ENG
         
hpsy.ru/

../../САМОЗВАНСТВО

САМОЗВАНСТВО (самозванчество, самопровозглашение) - В конкретно-историческом плане - явление «смутного времени» (конец XVI - начало XVII вв), претензии на русский престол авантюристов под именем якобы чудесно спасшегося царевича Димитрия (Лжедимитрий I, Лжедимитрий II. В дальнейшем С. - распространенное явление российской истории: «царевич Петр», Емельян Пугачев как «Император Петр III», кн.Тараканова и др. Формой самозанства стал большевистский переворот, создание государства партийной кликой во главе с лицами под кличками и псевдонимами, действовавшими «от имени» пролетариата и беднейшего крестьянства. С. связано с патриархально-общинным характером легитимной власти, предполагающим не личностную ответственность, а принадлежность общности (роду, династии, партии), от имени которой утверждается легитимность.

В философско-нравственном плане - феномен сознания и судьбы, противостояший свободе и ответственности, готовность использовать других во имя самочинно провозглашаемых целей, готовность и стремление делать других счастливыми помимо и вопреки их воле, решать за других «от имени», «во имя». С. , в конечном счете, чревато уходом от ответственности, невменяемостью и насилием. Самозванец действует не от себя-свободного и ответственного, а самозабвенно представительствует. Поэтому С. - бегство от себя-вменяемого, примат воли в ущерб свободе. Если в призвании личность видит себя средством достижения некоей, в конечном счете - общей цели, то самозванец видит в других средство реализации себя как цели. С. - не эгоизм, который, выдвигая на первый план собственные интересы, не обязательно навязывает их другим. Не совпадает С. и с мессианством, в котором преобладает призвание и служение. С. - антиэкологично, т.к. самозванец - временщик, насильник, но не хозяин и творец. Границы С. и свободы, творчества, призвания, святости, любви - есть границы добра и зла. Как любое зло, С. не устранимо полностью, но единственно достойный личности удел - борьба с ним, т.е. самоопределение, свобода и ответственность.
По мере выявления все более неоднозначных корней, результатов и перспектив рационализма Просвещения (XVIII XIX вв), осознания итогов XX и перспектив XXI в., С. становится одним из центральных понятий метафизики нравственности и персонологии. Источник с. - персонологический кризис, утрата идентичности, отказ от собственного имени как твердого десигнатора. Отсюда культурные феномены, сопровождающие с.: двойничество, раздвоение, разорванное сознание, узурпация чужой персоны.

  1. Тульчинский Г.Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб: РХГИ, 1996.
  2. Тульчинский Г.Л. Испытанием именем, или Свобода и самозвантсво. СПб 1994.
  3. Brower S. Тема самозванчества в «Бесах». - препринт 2001.

Тульчинский Г.Л.,

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003

См. также
  1. Бревде Г.М., Габдуллина Л.М., Тульчинский Г.Л. Расширение личностного потенциала: теория, гипотезы, эксперимент.
  2. Тульчинский Г.Л. Гуманитарность против гуманизма?
  3. Тульчинский Г.Л. О природе свободы
  4. Тульчинский Г.Л. Гуманитарная экспертиза как социальная технология
  5. Тульчинский Г.Л. Цивилизационный выбор: рациональность и религия
  6. Тульчинский Г.Л. Смысл и гуманитарное знание
  7. Тульчинский Г.Л. Трансцендентальный субъект, постчеловеческая персонология и новые перспективы гуманитарной парадигмы
  8. Тульчинский Г.Л. Свобода – эпифеномен культуры?
  9. Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант
  10. Тульчинский Г.Л. Культура в шопе
  11. Тульчинский Г.Л., Эпштейн М.Н. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.)
  12. Тульчинский Г.Л. Николай и Михаил Бахтины: консонансы и контрапункты
  13. Тульчинский Г.Л. Льюис Кэррол: нонсенс как предпосылка истины
  14. Тульчинский Г.Л. Философская антропология и онтология свободы
  15. Тульчинский Г.Л. Духовные итоги XX столетия и новый парадигмальный сдвиг
  16. Тульчинский Г.Л. Современные факторы культурогенеза
  17. Тульчинский Г.Л. Феноменология имиджа и метафизика идентичности
  18. Тульчинский Г.Л. Исповедь: бытие под взглядом, или Философический эксгибиционизм
  19. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы
  20. Тульчинский Г.Л. Философствование как самодеятельность, или Персонологическая природа философии.
  21. Тульчинский Г.Л. Смена онтологической парадигмы: от сущего к потенциальному
  22. Тульчинский Г.Л. Возможное как сущее
  23. Тульчинский Г.Л. Два типа рациональности
  24. Тульчинский Г.Л. Рациональность: насилие или жизненная компетентность?
  25. Тульчинский Г.Л. Самозванство, массовая культура и новая антропология: перспективы постчеловечности
  26. Тульчинский Г.Л. Вещь и тело как онтофания свободы
  27. Тульчинский Г.Л. Культура в шопе
  28. Тульчинский Г.Л. Сущность и существенное
  29. Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант