ENG
         
hpsy.ru/

../../К вопросу о некоторых ценностях, детерминирующих личностные изменения в пожилом возрасте

Новые экономические и политические формы управления в существенной мере подорвали искусственную стабильность общества. В этой ситуации огромная часть населения получила своего рода шок.

При этом обнажились проблемы не только материального, но психологического порядка. Следует отметить, что такое положение дел, являясь характерным для периодов нестабильности вообще, в первую очередь, особенно болезненно переживается людьми пожилого возраста. И этому есть ряд причин, резко выделяющих возрастную группу из всех остальных категорий населения.

Одна из них заключается в том, что более молодые в возрастном отношении люди имеют вполне определенные инвариантные задачи и цели - работать, зарабатывать на жизнь, обеспечивать семье нормальные жилищные условия и т.д. и т.п. Люди же пожилого возраста, в допенсионный период активно участвуя практически во всех сферах общественной и семейной жизни, приобретая статус пенсионера, оказываются в них лишь частично. Далеко не исключением, а скорее правилом, является такое положение дел, когда считается, что единственной сферой, в которой пожилые люди могут оказать существенную помощь, является дело воспитания в пределах семьи подрастающего поколения (ухаживание за внуками). Такое своеобразное социальное ограничение возможностей человека вряд ли является адекватным и вполне понятно, что указанная роль не всегда считается справедливой и принимается пожилыми людьми.

Другая причина состоит в том, что в периоды исторической нестабильности происходит ломка устоявшихся точек зрения, переосмысление прошлого и т.д. Данный факт достаточно тяжело переживается не только людьми пожилого возраста, но и более молодых возрастных категорий. Однако, именно пожилые люди испытывают наибольшую степень фрустрации, которая связана с переживаниями типа - «жизнь прожита зря и то, что делало их поколение на протяжении многих лет оказалось неправильным и никому ненужным».

Очень часто заключения подобного типа приводят к попытке рассчитаться с жизнью, закончить ее самоубийством. Именно в этот возрастной период наблюдается очередной пик суицидов [14].

Отмеченное выше состояние дел привело к необходимости появления целого ряда профессий (например, социальный работник, социальный педагог), призванных в определенной мере сгладить и помочь человеку выйти из стрессовых ситуаций. Вот тут-то в полной мере и возникают трудности в понимании психологической стороны проблем людей пожилого возраста.

Как известно, гуманистический подход к изучению личности предполагает рассмотрение проблем ее развития в контексте анализа целостного жизненного пути [1; 2; 3; 9; 10; 15; 16]. Необходимость такого подхода «постоянно подчеркивается прежде всего в сфере возрастной и педагогической психологии [11; 17; 18; 19; 20].0днако, несмотря на это, главный акцент вплоть до сегодняшнего момента ставился на изучении начальных этапов возрастного развития человека и совершенно выпадали из фокуса внимания исследователей особенности индивидуально-психологического развития людей пожилого возраста.

Количество работ, выполненных в русле изучения указанного вопроса крайне незначительно. Поэтому, обращаясь к проблематике вопросов пожилого возраста, мы испытываем дефицит как теоретического, так экспериментального материала. В связи с этим в данной работе мы лишь наметим некоторые узловые моменты, которые могут явиться отправными точками для последующих, как теоретических, так и экспериментальных построений.

Как известно, для того, чтобы эффективно воздействовать на того или иного человека необходимо опираться на знание некоторых его индивидуально - психологических особенностей. Применение к людям пожилого возраста методов и способов воздействия, разработанных применительно к людям молодого возраста, часто оказывается не вполне адекватным. Это и понятно: биологическое и ценностное развитие людей молодого и пожилого возраста значительно отличаются друг от друга.

Среди публикаций, посвященных своеобразию протекания изменений индивидуально-психологического развития лиц послепенсионного возраста особенно обращает на себя внимание работы Болтенко В.В. [4; 5], подкрепленная солидным экспериментальным материалом, полученным на базе исследования лиц, находящихся в домах-интернатах для престарелых. Согласно БолтенкоВ.В, в их жизни можно выделить ряд последовательных этапов, чередование и длительность которых не зависит от паспортного возраста человека [5].

На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности, который непосредственно связан с его профессией. Причем это в значительной мере свойственно лицам занимавшимся интеллектуально насыщенной деятельностью или имеющих достаточно высокий уровень образования. Так, например, если человек большую часть своей жизни занимался педагогической деятельностью, то в послепенсионном периоде он продолжает находить себя в ведении различного рода кружков, чтении лекций, обобщающих личный опыт, проведении индивидуальных занятий с детьми, репетиторство и т.д. и т.п. Однако, данная связь может и не сохраниться. В последнем случае первый этап может быть в значительной степени сокращен или полностью отсутствовать. В этом случае сразу же после выхода на пенсию человека можно отнести ко второму этапу личностных изменений.

На втором этапе наблюдается своеобразное сужение ценностей человека пожилого возраста за счет выпадения ряда ценностей предыдущего этапа. В данном случае в общении с окружающими начинает доминировать содержание связанное с обсуждением последних новостей, поступков окружающих, отношение к ним в семье дочери (сына). При этом характер общения строится весьма своеобразным образом. В группах людей, находящихся на данном этапе личностных изменений, выделяются»лидеры«, точка зрения которых является неоспоримой, и пассивная часть, которая во всем с ними соглашается. Как правило, для значительной части пожилых людей, на протяжении всей жизни занимавшихся монотонной или тяжелой физической работой, данный этап личностных изменений является первым после выхода на пенсию.

На третьем этапе на первое место, как правило, выходит забота о личном здоровье. Поэтому здесь в основном преобладает тематика обсуждения болезней, недомоганий человека, новые лекарственные препараты, увлечение, наряду с использованием различных фармацевтических лекарств, средствами народной медицины. Поэтому особенным уважением начинают пользоваться люди, которые способны удовлетворить нужды именно этого плана.

На четвертом этапе смысл жизни заключается в сохранении самой жизни. Подавляющая часть активности направлена на самообслуживающий труд по сохранению физического состояния. Общение ограничено до минимума, как в своем содержательном аспекте, так и относительно состава лиц, с которыми оно еще сохраняется. Прежде всего контакты поддерживаются с лицами, которые могут непосредственно обеспечить личный комфорт человека (поддерживающие чистоту в помещении, готовящие пищу, т.е., которые помогают обслуживать нужды престарелого человека).

И, наконец, на пятом этапе происходит обнажение потребностей чисто витального порядка (еда, покой, сон и т.д.). Как правило, здесь эмоциональность и общение сведены до нуля.

Данный подход к проблемам личностных изменений лиц послепенсионного возраста представляется достаточно интересным. Однако вряд ли его можно считать абсолютным, хотя бы в силу того, что он был получен весьма на специфической категории исследуемых (дома-интернаты для престарелых). Вне рамок этого исследования достаточно широкий круг лиц пожилого возраста, динамика личностных изменений которых может и не вписываться в отмеченные выше этапы. Это объясняется тем, что, во-первых, их жизнь проходит в существенно иной среде. Во-вторых, в дом-интернат попадает определенная категория людей из семей со специфическими межличностными отношениями. Необходимо также учесть и тот факт, что исследования проведенные в конце 70-х - начале 80 годов происходили в период стабильности общества. Период же бурных изменений и дестабилизации всего жизненного уклада не может не оказывать своего специфического влияния на динамику личностного развития человека послепенсионного возраста. В связи с этим рассмотрение этапов, выделенных в работе Болтенко В.В., на фоне происходящих бурных социальных потрясений нашего общества, может, с одной стороны, оказаться весьма полезным, а с другой -привести к новой концептуальной схеме в наибольшей степени отвечающей реалиям сегодняшнего дня.

Анализ отмеченных выше этапов личностных изменений лиц пожилого возраста, несмотря на все оговорки автора, в неявном виде содержит мысль о последовательной смене этапов в значительной мере совпадающих со схемой структуры личности предложенной А.Маслоу. Однако, в данном случае речь идет о движении в обратном направлении.

Таким образом, последовательность динамики этапов личностных изменений субъектов пожилого возраста по Болтенко В.В. как бы зеркально отражает пирамиду А.Маслоу (рис.1) в обратном направлении. Схематично это можно представить следующим образом.

Рис. 1 Пирамида потребностей Маслоу
Рис. 1 Пирамида потребностей А.Маслоу

Здесь возникает ряд вопросов, ответы на которые явно выходят за рамки описанного подхода. По справедливому замечанию Б.В. Зейгарник старость не является результатом зеркального отражения отмеченных выше этапов [5; 7]. Не претендуя на полный охват всех моментов согласующихся с точкой зрения Б.В.Зейгарник отметим лишь те из них, которые в русле данной работы представляют для нас наибольший интерес.

Рис. 2. Зеркальный вариант изменения личности в пожилом возрасте
Рис. 2. Зеркальный вариант изменения личности в пожилом возрасте (по В.В.Болтенко)

Во-первых, понимание зеркальности отражения изменений личности престарелого возраста, на наш взгляд, в первую очередь обусловлено не вполне правильной теоретической предпосылкой, что все 5 уровней потребностей пирамиды А.Маслоу проявляются именно в допенсионный период.

Как видно из ранних работ А. Маслоу, уровня самоактуализации достигают далеко не все. Поэтому предположение о том, что в допенсионный возраст человек не успевает реализоваться на всех пяти уровнях, имеет под собой определенное теоретическое основание. Следовательно остается широкая возможность для развития человека на последующих возрастных этапах. Поэтому совсем не обязательно, что именно уход на пенсию является той точкой, после которой и начинаются изменения по зеркальному типу.

Во-вторых, вполне допустимо, что в силу определенных обстоятельств такой процесс может начаться либо несколько позже (65 лет для мужчин и 60 для женщин), либо даже несколько раньше (например, 55 лет для мужчин и 50 для женщин), чем уход на пенсию. Дело в том, что процессы биологического старения и личностных изменений могут, не совпадая, находиться между собой в сложных взаимосвязях и взаимозависимостях. Как известно, с возрастом происходит ухудшение здоровья, что оказывает самое серьезное влияние на протекание всех процессов. В то же время, если здоровье является ценностью для человека, то данное обстоятельство будет оказывать влияние на общее состояние человека совсем по-иному, нежели, если оно вообще им во внимание не принимается.

В-третьих, переломные моменты, ведущие к личностным изменениям, встречаются на жизненном пути неоднократно и, как показано в ряде работ отечественных авторов, соответствуют точкам возрастных кризисов [11; 17; 18]. Согласно Д.Б.Эльконину, на ранних этапах возрастного развития этот процесс обусловлен несоответствием между операционно-техническими возможностями человека (умениями, навыками, компетентностью) и задачами и мотивами, на основе которых они формировались. Прибегнем к схеме приведенной в работе Моргуна В.Ф. и В Ткачевой Н.Ю. [11], несколько ее модифицировав.

Рис. 3 Соотношение операционно-технической и мотивационно - потребност-ной сфер человека на этапах жизненного пути [11], [17].
Рис. 3 Соотношение операционно-технической и мотивационно - потребностной сфер человека на этапах жизненного пути [11], [17].
- - - - - совершенствование предметной деятельности
- - - развитие мотивационно - потребностной сферы

Согласно Моргуну В.Ф. и Тачевой Н.Ю. [11], развивающим подход Д.Б.Эльконина применительно к более поздним ступеням развития, периодизация взрослости строится на смене ведущих деятельностей личности по освоению человеческих, общественных отношений и по совершенствованию предметной деятельности (рис. 3, часть а). Однако, совершенствование предметной деятельности не может продолжаться до бесконечности. Как отмечают сами авторы приблизительно в возрасте от 40 до 55 лет (рис. 3, часть b) человек вступает в эпоху зрелости, когда к этому времени он достигает вершин мастерства, определенного положения в обществе, поэтому, по-видимому, после этого возраста можно ожидать возникновение и усиление нового противоречия между операционально-технической (умения, навыки, компетенция) и потребностно-мотивационной сторонами развития (рис. 3, часть с). Продолжая развиваться как личность, человек уже не может в силу физических причин соответствовать тем требованиям, которые либо он сам, либо социальное окружение ему предъявляют. Отсюда во второй части приводимой схемы (часть б) можно ожидать не столько пересечения указанных линий сколько их сближения, удаления или же параллельного следования в зависимости от того, какой способ выхода из сложившейся ситуации выберет человек. По нашему мнению, это в значительной мере зависит от той ориентации, которую имеет человек: опредмечивания или распредмечивания. При этом под опредмечиванием мы понимаем синтезирование самим человеком цели (деятельности, идеи, задачи) и действий им предпринимаемым по реализации их в жизнь. Под распредмечиванием - реализацию человеком деятельности, цели, задачи, идеи заданных ему извне [см. подробнее 8; 12; 13].

При таком подходе возникает ряд вопросов и предложений, детальное обсуждение которых выходит за рамки данной работы. (Например, каково должно быть расхождение между рассматриваемыми кривыми, чтобы произошла своеобразная переоценка ценностей человека?). Постановка данного вопроса напрямую обращает нас к проблеме детерминирующей роли ценностей человека. Это, в свою очередь, с одной стороны - подчеркивает полезность рассмотрения подхода А.Маслоу в контексте анализа динамики личностных изменений в пожилом возрасте, а с другой стороны - помогает яснее очертить границы применения последнего.

Если вернуться теперь к обсуждаемому выше вопросу о зеркальном типе личностных изменений, то становится понятным, что кривая операционно-технических возможностей должна нарушать принцип зеркальности.

Рис.4. Совмещение динамики развития операционно-технической стороны потребностной сферы по Б.Д.Эльконину и зеркальной модели лично-стных изменений в пожилом возрасте В.В.Болтенко
Рис. 4. Совмещение динамики развития операционно-технической стороны потребностной сферы по Б.Д.Эльконину и зеркальной модели личностных изменений в пожилом возрасте В.В.Болтенко

Однако рассмотренное условие является необходимым, но недостаточным условием незеркальности личностных изменений в рассматриваемом возрастном периоде. Дело в том, что подготавливая почву для возможных изменений ценностных приоритетов оно само испытывает влияние тех ценностей, которые были сформированы в предыдущий период. Так, например, такая позиция как самоутверждение, если человек не обращает внимания на свое здоровье, может в значительной мере ускорить процесс изнашивания организма и тем самым привести к своеобразному»сгоранию«человека, который при более спокойной жизни мог прожить и несколько дольше. Особенно часто это можно наблюдать среди работников руководящего звена, которые продолжают свою деятельность на прежнем должностном уровне и с прежней активностью в послепенсионный период.

Таким образом, возможно как минимум 3 типа ситуаций личностных изменений в пожилом возрасте:

Первый тип - когда человек пожилого возраста реализуется на одном из уровней выделенных А.Маслоу, не переходя на низлежащие уровни. В данном случае человек, осуществляя такой выбор, должен в той или иной степени осознавать, что платой за это может явиться преждевременная смерть.

Рис. 5. Вариант изменений по типу «плато»
Рис. 5. Вариант изменений по типу «плато»
- - - - развитие личности по концепции А.Маслоу
- - - - - - возможные варианты динамики изменения
личности в пожилом возрасте (а, б, в, г)

Для примера попытаемся кратко описать два варианта (»а" и «б»)

а) Имеется целая масса свидетельств, конца развитие личности человека не переходила на стадию личностных изменений в обратном порядке, а наоборот шла в направлении приобретения все новых и новых ценностей духовного порядка. Отнюдь не исключением, а скорее правилом является обращение лиц пожилого возраста к общечеловеческим ценностям, не замыкающихся на обсуждение бытовых проблем, а выходящих за их рамки. Жизненный путь А.Д.Сахарова, Д.С.Лихачева может явиться ярким свидетельством предвидения именно в этом направлении.

б) Не таким уж и редким являются случаи, когда, достигнув пенсионного возраста, человек пытается и себе и окружающим людям доказать, что он еще молод. Он продолжает также как и его молодые коллеги работать, участвовать в различных мероприятиях и т.д. Особенно характерным это является для лиц посвятивших большую часть своей жизни деятельности на руководящих постах.

Ключевым в отличие от предыдущего варианта тут является то, что осознав, что его воспринимают как человека пожилого, он пытается доказать обратное именно потому, что все считают по-другому. В то время как в первом случае пожилой человек просто продолжает себя реализовывать не в противовес чему-то, а для развития себя как личности..

Второй тип в какой-то мере повторяет основной спектр этапов, описанных В.В.Болтенко, когда человек как бы постепенно следует за объективными показателями изменения своей личности.

Рис. 6. Вариант последовательно-нисходящего типа изменений
Рис. 6. Вариант последовательно-нисходящего типа изменений
______ развитие личности по концепции А. Маслоу.
- - - - - - вариант динамики изменения личности
в пожилом возрасте по второму типу

И, наконец, третий тип, смешанный и наиболее противоречивый. Осознавая неизбежность возрастного угасания, пожилой человек на определенных этапах демонстрирует поведение то первого, то второго типов. Каждый раз, спускаясь на низлежащий уровень, он, сопротивляясь, как бы удваивает свои усилия «перескакивая» либо на предыдущий уровень, либо даже на тот, который ему предшествует.

Рис. 7. Вариант скачкообразно нисходящего типа изменений
Рис. 7. Вариант скачкообразно нисходящего типа изменений
- - - - развитие личности по концепции А. Маслоу
- - - - - - вариант динамики изменения личности
в пожилом возрасте по третьему типу

Очевидно, что в соответствии с выделенными типами возможны и разные способы работы с отмеченной возрастной категорией лиц. Однако обращение к данной проблематике требует отдельного разговора, выходящего за рамки данной работы.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1992.
  2. Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопросы психологии. 1973. № 4. С.173-180.
  3. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г.Эриксона // Принципы развития в психологии / Под ред. Л.И.Анцыферовой. М.: Наука, 1978. С.212-242.
  4. Болтенко В.В. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте // Экспериментальные исследования в патопсихологии / Под ред. А.А.Портнова. М., 1976. С.163-167.
  5. Болтенко В.В. Изменение личности у престарелых проживающих в домах-интернатах: Автореф. … канд. психол. н. М.: Изд-во моск. ун-та, 1980.
  6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.
  7. Зеигарник Б.В. Личность и патология деятельности. М.: Изд-во моск. ун-та, 1971.
  8. Калинин И.В. К вопросу о некоторых причинах нонконформного поведения в старшем подростковом возрасте // Психолого-педагогические проблемы: организация и управление воспитательным и учебным процессами / Под ред. Н.Ф.Бородулиной и И.В.Калинина. Ульяновск, 1995. С. 44-51.
  9. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 150-158.
  10. Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности / Тексты под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырей. М.: Изд-во моск. ун-та, 1982. С. 108-118.
  11. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Изд-во моск. ун-та, 1981.
  12. Синягин Ю.В., Резник А.И. О двух путях формирования производственного коллектива. // Актуальные проблемы социальной психологии. Ч.2. Тезисы научных сообщений симпозиума по социальной психологии. Кострома, 1986.
  13. Синягин Ю.В. Динамика процесса коллективообразования // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С. 111-117.
  14. Синягин Ю.В., Митина М.В. Посмертная судебно-психологическая экспертиза. М.: Изд-во моск. ун-та, 1994.
  15. Слепова Т.В. Критический анализ проблемы эмансипированности личности в некоторых исследованиях «гуманистической» психологии // Вопросы психологии. 1976. № 5. С. 163-170.
  16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1992.
  17. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.
  18. Эльконин Д.Б., Коссаковский А. Основные этапы психического развития // Педагогика / Под ред. О.А.Абдулиной, В.С.Аранского, Ю.К.Бабанского и др. М.: Просвещение, 1978. С. 79-92.
  19. Buhler Ch. Der mensche Lebenstauf als psuchologisches Problem. Leipzig, 1993.
  20. Erikson E.H. Identiy. Youth and crisis. N.Y., 1968.

Калинин И.В., Кобелева О.В., Синягин Ю.В.,

Впервые напечатано в Сб.: Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты: Межвузовский сб. научных работ / Отв. Ред. Н.Б.Шмелева, Ульяновск, 1994. С. 4-17.

См. также
  1. Калинин И.В. Потеря ценностной основы как причина и следствие кризисной ситуации
  2. Калинин И.В., Резниченко Ю.В. Ценности "обладания" и "бытия" как основа для построения классификации руководителей
  3. Калинин И.В. Осмысление внутренней пустоты: опыт поэтической саморефлексии
  4. Калинин И.В. Осмысленность жизни как показатель социальной компетентности в юношеском возрасте
  5. Калинин И.В., Еремеева А. Эмпирическое изучение характеристик «смысла жизни» и их сравнение у представителей ведической культуры и будущих специалистов психологов
  6. Калинин И.В., Ашлапова Е.В. К вопросу о проблематике психологии доверия в системе внутриорганизационных отношений
  7. Калинин И.В. Экзистенциальный вакуум и внутренняя невесомость как составные части кризисного состояния человека
  8. Калинин И.В. Психология внутреннего конфликта человека: Учебно-методическое пособие