластеры, объединяющие различные роли в роли более высокого порядка, например в роли ребёнка. Важные соматические роли, такие, как роль дышащего, принимающего пищу и т.д., с рождения до самой смерти являются базальными жизненными ролями. Также и на психическом ролевом уровне ролевое поведение, освоенное в детстве, не сходит «на нет» при актуализации социальных и трансцедентно-интегративных ролей, а может только варьировать.

В социальных ролях особенно чётко проявляются фазы подъема, кульминации, спада и угасания. Их поворотные пункты, так же как и поворотные пункты соматических ролей, часто сопряжены с кризисами, которые могут вести к психическим расстройствам.

В качестве нарушений ролевого развития психопатологические синдромы проявляются тремя принципиально различными способами:

1. В перескакивании на другие ролевые уровни, минуя промежуточные.

2. В застое развития

3. В регрессии, то есть в частичном или полном отходе с уже достигнутых ролевых уровней.

С точки зрения ролевого подхода здоровье человека представляет собой направленное, последовательное развитие в направлении будущего (прогрессия), болезнь же - застой или регрессию.


Рис. 13. Варианты ролевого развития и его патологии[5]

При определённых нарушениях развития может оказаться пропущенным тот или иной ролевой уровень: развитие идёт не последовательно с одного ролевого уровня на другой, а протекает скачкообразно. Это, как правило, приводит к патологии, выражающейся в «пробелах» личности. И хотя эти скачки в развитии имеют прогредиентное направление, при каждом из них существует две возможности проявления расстройства, в соответствии с которыми оно приобретает либо черты (сверх-) смелости, либо черты относительной боязливости или осторожности в рамках общей прогрессии.

Если в развитии происходит скачок с соматического ролевого уровня (1) на социальный (3), то есть прежде, чем в достаточной степени было освоено психическое ролевое поведение, то возникают следующие нарушения:


Рис. 14. Психопатическое развитие

Если в развитии происходит скачок с психического ролевого уровня (2) на трансцендентный (4), то есть без достаточного овладения социальным ролевым уровнем, то возникают нарушения, которые в совокупности относят к нарушениям шизоидного круга:

Рис. 15. Шизоидное развитие

Скачкообразная прогрессия образует «пробелы» в личности. И всё же это прогрессия, почему данные люди не страдают по-настоящему.

В отличие от данного развития событий регрессия является причиной чувства неудовлетворённости человека. В рамках регрессии смелость столь же относительна, как страх при прогрессии. Поэтому, если, говоря о прогрессии страх можно назвать осмотрительностью, то в рамках регрессии смелость понимается как защита от страха.

Рис. 16 Невротическая регрессия или застой

На Рис. 16 регрессия 4-3 не означает, что данный человек освоился с жизнью в четвёртой ролевой категории. Возникающие здесь невротические симптомы гораздо чаще оказываются остановкой или задержкой на третьем ролевом уровне: хотя человек созрел для трансценденции к четвертому ролевому уровню, вместо этого он судорожно цепляется за третий ролевой уровень.

После достигнутого прочного закрепления личности на третьем социальном ролевом уровне может возникнуть маниакально-депрессивное помешательство:


Рис. 17.Психотическая регрессия

При недостаточном закреплении личности на третьем ролевом уровне при регрессии может иметь место шизофренная картина болезни:


Рис. 18.Шизофренная регрессия

До сих пор мы имели дело с последовательной постепенной регрессией. Однако регрессия также как и прогрессия может происходить скачкообразно. В этом случае могут встречаться более серьезные и острые расстройства психики


Рис. 19.Другие формы скачкообразной шизофренной регрессии

Из сказанного становится понятным, что корни последующих внутренних ролевых конфликтов могут лежать в сфере описанной выше ролевой динамики.

Классификация внутренних ролевых конфликтов

Если говорить о рассмотрении собственно ролевых конфликтов, то в качестве противоборствующих сторон внутри личности также выступают её различные аспекты. Среди них можно выделить:

а) Интраролевой конфликт (конфликты внутри одной роли) - различные ролевые представления, т.е. имеющиеся у субъекта различные правила о том, как должна проигрываться собственная роль или же различные ожидания к субъекту как исполнителю единственной роли. В основе конфликта данного типа лежит"кластерный эффект"

Кластерный эффект возникает из-за того, что не существует практически ни одной роли, которая не подразделялась бы на несколько ролей или которая не представляла бы собой ролевой кластер или ролевой конгломерат, состоящий из нескольких ролей. К примеру, роль матери состоит не только из роли роженицы, она складывается из нескольких различных ролей, таких, как роль кормилицы, любящей, опекунши, попечительницы, воспитательницы детей. Как правило, отдельные роли такого ролевого кластера не актуализируются одновременно, В то время, как одни из них проявляются, другие остаются латентными, Тем не менее, латентные роли кластера, оказывают влияние на роли актуализированные. Этот феномен Морено и называет кластерным эффектом.

В виде интраролевого конфликта кластерный эффект проявляется, однако, только в том случае, если отдельные роли принадлежащие к одному и тому же ролевому кластеру, например роли матери, принимаются ею в разной степени или частично даже отвергаются. Женщина, исполняющая роль матери, может, например, принять роли роженицы и любящей своих детей, но зато отвергнуть роли кормилицы и воспитательницы. Этот интраролевой конфликт становится конкретной проблемой, если другой человек не берет на себя парциальные роли ролевого кластера "мать", отвергнутые данной женщиной. Если мать, основываясь на своих ценностных представлениях, с осуждением относится к своему отвержению определённых парциальных ролей, составляющих роль матери, то её интраролевой конфликт превращается в интрапсихический, который может отрицательно сказаться на её самочувствии. Возможно, она всё же попытается исполнить эти роли, но будет делать это столь незаинтересованно, что вряд ли достигнет в них успеха, а неудачи ещё более усилят её антипатию к ним и её страдания. Говоря об интраролевом конфликте, следует иметь в виду не только болезненные переживания индивида, но и социальные последствия конфликта, например пренебрежение детьми. Последнее имеет место также тогда, когда из-за отсутствия соответствующих ценностных представлений интраролевой конфликт не становится интрапсихическим [88, 301-302].

б) Интерролевой конфликт - конфликты, происходящие из двух и более ролей, которые играет один и тот же человек:

Интерролевые конфликты возникают в том случае, если различаются, а иногда исключают друг друга две или несколько ролей. Возможна такая ситуация, что молодой человек обладает двумя талантами и интересами, например к музыке и естествознанию, занятия которыми взаимно исключаются. При благоприятных условиях (хорошее здоровье, нормальные межличностные отношения, благоприятные внешние условия и внутренняя безопасность) положение дел у молодого человека может быть таково, что на протяжении длительного времени он сможет добиваться хороших результатов в обеих сферах. Но если на освоение программы по музыке и по естествознанию не хватает времени суток, то возникает интерролевой конфликт, который нарушает психическое равновесие вовлеченного в него человека [88, 303-304].

Или же, например, военный капеллан: роль священника требует от него соблюдения тайны исповеди, но, являясь одновременно офицером, он должен докладывать о некоторых случаях вышестоящим инстанциям.

в) Интраперсональный конфликт - конфликт, который имеет свою причину не в нынешнем положении клиента, а в прошлой ситуации: В качестве примера можно привести следующий случай.

Благожелательно настроенному по отношению к своим детям мужчине никак не удаётся последовательно и искренне актуализировать роль отца. От этого начинают страдать дети. Однако такое положение дел оказывается невозможным понять исходя из семейной ситуации в настоящее время. При этом создаётся впечатление, что простой интра- или интерролевой конфликт, тоже не является за это ответственным. Только психодраматическое воспроизведение детства клиента и его собственного отношения к отцу делают понятными его проблемы. Во всех изображенных сценах доминирует дед клиента, живущий с ним в одной семье и чрезвычайно строго воспитывающий своего внука. Ни в одной ситуации отец клиента не произносит ни слова, более того, в одной из сцен в страхе перед дедом он отступает даже от собственного сына. Зато в другой сцене он проявляет к нему - робко и неумело - неподдельную нежность. В целом же в обращении со своими детьми он производит впечатление стереотипного, бесцветного человека. При этом клиент отмечает, что, находясь и в роли отца, и в роли деда испытывал примерно то же самое, что и в определённых ситуациях со своими детьми. Он признаёт, что причины проблем, не следует тут же усматривать в них. Скорее они основываются на раздираемом противоречиями опыте отца, то есть на интернализации двух совершенно различных отцовских типов поведения, если говорить с позиций теории воспитания, или в интроекции двух различных образов отца - в соответствии с психоаналитическими представлениями [88, с. 305].

Проблема изучения внутреннего ролевого конфликта не является прерогативой исследования только психологии личности. Довольно продуктивное его изучение ведётся в рамках социальной работы [71], социологии [96], [117] и социальной психологии [169] в связи с проблемой маргинальности.

В качестве предыстории возникновения указанного понятия можно считать термин «промежуточный элемент» («interstitial element»), употреблённый одним из представителей чикагской школы в 1927 году [180] при изучении иммигранских групп в городской социальной организации. Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный». Однако в социологический обиход его ввёл в 1928 году Роберт Эзра Парк, в концепции которого данное понятие обозначало положение индивидов, находящихся на границе двух, конфликтующих между собой культур.

В его теории маргинальный человек предстаёт как иммигрант; полукровка, живущий одновременно «в двух мирах». Главное, что определяет природу маргинального человека - чувство моральной дихотомии, раздвоения и конфликта, когда старые привычки отброшены, а новые ещё не сформированы. Это состояние связано с периодом переезда, перехода, определяемого как кризис. «Без сомнения, - отмечает Парк, - периоды перехода и кризиса в жизни большинства из нас сравнимы с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать фортуну в чужой стране. Но в случае маргинального человека период кризиса относительно непрерывный. В результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности» [96, с. 9]. В описании «маргинального человека» Парк часто прибегает к психологическим аспектам. Т.Шибутани в специально посвященном разделе «Маргинальный статус и внутренние конфликты» в изданном в 1969 году в нашей стране учебнике «Социальная психология» обращает внимание на комплекс черт личности маргинального человека, описанный Парком. Он включает следующие признаки: серьёзные сомнения в своей личной ценности, неопределённость связи с друзьями и постоянная боязнь быть отвергнутым, тенденция охотнее избегать неопределённых ситуаций, чтобы не рисковать уважением, болезненная застенчивость в присутствии других людей, одиночество и чрезмерная мечтательность, излишнее беспокойство о будущем и боязнь любого рискованного предприятия, неспособность наслаждаться и уверенность в том, что окружающие несправедливо с ним обращаются [169, с. 475].

К сожалению, освещение этой чрезвычайно интересной проблематики выходит за рамки задач, которые мы поставили перед собой в предисловии к данной работе. Поэтому здесь мы ограничимся лишь таким весьма схематичным её описанием для того, чтобы уделить большее внимание рассмотрению проблемы внутреннего конфликта с точки зрения подходов отечественной психологической науки. Реализации указанной цели, как нам представляется, потребует от слушателей получающих образование по специальности «Психология» значительных интеллектуальных усилий, поскольку в отличие от значительной части зарубежных источников, работы российских учёных характеризуются ярко выраженной методологической направленностью. Однако усвоение этого материала выступает в качестве необходимого условия профессиональной подготовки психолога и является характеристикой высокого уровня его квалификации.

Примечания

[1] Данный раздел написан с использованием текстов работ [87], [88], [104].

[2] Для того чтобы убедиться в этом? достаточно посмотреть великолепную подборку работ [17], [50], [50], [62], [65], [115], [135], [143], [171], объединенную под названием «Психодрама: вдохновение и техника [119], а также работу Дэвида Киппера [67]..

[3] Роли могут быть также классифицированы исходя из других оснований [87, с. 154]:

  1. Роли сознательные и бессознательные. Иначе говоря, сознательно принимаемые человеком на себя по собственной инициативе и вынужденные или как бы навязанные обстоятельствами (старшая сестра может сама взять на себя роль воспитательницы младшей сестры или же эта роль выпадает ей лишь потому, что дома младшую сестру некому воспитывать).
  2. Роли более или менее устойчивые и эпизодические.
  3. Роли неразрывно между собой связанные (учитель-ученик) и не связанные (учитель - член спортивной организации).
  4. Роли открытые, внешне выраженные, и, наоборот, в той или иной степени скрытые (отец и человек, недовольный своими детьми или разочарованный в детях).
  5. Роли центральные и второстепенные для личности (учитель и член жилищного кооператива).
  6. Роли стереотипные и оригинальные (учитель как преподаватель и учитель - новатор).
  7. Роли, приписываемые себе человеком, и роли, приписываемые человеку другими ( человек может считать себя хорошим семьянином, а другие люди его таким не считают).
  8. Роли реальные и воображаемые (человек может мечтать о роли, которую ему в жизни не удалось играть).
  9. Роли индивидуальные (персональные) и коллективные (групповые). Это разделение относительно, так как всякая индивидуальная роль отражает воздействие группы, и нет таких групп, в которых выполнение роли не имело бы индивидуальных вариантов.
  10. Роли активные и пассивные (в каждом коллективе имеются более активные и более пассивные члены).

Эти классификации, взятые из разных работ авторов (Кеттелла, Дреджера и др.) не исчерпывают всего многообразия ролей, но имеют значение для некоторой ориентировки в этом многообразии.

[4] Обозначение данного класса ролей в качестве трансцендентных принадлежит Г.Лейтц [88].

[5] Сплошная линия - нормальное развитие; штрих пунктирные линии - частично патологическое развитие; штриховая линия - патологическое развитие.

Калинин И.В.,

См. также
  1. Калинин И.В. Потеря ценностной основы как причина и следствие кризисной ситуации
  2. Калинин И.В., Резниченко Ю.В. Ценности "обладания" и "бытия" как основа для построения классификации руководителей
  3. Калинин И.В. Осмысление внутренней пустоты: опыт поэтической саморефлексии
  4. Калинин И.В. Осмысленность жизни как показатель социальной компетентности в юношеском возрасте
  5. Калинин И.В., Еремеева А. Эмпирическое изучение характеристик «смысла жизни» и их сравнение у представителей ведической культуры и будущих специалистов психологов
  6. Калинин И.В., Ашлапова Е.В. К вопросу о проблематике психологии доверия в системе внутриорганизационных отношений
  7. Калинин И.В., Кобелева О.В., Синягин Ю.В. К вопросу о некоторых ценностях, детерминирующих личностные изменения в пожилом возрасте
  8. Калинин И.В. Экзистенциальный вакуум и внутренняя невесомость как составные части кризисного состояния человека
  9. Калинин И.В. Психология внутреннего конфликта человека: Учебно-методическое пособие
Страницы:

1 2 3 4 5 6 7 8