ENG
         
hpsy.ru/

../../Эмпирическое изучение характеристик «смысла жизни» и их сравнение у представителей ведической культуры и будущих специалистов психологов

Идея исследования проблемы понимания смысла жизни у верующих и неверующих возникла в связи со сделанного нами наблюдения о том, что верующие люди внешне не испытывают проблем поиска смысла жизни, хотя проблем относительно осуществления жизненного смысла у них более чем достаточно. В то же время у людей неверующих в арсенале средств решения задач имеются огромные возможности, тогда как становление смысла жизни сопряжено с определёнными трудностями. Поскольку один из авторов статьи является человеком, соблюдающим традиции ведической культуры, постольку в качестве верующих, понимание смысла жизни которых изучалось, выступили представители именно из этой среды. В эту группу входили двадцать респондентов в возрасте от 20 до 40 лет. Из них 10 мужчин (50 %) и 10 женщин (50 %) (Распределение респондентов по образованию: среднее - 2 чел. (10 %), среднее специальное - 4 чел. (20 %), высшее - 14 чел. (70 %). В дальнейшем по тексту указанная группа будет обозначаться как первая.

Как «неверующие» была обозначена группа слушателей института дополнительного образования Ульяновского государственного университета, получающая знания по специальности «Психология», опрос которой показал, что ни один из них не считает себя последователем той или иной веры. В группу входили 28 респондентов в возрасте от 24 до 46 лет. Из них 27 женщин (96, 4 %) и один мужчина (3, 6 %). (Распределение по образованию: среднее специальное - 8 чел. (28, 6 %), высшее - 20 чел. (71, 4 %). В дальнейшем по тексту указанная группа будет обозначаться как вторая.

В качестве метода, позволяющего выявить специфику и содержание смысла жизни в указанных группах был выбран: метод анкетирования, как наиболее точно отвечающий требованиям поставленной задачи. В качестве инструмента использована анкета, разработанная В.Э.Чудновским [15], и использованная в своих исследованиях Г.А.Вайзер [4]. Дополнительно в анкету были внесены три вопроса, которые в предлагаемом ниже тексте помещены под номерами 10, 11 и 12. Необходимость их введения вызвана как спецификой указанных групп, так и конкретными задачами, решаемыми нами в ходе исследования.

При обработке полученных результатов мы опирались на три характеристики смысла жизни, выделенные В.Э.Чудновским: масштабность, инертность, динамику и иерархию смыслов [15, с. 20]. В рамках данной работы вслед за В.Э.Чудновским мы рассматриваем смысл жизни как динамическую иерархическую систему, в которой наряду с множеством, «малых смыслов» существует и большой, главный жизненный смысл, который воплощается в жизненных ситуациях. Рассмотрим некоторые результаты нашего исследования.

1. Что такое, по Вашему представлению, смысл жизни?

По данному вопросу оказалась возможным дифференцировать ответы первой группы на два типа: смысл жизни как понятие -13 чел. (65 %), и как смысл собственной жизни - 7 чел. (35 %).

Во второй группе - 13 чел. (46, 4 %) анализируют смысл жизни как понятие, 13 чел. (46, 4 %) раскрывают содержание смысла жизни для себя, 2 чел (7, 2 %) - не знают, как определить смысл жизни.

Что касается смысла жизни как понятия, то исследуемые в первой группе подчёркивают, что главный смысл должен, с одной стороны, вобрать в себя весь спектр человеческой жизни, с другой - быть способным решить все проблемы бытия: рождение, смерть, старость и болезнь, страдания и т. д. Если же раскрывается смысл жизни для себя (7 чел.), то говорят о стремлении познать, полюбить Бога и восстановить с ним забытые, утраченные отношения. То есть все респонденты в этой группе говорят о главном смысле жизни.

Во второй группе, анализируя понятие смысла жизни 13 чел. (46, 4 %) раскрывают его в общем виде: «цель, к которой стремится человек», «идеальная цель, не всегда чётко осознаваемая», «источник, который питает человека, программа жизни людей». В то же время 13 чел. (46, 4 %) раскрывают смысл жизни для себя. В процессе конкретизации понятий у одних респондентов просматривается широкий социальный смысл (жить для блага других), у других - групповой (близкие, друзья, семья), индивидуальные (жить, удовлетворение своих «хочу»), познавательный (познание других и себя, самосовершенствование), которые раскрываются вне связи друг с другом.

2. Какое значение имеет наличие смысла жизни для каждого человека?

Респонденты отмечают, что наличие смысла жизни имеет большое значение в жизни человека: «наличие смысла жизни облегчает жизнь, концентрирует волю, желания, деятельность» (жен. 40 лет, 1 гр.), «смысл жизни выполняет ориентирующую функцию, в противном случае жизнь кажется конченной» (жен. 26 лет, 2 гр.).

Однако верующие респонденты все без исключения говорят об весьма благотворном влиянии на судьбу лишь абсолютного смысла (служение Богу), если же смысл жизни устремляет человека к относительным, материальным отношениям, то говорят о неоднозначности влияния его на судьбу.

Во второй группе 85, 7 % респондентов говорят о решающем значении наличия смысла жизни, и 14, 3 % говорят как о главном, так и о второстепенном его значении и связывают это с конкретной личностью.

3. Всегда ли наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе?

В первой группе 60 % отмечают, что если главный смысл жизни состоит в духовном развитии (восстановлении своих отношений с Богом), то человека вообще не волнует его судьба.

По мнению большинства респондентов во второй группе (56, 5 %) не всегда наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе человека. Это зависит от содержания смысла. «Если сформулировать слишком глобальный или слишком мелкий смысл - то нет» (жен. 25 лет, 2 гр.).

4. Чего, по Вашему мнению, в жизни человека больше: смысла или бессмыслицы?

Респонденты первой группы ответили следующим образом:

  • 13 чел. (65 %) - больше смысла, если человек служит Богу, бессмыслицы, если ставит другие цели.
  • 4 чел. (20 %) - бессмыслицы, так как у подавляющего большинства людей нет истинных знаний о человеке, другие знания только запутывают.
  • 2 чел. (10 %) - больше смысла, так как человек - существо разумное; при любых обстоятельствах жизнь человека имеет смысл.
  • 1 чел. (5 %) - говорить можно только о конкретном человеке.

Во второй группе 8 чел. (28, 6 %) говорят о наличии и того и другого в жизни человека, 10 чел. (35, 7 %) отмечают, что в жизни человека больше бессмыслицы, и 10 чел. (35, 7 %) утверждают, что больше смысла.

5. Изменяется ли смысл жизни с возрастом?

Подавляющее большинство респондентов в первой группе говорит о том, что если найден главный смысл жизни человека (а найти его можно в любом возрасте), то с возрастом он не меняется: «духовный смысл, если он выбран осознанно - не меняется» (муж., 36 лет, 1 гр.), «когда мы говорим о поиске смысла жизни, он меняется, если же человек с рождения знает, в чём смысл его жизни, то с возрастом он не меняется» (жен., 38 лет, 1 гр.).

Большинство респондентов во второй группе отмечают, что с возрастом смысл жизни меняется: «каждому возрастному периоду соответствуют свои интересы» (жен., 25 лет, 2 гр.), «изменяется в связи с приобретённым жизненным опытом» (жен., 45 лет, 2 гр.).

6. Произошли ли у Вас изменения в понимании смысла жизни в последние годы?

Анализ показал, что в обеих группах в последние годы произошли изменения в понимании смысла жизни.

В первой группе 16 чел. (80 %) связывают эти изменения с получением духовных знаний, с изучением Ведической литературы. «Да, после знакомства с духовной культурой» (муж., 32 года, 1 гр.). «Да, познакомилась с Ведической литературой» (жен., 28 лет, 1 гр.). «Да, колоссальные, встретил людей, которые способны ответить на все вопросы» (муж., 32 года, 1 гр.).

Во второй группе изменения в понимании смысла жизни связывают с разными обстоятельствами: возрастом, встречей с интересными людьми, изменением мировоззрения, безработицей, получением новой информации, личными переживаниями, размышлениями, переездом, со смертью близких, открытием себя, изменениями происходящими в стране.

7. Что, по Вашему мнению, в большей мере влияет на становление смысла жизни (поставьте в порядке значимости): а) пример родителей; б) общение со сверстниками; в) общение с педагогами; г) собственный жизненный опыт; д) влияние средств массовой информации; е) чтение литературы (желательно назвать художественные произведения, которые помогли Вам в становлении смысла жизни); ж) что-то ещё.

На становление смысла жизни для респондентов в первой группе в основном повлияло духовное образование (изучение Ведической литературы), общение с духовными учителями и единомышленниками. Меньше всего на становление смысла жизни влияют средства массовой информации.

Во второй группе половина респондентов, 14 чел. (50 %), значимым в становлении смысла определяет собственный жизненный опыт; средства массовой информации, также как и в первой группе, играют незначительную роль.

8. Какие учебные предметы помогли (или помогают) Вам в поиске смысла жизни?

Из учебных предметов, которые помогли в поиске смысла жизни, 14 чел. (70 %) верующих называют Ведическую литературу. Изучение других предметов: философии, литературы, истории, физики, биологии, психологии не дают ответа на вопрос в чём смысл человеческого бытия, но стимулируют к поиску смысла жизни. «Прямо отвечают на вопрос о смысле жизни священные Писания, а косвенно подводят к поиску смысла жизни - физика, математика, информатика» (муж., 30 лет, 1 гр.), «найти смысл в жизни помогла только духовная литература, в частности Веды; а к поиску смысла жизни побуждали философия, литература, психология, антропология» (жен., 38 лет, 1 гр.).

Во второй группе отдаётся предпочтение следующим предметам, помогающим в поиске смысла жизни: философия, психология, литература, история. .

9. Можете ли Вы сформулировать смысл своей жизни?

Верующие смысл видят в служении Богу, в востановлении вечных, но забытых отношений с Ним. Чтобы быть способным служить Богу, нужно стать совершенным самому, помогать другим достичь совершенства. «Совершенствоваться в служении духовному учителю, рассказывать и раскрывать знания желающим познать духовную науку» (жен., 34 года, 1 гр.), «осознать свою духовную природу, позволяющую вечно служить Господу» (жен., 26 лет, 1 гр.).

То есть в группе верующих чётко прослеживается наличие иерархии смыслов.

В группе неверующих смысловое поле оказалось более размытым. Выделяются следующие главные смыслы: индивидуальные - «гармоничное полноценное развитие и достижение всех целей и планов» (жен., 31 год, 2 гр.), «постоянно совершенствовать себя» (жен., 34 года, 2гр.); социальные - «смысл в служении обществу, полезность» (жен., 38 лет, 2 гр.); групповые - «воспитание детей и обеспечение их будущего» (жен., 38 лет, 2 гр.), «мне хорошо, когда хорошо моим близким» (жен., 26 лет, 2 гр.); ситуативные - «закончить, школу, поступить в институт и т. д. Глобального смысла вразумительно никто не сформулировал» (жен., 30 лет, 2 гр.); познавательные - «поиск, наследование всех аспектов человеческого бытия, творчество» (жен., 46 лет, 2 гр.).

10. В чём, по Вашему представлению, заключается духовное богатство личности?

Группа верующих отмечает следующие качества, которые составляют духовное богатство личности: чистая, бескорыстная любовь к Богу, способность выполнять задачи, поставленные духовным учителем и Богом, умение принести истинное благо окружающим, способность видеть в людях только хорошее, терпимость в отношениях с людьми, скромность в отношении своей значимости, доброта, стремление к самосовершенствованию, отсутствие зависти, свобода от гнева, самоконтроль, смирение.

Группа неверующих назвала практически такие же качества, с той лишь разницей, что это духовное богатство они готовы использовать в служении себе, близким и человечеству. Тогда как в первой группе перечисленные качества нужны испытуемым не только в общении с близкими и окружающими людьми, но и в общении с Богом.

11. Влияет ли конечность человеческой жизни на понимание смысла жизни?

В первой группе 16 чел. (80 %) отмечают влияние на становление и понимание смысла жизни конечности человеческой жизни, так как ограниченность во времени подталкивает человека к поиску смысла жизни (нужно успеть). С другой стороны, смерть должна быть как - то обоснована в найденном смысле жизни.

В группе неверующих мнение оказалось не столь единодушным. 19 человек (67, 9 %) - указали на зависимость, 6 человек (21, 4 %) - отрицали её, 3 человека (10, 7 %) затруднились ответить. (См. схему № 8 в приложении).

12. Проставьте, пожалуйста, в порядке значимости для Вас: а) служение близким, б) служение Богу, в) служение себе, г) служение человечеству.

17 чел. (85 %) из числа верующих расставили предложенные варианты значимостей в следующем порядке:

  1. Служение Богу,
  2. Служение человечеству,
  3. Служение близким,
  4. Служение себе.

В группе неверующих 10 чел. (35, 7 %) на первое место поставили служение себе, 9 чел. (32, 1 %) на первое место выдвинули служение близким, 8 чел. (28, 5 %) на первое место поставили служение Богу и 1 чел. (3, 6 %) на первом месте указал служение человечеству.

Количественные результаты для удобства сравнения нами помещены в таблицу 1, где отражены только те показатели, которые можно сравнить друг с другом по количественному параметру (Вопросы № 1-6 и 11), и исключены те, которые в силу их качественного и слишком дифференцированного описания оказались мало представительными в плане иллюстрации (Вопросы 7-10). В первой колонке обозначены номера вопросов и их содержательная формулировка, соответствующая той, которая расположена в данном тексте выше.

Таблица 1.
Количественные показатели представленности ответов на вопросы анкеты

№ Вопросы Ответы Представители
ведической
культуры
Представители
cпециальности
«Психология»
1. Что такое,по Вашему представлению, смысл жизни?
Как понятие
Как свой СЖ
Не знают
13 чел. (65 %)
7 чел. (35%).
нет
13 чел. (46,4%)
13 чел. (46,4%)
2 чел. (7,2)
2. Какое значение имеет наличие смысла жизни для каждого человека?
Решающее
второстепенное
20 чел. (100%)
нет
24 чел. (85,7%)
4 чел. (14,3%)
3. Всегда ли наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе? Всегда
Не всегда
12 чел. (60%)
8 чел. (40%)
15 чел. (56,5%)
13 чел. (43,5%)
4. Чего, по Вашему мнению, в жизни человека больше: смысла или бессмыслицы? Больше смысла, если служит богу
Больше смысла
Больше бессмыслицы
= и того и другого
13 чел. (65%)
2 чел. (10%)
4 чел. (20%)
1 чел. (5%)
Нет ответов
10 чел. (35,7%)
10 чел. (35,7%)
8 чел. (28,6%)
5. Изменяется ли смысл жизни с возрастом? Меняется
Не меняется
4 чел. (20%)
16 чел. (80%)
22 чел. (78%)
6 чел. (22%)
6. Произошли ли у Вас изменения в понимании смысла жизни в последние годы? Да
нет
16 чел. (80%)
4 чел (20%)
28 чел. (100%)
нет
11. Влияет ли конечность человеческой жизни на понимание смысла жизни? Да
Нет
Затрудняюсь ответить
16 чел. (80%)
4 чел. (20%)
нет ответов
19 чел. (67,9%)
6 чел. (21,4%)
3 чел. (10,7%)

Следует обратить внимание на один факт: Если сравнить 5-ый (Меняется ли смысл жизни с возрастом?) и 6-й вопросы (Произошли ли у Вас изменения в понимании смысла жизни в последние годы?), то оказывается, что для представителей ведической культуры соотношение прямо противоположное. На первый взгляд это наталкивает на мысль о противоречивости ответов респондентов, о нерешенности ими своих смысловых проблем. Однако содержательный анализ ответов (см. в тексте) показывает, что всю их жизнь условно можно разбить на 2 периода: до столкновения с ведическим учением и жизнь после этого столкновения. До столкновения смысл жизни меняется, после нет. Такие результаты наталкивают на ряд серьезных вопросов, по отношению к которым в плане ответов между авторами данной статьи есть существенные расхождения.

Так, по мнению Еремеевой А., такое положение дел говорит о духовном развитии человека, по мнению же И.В.Калинина это может иметь под собой и некоторые другие основания. Например, бегство от сложностей жизни в какой-либо вид религии, в данном случае ведический, где присутствует набор ценностей, желательный для определнного типа личности. При заимствовании этих ценностей, без критического соотнесения с действительностью, вряд ли можно говорить о развитии личности. В такой ситуации представитель любого культа будет несколько выигрывать по показателям осмысленности жизни перед человеком, который жестко не придерживается канвы какой-либо веры, поскольку многие параметры, задаваемые шкалами различных тестов (например СЖО), жестко заданы в Писаниях той или иной религии. Не является исключением в этом смысле и ведическая культура. Причем интересен тот факт, что в ее рамках смысл жизни увязывается с различными возрастами чеовека, внутри каждого из которых существует своя система рекомендаций, что, в общем то, указывает на наличие целой жизненной программы, неуклонно следуя которой человек и реализует смысл жизни. Чтобы убедиться в сказанном, достаточно проанализировать основные каноны, которых придерживаются представители ведической культуры в соответствии с Ведами.

Рассмотирим кратко некоторые положения.

Веды и ведическая культура1 представляют свой взгляд на смысл человеческой жизни.

Прежде всего, вставший на путь ведической культуры человек (ученик) должен понять что:

1) сколь бы одарен и педантичен ни был человек он не в состоянии избежать ошибок: человеку свойственно ошибаться;
2) люди склонны впадать в иллюзию;
3) чувства человека не совершенны или, ограничены (в темной комнате мы не видим даже собственных рук);
4) каждый человек склонен к обману (осознанному или неосознанному).

Следующий шаг заключается в осознании; если человек имеет возможность получить информацию из достоверного источника, ему нет необходимости изнурять себя независимыми исследованиями, нужно просто обратиться к авторитету. «Авторитет» означает не «диктатор», а скорее «носитель первоначального, неискаженного знания». Например Шекспир является главным авторитетом по произведениям Вильяма Шекспира. Восприятие знания из уст авторитета - это стандартный метод познания. Следовательно если хочешь узнать в чем смысл жизни обратись к тому, кто её установил. Так как человек не совершенен нет смысла обращаться к нему с этим вопросом. Несовершенство может породить только не совершенство.

Совершенен только один Бог, значит, то, в чем он видит смысл человеческой жизни и будет совершенным. Ведическая литература - это дыхание Абсолютной истины. Ведические знания изошли из уст Верховной Личности с той же легкостью с какой дышит человек. Согласно ведической традиции, Веды абсолютны и самоавторитетны. Чтобы помять их нет необходимости прибегать к другим источникам - все необходимое содержится в них самих. В Бгагавад - чите (Песнь Бога) сам Господь говорит: «Веды исходят от непогрешимой личности Верховной личности Бога». Слово апаурушейя (сверхчеловеческое) ведические Писания определяют себя, означает, что они они произошли не от материального обусловленного человека, а от Самого Всевышнего, то есть из источника трансцентного к двойственности этого мира. На заре творения ведические знания были переданы Брахме - первому живому существу который творит материальную вселенную. Брахма живет 311 триллионов 40 биллионов земных лет. За это время его жизни сменяются 14 Ману. В настоящее время правит седьмой по счету Ману (прародитель человечества) продолжительность жизни которого 305,3 миллионов лет, из которых 120,4 миллиона лет уже прошли. До его рождения «Гита» была передана Господом своему ученику, богу солнца, значит, она была поведана как минимум 120,4 миллиона лет тому назад, а в человеческом обществе она существует около двух миллионов лет. Ёще раз она была пересказана Господом около пяти тысяч лет назад.

Ведическое знание считается вечным, но из - за того, что материальный космос проходит через стадии творения, существование и разрушения, учение Вед нуждается в том, чтобы его постоянно утверждали заново.

В давние времена веды передавались устно, а около пяти тысяч лет назад Вьяса дева, могущественная литературная инкарнация Бога, записал Веды.

Дальше говорится, что существует жесткая связь между сущностью ведического знания и способом его постижения (ведическим методом). Ведическая гносеология состоит из трех возможных способов познания:

1) эмпирические;
2) теории выводимые из фактов;
3) слушание;

Веды утверждают, что объекты, не относящиеся к материальной природе, не могут быть познаны экспериментально. Поэтому все, что относится к непостижимому, невозможно постичь с помощью отвлеченных размышлений построений. Таким образом мы можем постичь смыслы жизни, предлагаемые нам психологами - теоретиками, но все они будут относительными, а значит, несовершенными. Об абсолютном смысле можно узнать только от Абсолютной Личности Бога. И так, что же говорит Бог о смысле человеческой жизни и о том, как устроен человек, какова структура личности согласно Ему. В Бхагавад - Гите приводятся следующие составляющие человека (См. Рис. 1.)


Рис. 1. Составляющие человека согласно Бхагавад - Гите

Для чего совершенная облекается несовершенной материей? На это Господь говорит: «Это материальное творение (в том числе и материальные оболочки человека) я создал с двумя целями: во - первых позволить существам, которые не пожелали общения со мной наслаждаться другими отношениями (семья, друзья, человечество) удовлетворять свой желания, отличные от моих. Во - вторых, Я хочу, чтобы они вернулись ко мне, поскольку они часть меня и горячо любимы Мной. Однако, чтобы у живого существа больше не возникало желания падать в материальный мир, оно должно осознать через рождение, смерть, старость и болезни весь ужас материального существования. То есть путь назад не выстлан розами. Для этого человеку нужно найти чистого преданного Господа (духовного учителя) и, выполняя Его наставления, сначала очистится от материального существования, затем служить Ему, чтобы удовлетворенный вами, он смог представить вас Мне. Это самый прямой, короткий и верный способ достижения меня и Моей обители. Есть много и других косвенных путей, но я рекомендую этот путь бхакти - йоги (связь через чистое, не мотивированное и бескорыстное служение Мне) как самый простой и возвышенный.

Таким образом, если человек ставит смыслом жизни первую цель - удовлетворение своих желаний, как грубых, так и тонких - он будет рождаться и умирать до тех пор, пока ему не надоест. Если же он поймет всю бессмысленность материального мира, то Мое описание структуры человека поможет ему избавиться от материальных элементов и обрести свою вечную, истинную сущность.

Как это сделать, Я указал в Ведах. Для начала нужно понять, что ты - не тело, и не чувства. Например, ты думаешь, что ты красивый, бизнесмен, имеющий красавицу жену которая доставляет тебе массу удовольствий, но ты умрешь и родишься деревом, затем снова умрешь и родишься лягушкой и т.д. Так бизнесмен ты? Нет. Тебе постоянно придется менять формы, поэтому следует помять, что ты не тело. Ты говоришь:»Моя рука, мое тело, но не я - рука, я - тело«.Во - вторых следует подчинить себе ум. Легче ветром в поле управлять чем держать под контролем эту сущность. Задача ума - удерживать тебя в материальных оболочках, т.е. навязывать желания, позволять удовлетворять твое материальное ложное эго. Чтобы одолеть ум нужно быть разумным. С помощью разума можно постичь законы материальной природы, созданные Мною. Существует три закона деятельности, которые нужно усвоить:

  • Закон кармы,
  • Викармы,
  • Акармы.

Закон кармы действует когда ты занимаешься деятельностью, дозволенной Писаниями (это соблюдение регулирующих принципов: не ешь мяса, рыбу, яиц, лука и чеснока, не употреблять алкоголь, табак, наркотики, не заниматься денежными махинациями; заниматься сексом только для зачатия детей). Такая деятельность приносит положительные плоды, ты сможешь в следующей жизни родится в богатой семье малострадать, но ты не решишь проблемы рождения и смерти, хотя можешь поднятся до уровня райских планет и жить бесконечно долго, как Брахма, например, но ты все равно умрешь.

Викарма - это неблагоприятная деятельность, противоречащая наставлением Писаний, она ведет человека в темные уголки ада. Это деятельность в невежестве.

Акарма - духовная практика служение Мне в храме в форме Божеств и духовному учителю. Такая деятельность не связывает тебя материей и в момент смерти или гораздо раньше тебе будет позволино общаться со Мной и моим окружением.

Итак, у тебя нет свободы, но есть свобода выбора всегда и при любых обстоятельствах.

Если ты не пожелаешь заниматься духовной деятельностью, к твоим услугам - Моя иллюзорная энергия, которая поможет тебе забыть Меня.

Однако помни, что воспитывать отношения со мной можно только в человеческом теле, получить которое редкая удача для живого существа. Существует 8400000 форм тел, чтобы наслаждать свои чувства, и смена форм происходит строго в эволюционном порядке:

  • одноклеточные микробы,
  • представители водной фауны,
  • растения,
  • насекомые,
  • земноводные,
  • птицы,
  • мелкие и крупные животные.

То есть душа, переселяется во все более развитые телесные формы, характеризующиеся более высоким уровнем сознания.

Итак, человеческая форма тела предназначена Богом для восстановления связи с Ним путём бескорыстного, немотивированного преданного служению. В этом заключается смысл человеческого бытия. Но воспользованться наставлениями Бога или пренебречь ими - это та свобода выбора, которой человека наделил Бог и которой он вправе воспользоваться.

Когда Писания говорят о подлинном ведическом обществе, они употребляют слово арйан. Для арйан, то есть тех, кто следует Ведам, прогресс человечества означает продвижение по пути духовного самоосознания. Такое общество, которое ставит перед собой духовные цели - называлось обществом ариев. Социальное устройство ариев известно под именем варнашрама - дхармы - Богоцентрического общества. Культура такого общества в своей основе видения и восприятия мира имеет метафизический, а не чувственный характер.

»Всё живое и неживое в этой вселенной управляется Господом и принадлежит Ему. Поэтому нужно довольствоваться самым необходимым, тем, что выделено вам как ваша доля, и не брать ничего другого, хорошо зная, кому всё принадлежит«

Это и есть принцип Богоцентрического общества, который основан на представлении о том, что миропорядок, установленный Богом, обеспечит каждого всем необходиым, так что ни в чём не будет недостатка, если человечество будет жить в естественных, здоровых условиях. То есть в Богоцентрическом обществе удовлетворяются и материальные нужды и трансцендентные устремления. В соответствие с этим, задача глав государств состоит в обеспечении своих подданных отсутствием голода и безработицы, в препятствовании сплошной индустриализации, порождающей искусственные потребности. Цель общества ариев состоит не просто в обеспечении мирного материального существования, но в том, чтобы дать каждому все возможности для достижения освобождения из круговорота рождений и смертей.

Общество не считается цивилизованным с точки зрения Бога, если не ставит перед собой целей: религии, экономического развития, регулируемого чувственного наслаждения и освобождения. Из этих четырёх принципов освобождение должно приниматься наиболее серьёзно, так как три остальных обречены на уничтожение властью неумолимого закона природы - смерти.

»В соответствии с тремя качествами материальной природы: невежеством, страсти и благости, Мною были созданы четыре класса человеческого общества:

  1. Учителя и духовные наставники,
  2. Администраторы и воины,
  3. Фермеры и торговцы,
  4. Рабочие и ремесленники.«

Эти классы не являются политическими или социальными фракциями, но представляют естественные категории людей, которые можно обнаружить в любой человеческой цивилизации.

Интеллектуалы руководствуются добродетелью; военные и политики - побуждаются к действию страстью; фермеры и торговцы - движимы одновременно страстью и невежеством; рабочие - находятся под влиянием невежества.

Общество обретает благополучие тогда, когда люди, принадлежащие к этим естественным классам, сотрудничают друг с другом во имя духовной самореализации - обретения любви к Богу. Чтобы удовлетворить Всевышнего Господа, нужно надлежащим образом исполнять предписанные Им обязанности в системе классов. Если администратор занят удовлетворением своих амбиций, потребностей, забывая об обеспечении своих граждан (материальном и духовном), он рискует в следующей жизни отработать суммарное недовольство своих подданных; практически он будет вынужден прожить жизнь в адских условиях, согласно закону викармы.

Также и интеллектуалы - должны быть людьми безупречного поведения, обладающими подлинным духовным знанием. Если же учитель принебрегает знаниями Бога и преподаёт своим ученикам только материальные знания, он считается слепцом, который ведёт других слепых в пропасть. Тем самым, он отвечает не только за себя, но и за всех других, доверившихся ему учеников.

Фермеры должны быть земледельцами, выращивать зерно, овощи и пасти стада коров. Согласно представлениям Вед, можно жить счастливо, имея немного земли, выращивая на ней зерно и содержа коров. Так можно решить все экономические проблемы. Для фермеров богатство составляют не деньги, а коровы, зерно, молоко и масло. Конечно, эти люди носили драгоценности, красивую одежду и даже золото, обменивая на них сельскохозяйственные продукты. Согласно Ведам, корова - одна из семи матерей человека. Поэтому убивать коров - варварство. Защита коров - обязанность этого сословия. Если же фермеры ежедневно во всём мире за стенами автоматизированных боен совершают массовые убийства животных - это не менее ужасно, чем уничтожение народов в огне ядерной войны от ответственности перед Богом за такие деяния не уйдёт ни один человек.

Рабочие должны работать и служить остальным трём классам. Это люди, не имеющие склонности к интеллектуальной, военной или торговой деятельности.

Человек принадлежащий к любой социальной группе может достичь высшей цели (любви к Богу), выполняя свои обязанности, предписанные Господом.

Кроме того, в Ведах описаны четыре ступени жизни человека.

Первая - ученичество, начинается с пяти лет и заканчивается в двадцать пять. Обучение в этот период формирует характер человека на всю жизнь. В эти ранние годы, учитель определяет склонности ученика и его принадлежность к определённому классу.

Вторая -по окончании обучения, ученик может оставить опеку духовного учителя, чтобы жениться и жить семейной жизнью. Смысл ученичества у духовного учителя состоит в том, что пройдя его, человек ни при каких обстоятельствах не станет жертвой половой распущенности. Привязанность к сексуальным наслаждениям - это железные оковы материальной энергии. В браке дозволены сексуальные отношения, но только для зачатия детей.

Третья ступень - жизнь человека, отошедшего от дел. Даже если человек идеально устроен в семейной жизни, ему даётся совет: освободиться от всех семеёных уз по достижении пятидесяти лет, чтобы подготовить себя к следующей жизни. Жена может оставаться с мужем и помогать ему, но между ними прекращаются половые отношения. В идеале они вместе путешествуют по святым местам, постепенно утрачивая привязанность к дому, семье, делам.

И, наконец, на четвёртой ступени жизни, человек прерывает все семейные связи и принимает жизнь в отречении. Такому человеку должно оказываться всяческое уважение. В обществе такой человек почитается принявшим гражданскую смерть, а его жена остаётся под опекой старших детей и официально становится вдовой. Различают два типа отрёкшихся людей:

  1. Те, кто остаются в одиночестве и постоянно устремлены помыслами к Богу,
  2. Те, кто принимают учеников.

Про вторых Господь говорит:»Нет в этом мире для Меня слуги дороже, чем он, и никогда не будет".

Принимая во внимание различные положения людей, находящихся под влиянием различных качеств материальной природы (невежества, страсти и благости) варнашрама - дхарма (система социальных групп и ступеней жизни) на научной основе предоставляет возможность духовного совершенствования. Конечная цель ведической культуры - достижение беспредельной преданности Верховному Богу, и эта преданность является итогом, определяющим смысл ведической литературы и традиции, или смыслом жизни человека с точки зрения Абсолютной Истины2.

Как видно из приведенной части данной работы ведическая культура предлагает свой смысл жизни, и алгоритм его постижения, следуя которому человеку, в общем то, и не нужно размышлять о существовании каких-то других смыслов. Вместе с тем, как представляется одному из авторов данной работы, более корректное утверждение было бы возможно лишь тогда, когда была бы исследованна та группа людей, которая по каким-либо причинам разочаровалась в следовании канонам ведической культуры. Вместе с тем поиск таких людей вряд ли окажется возможным, поскольку любая религия факты подобного рода не стремится афишировать.

Возвращаясь к анализу количественных данных, следует обратить внимание на показатели одиннадцатого вопроса (Влияет ли конечность человеческой жизни на понимание смысла жизни?). Для нас он показателен в том смысле, что указывает на согласованность мнений представителей ведической культуры и субъектов, стремящихся получить знания по психологии, относительно того, что подавляющее их число отвечает на вопрос положительно. Примечателен тот факт, что, в общем-то, противостояние по этому вопросу обнаруживается не столько при анализе плоскости «верующий-неверующий», сколько в отношении принадлежности к тому или иному биологическому полу: мужчина или женщина. Так, согласно результатам, 100 % женщин из первой группы и почти 70 % из второй группы согласны с данным утверждением. В то же время между положительным и отрицательным ответом на поставленный вопрос между мужчинами первой группы наблюдаются почти паритетные соотношения. Это наводит на ряд предположений, которые нуждаются в дальнейшей экспериментальной проверке. Однако в рамках данной статьи мы все же рискнем их высказать на гипотетическом уровне.

Так, можно предположить, что для представительниц женского пола влияние конечности жизни на ее смысл в большей мере, чем для мужчин, могут быть связаны с имедживыми характеристиками. Как известно, женщины в большей мере, чем мужчины, обращают внимание на свой внешний вид, поэтому внешние изменения в большей мере подводят представительниц женского пола к четкости в фиксированнии конечности человеческого существования. Кроме этого сам факт материнства в большей мере наталкивает женщину на фиксацию не только собственных внешних изменений, но и на фиксацию внешних и внутренних изменений ребенка, которому в рамках нашей патриархальной культуры, женщина уделяет больше времени, чем мужчина. Все это ставит на повестку дня целый спектр вопросов относимых к изучению гендерных аспектов взаимосвязи феноменов, лишь на первый взгляд далеко отстоящих друг от друга: смысла жизни, ее конечности и имиджа человека. Если смотреть еще шире, то это ведет к постановке проблемы на поиск и изучение факторов опосредствующих взаимосвязь между смыслом и конечностью человеческой жизни, среди которых имидж является лишь одним из вуказанных факторов. Такая постановка вопроса согласуется с мнением известных отечественных исследователей С.Л.Рубинштейном [11], [12], К.А.Абульхановой-Славской [2], [1], В.Н.Дружинина [6], В.В.Знакова [7], А.А.Кроник [16].

Двенадцатый вопрос в силу специфики задания и сложности его структурирования по форматам предыдущей таблицы мы приводим в отдельной таблице (Табл. № 2), где отражено распределение только тех ответов, которые были поставлены респондентами на первое место.

Таблица 2.
Распределение респондентов, поставившим ранг 1 различным видам служения

Представители ведической культуры Группа, получающая знания по специальности «Психология»
Служение Богу 17 чел. (85 %) 8 чел. (28, 5 %)
Служение человечеству 1 чел. (5 %) 1 чел. (3, 6 %)
Служение близким 1 чел. (5 %) 9 чел. (32, 1 %)
Служение себе 1 чел. (5 %) 10 чел. (35, 7 %)

Как видно из таблицы № 2 наименее популярным для обеих групп является «Служение человечеству». Если этот факт сравнивать с другими видами служений в содержательном плане, то ясно видно, что «служение человечеству» является наиболее обобщенным понятием в символах веры, чем все остальные. Возможно, в этом факте подтверждается мысль В.Франкла о том, что «Смысл - это всякий раз также и конкретный смысл, конкретной ситуации» [14, с. 29].

В плане распределения остальных рангов легко заметить явное преобладание значимости Служения Богу в первой группе и абсолютная размытость и неопредленность в распределении рангов между различными видами служений у второй группы. Настораживает факт наличия значительной доли респондентов поставивших на первое место «служение себе» среди группы представителей получающих специализацию «Психология». Это наталкивает на печальные размышления, позволяя предположить, что для данной группы испытуемых «психология», видимо, служит средством получения знаний, которые можно использовать как инструмент манипуляции. Это же заставляет сделать ряд выводов в плане ужесточения критериев отбора лиц, которые могут получать специализацию в рамках специальности «Психология» и указывает на необходимость включения в процедуру отбора слушателей группы методик направленных на исследование смысловой сферы человека.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Абульханова К.А., Т.Н.Березина Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001, 304 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни, М.: Мысль, 1991.
  3. Бодалев А.А. Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я» // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М., 1997. С. 33-40.
  4. Вайзер Г.А. Смысл жизни и возраст // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М., 1997. С. 91-110.
  5. Деркач А.А., Калинин И.В., Синягин Ю.В. Стратегии подбора и формирования управленческой команды. М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1999. 313 с.
  6. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЭР СЭ, СПб.: ИМАТОН-М, 2000. 135 с.
  7. Знаков В.В. Экзистенциальная психология или психология человеческого бытия? // Первая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. М.: Смысл. 2001. С. 13-18.
  8. Калинин И.В. Психологический кризис с точки зрения личностного смысла // Антикризисное поведение: сущность, проблемы, тенденции / Под общ. ред. Н.В.Калининой, М.И.Лукьяновой, Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. С. 11-24.
  9. Калинин И.В. Психологическое толкование математического подхода к пониманию личностного смысла // Управленческая акмеология: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. А.А.Деркача, И.В.Калинина, Ю.В.Синягина. Ульяновск: СВНЦ. 1999.
  10. Карпова Н.Л. Мотивационная включенность и динамика осознания жизненных смыслов в процессе социореабилитации. // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М., 1997. С. 111-126.
  11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. / Отв. ред. Е.В.Шорохова М.: Педагогика, 1976.
  13. Синягин Ю.В., Калинин И.В. К вопросу о структурных единицах управленческой деятельности // Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности: Межвузовский сб. научных работ / Под ред. И.В.Калинина, Ю.В.Синягина, Ульяновск: СВНЦ, 1997. С. 5-17.
  14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990.
  15. Чудновский В.Э. Смысл жизни как психологическая реальность // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М., 1997. С. 14-22.
  16. Life line и другие. Новые методы исследования психологии жизненного пути. / Сост. И общ. ред. А.А.Кроника; послесл. Е.И.Головахи. М.: Прогресс-Культура. 1993. 230 с.

1 Данная часть работы написана А.Еремеевой, взявшей на себя ответственность за содержание данного фрагмента в настоящей работе.
2 Дальнейшая часть работы написана И.В.Калининым.

Калинин И.В., Еремеева А.,

Ульяновский государственный университет.
Данный вариант работы был подготовлен к публикации в 1997 году. Однако, по независящим от нас причинам, связанным с экономическим и политическим кризисом в нашей стране, возможность её публикации появилась только в настоящий момент. Поэтому в том варианте, в котором она появилась на данном сайте, работа публикуется впервые, хотя отдельные её фрагменты и результаты были использованы в других моих работах.

См. также