ENG
         
hpsy.ru/

../../ДУХОВНЫЙ ОПЫТ РОССИЙСКИЙ (российская ментальность, российский менталитет)

ДУХОВНЫЙ ОПЫТ РОССИЙСКИЙ (российская ментальность, российский менталитет) - комплекс специфических идей, тем, проблем и решений осмысления действительности, характерных для исторического опыта личности и общества Руси-России-СССР-России. Выражает исключительно напряженные духовные искания, предельный характер постановки нравственных проблем и их решений. Содержание д.о.р.выявляется при анализе фольклорных образов (исследования сказок, былин и т.д.), мифологии (например, реконструкция Вяч.Вс.Иванова и Н.Топорова), специфики русского православия, российской философии, содержания русской литературы, мифопоэтических образов поэзии (исследования Г.Гачева, С.Аверинцева, Г.Федотова), обыденного дискурса и сознания (Д.Лихачев, А.Панченко, М.Эпштейн и др.), воспоминаниях российских и зарубежных путешественников.

Для д.о.р. характерны: нравственный максимализм в сочетании с правовым нигилизмом; установка на правду и готовность пострадать за нее; самоценность страдания (святость как самоистощание). Ценность реальной жизни отрицается во имя иной жизни (в потустороннем мире, в «светлом» будущем, за рубежом). Обостренное чувство спараведливости основывается на установке приоритета интересов общности по отношению к индивиду, его свободе и достоинству. Основная тема д.о.р. - противостояние власти и народа - сочетается с амбивалентностью «кротости» и «крутости», доходящей до самозванства, амбивалентности жертвенности и насилия.

Осознание своеобразия д.о.р. в XIX столетии привело к формированию двух программ его дальнейшего развития: западнически-либеральной и славянофильско-изоляционистской. Их противостояние и противоборство проявляется до сих пор. В религиозной философии д.о.р. осмысляется как идея «Святой Руси», затем как «русская идея». В настоящее время одна из центральных проблем д.о.р. - отделение его этнического содержания от имперского. Эта проблема, однако, представляет собой лишь новую постановку главной темы д.о.р.


  1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности //Новый мир. 1988, No.8,9.
  2. Аксаков К.С. Полн. собр. соч. В З т. М., 1875.
  3. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3 т. М., 1991.
  4. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1990.
  5. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. СПб, 1992.
  6. Вехи. Из глубины. М., 1991.
  7. Гачев Г. Национальные образы мира. М.,1989.
  8. Лосский Н.О. Характер русского народа // Его же. Условия абсолютного добра. М., 1991.
  9. Русские советские песни. М., 1952.
  10. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992
  11. Русский узел. М., 1999.
  12. Тульчинский Г.Л. Постмодерн и российско-советский духовный опыт //Silentium. Философско-художественный альманах. Вып. 3. СПб, 1996, с. 535-544.
  13. Тульчинский Г.Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб, 1996.
  14. Ульянов Н.И. Русское и великорусское // Родина. 1990, № 3.
  15. Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
  16. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. ТТ.1-2. М., 1991.
  17. Чаадаев П.Я. Полн. собр. сочинений и избранные письма. В 2 тт. М., 1991.
  18. Эпштейн М.Н. Вера и образ. Религиозное бессознательное в русской культуре 20-го века. Tenalfy (N.J.), 1994.
  19. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма. // Звезда. 1996 (8), с.166-188.
  20. Epstein M. Relativistic Patterns in Totalitarian Thinking: an Inquiry into the Language of Soviet Ideology. // Kennan Institute for Advanced Russian Studies. Occasional Paper. No.243. Washington, 1991.
  21. Epstein M. Symposion and Russian Filosofia // Symposion. A Journal of Russian Though. 1996 - vol.1, p. 3-6.

Тульчинский Г.Л.,

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003

См. также
  1. Бревде Г.М., Габдуллина Л.М., Тульчинский Г.Л. Расширение личностного потенциала: теория, гипотезы, эксперимент.
  2. Тульчинский Г.Л. Гуманитарность против гуманизма?
  3. Тульчинский Г.Л. О природе свободы
  4. Тульчинский Г.Л. Гуманитарная экспертиза как социальная технология
  5. Тульчинский Г.Л. Цивилизационный выбор: рациональность и религия
  6. Тульчинский Г.Л. Смысл и гуманитарное знание
  7. Тульчинский Г.Л. Трансцендентальный субъект, постчеловеческая персонология и новые перспективы гуманитарной парадигмы
  8. Тульчинский Г.Л. Свобода – эпифеномен культуры?
  9. Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант
  10. Тульчинский Г.Л. Культура в шопе
  11. Тульчинский Г.Л., Эпштейн М.Н. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.)
  12. Тульчинский Г.Л. Николай и Михаил Бахтины: консонансы и контрапункты
  13. Тульчинский Г.Л. Льюис Кэррол: нонсенс как предпосылка истины
  14. Тульчинский Г.Л. Философская антропология и онтология свободы
  15. Тульчинский Г.Л. Духовные итоги XX столетия и новый парадигмальный сдвиг
  16. Тульчинский Г.Л. Современные факторы культурогенеза
  17. Тульчинский Г.Л. Феноменология имиджа и метафизика идентичности
  18. Тульчинский Г.Л. Исповедь: бытие под взглядом, или Философический эксгибиционизм
  19. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы
  20. Тульчинский Г.Л. Философствование как самодеятельность, или Персонологическая природа философии.
  21. Тульчинский Г.Л. Смена онтологической парадигмы: от сущего к потенциальному
  22. Тульчинский Г.Л. Возможное как сущее
  23. Тульчинский Г.Л. Два типа рациональности
  24. Тульчинский Г.Л. Рациональность: насилие или жизненная компетентность?
  25. Тульчинский Г.Л. Самозванство, массовая культура и новая антропология: перспективы постчеловечности
  26. Тульчинский Г.Л. Вещь и тело как онтофания свободы
  27. Тульчинский Г.Л. Культура в шопе
  28. Тульчинский Г.Л. Сущность и существенное
  29. Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант