Социальная компетентность как научное понятие ещё не вошло в активный лексикон словоупотребления в рамках отечественной психологической науки, хотя в зарубежной теории и практике оно интенсивно эксплуатируется уже на протяжении почти полувека. При этом, как показывает анализ многочисленных определений социальной компетентности, осуществленный Рубин К.Х., Роуз-Крэснор Л. в 1986 году, основным семантическим сгустком этих определений является понятие эффективности взаимодействия. Вместе с тем при таком определении социальной компетентности, весьма свойственном для американской психологической мысли своей утилитарной направленностью, наблюдается явное превалирование прагматического компонента над духовным, что в общем-то не свойственно российскому менталитету с его богатыми эсхатологическими традициями. Поэтому разработка понятия социальной компетентности в рамках отечественной психологической науки, особенно внутри возрастной психологии и акмеологии, должно осуществляться с учетом тех новообразований, которые с неизбежностью появляются на разных ступеньках возрастного развития. По мнению целого ряда отечественных исследователей (И.В.Дубровина 1989, Н.Н.Толстых, А.М.Прихожан 1990), таким образованием в юношеском возрасте является готовность к жизненному самоопределению. Мы полагаем, что индикатором указанного новообразования в юношеском возрасте может выступить общий показатель осмысленности жизни определяемый с помощью теста смысложизненных ориентаций (СЖО). Более того, мы считаем, что именно этот показатель может выступать в качестве одной из составляющих социальной компетентности в юношеском возрасте.
Исходя из вышеуказанного положения нами было проведено исследование студенческой молодежи в возрасте от 17 до 21 года, обучающейся в вузах г. Ульяновска. Общая выборка исследуемых составила 225 человек. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что исследуемые с высокими и низкими показателями общего показателя осмысленности жизни должны значимо отличаться друг от друга как по профилю личностных черт, так и по уровню реализации тех ценностей, которых они придерживаются в своей жизни. В качестве диагностических инструментов были использованы: тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева (Д.А.Леонтьев 1992); 16-ти факторный опросник личностных черт Кеттелла (Шмелев А.Г., Похилько В.И., Соловейчик А.С. 1988); тест ценностных ориентаций М.Рокича (модификация Д.А.Леонтьева 1992).
Поскольку имеющиеся нормативные данные по СЖО были получены на выборке испытуемых такого мегаполиса как г. Москва более чем 10 лет назад и в другом возрастном диапазоне испытуемых (18-29 лет), постольку нами были рассчитаны собственные нормативные данные, которые представлены в таблице 1.
Таблица
1.
Средние и стандартные отклонения субшкал и общего
показателя ОЖ по ульяновской (2001 год) и московской (1992
год) выборкам
№ |
Шкалы теста СЖО |
Мужчины
|
Женщины
|
||||||
Ульяновская
выборка (n=64) |
Московская
выборка |
Ульяновская
выборка (n=150) |
Московская
выборка |
||||||
Среднее
|
s
|
Среднее
|
s
|
Среднее
|
s
|
Среднее
|
s
|
||
1. |
Цели в жизни |
29,47
|
4,79
|
32,90
|
5,92
|
28,97
|
4,27
|
29,38
|
6,24
|
2. |
Процесс |
28,03
|
4,64
|
31,09
|
4,44
|
28,92
|
4,29
|
28,80
|
6,14
|
3. |
Результат |
25,80
|
3,89
|
25,46
|
4,30
|
26,67
|
4,21
|
23,30
|
4,95
|
4. |
Локус контроля Я |
21,72
|
4,10
|
21,13
|
3,85
|
21,65
|
3,62
|
18,58
|
4,30
|
5. |
Локус контроля жизнь |
30,84
|
5,52
|
30,14
|
5,80
|
32,39
|
5,45
|
28,70
|
6,10
|
6. |
Общий показатель ОЖ |
102,47
|
13,58
|
103,10
|
15,03
|
104,50
|
13,29
|
95,76
|
16,54
|
При сравнении полученной таблицы с таблицей нормативных данных московской выборки обнаружилось следующие особенности:
1. Во-первых, обнаруживается различие в выраженности средних показателей по выборке и женщин, и мужчин.
а) Так если сравнивать показатели мужчин ульяновской и московской выборок, то оказывается, что шкалы цели в жизни, процесса жизни (интереса и эмоциональной насыщенности жизни), общего показателя осмысленности жизни у ульяновской молодежи выражены меньше, чем у москвичей, в то время как показатели по шкалам результативности жизни (удовлетворенности самореализацией), локуса контроля Я (Я-хозяин жизни), локус контроля - жизнь (управляемость жизни) у первой выборки больше, чем у второй;
б) Несколько иначе выглядят по сравнению с московской выборкой результаты женщин, которые практически по всем показателям, за исключением шкалы цели в жизни, выше у ульяновской выборки
2. Во-вторых, иным образом выглядят и показатели стандартного отклонения, которые по ульяновской выборке мужчин ниже, чем у московской выборки по таким шкалам как цели в жизни, результативность жизни (удовлетворенности самореализацией), локус контроля - жизнь (управляемость жизни) и общий показатель осмысленности жизни. По выборке женщин аналогичные отношения (более низкие показатели стандартного отклонения) сохраняются практически по всем шкалам, за исключением разброса данных по шкале цели в жизни;
3. В-третьих, показатели различаются и по направленности доминирования результатов у мужской и женской выборок. Так, например, если по московской выборке результаты мужчин превышают показатели женщин практически по всем шести шкалам, то в ульяновской выборке такое положение сохраняется лишь по двум шкалам («цели в жизни», «процесс жизни (интереса и эмоциональной насыщенности жизни)» и «локус контроля Я (Я - хозяин жизни)», по остальным четырем наблюдаются обратное соотношения: по шкалам «процесс жизни (интереса и эмоциональной насыщенности жизни)», «результативность жизни (удовлетворенности самореализацией)», «локус контроля - жизнь (управляемость жизни)» и «общий показатель осмысленности жизни» показатели женщин превышают показатели мужчин.
В связи с третьим моментом на гипотетическом уровне можно утверждать, что, видимо, первая и четвертая шкалы СЖО являются специфическими именно для различий в гендерном аспекте. Впрочем, для более корректного утверждения нужны специальные одновременные исследования для московской выборки и выборки, составленной из респондентов городов России среднего размера.
Поскольку в работе Д.А.Леонтьева не приводится специальная интерпретация «общего показателя осмысленности жизни», постольку нам представляется интересным отдельное обращение к данному вопросу. Для определения того, каково же содержательное наполнение общего показателя осмысленности жизни (ОЖ) вся выборка респондентов была дифференцирована на представителей с высокими и низкими показателями ОЖ. В результате статистического анализа было выделено 32 респондента с высокими показателями ОЖ и 31 респондент с низкими показателями ОЖ.. После чего все вопросы СЖО были транспонированы в восходящую шкалу (1-2-3-4-5-6-7). На следующем этапе были вычислены средние показатели по всем 20-ти пунктам опросника. И, наконец, из 20-ти вопросов были оставлены только те из них, средние показатели которых располагались ниже и выше отметки «4», соответствующая в бланковом варианте опросника значению «0». Таким образом было выделено 6 вопросов, средние которых статистически различаются по критерию Стьюдента на однопроцентном уровне значимости и одновременно относятся к разным полюсам биполярной шкалы. Для удобства иллюстрации указанные вопросы со своими средними значениями помещены в расположенную ниже таблицу № 2, из которой становится ясно смысловое наполнение низких и высоких значений общего показателя осмысленности жизни теста СЖО..
Таблица 2
Смысловое содержание и средние показатели пунктов теста СЖО для
респондентов с низкимии высокими показателями индекса ОЖ,
относящиеся к альтернативным полюсам.
№ | № пункта по СЖО | Низкие показатели по ОЖ | Высокие показатели ОЖ | ||
2. | Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной. | 3,87 | 6,50 | Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей. | |
5. | Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие. | 3,48 | 6,25 | Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие. | |
7. | Моя жизнь сложилась со всем не так, как я мечтал. | 3,55 | 6,22 | Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал | |
11. | Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. | 3,42 | 6,00 | Если бы я мог выбирать, то прожил бы жизнь еще раз так же, как живу сейчас. | |
12. | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. | 3,45 | 5,47 | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. | |
16. | В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей. | 2,97 | 6,06 | В жизни я нашел свое призвание и цели. |
Следующим этапом нашей работы явилась непосредственная проверка выдвинутой выше гипотезы о различии психологических профилей юношей с высокими и низкими показателями осмысленности жизни, в результате которой были получены результаты, соотнесенные с данными по валидности шкал теста Кеттелла на российской выборке (В.М.Русалов, Гусева О.В. 1990) и обобщенные в таблице № 3.
Таблица 3
Значимость различий по шкалам
16-PF (тест Кеттелла)
между испытуемыми с высокими и низкими показателями осмысленности
жизни по СЖО
Как видно из показателей таблицы только 2 шкалы (В и Q1)не обнаруживают статистически значимых различий между юношами демонстрирующими высокие и низкие показатели осмысленности жизни. Это согласуется с мнением исследователей, которые считают, что шкала В имеет весьма отдаленное отношение к социальной компетентности и измеряет, в основном, не столько практические, сколько теоретические аспекты интеллекта.
Таблица 4
Значимость различий по степени реализации терминальных
ценностей (Рокич) между испытуемыми с высокими и низкими
показателями осмысленности жизни по СЖО
Низкие показатели ОЖ | Высокие показатели ОЖ | t-эмпирическое | t-критическое | ||
18 |
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ(внутренняя гармония, свобода от
внутренних противоречий, сомнений)
|
56,68 | 79,56 | -4,42 | t0,0001=4,16 |
12 |
РАЗВИТИЕ (работа над собой, постоянное
духовное и физическое совершенствование) |
53,87 | 74,25 | -4,33 | t0,0001=4,16 |
1 |
АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (полнота и эмоциональная
насыщенность жизни)
|
60,97 | 82,13 | -3,89 | t0,001=3,46 |
6 |
ЛЮБОВЬ (духовная и физическая
близость с любимым человеком) |
50,68 | 75,28 | -3,52 | t0,001=3,46 |
3 |
ЗДОРОВЬЕ (физическое и психическое)
|
53,35 | 73,72 | -3,10 | t0,005=2,91 |
7 |
МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ (отсутствие материальных
затруднений)
|
35,77 | 54,84 | -3,07 | t0,005=2,91 |
9 |
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ (уважение окружающих,
коллектива, товарищей по работе)
|
67,68 | 83,63 | -3,05 | t0,005=2,91 |
13 |
РАЗВЛЕЧЕНИЯ (приятное необременительное
времяпровождение, отсутствие обязанностей) |
56,84 | 72,31 | -2,96 | t0,005=2,91 |
15 |
СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
|
59,03 | 78,13 | -2,46 | t0,05=2,00 |
8 |
НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ
|
63,87 | 75,19 | -2,20 | t0,05=2,00 |
4 |
ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА
|
54,03 | 70,84 | -2,02 | t0,05=2,00 |
Остальные результаты характеризуют респондентов с высокими показателями ОЖ, как людей более добрых (А), более независимых (F), более совестливых (G+), более утончённых (I+), более самостоятельных (Q3+) по сравнению с представителями выборки, имеющими низкие показатели ОЖ по СЖО. Такие результаты согласуются с представлениями здравого смысла и позволяют с большой долей уверенности утверждать, что общий показатель осмысленности жизни действительно может выступать в качестве одного из показателей социальной компетентности.
Не менее интересными являются результаты работы испытуемых с тестом М.Рокича, которые обобщены в таблицах 4 и 5.
Как видно из таблицы № 4, 11 из 18 терминальных ценностей обнаружили статистически значимые различия. При этом показатели реализованности отмеченных ценностей у молодых людей с высокими показателями осмысленности жизни значимо выше, чем у их сверстников с низкими показателями.
Аналогичным образом обстоят дела и относительно степени реализованности инструментальных ценностей: в 15-ти из 18-ти позиций результаты молодых людей с высокими показателями ОЖ значимо выше, чем у их сверстников с низкими показателями осмысленности жизни.
Таблица 5
Значимость различий по степени реализации инструментальных
ценностей (Рокич) между испытуемыми с высокими и низкими
показателями осмысленности жизни по СЖО
Низкие показатели ОЖ | Высокие показатели ОЖ | t-эмпирическое | t-критическое | ||
14 |
ТЕРПИМОСТЬ (к взглядам и мнениях других, |
49,42 | 75,94 | -4,92 | t0,0001=4,16 |
6 |
НЕЗАВИСИМОСТЬ (способность действовать |
46,55 | 78,75 | -4,67 | t0,0001=4,16 |
15 |
ЧЕСТНОСТЬ (правдивость, искренность) |
34,19 | 71,00 | -4,46 | t0,0001=4,16 |
11 |
САМОКОНТРОЛЬ (сдержанность, самодисциплина) |
43,06 | 66,59 | -4,02 | t0,001=3,46 |
12 |
СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ, СВОИХ ВЗГЛЯДОВ |
55,23 | 75,09 | -3,90 | t0,001=3,46 |
18 |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ (трудолюбие, продуктивность в работе) |
55,29 | 73,47 | -3,12 | t0,005=2,91 |
13 |
ТВЕРДАЯ ВОЛЯ (умение настоять на своем, |
48,90 | 65,97 | -3,08 | t0,005=2,91 |
8 |
ОБРАЗОВАННОСТЬ (широта знаний, высокая общая культура) |
64,13 | 82,38 | -3,06 | t0,005=2,91 |
17 |
ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
43,48 | 63,88 | -2,99 | t0,01=2,66 |
7 |
НЕПРИМИРИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ В СЕБЕ И ДРУГИХ |
36,16 | 54,81 | -2,92 | t0,01=2,66 |
5 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ (дисциплинированность) |
52,30 | 71,56 | -2,84 | t0,01=2,66 |
10 |
РАЦИОНАЛИЗМ (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные и рациональные решения) |
57,06 | 72,28 | -2,82 | t0,01=2,66 |
9 |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (чувство долга, умение держать слово) |
56,81 | 74,44 | -2,71 | t0,01=2,66 |
4 |
ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ (чувство юмора) |
31,65 | 51,65 | -2,33 | t0,05=2,00 |
1 |
АККУРАТНОСТЬ (ЧИСТОПЛОТНОСТЬ), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах) |
56,87 | 68,91 | -2,07 | t0,05=2,00 |
Примечательно, что наибольшие различия обнаруживаются на уровне ценностей, которые являются наиболее значимыми в процессе взаимодействия между людьми: терпимость, независимость и честность.
Таким образом, в нашем исследовании эмпирически был выявлен факт, что молодые люди с высокими показателями осмысленности жизни отличаются от своих сверстников с низкими показателями осмысленности жизни, как на уровне личностных качеств, так и на уровне реализации жизненных ценностей. При этом и на том и на другом уровне организации личности наибольшие различия обнаруживаются по отношению к феноменам отвечающим за эффективность взаимодействия в окружающем их социуме, что доказывает правомерность использования показателя осмысленности жизни в качестве критерия социальной компетентности в юношеском возрасте.
ЛИТЕРАТУРА:
*- значимость на уровне t0,05;
**- значимость на уровне t0,01;
***- значимость на уровне t0,005.
Данное исследование осуществлено совместно с Н.В.Калининой
при финансовой поддержке РГНФ (грант №
01-06-00070а).
Статья напечатана в Сб.: Социальная компетентность
детей и подростков: тенденции формирования / Под ред.
И.В.Калинина, Н.В.Калининой, М.И.Лукьяновой, Ульяновск: СВНЦ,
2002. С. 55-62.