ENG
         
hpsy.ru/

../../Осмысление внутренней пустоты: опыт поэтической саморефлексии

Среди нескольких работ [1], [2], [3], [4], посвященных проблеме ценностно-смысловой сферы человека, которые мне удалось опубликовать за последние несколько лет, есть одна, которая для меня особенно значима. Несмотря на то, что жанр этой работы, кардинальным образом отличается от стилистики научной публикации, мне представляется, что по своей выразительности он значительно превосходит попытку осмысления пласта внутренних ощущений и переживаний с помощью прозы. Речь идет о попытке выразить этот внутренний пласт переживаний в стихотворном воплощении [1]. При этом, не претендуя ни на всё богатство содержания понятия «поэтическое» по отношению к своим попыткам выразить в стихотворной форме гамму внутренних ощущений, ни на высокое звание «поэта», считаю все же возможным обратиться к стихам, как варианту внутренней самотерапии, считая его конструктивным способом осмысления внутреннего локуса реальности.

Четырнадцать долгих лет - 14 раз столетия -
Бесстишия менуэт, бессловия и безпоэтия,
Отсутствие ярких снов, кругом суета, обыденность,
Духовности силуэт и понимания видимость…
Невыразимость себя сквозь выражение «разума»,
И расчленение чувств анализом до без-Образия... [1, с. 6]

2000 г.

В ряде своих работ я уже обращался к проблеме экзистенциального вакуума, подчеркивая, что не всегда наличие ощущения утраты смысла (экзистенциальный вакуум) можно расценивать как отрицательный симптом или показатель, который всегда сопровождается какими-то действиями асоциального или патологического характера [4].

Во мне есть пустота, и я её лелею,
Я в ней брожу порою, как меж дерев аллеи,
Уединённость в ней - меня для Я пространство,
Здесь мой потенциал, моя здесь «Сказка странствий»

Здесь невесомо все, здесь все парит в эфире,
А тело - оболочка - меня надгробье в мире.
Не действуют внутри телесности законы,
Здесь царствие души без трона и короны,

И только духа нет, он, отлучившись к Богу,
Пока что, не спешит в обратную дорогу… [1, с. ]

21.11.2000

Другими словами, пустота может быть точкой отсчёта, началом или условием для проявления творчества человека по отношению к самому себе. Может быть, следует задуматься над тем, что человек сам может придавать форму той пустоте, которая временами его просто переполняет. Можно даже сказать, что у каждого человека, в принципе, есть шанс стать скульптором своей собственной внутренней пустоты.

И пустота имеет форму
Когда она как треугольник
Тогда она как скальпель режет
И телу, и душе - так больно!

Бывает пустота квадратом
Он неуклюже, неумело,
Стучит внутри меня набатом
И истязает моё тело

Совсем недавно ощутил я,
В ней форму древней пирамиды
И объяснима её полость
Не геометрией Евклида

«Я» в позе лотоса витает
И немотою слов дыша
Мне мысль крамольную внушает,
Что пустота и есть душа!

10.03.2003

И только когда у человека этот шанс отсутствует, ему требуется внешний скульптор. Не в этом ли состоит суть порою диаметрально противоположных друг другу процессов: психотерапевтической помощи человеку и осуществлению по отношению к нему манипулятивных тактик воздействия?!

Поэтому у нас вызывает интерес позиция М.Ш.Магомед-Эминова, который, занимаясь психотерапевтической помощью лицам, участвовавшим в боевых действиях, пришёл к выводу о существовании ситуации конвенциональной бессмысленности, в которых невозможно найти никакого подлинного смысла. Более того, наделение смыслом бессмысленного явления может, по его мнению, приводить к деформации личности и возникновению неврозов (смыслоневрозов). В этом случае люди страдают не из-за отсутствия смысла, наоборот, их расстройство вызвано неспособностью утратить смысл. «Следовательно, - заключает автор, - подобные неврозы могут исчезнуть не при приобретении смысла, а при утрате ложно приобретенного. Из этого мы можем сделать вывод о том, что для развития личности является важным не только рождение, приобретение смысла, но и его утрата, т.е. умирание смысла [5, с. 196-197].

Болит… опять болит в груди…
Да что же, чёрт возьми, такое!
В окошке небо голубое
И шарик солнца посреди…

И сердце, точно - не болит,
И всё же …что-то душу тянет,
Схватило и не отпускает!
И беспрестанно теребит…

И пустота… и пустота
Как вор крадётся осторожно
Стирая строчки, где возможно,
С исписанного полотна.

И не ложатся строчки вновь
На это стёртое пространство
И платой за непостоянство
Из ран души сочится кровь…

12.04.2004

Вместе с тем, отдавая дань уважения М.Ш.Магомед-Эминову, а также его помощи тем людям, которые оказались в точке безысходности, все же следует признать, что и состояние бессмыслицы не всегда играет отрицательную роль в жизни человека. Более того, на мой взгляд, понятие «экзистенциальный вакуум» сегодня используется в несколько расширительном контексте и не вполне точно описывает ту психическую реальность, которая возникает у человека, находящегося в состоянии кризиса.

Тебе в бессмыслице бес мыслится,

а мне - Бог,

Потому что бессмыслица смысла граница,

его дальний [1] порог,

Потому что бессмыслица - не отсутствие смысла,

а радикал,

Потому что бессмыслица -

зарождения нового потенциал,

Оттого что бессмыслица женского рода -

ей нужен смысл.

Не бессмыслие бессмыслица,

а латентная мысль. [1, с. 39]

27.11.2000

Из мыслей, выраженных в стихотворной форме, может сложиться впечатление, что, призывая взглянуть на внутреннюю пустоту с позиций, отличающихся от общепринятых, автор настоящей работы не видит или не хочет видеть того отрицательного пласта реальности, который, безусловно, присутствует в психической жизни. Однако это далеко не так.

Мы в ответе за тех, кого приручили
(Сент Экзюпери «Маленький принц)

Мне кажется, что, приручая пустоту,
В игру опасную я для себя играю.
На самом деле это пустота
Меня к себе тихонько приручает

Внутри звучат слова Экзюпери
Им повинуюсь я как тайной силе
В ответе мы не только «За кого…»
Но и за «что» наивно приручили»!

12.02.2004

Вместе с тем нельзя не согласиться с Хайдеггером:
«Когда мы наполняем чашу, вливаемое течёт до полноты в пустую чашу. Пустота - вот вмещающее в ёмкости. Пустота, это Ничто в чаше, есть то, чем является чаша как приемлющая ёмкость… Если же вмещающее заключается в пустоте чаше, то горшечник, формирующий на гончарном круге стенки и дно, изготавливает, строго говоря, не чашу. Он только придаёт форму глине. Нет - он формует пустоту. Ради неё, в ней и из неё он придаёт глине определённый образ. Горшечник ловит, прежде всего, и всегда - неуловимую пустоту и предоставляет её как вмещающую в виде ёмкости. Пустотой чаши предопределяется каждый шаг изготовления. Вещественность ёмкости покоится вовсе не в материале, из которого она состоит, а во вмещающей пустоте» [6, с. 318].

Если сказанное выше переносить на контекст психотерапевтической практики, то и работу с наличной бессмыслицей, и целенаправленное обессмысливание не адекватных смыслов, можно рассматривать как фазу «разряжения» или целенаправленного «опустошения», предшествующую последующему «наполнению смыслом».

День безвозвратно был потерян

и угасал…, и угасал…,

Как будто лампочки небесной

убавил кто дневной накал.

Как будто кто-то свыше хочет,

чтоб день умчался, канув в ночь,

Как будто кто-то предлагает

нам истину понять помочь,

Но увядание заката,

и звуки над ночной рекой,

И колыхание тумана,

внушающие нам покой,

И ветерок, что пробегая,

едва волнует в поле рожь,

Как раньше в трепет не приводят,

и сердце не бросают в дрожь.

Как незаметно дни проходят,

как ночи сделались длины,

И как бессонница изводит,

играя в скрипку сатаны,

А пустота, что душу гложет

и сердце режет словно нож

Мне предлагает исцеленье,

шепча: «Суть этой жизни ложь…» [1, с. 57]

25.06.2002

Обратимся опять-таки к мнению Хайдеггера:
«Достаточно часто пустота предстаёт просто как нехватка. Пустота расценивается тогда, как отсутствие заполненности полостей и промежуточных пространств. Но, возможно, как раз пустота сродни собственному существу места и потому она вовсе не отсутствие, а про-изведение. Снова язык способен дать нам намёк. В глаголе «пустить» звучит впускание, в первоначальном смысле сосредоточенного собирания, царящего в месте. Пустой стакан значит: собранный в своей высвобождённости и способный впустить в себя содержимое. Опускать снятые плоды в корзину значит: предоставлять им это место. Пустота не ничто. Она так же и не отсутствие. В скульптурном воплощении пустота вступает в игру как ищуще - выбрасывающее допускание, создание мест [6, с. 315].

Мне представляется, что нивелирование проблемы экзистенциального вакуума, до уровня отрицательного артефакта, от которого нужно избавиться, не всегда решает проблему. Именно экзистенциальный вакуум ставит перед человеком проблему выбора. Как в шекспировском Гамлете «Быть или не Быть - вот в чем вопрос». Что касается меня, то я склонен видеть в нем ресурс человека, который ярко характеризует его индивидуальность. Достаточно задуматься над вопросом: «Идентична ли моя внутренняя пустота [2], внутренней пустоте другого человека?» Для меня ответ на этот вопрос очевиден.

Может быть, осмысление этого феномена в стихотворной форме и составляет тот позитивный ресурс, опираясь на который я могу поставить вопрос о связи между экзистенциальным вакуумом и индивидуальностью человека. Остается только заметить, что присутствие в название настоящей работы сочетания «опыт поэтической саморефлексии», конечно же, может быть подвергнуто критике со стороны, но вряд она способна изменить мою точку зрения на существо анализируемой проблемы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Калинин И.В. На изломе души (Сборник стихов). Ульяновск: УлГУ, 2002. - 112 с.

2. Калинин И.В. Параллельные миры: В поисках смысла //Акмеология», 2003. № 2. С. 104-107.

3. Калинин И.В. Потеря ценностной основы как причина и следствие кризисной ситуации // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А.А.Бодалёва, Г.А.Вайзер, Н.А.Карповой, В.Э.Чудновского. Часть I. М.: Смысл, 2004. С. 146-156.

4. Калинин И.В. Экзистенциальный вакуум и внутренняя невесомость как составные части кризисного состояния человека // Мир психологии, 2003, № 4. С. 168-182.

5. Магомед - Эминов М.Ш. Трансформация личности. М.: Психоаналитическая ассоциация. 1998. 498 с.

6. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступление. М.: Республика, 1993. 447 с.



[1] Использование вместо «дальний» слов «верхний», «нижний », «ближний» и т.д. вносят новые смысловые оттенки и ставят новые вопросы осмысления.

[2] Заметим, что нельзя ставить знак равенства между понятиями «внутренняя пустота» и «экзистенциальный вакуум», хотя мы иногда делаем, следуя общепринятой практике.

Калинин И.В.,

г. Ульяновск.
Работа публикуется в рамках III Месяца психологических эссе.

См. также
  1. Калинин И.В. Потеря ценностной основы как причина и следствие кризисной ситуации
  2. Калинин И.В., Резниченко Ю.В. Ценности "обладания" и "бытия" как основа для построения классификации руководителей
  3. Калинин И.В. Осмысленность жизни как показатель социальной компетентности в юношеском возрасте
  4. Калинин И.В., Еремеева А. Эмпирическое изучение характеристик «смысла жизни» и их сравнение у представителей ведической культуры и будущих специалистов психологов
  5. Калинин И.В., Ашлапова Е.В. К вопросу о проблематике психологии доверия в системе внутриорганизационных отношений
  6. Калинин И.В., Кобелева О.В., Синягин Ю.В. К вопросу о некоторых ценностях, детерминирующих личностные изменения в пожилом возрасте
  7. Калинин И.В. Экзистенциальный вакуум и внутренняя невесомость как составные части кризисного состояния человека
  8. Калинин И.В. Психология внутреннего конфликта человека: Учебно-методическое пособие