СМЕХ (смешное) - специфически человеческое
переживание неожиданной радости торжества ценностной нормы
(желаемого должного) и понимания этого торжества. Смеется только
человек и только над проявлениями человеческого. Различные виды
с. имеют единую природу и основаны на осознании несостоятельности
отклонения от представления о желаемолм должном, задаваемых
социально культурной идентичностью личности - ее принадлежностью
национальной, профессиональной, возрастной, корпоративной и
другим культурам и субкультурам, к которым относит себя сама
личность. Поэтому с. - очень человечное проявление самого
человеческого в человеке, а именно - его личностного начала,
имеющего социально-культурную природу.
С. - типическое, массовидное, родовое явление. На этом основана
природа комизма. Если уникальность, индивидуальная неповторимость
личности глубоко трагична, то комизм всегда связан с
типологическими чертами личности, ее облика и поведения [3].
Показательно, что в названиях комедий фигурируют имена
нарицательные, в отличие от трагедий, в названии которых чаще
всего - имена собственные.
Смешно то, что понятно и неопасно. Даже физиологический смех от
щекотки возможен только при условии уверенности в
доброжелательности щекочущего. С. предполагает несостоятельность
отклонений, их посрамление, торжество разделяемой нормы. Это
победительная эмоция, что позволило З.Фрейду трактовать с. как
прорыв агрессивного бессознательного [4]. От инстинкта должного
с. ведет к осознанию и утверждению идеала. Чему и как смеется
человек - верный критерий нравственного и интеллектуального
развития личности, уровня культуры, характера осмысления действительности
и своего места в ней, «самая верная проба души» (Ф.Достоевский).
С.- важнейшая категория персонологии и культурологии. Он выражает
конкретную конечного существа, пытающегося понять бесконечный мир
и потому вынужденного постигать мир с какой-то позиции, в
каком-то смысле. Он всегда ограничен рамками такого осмысления и
понимания. Утверждая одни нормы и ниспровергая другие, с.
способствует новому осмыслению, социализации. С. объединяет, но и
разъединяет, противопоставляет людей. На этом основан его
воспитательный потенциал. При этом с. - путь самопознания
личности, культуры в себе и себя в культуре, механизм самозащиты
и самоутверждения. С. дает возможность личности или сообществу
прорыва к иному, взглянуть на себя и на происходящее извне, с
позиции вненаходимости. Карнавал, шуты, юродивые, дзенский смех -
встроенные в культуру институты и процедуры, позволяющие выйти в
out, в контекст, за рамки этой культуры [1].
С. - точный и конкретный индикатор нормативно-ценностного
содержания культуры. То, что не подлежит осмеянию, совпадает со
сферой сакрального, священного в социальной культуре и
нравственного стержня (идентичности) личности. О человеке,
осмеивающем все и вся говорят, что у него нет ничего святого.
Истерический смех - выражение сильного стресса, переживаемого
личностью, выпавшей или выкинутой из привычной системы социальных
и личностных отношений. Возможен и с. как бесстыдное
самоутверждение за счет других. Поэтому, чем более продвинуты
этнос, культура и личность в направлении защиты прав личности и
свободы, тем менее глумлив с., тем реже он направлен на личность
как таковую в ее уникальности и вообще - на других, но чаще - на
самого себя, не на осмеяние, а на возвышение человека над его
слабостями. Мера цивилизованности культуры и самоопределения
личности - сдержанность в с., не хохот осмеяния, а улыбка
понимания.
Особенность и противоречивость российского духовного опыта
ярко выразилась в с.: святость и юродивость в нем идут рука об
руку. С одной стороны, в русской культуре, особенно - литературе,
многое сделано для раскрытия природы и роли с., его
гуманистического начала, сказано решительное слово против
бесстыдного глумливого смеха. С другой - жизненная практика
русского с. преимущественно нигилистична, безапелляционно
бессердечна и агрессивна по отношению к индивидуальной
неповторимости личности.
Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003