САМОЗВАНСТВО (самозванчество, самопровозглашение) - В конкретно-историческом плане - явление «смутного времени» (конец XVI - начало XVII вв), претензии на русский престол авантюристов под именем якобы чудесно спасшегося царевича Димитрия (Лжедимитрий I, Лжедимитрий II. В дальнейшем С. - распространенное явление российской истории: «царевич Петр», Емельян Пугачев как «Император Петр III», кн.Тараканова и др. Формой самозанства стал большевистский переворот, создание государства партийной кликой во главе с лицами под кличками и псевдонимами, действовавшими «от имени» пролетариата и беднейшего крестьянства. С. связано с патриархально-общинным характером легитимной власти, предполагающим не личностную ответственность, а принадлежность общности (роду, династии, партии), от имени которой утверждается легитимность.
В философско-нравственном плане - феномен сознания и судьбы,
противостояший свободе и ответственности, готовность использовать
других во имя самочинно провозглашаемых целей, готовность и
стремление делать других счастливыми помимо и вопреки их воле,
решать за других «от имени», «во имя». С. , в конечном счете,
чревато уходом от ответственности, невменяемостью и насилием.
Самозванец действует не от себя-свободного и ответственного, а
самозабвенно представительствует. Поэтому С. - бегство от
себя-вменяемого, примат воли в ущерб свободе. Если в призвании
личность видит себя средством достижения некоей, в конечном счете
- общей цели, то самозванец видит в других средство реализации
себя как цели. С. - не эгоизм, который, выдвигая на первый план
собственные интересы, не обязательно навязывает их другим. Не
совпадает С. и с мессианством, в котором преобладает призвание и
служение. С. - антиэкологично, т.к. самозванец - временщик,
насильник, но не хозяин и творец. Границы С. и свободы,
творчества, призвания, святости, любви - есть границы добра и
зла. Как любое зло, С. не устранимо полностью, но единственно
достойный личности удел - борьба с ним, т.е. самоопределение,
свобода и ответственность.
По мере выявления все более неоднозначных корней, результатов и
перспектив рационализма Просвещения (XVIII XIX вв), осознания
итогов XX и перспектив XXI в., С. становится одним из центральных
понятий метафизики нравственности и персонологии. Источник с. -
персонологический кризис, утрата идентичности, отказ от
собственного имени как твердого десигнатора. Отсюда культурные
феномены, сопровождающие с.: двойничество, раздвоение,
разорванное сознание, узурпация чужой персоны.
Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003