ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Хайдеггер М.

Мартин Хайдеггер (Martin Heidegger) (1889-1976), немецкий философ-экзистенциалист, оказал значительное влияние на европейскую философию 20 в. Будучи студентом и ассистентом Э.Гуссерля, внес серьезный вклад в развитие феноменологии. Однако взгляды Хайдеггера весьма отличаются от взглядов Гуссерля. Последний акцентировал внимание на рефлексивных и по большей части рациональных формах опыта сознания, в то время как Хайдеггер придавал особое значение лежащей в их основе экзистенциальной ситуации. Согласно Хайдеггеру, подлинное понимание должно начинаться с наиболее фундаментальных уровней исторического, практического и эмоционального существования человека - тех уровней, которые поначалу могут и не осознаваться и которые, возможно, влияют на деятельность самого разума.

Хайдеггер родился 26 сентября 1889 в Мескирхе (ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия). Окончил иезуитское училище, гимназию (1909), поступил в университет во Фрайбурге-им-Брайсгау, где защитил докторскую диссертацию (1913). В 1920 Хайдеггер стал ассистентом Гуссерля. В 1923 получил звание профессора Марбургского университета, а через пять лет Гуссерль назвал его своим преемником на кафедре философии во Фрайбурге. В 1933 был избран деканом факультета. Оказавшись на вершине преподавательской карьеры, Хайдеггер вскоре вынужден был уйти в отставку. После войны жил вначале уединенно, но позже возобновил преподавательскую деятельность и вел ее до 1957. Умер Хайдеггер в Мескирхе 26 мая 1976.

Хайдеггера как мыслителя занимали прежде всего формы повседневного существования, или, по его словам, способы «бытия в мире». Он разделял глубокий скептицизм Гуссерля в отношении некоторых тенденций развития современной научной мысли, особенно связанных со все возрастающей зависимостью от чисто формальных, количественных аспектов математического знания и их приложением к таким далеким от них областям исследований, как социальные науки. Хайдеггер полагал, что современное научное мышление не видит различия между способом бытия человеческого субъекта и способом бытия, характерным для физических объектов. Научное мышление игнорирует само понятие бытия, сам смысл того, что значит существовать.

В Бытии и времени (Sein und Zeit, 1927) Хайдеггер предлагал исследовать смысл бытия и описать формы, в которых бытие себя являет, - эту задачу он называл «фундаментальной онтологией». Отправным моментом, с его точки зрения, должно быть описание наиболее близкого нам феномена бытия - человеческого существования. Однако, в отличие от Гуссерля, для которого подобное описание возможно только на рефлексивном уровне чистого сознания, Хайдеггер настаивал, что человеческое существование должно анализироваться через его конкретные отношения с социально-историческим миром, в котором человек говорит, мыслит и действует. Человеческий субъект уже «здесь», он присутствует (Dasein, здесь-бытие), «заброшен» в пред-существующий мир. Хайдеггер анализировал несколько первичных способов («экзистенциалов») человеческого «бытия в мире», таких как инструментальное обращение с вещами, понимание и истолкование мира, использование человеком языка, понимание того, что существует «другой» и забота о других, а также настроения и наклонности. В каждом из этих способов бытия человеческое существование отличается от существования объектов.

Таким образом, человеческое существование объясняется исходя из контекста реальных и практических отношений человека с миром. К несчастью, человек оказывается все более поглощенным повседневными заботами и забывает о своем бытии. Он теряет чувство своей «подлинности» и впадает в усредненное существование, в «неполноценные» способы бытия в мире. Это - бестревожный путь конформизма. Человек превращается в одного из «них» (das Man), вливается в анонимную толпу, принимает ее ценности и усваивает ее способы поведения и мышления. Однако, опираясь на свой глубинный, личностный опыт, человек может вновь обрести подлинность существования. Например, тревога (Angst) разрушает привычные схемы жизни и отношений, что приводит к уединению. Тогда безличные «люди» больше не могут доминировать, поскольку «они» уже не дают человеку чувства комфортности и безмятежного существования. Для Хайдеггера и экзистенциалистов опыт тревоги не только освобождает человека от мертвящего конформизма, но и открывает ему его собственное бытие как бытие ответственной за свое существование личности, способной к решительным действиям. Хайдеггер подчеркивает конечный характер человеческого существования; поскольку всякий опыт носит временной характер, человек может размышлять о его границах, определяющих бытие в предчувствии смерти (Sein zum Tode, бытие-к-смерти).

Хайдеггер всегда полагал, что проблематика мира и «другого» является важнейшей для рассмотрения человеческого существования, однако его более поздние работы посвящены не столько проблеме индивидуальной субъективности, сколько проблемам традиционной метафизики. В работе Что такое метафизика?(Was ist Metaphysik?, 1930) и во Введении в метафизику (Einfuhrung in die Metaphysik, 1953) он прослеживает исторические и философские корни понятия бытия и их влияние на современную «технологическую» интерпретацию природы. В своих проницательных работах о языке и литературе, таких как Гёльдерлин и сущность поэзии (Holderlin und das Wesen der Dichtung, 1937), Толкования поэзии Гёльдерлина (Erlauterungen zu Holderlins Dichtung, 1937), Отрешенность (Gelassenheit, 1959) и Путь к языку (Unterwegs zur Sprache, 1959), он показывает, как устремления, исторические традиции и толкования, принадлежащие определенному времени, находят выражение через созерцание мыслителя или поэта. Сам процесс мышления является благодарным принятием того, что есть. Событие (Ereignis) бытия не только случается, оно находит возможность быть «сказанным» или «начертанным».

Ряд других работ Хайдеггера посвящен проблемам классической и современной философии: Учение Платона об истине (Platons Lehre von der Wahrheit, 1947), Кант и проблема метафизики (Kant und das Problem der Metaphysik, 1929), Лесные тропы (Holzwege, 1950), Ницше (Nietzsche, 1961) и Вопрос о вещи (Die Frage nach dem Ding, 1962).


По материалам энциклопедии"Кругосвет"
Публикации
  1. + Бытие и время
    http://lib.ru/HEIDEGGER/bytie.txt
  2. + Вещь

    Доклад был прочитан в Баварской академии изящных искусств 6.6.1950 и включен в сборник «Доклады и статьи» (1954). Перевод может только отдаленно показать, как в оригинале Хайдеггер дает говорить самому немецкому языку, слыша каждое слово в его истории, многозначности, связях, созвучиях.

    // Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993. Перевод В. В. Бибихина

    http://www.infoliolib.info/philos/heidegger/th.html
    http://www.philosophy.ru/library/heideg/th.html
    http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/Vesch.php
    http://www.portalus.ru/modules/philosophy/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1165310510&archive=1254313661&start_from=&ucat=3&
    http://www.srph.ru/library/%d0%a5%d0%b0%d0%b9%d0%b4%d0%b5%d0%b3%d0%b3%d0%b5%d1%80/%d0%92%d0%b5%d1%89%d1%8c.doc
  3. +Время картины мира[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://socnet.narod.ru/library/authors/heideger/time.htm
    http://www.heidegger.ru/documents/tom5/vremia_kartini.doc
  4. +Европейский нигилизм[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.nietzsche.ru/look/l21_01.htm
    http://www.heidegger.ru/raboty/tom6/evropeyski_nigilizm.doc
  5. +Жительствование человека[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://vispir.narod.ru/hdg9.htm
  6. +Закон тождества[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/Zak_Tog.php
  7. +Записки из мастерской[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://vispir.narod.ru/hdg8.htm
  8. +Знаки[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://vispir.narod.ru/hdg7.htm
  9. +Изречение Анаксимандра[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://vispir.narod.ru/hdg5.htm
    http://www.heidegger.ru/documents/tom5/izrechenie.doc
  10. +Искусство и пространство[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://lib.rin.ru/doc/i/38080p.html
    http://www.countries.ru/library/texts/hidd.htm
  11. +К вопросу о бытии.[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.heidegger.ru/popup.html
  12. +Кант и проблема метафизики[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.heidegger.ru/raboty/tom3/kant_i_problema.doc
  13. +Метафизика Ницше[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://vox-journal.org/html/issues/vox1/11
  14. +Метафизическая концепция Ницше и её роль в европейском мышлении (Вечное возвращение равного. Лекции 1922-1944)[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.nationalism.org/vvv/library/heidegger.htm
    http://www.nietzsche.ru/look/hadegger.shtml
  15. +Мой путь в феноменологию[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://vispir.narod.ru/hdg3.htm
    http://existentialtherapy.eu/index.php?option=com_content&view=article&id=117:2010-05-04-10-48-32&catid=57:2010-05-03-12-27-33&Itemid=75
  16. +Наука и осмысление[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.heidegger.ru/documents/tom7/nauka_i_osmislenie.doc
  17. +О сущности истины[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://philosophy.ru/library/heideg/verit.html
  18. + О тайне башни со звоном
    http://lib.ru/HEIDEGGER/mystery.txt
  19. +Онто-теологическое строение метафизики[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://elenakosilova.narod.ru/studia/otl.htm
    http://philosophy.ru/library/heideg/tozh-i-dif.html
  20. +Основные понятия метафизики. Мир. Конечность. Уединение[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://heidegger.ru/download_file.php?type=2&id=124
  21. +Основные проблемы феноменологии[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://elenakosilova.narod.ru/t/grundprobleme.htm
    http://www.bashedu.ru/abdullin_ar/haideger.htm
    http://philosophy.ru/library/heideg/osnovnye_problemi_fenomenologii.pdf
    http://constitutions.ru/?p=6286
    http://qame.ru/book/philosophy/osnovnie_problemi_fenomenologii/osnovnieproblemi.pdf
    http://www.sudru.com/att/a6/1403697432_94.zip
  22. + Отрешенность
    http://lib.ru/HEIDEGGER/gelassen.txt
  23. +Переписка М.Хайдеггера с К.Ясперсом[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://anthropology.rinet.ru/old/5/hdg-yaspers1.html
    http://www.elenakosilova.narod.ru/studia2/hj.htm
  24. +Письмо о гуманизме[недоступно]

    Развернутый ответ М. Хайдеггера французскому философу Жану Бофре, который в связи с эссе Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм есть гуманизм» (1946) спрашивал о перспективах обновления этого понятия.

    // Время и бытие. – м., 1993. – с. 197-202 Перевод В. В. Бибихина

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.philosophy.ru/library/heideg/humanism.html
    http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/_Gumanizm.php
    http://www.agnuz.info/tl_files/reading_room/haydegger_pismo/
    http://www.zmiersk.ru/martin-hajdegger/pismo-o-gumanizme.html
  25. +Послесловие к «Что такое метафизика ?»[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.heidegger.ru/documents/tom9/posleslovie_k_chto_takoe_metaphisika.doc
  26. + Преодоление метафизики
    http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000285/st000.shtml
    http://philosophy.ru/library/heideg/met.html
    http://royallib.ru/book/haydegger_martin/preodolenie_metafiziki.html
  27. + Проселок
    http://lib.ru/HEIDEGGER/bypath.txt
  28. +Семинар: Хайдеггер - Кассирер[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://vispir.narod.ru/cas_hdg.htm
  29. +Слова Ницше « Бог мертв!»[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.heidegger.ru/documents/tom5/slova_nizsche.doc
  30. +Феноменология и теология[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.heidegger.ru/documents/tom9/phenomenologia_i_Pheologia.doc
  31. +Что значит мыслить[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.philosophy.ru/library/heideg/thought.html
    http://www.heidegger.ru/documents/tom7/chto_zovetsia_mishleniem.doc
  32. +Что такое метафизика ?[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.heidegger.ru/documents/tom9/chto_takoe_metaphisika.doc
  33. + Язык
    http://lib.ru/HEIDEGGER/yazyk.txt
См.также
  1. Мартин Хайдеггер: Heidegger.Ru
  2. Мартин Хайдеггер: Heideger.Narod.ru
  3. Введение к работе М.Хайдеггера
  4. Сообщество любителей философии Мартина Хайдеггера в Живом Журнале
  5. Философия Мартина Хайдеггера
  6. Бенно Хюбнер. Ночь бытия
  7. А. Б. Демидов. Истина и смысл послушника бытия
  8. М. Хайдеггер и феномен японского мироощущения (по "Диалогу между японцем и спрашивающим")
  9. Полемос Хайдеггера: от Бытия к Политике (Реферативный перевод Gregory Fried. Heidegger’s Polemos: from Being to Politics)
  10. Абдуллин А.Р. Экзистенциально-онтологическое мышление Мартина Хайдеггера
  11. Абросимова Е.А. Анализ концепций смерти в философии С.Кьеркегора и М.Хайдеггера
  12. Артеменко Н. Диалог философии и психиатрии: теория vs практика. По страницам "Цолликоновских семинаров М. Хайдеггера
  13. Бибихин В.В. Хайдеггер
  14. Бибихин В.В. Хайдеггер: от "Бытия и времени" к "Beiträge"
  15. Бибихин В.В. Дело Хайдеггера
  16. Бибихин В.В. Место нигилизма в "судьбе бытия"
  17. Бибихин В.В. Европейский нигилизм
  18. Бимель В. Мартин Хайдеггер сам о свидетельствующий о себе и своей жизни
  19. Борисов Е. Диалог как судьба. Со-бытие с Другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера
  20. Борисов Е. К вопросу о феноменологическом методе в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера
  21. Борисов Е. Феноменологический метод М. Хайдеггера
  22. Борисова Н.З. История между "жизнью" и "смертью": Освальд Шпенглер и Мартин Хайдеггер
  23. Босс М. Влияние Мартина Хайдеггера на возникновение альтернативной психиатрии
  24. Валенурова Н.Г. Современный человек в поисках смысла
  25. Ван Дорцен Э. Вызов подлинности по Хайдеггеру
  26. Власова О.А. Феноменология в пространстве психиатрии: Хайдеггер и клиницисты
  27. Власова О.А. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ. История. Мыслители. Проблемы
  28. Водолагин А.В. Тусклый свет экзистенции
  29. Водолагин А.В. Книга М.Хайдеггера «Бытие и время» (1927): современные интерпретации (2007) К 80-летию публикации
  30. Добрынина В.И. Философия XX века. 2.3. Экзистенциализм (Ж.-П. Сартр — Л. Шестов — М. Хайдеггер — К. Ясперс — Н. Бердяев — М. Бубер)
  31. Есельсон С.Б. То, чего боялся Хайдеггер, или крах либерализма и становление PR-сознания у журналистов
  32. Жирова А.С. Религиозные искания М. Хайдеггера
  33. Инишев И.Н. О термине Dasein в философии Хайдеггера
  34. Источникова А.В. Проблема анализа Бытия как стратегический замысел герменевтики М.М. Хайдеггера
  35. Источникова А.В. Общие вопросы герменевтики М.М. Бахтина и М. Хайдеггера
  36. Книжник О.В. Давосская дискуссия между Кассирером и Хайдеггером: символическая трактовка проблемы Бытия
  37. Койре А. Философская эволюция Мартина Хайдеггера
  38. Летуновский В.В. Был ли Хайдеггер верующим?
  39. Летуновский В.В. Сартр, Хайдеггер и психотерапия
  40. Линдквист М. Текст несостоявшегося выступления перед участниками Международной Психодраматической Конференции 2004 г. в Оксфорде (перевод Е.Л.Михайловой)
  41. Лифинцева Т.П. "Забота" Хайдеггера, "бытие-для-себя" Сартра и буддийская духкха: онтология негативности
  42. Лобачев Д. На полях Хайдеггера
  43. Мелихов Г.В. О феноменологии: Гуссерль, Хайдеггер и Шанкара
  44. Михайловский А.В. Мартин Хайдеггер - философ на лесной тропе (к 120-летию со дня рождения)
  45. Михалева Е.Ю. Начало мышления или мышление начала? (О возможности различения двух типов начала в философии Хайдеггера)
  46. Мишель А. Феноменология жизни
  47. Мотрошилова Н.В. "Черные тетради" М. Хайдеггера: по следам публикации
  48. Мурзин Н.Н. Хайдеггер о технике: существо вопроса
  49. Папуш М.П. Основания экзистенциальной психотехники (Обратный билет для Хайдеггера)
  50. Плотников Н.С. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли
  51. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Сёрен Киркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Марсель Пруст, Франц Кафка
  52. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критич. очерк экзистенциального психоанализа
  53. Сакутин В.А. Топология вины и проблема одиночества в фундаментальной онтологии Хайдеггера
  54. Соловьёв А.Е. «Детеологизация» онтологии в «Бытии и времени» М.Хайдеггера и современное православное богословие.
  55. Сосланд А.И. Ключ к Хайдеггеру
  56. Ставцева О.И. Понятие «экзистенция» у Шеллинга, Кьеркегора, Хайдеггера
  57. Суворова А.Н. Философия Мартина Хайдеггера и экзистенциальная философия
  58. Сусенко О.С. Феномен возникновения философии из повседневности. Думы о смерти и М. Хайдеггер
  59. Сусенко О.С. М. Хайдеггер и феномен японского мироощущения (по "Диалогу между японцем и спрашивающим").
  60. Суханцева В.К. Хайдеггер: к онтологии обыденности
  61. Суханцева В.К. Мартин Хайдеггер вопрошающий о культуре
  62. Торчинов Е.А. Беззаботное скитание в мире сокровенного и таинственного: Мартин Хайдеггер и даосизм
  63. Хайдеггер М. Семинар: Хайдеггер - Кассирер
  64. Холл Х. Интенциональность и мир (I раздел "Бытия и времени" М.Хайдеггера)
  65. Чернышева М.М Непредикативность вины в феноменологии М. Хайдеггера
  66. Щитцова Т.В. Вопрос об отношении между поколениями в фундаментальной онтологии Хайдеггера
  67. Эвола Ю. Хайдеггер: бегство вперед и "бытие к смерти". Коллапс экзистенциализма