Как отмечает Ф.Е. Василюк одним из основных вопросов из теории конфликта является следующий: «Что именно сталкивается в конфликте?» [33]. Именно от решения данного вопроса зависит рассмотрение и его протекания, и его решения.
«Приверженцы психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух или более мотивов (побуждений). Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте можно говорить только тогда, когда имеются альтернативные возможности реагирования. Наконец, с точки зрения когнитивной психологии в конфликте сталкиваются идеи, желания, цели, ценности - словом феномены сознания. Эти три парадигмы сливаются у отдельных авторов в компромиссные «синтагматические» конструкции, и если конкретные воплощения таких сочетаний чаще всего оказываются эклектическими, то сама идея подобного синтеза выглядит очень перспективной: в самом деле ведь за тремя названными парадигмами легко угадываются три фундаментальные для развития современной психологии категории - мотив, действие, образ [176], которые в идеале должны органически сочетаться в каждой конкретной теоретической конструкции» [33, с. 42-43].
Указание на деление сторон по основным направлениям развития научной мысли в психологии нашло отражении в различных подходах к проблеме конфликтов: мотивационном, когнитивном, ролевом, деятельностном. Каждое из них имеет как своих приверженцев, так и противников.
Наиболее разработанным (из приведенных выше подходов) является мотивационный подход.
В принципе возможно выделение стольких конфликтующих сторон, сколько существует теорий мотивации. Однако, их изложение целиком займет очень много места. Поэтому, сославшись на фундаментальное исследование данного вопроса Х.Хекхаузеном [164], здесь отметим здесь лишь классические.
Далее: