ENG
         
hpsy.ru/

../../Сущность и существенное

1. Существенность сущности

Автор "Метафизики", со свойственной ему лапидарностью, отмечал: "...о сущем говорится в различных значениях, но всякий раз по отношению к одному началу: одно называется сущим потому что оно сущность, другое - потому, что оно - состояние сущности, третье - потому, что оно путь к сущности или уничтожение и лишенность ее, или то, что производит или порождает сущность и находящееся в каком-то отношении к ней: или оно - отрицание чего-то из этого или отрицание самой сущности..." (2,с.119-120).

В настоящее время вопрос о природе, методах и способах фиксации и выражения сущности как целостного единства существенных (необходимых) свойств предмета приобретает не только философски методологическое, но и непосредственно прикладное значение. Так развитие эмпирических исследований в социологии, лингвистике, психологии, этнографии, антропологии и других науках выявило недостаточность традиционного классификационного анализа явлений, являющегося нейтральным к существенности свойств, берущихся в качестве оснований классификации. Испытывается острая потребность в обосновании процедур не раздельного и последовательного рассмотрения свойств, а выделения единого комплекса свойств, существенных для данного предмета познания. Обоснование таких процедур, к которым относятся систематизация и типологизация, предполагает знание способов указания (референции) сущности.

Другим важным стимулом повышения интереса к данной проблематике являются потребности развития экспертных систем, автоматического распознавания образов. Теория автоматического распознавания образов, например, до сих пор развивалась преимущественно как теория фиксации и выделения целостных образов по признакам, нейтральным к сущности, без учета их существенности. Поэтому трудности в этой области во-многом связаны с необходимостью учета при моделировании образа способов задания его существенных параметров.

В истории философии и в современной литературе сложился чрезвычайно широкий спектр понимания сущности и соответствующих ее толкований. Под сущностью понимается и единая, внутренняя, определяющая связь, и система всех необходимых сторон и связей вещи, взятых в их естественной взаимосвязи, и система свойств и отношений, обусловливающих другие свойства и отношения, и совокупность устойчивых (инвариантных) свойств, и определенный закон развития вещи и т.д. и т.д.

Одно только сопоставление различных подходов и дефиниций, деталей и тонких различий их содержания могло бы составить тему самостоятельного и чрезвычайно интересного исследования. Однако, не углубляясь в детали этих тонких различий стоит отметить главное.

Во-первых, сущность характеризуется набором инвариантных (всегда присущих), устойчивых признаков вещи. С помощью этих признаков и свойств сущность фиксируется и выражается, предстает как единая целостность. Во-вторых, свойства, образующие сущность, являются независимыми, определяющими другие свойства вещи. Эти два качества - инвариантность (устойчивость) и независмость обычно рассматриваются в качестве необходимых и достаточных условий (критериев) рассмотрения свойств как существенных, присущих сущности вещи. Их удовлетворение определяет содержание конкретных методов познания - как абстрактно-теоретического, так и опытного от бэконовских методов индукции до изощренных экспериментов современной науки.

Каким же образом фиксируется и выражается знание сущности и существенных свойств? Вопрос этот имеет особое значение в перспективе рассмотрения динамики, развития осмысленного знания, перехода одних его форм в другие.

2. Общие и индивидные сущности

Глубоко в истории философии и логики коренится понимание развития познания как взаимодействия двух основных форм фиксации и выражения знания: непосредственного указания предмета и его описания. Аристотель подчеркивал принципиальное различение двух характеристик вещей: нерасчлененной индивидуальной неповторимости вещи и свойств, общих ряду объектов. В этой связи он говорил о "первых"("первичных") и "вторых"("вторичных") сущностях. Основной чертой вторичных сущностей является выделение характеристик, общих некоторому множеству объектов. Поэтому за вторичными сущностями в истории философии закрепилось также название их "общими". Вопрос об общей сущности есть вопрос о принадлежности понятия вещи определенному роду. В этом ее отличие от сущности первичной, настолько тесно связанной со своим объектом, что никакой другой объект не может ею обладать. Не случайно первые сущности называют также "индивидными".

3. Сущность и существование

Показательна судьба вопроса о соотношении индивидных и общих сущностей. Для Аристотеля указать сущность явления - это определить его через род и видовое отличие, причем первичные сущности выступают в качестве некоего "предельного вида". Обусловлено это двумя тесно взаимосвязанными факторами: во-первых, центральным местом в учении Аристотеля проблемы соотношения общего, единичного и степеней особенного, лежащих между общим и единичным, и во-вторых, общей классификационной методологической ориентацией Стагирита.

Общей аристотелевской установке в понимании сущности более соответствовало понятие вторичной сущности, определяемой набором классифицирующих свойств, используемых в качестве родов и видов. Не случайно именно понятию общей сущности было уделено более пристальное внимание последующих поколений философов. Так, родо-видовая трактовка сущности была развита Порфирием, который относил род, вид и видообразующие отличия к существенным свойствам в отличие от собственного и случайного признака - свойств несущественных. Взгляд на сущность как нечто общее был закреплен в Средневековье. Так, по определению Фомы Аквинского, сущность это то, что выражено в дефиниции, "дефиниция же объемлет родовые, но не индивидуальные основания"(23,с.355) Отождествление сущности с общими свойствами вещи привело к вопросу о возможности общей универсальной сущности и ее природе.

Подобный подход приводит к резкому противопоставлению сущности (essentia) и существования (existentia). В отличие от Аристотеля, для которого сущность есть виды сущего, и даже Боэция и аверроистов, рассматривающих различие между сущностью и существованием как продукт познавательной деятельности, Фома ставит вопрос сугубо онтологически. Наличие у единичных явлений некоторой сущности означает для него причастность этих явлений божественному, обладающему предельной сущностью, в которой сущность и существование тождественны: существование Бога есть прямой результат его собственной сущности. Сущность же единичных вещей не определяет всей конкретности существования - для его реализации необходим особый акт милостивого творящего Божества. Тем самым отрыв сущности от существования, произведенный "ангельским доктором", имел целью обоснование теологической картины мира, творимого божественной волей.

Предопределен этот отрыв, как это видно из вышесказанного, абсолютизацией общих сущностей. Это то обстоятельство, которое позволяло Августину признавать за истинно сущим такие качества, как нематериальность, бестелесность и внепространственность, что с одной стороны, обеспечивает ему вездеприсутствие, а с другой - делает его недоступным чувственному восприятию и постижимым только умственно(12,с.286).

Между тем, Аристотель не случайно называл индивидные сущности первичными: именно они являются для него прежде всего сущим тем, что будучи предельным видом не может говориться о другом в качестве его рода - общего свойства.

Если для Фомы бесспорным существованием обладает универсальная сущность, предельный предикат - Бог, то для Аристотеля сущей сущностью является предельный субъект - единичная вещь. На это обстоятельство было указано средневековыми номиналистами. Так, для Дунса Скота, в отличие от Аквината, наибольшей реальностью обладают именно индивидные сущности. Индивидуальная природа вещей - haecceitas (этовость, этость) в терминологии Скота, является ключевым моментом всей его философии и логики.

4. Лейбниц: нейтрализация существенного

Однако, магистральные пути анализа категории сущности вплоть до начала ХХ столетия лежали в направлении рассмотрения общих свойств и отношений. Более того, Лейбницем был выдвинут знаменитый тезис о тождестве неразличимых, согласно которому, вещи характеризуются свойствами вообще вне зависимости от их существенности. Для идентификации вещи, согласно Лейбницу, достаточно некотрое ее описание. Именно в контексте нейтрализации существенности свойств следует понимать замечание Лейбница о том, что "минимум сущности порождает максимум существования".

В философской традиции, таким образом, можно выделить три основные направления в анализе указания сущности и существенного свойства. Первый подход, наиболее полно и последовательно реализованный Аквинатом, состоит в рассмотрении сущности вещи как ее принадлежности общему. Очевидно, что этот подход есть абсолютизация общих (вторичных) сущностей Аристотеля. Другой подход определяется "тезисом Скота", согласно которому указание сущности вещи заключается в указании ее нерасчлененной на свойства уникальной неповторимости. Такой подход, по сути дела, есть абсолютизация индивидных (первичных) сущностей. Третий подход - Лейбница - является радикальным отказом от проблемы существенного вообще. Фактически он является вырожденным случаем подхода Фомы, поскольку также сводит идентификацию к подведению явления под некоторый предикат, характеризующий общее свойство.

Встает вопрос о соотношении и взаимосвязи этих способов указания сущности. Сводимы ли индивидные сущности к общим или наоборот - общие к индивидным? Или же их природа принципиально различна? Эти вопросы, лежащие в основе спора об универсалиях, о связи сущности и существования и других проблем, магистральных для развития философии, показательно рассмотреть в контексте проблем, возникающих при обосновании систем логического анализа, в первую очередь - модальных и интенсиональных логик, семантическое обоснование которых потребовало уточнения и переосмысления способов указания необходимых (существенных) свойств именно в плане соотношения индивидных и общих сущностей.

Такое рассмотрение не только поучительно, но и важно в контексте современного рассмотрения проблемы сущности.

5. Проблема эссенциализма

Речь идет не о сводимости проблемы сущности и существенного к частным вопросам семантики модальных систем, а о том, что последние позволяют уточнить некоторые важные аспекты более общей философской проблемы. К этим вопросам относится, например, проблема обоснования различных систем, допускающих сочетание модальных характеристик суждения с квантификацией, когда модальность может относиться не только к способу речи об объектах, но и к самим этим объектам. Иначе говоря, модальное суждение будет истинным тогда и только тогда, когда имеется объект, который обладает определенным свойством с необходимостью, т.е. существенно. Это означает принятие определенного "эссенциализма"(38,с.68).

Выражение (Ex)NP(x), где N - модальный оператор необходимости, а (Ex) - квантор существования ("существует такой х, что..."), истинно тогда и только тогда, когда имеется объект, обладающий существенно свойством P, но обладание этим свойством зависит от способа указания этого объекта. Существенность свойства оказывается зависимой от способа осмысления - важнейшее обстоятельство, к рассмотрению которого еще придется вернуться.

Трактовка семантического обоснования квантифицированной модальной логики в духе признания существования объектов, обладающими некоторыми свойствами существенно, вполне соответствует чеканной формулировке Августина, согласно которому быть сущностью означает "во-первых, быть, во-вторых, быть тем или другим, в-третьих, оставаться тем, что есть, столько, сколько возможно" (13,с.285). Подобный эссенциализм в основаниях логики был решительно отвергнут У.Куайном (34,с.199-200). Иначе говоря, признание свойств в качестве существенных или несущественных зависит от целей рассмотрения, что, по мнению Куайна, лишает оснований построения логической теории, сочетающей модальности и квантификацию. Если же мы хотим пользоваться формализмом кванторной модальной логики, то нам необходимо ответить на вопрос, каким образом обеспечивается указание сущности вещи, ее идентификация - каждый раз заново или однажды раз и навсегда?

6. Возможные миры и твердые десигнаторы

В развернувшейся дискуссии были выявлены две радикально отличные друг от друга позиции. Согласно одной точке зрения (Д.Льюис, Я.Хинтикка, Э.Сааринен, Я.Тихи и др.) указание объекта осуществляется посредством сравнения наборов свойств, характеризующих его в альтернативных системах описания ("возможных мирах"). Термин при этом связывается с некоторой функцией, выбирающей указания термином объекта в различных его описаниях. Поэтому такой подход условно можно назвать функционально-описательным. Нетрудно заметить, что он является развитием и конкретизацией на логико-семантическом материале родо-видовой трактовки сущности, указываемой посредством сравнения предикатов. Причем эта сущность будет варьироваться в зависимости от используемых для описания предикатов, т.е. от концептуальной системы анализа. Это придает понятию сущности неопределенный характер и статус, что выражается в необходимости всякий раз новой идентификации объекта "сквозь миры" при переходе от одной системы описания к другой.

Согласно другой концепции, анализ начинается не с систем описания, а с конкретных индивидов и вопрос поэтому заключается не во всякий раз новой идентификации, а скорее в нахождении некоторого "твердого десигнатора"(С.Крипке) или "имени субстанции" (К.Донелан), или "индексного имени" (Х.Патнем), обозначающего нечто, существующее во всех альтернативных описаниях и обладающее устойчивым набором свойств.

Противостояние этих подходов можно найти еще в "Теэтете", где Платон доказывает, что объект истинного знания не может зависеть от этого знания (концептуальной системы), а наоборот - является его источником и причиной, вызывающей, согласно платоновской метафоре, оттиск на восковой дощечке души(15). Аналогично и Крипке, например, полагает, что критерии указания объекта задаются не по некоторым свойствам, а за рамками системы описания (31,с.272-273).

В самом деле, хотя для Аристотеля самое существенное свойство связано с его философскими работами, а для Наполеона - с его военными походами, отсутствие этих свойств не мешало бы нам говорить о них как об индивидах. Обеспечивается это употреблением их имен собственных. Имена собственные и рассматриваются Крипке в качестве бесспорных твердых десигнаторов. Имя собственное не требует знания существенных свойств и часто дается по свойствам случайным, поскольку указание обеспечивается и опрелделяется при этом не свойствами вообще, а непрерывной цепью традиции именования, как бы - проведением "каузальной цепочки" от настоящего употребления имени вплоть до первого его употребления, "первого крещения" объекта. В общем случае наше указание зависит не только от того, что мы сами думаем, но и от других людей, от истории введения имени в оборот, традиции его употребления.

Тем самым, вопрос об указании выносится за рамки познавательных процедур в широкий контекст социальной коммуникации. Поэтому подобный подход можно также назвать "каузально-историческим", а еще лучше - "нормативно-указательным", поскольку он связан, с одной стороны, с введением некоторой нормативной традиции указания, а с другой - с указанием нормативного образца, соответствие с которым оценивается как истинность утверждения. Нормативно-указательная идентификация во-многом совпадает с трактовкой Д.Скотом роли и значения индивидных сущностей. Не случайно в современной логической семантике твердая десигнация получила название haecceitism, прямо заимствованное из терминологии Д.Скота.

7. Функционально-описательная и нормативно-указательная идентификация

Учитывая, что под смыслом в логической семантике со времен Г.Фреге понимается способ указания объекта, можно говорить не просто о двух подходах к трактовке способов указания и идентификации, а о двух теориях смысла. И их противостояние в современной логической семантике до самого последнего времени было достаточно острым. Дело не просто в сарказме, которым проникнуты работы, например, С.Крипке или Я.Хинтикки, а в предельно острой формулировке альтернативы: "...либо каждая вещь имеет свою haecceitas, которая гарантирует ее единственность в каждом возможном мире, либо ничто ни в одном возможном мире не тождественно ни с чем в другом возможном мире" (30,с.794-795). Представляется, что подобная абсолютизация крайностей, основанная фактически на абсолютизации роли либо общих, либо индивидных сущностей, приводит к серьезным трудностям.

Так, функционально-описательный подход приводит к проблеме экзистенциальных (онтологических) предпосылок и допущений системы описания, поскольку любое приписывание предикатов (общих сущностей) оказывается связанным с предположением о существовании объектов - носителей соответствующих свойств. В результате каждая система описания и осмысления оказывается несопоставимой с другими, в силу того, что их предметные области онтологически независимы. Подробная концепция не может не вызывать возражения. Например, она не может служить гарантией против абсолютизации одного из видов существования и приписывания ему статуса первичной реальности.

Испытывает трудности и чисто нормативно-указательный подход, выхватывающий проблему указания сущности из теоретико-познавательного контекста. Существенные свойства имеются не в объекте самом по себе, а проявляются при анализе явлений. От рассмотрения такого анализа и уходят сторонники твердой десигнации, придавая своей концепции метафизический и одновременно - неявный, интуитивный характер.

Современный спор в логической семантике во-многом вызван, как представляется, философскими позициями спорящих сторон, уходящими корнями в средневековое противостояние реализма и номинализма. Поэтому построение формально-логических систем так же предполагает тщательный философский анализ, как и современное философское рассмотрение проблемы сущности должно опираться на результаты логико-семантического анализа. "Изобретение все более тонких способов обойти логико-семантические трудности не заменяет философского осмысления, имеющего большую историю" (16,с.240).

Поэтому необходимо рассмотрение не только и не столько различий, сколько соотношения и взаимосвязи между описательной и нормативно-указательной идентификацией в контексте развития и совершенствования осмысленного знания, его возникновения, уточнения и роста.

8. Конструкты, модели и сущность

Решение проблемы, как представляется, связано с конструктивным характером человеческого познания, оперирующего своим предметом как некоторым конструктом, познание которого заключается в осознании его "сделанности". Именно такие конструкты - модели - выступают представлением о "скрытом схематизме" (Ф.Бэкон) явления, о его существенных свойствах и отношениях. Именно в конструктах и моделях выражается абстрагирующая роль сознания в плане выделения свойств, существенных в определенных отношениях.

Адекватность познания действительности достигается не столько за счет описаний, "прикалывающих" знание к миру реальности, сколько за счет построения моделей (реальных и концептуальных) - они-то и подлежат описанию. Например, различия формализма и конструктивизма в основаниях математики заключается именно в различиях установки либо на построение математических структур (конструктивизм), либо на их непротиворечивое описание (формализм).

Для науки вообще характерна установка на выявление объективных закономерностей возможного преобразования реального предметного мира. Самолеты и ракеты летают не вопреки естественным законам, а именно благодаря им и конструктивной деятельности сознания. При этом научное познание ориентировано на последнюю не только объектов, реально преобразуемых на основе уже сложившихся и освоенных способов производства, технологии и других форм практики, но и таких предметных структур, освоение которых может быть осуществлено лишь в будущем. Как подчеркивает ряд исследователей, в основе научных картин мира лежат представления об абстрактных объектах - конструктах и их характеристиках, принципах оперирования ими и т.д. Именно с помощью этих представлений строятся научные теории, подвергаемые затем экспериментальной проверке.

Данное обстоятельство характерно не только для научного познания, но и для других сфер духовно-практического освоения действительности: в искусстве это художественные образы, в морали - представления об образцах поведения, в политике - представления об идеальном обществе. С гносеологической точки зрения все они - не что иное как определенные модели, выступающие одновременно как определенные результаты познавательной деятельности и как образцы, ориентиры выделения существенных для целей общественной практики свойств и отношений.

К таким моделям - одновременно конструктам и образцам, реализующим представления о возможностях человеческой деятельности, - и апеллируют "тождества нетождественного". Эти модели выступают предметными значениями уподобляющих метафор, делая их аналитически истинными и обеспечивая необходимую общность опыта людей в различных обстоятельствах. Такая конструктивность познания и осмысления гарантирует необходимую "технологическую трансформацию действительного мира" в соответствующую целям общественной практики специфицированные структуры, которые могут быть неоднократно повторены в случае необходимости. Соответствие моделей практическому опыту гарантируется с помощью непосредственных нормативных указаний, обеспечивающих одновременно преемственность и традицию в развитии знания и социального опыта в целом.

Таким образом, осмысление проблемы существенности высвечивает новые грани таких традиционных для методологии науки понятий как модель и моделирование.

9. Существенность и ноуменальность: проблема нормативно-ценностного синтеза

Соотношение нормативного и описательного указания сущности позволяет пролить новый, дополнительный свет на традиционные и даже классические проблемы философии. Так, конструктивный (модельный) характер значения аналитически истиной метафоры позволяет выявить рациональное зерно в кантовской идее ноумена - внеопытном представлении об умопостигаемой сущности "вещи-в-себе" . С этих позиций ноумен - ни что иное как модельное представление о познавательном объекте, его реконструкция сознанием. Однако, что составляет основу априорного созерцания и синтетического знания о нем?

Априорное созерцание и синтетическое априорное - знание предполагает возможность созерцания вне и до чувственного опыта, то есть возможность мысленного эксперимента с конструктами (ноуменами - в терминологии И.Канта). Такую возможность и дает аналитически истинная метафора типа "Н-2-О = вода", когда субъект априорно "созерцает" воду именно как Н-2-О, вещество, молекулы которого состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Аналогично с помощью таких же аналитически истинных уподоблений теплота воспринимается как движение молекул, имеющее различную скорость.

Важно отметить, что при этом речь идет не столько о кантианском априорном созерцании или об эйдетической интуиции, против которой возражал сам И.Кант, а о конструктивном характере мышления, оперирующего с уже известным, познанным объектом на основе представлений о возможностях его преобразования в соответствии с представлениями о желаемом, должном и необходимом.

Осмысленное знание - это знание не только истинное, знание о сущем. Оно является также знанием о должном, необходимом, включая в себя представления о цели как нормативном образе желаемого будущего, определяющем существенность истинного знания для конкретных практических целей В этом плане логическая семантика (и теория смысла как ее составляющая) не могут ограничиваться рассмотрением механизма установления истинности знания в духе двухплоскостной семантики Тарского. Принципиально важным оказывается учет промежуточного звена - концептуализирующей деятельности сознания при осмыслении действительности.

Воспользуемся традиционным для логической семантики представлением содержания знания в виде некоторого множества описаний состояния ("возможных миров"), непротиворечиво описывающих некоторую предметную область. Среди описаний состояния выбирается одно - соответствующее реальному состоянию предметной области (выделенный "реальный мир"). Остальное - суть описания его непротиворечиво возможных состояний. В терминах описаний состояния вводятся и определяются понятия выполнимости, логической истинности (выполнимости во всех описаниях состояния - "возможных мирах"), логического следования, доказуемости, формализуемости и т.д. С точки зрения этого логико-семантического аппарата обоснование содержания идеи существенности будет выражаться в последовательном вычеркивании описаний состояния ("возможных миров"), не соответствующих реальности (семантическая оценка в терминах "истинно" - "ложно"), цели или нормативному образцу (оценка в нормативно-ценностной проекции "хорошо" - "плохо"), имеющимся средством (оценка в проекции реализуемости: "реализуемо" - "не реализуемо"). Каждое из вычеркиваний есть результат установления соответствия (несоответствия), проекции набора описаний на плоскости соответствующих характеристик-критериев. В результате такой стереоскопической процедуры оценивания происходит вычеркивание знания о нереальном, ненужном и невозможном в данных условиях,т.е. - о не существенном. Оставшийся набор описаний состояния дает представление о содержании знания,осмысленного и существенного с точки зрения не только его истинности, но и целей, и возможностей практики.

Предложенный подход оставляет анализ в рамках семантики, что, однако, не исключает возможность специальных прагматических построений, примером которых могут служить концепции Р.Монтегю и Р.Столнейкера (14; 24). Если в концепции Монтегю прагматический контекст совместно с системой "возможных миров" детерминирует значение истинности утверждений, то согласно Столнейкеру, эта детерминация поэтапна: прагматический контекст определяет концептуальные системы, а те уже имеют определенные значения истинности или ложности. По крайней мере, представляется заслуживающим внимания отнесение Р.Монтегю понятия смысл к сфере прагматики, а не семантики, которую он связывает исключительно с понятиями истинности и выполнимости.

10. Логический анализ существенности

Логический анализ и синтез существенного знания на подобной семантической основе, в принципе, может осуществляться двумя способами. Так, каждое соответствие может рассматриваться как введение некоторого оператора над описанием. Пусть Т - оператор соответствия реальности, G - оператор соответствия целям, а R - оператор соответствия практическим возможностям. Тогда выражение TGR р будет означать не только истинность р, но и его целесообразность и практическую реализуемость. Каждый оператор дает выражению соответствующую модальную квалификацию, поэтому логический анализ и синтез идеи в этом случае может строится на основе комбинирования модальных операторов. С точки зрения семантики "возможных миров" это означает, что операторы T, G, R и вводят соответствующие каждому из них системы описания состояния ("возможные миры"). Знание, представленное в каждой из этих систем, выражает соответствующие составляющие содержания идеи.

Последняя предстает как инвариант преобразований систем описаний состояния, вводимых модальными операторами. Такой подход можно назвать "модальным". Он делает акцент на формальной стороне дела и предполагает построение специальных логических систем, исследующих отношения между модальными операторами, и последующую семантическую интерпретацию этих систем.

Другой подход, назовем его "семантический", наоборот, строится на предварительном установлении соответствий (вычеркиваний описаний состояния) и лишь последующей формализации инвариантного знания. В этом случае для логического анализа и синтеза осмысленного знания (соответствующего и реальному, и должному, и реализуемому), т.е. содержания идеи, программы и т.п. вполне достаточен обычный аппарат логики предикатов.

Если допустить возможность противоречивых описаний состояния ("невозможных возможных миров"), то логический переход от целей к средствам аналогичен релевантному следованию, когда импликация А--В приемлема, если мы используем именно А для достижения В. Более естественным, однако, является использование обычной логической дедукции в ее стандартном выражении или с некоторыми модификациями, например, в духе теории резолюции (28). Возможна также интерпретация построения и анализа в рамках теоретико-игровой семантики, когда анализ рассматривается в виде диалогической игры, участники которой защищают или оспаривают некий тезис.

Переход знания в идее или целевой программе из модуса практической целесообразности в модус физической реализуемости подобен решению задачи, когда предполагается существование неизвестного (х), удовлетворяющего условиям, т.е. делающего их истинными. В этом случае решение задачи может быть ориентировано "на нахождение" - поиск предмета, удовлетворяющего некоторому описанию, либо "на доказательство" - поиск непротиворечивого описания этого предмета. Однако логический строй плана решения один - разрешение противоречия между возможным (идеальным) и действительным (реальным). Допущение о существовании цели (неизвестного) в случае установления непротиворечивости плана решения устанавливает и реальный статус неизвестного. Аналогично и в техническом творчестве имеются два основных класса проблем: перехода от известного предмета к возможностям его использования и от представления о возможном назначении (свойствах и параметрах) - к предмету его реализующему. Первая проблема сводится к задаче "на доказательство", вторая - "на нахождение" .

Выражая единство анализа и синтеза, непротиворечивого описания и построения, логический анализ идеи сущности развертывается и как единство необходимого и возможного. Пронизывая и интегрируя различные модусы знания в рамках идеи, плана решения или целевой программы, он развертывается в одной плоскости "как бы реального". Логический анализ выражает само существо вопроса о семантическом обосновании идеи существенности. Выступая прескриптивной гипотезой, знанием, интегрирующим информацию о необходимых ресурсах и условиях достижения целей идея существенного выражает, в конечном итоге,предписания по реализации этих целей. Важно, что как и любой план решения, представления о сущности могут проверяться и корректироваться только на основе их выполнения.

Однако, нелепо корректировать программу после ее выполнения. Поэтому в качестве проверки идей широко используются методы имитации и моделирования. Но именно подобного рода моделированием и выступает логико-семантический синтез знания. Он дает знание о непротиворечивом единстве знания истинного, должного и возможного, т.е. непротиворечивую, "работающую" модель. Логический формализм дает информацию как о "скрытом схематизме", так и о его возможном развитии. Логическое единство задач "на нахождение" и "на доказательство" есть единство описательного и операционального компонентов модели: первый дает знание о структуре явления, второй - о множестве актов преобразования и построения этой структуры. Поэтому неверно, что "логическое следование зависит от понимания" (37). Логическое следование есть упорядоченная структура коцептуализированного (уже понятого и осмысленного) знания.

В современной логической семантике необходимость и возможность трактуются, фактически, как квантификация по описаниям состояния ("возможным мирам"): необходимо то, что истинно во всех описаниях состояния, а возможно - то, что истинно в некоторых, хотя бы и в одном из описаний состояния.

Такой подход, применяемый, например, в семантическом обосновании систем модальной и интенсиональной логики, по сути дела, является сведением содержания идей необходимого и возможного к идеям общего и особенного(8;22).Однако,как мы уже отмечали, необходимость - это не только проявление универсальной общности (всегда и везде сущего, но и долженствование удовлетворения некоторой потребности, достижения цели.

Возможность, в свою очередь, выступает как способность реализации этой цели, допустимость этой реализации. При этом речь идет не о возможных "вообще" описаниях, а возможных относительно необходимых целей при определенных условиях, а мы получаем перспективу логического анализа знания существенного (необходимого). Осмысленное знание как знание существенного выражается в синтезе знания, взятого в модусах истинности, целесообразности и реализуемости. И в этом плане предложенная многомерная ("стереоскопическая") семантика реализует идею об оптимизирующей роли нормативно-ценностных регуляторах познания. Оптимизация состоит в обеспечении логического синтеза, рациональности осмысленного знания.

11. Существенность и эффективность

Существенность является выражением единства анализа и синтеза, выявления расчлененности предмета познания, описания этой расчлененности ("сделанности") и программы воссоздания в новом единстве, задаваемом целями практической деятельности. Истинность же достигается за счет включения нормативно-ценностных факторов образования и функционирования знания в единую систему критериев, а не за счет абстрагирования от них, отказа от их учета.

Предложенная модель семантического оценивания как установления трех видов соответствия перекликается с видами эффективности целенаправленной деятельности как отношений: 1)выбираемых целей к потребностям (ценностным нормам); 2) результата к целям; 3) результата к затратам ресурсов (11).

Перекличка понятий не случайна. Она свидетельствует о глубокой фундаментальной общности управленческих и познавательных процессов, выражающейся в их обусловленности практической деятельностью. Так же как интегральным выражением эффективности является отношение потребностей к имеющимся возможностям и ресурсам, так и интегральным выражением идеи сущности является рассмотренный логический синтез знания об "истинном стремлении", представляющий содержание идеи существенности как программу эффективного, т.е. реализуемого и результативного действия.

12. Сущность и целостность

Сущность и существенность связаны не только с целеустремленностью, но, в конечном счете, и с конечностью, ограниченностью выражения, описания и отображения. Они суть ни что иное как проявление попыток конечной, ограниченной в пространстве и времени системы (например, человека) понять и выразить конечными средствами бесконечное разнообразие мира, включая бесконечное разнообразие характеристик и свойств отдельной вещи. Эта ограниченность неизбежно проявляется в абстрагировании от одних свойств и выделении других, существенных в каком-то смысле (плане, цели) и образующих некоторую целостную выделенность вещи.

Помимо прочего это означает и возможность за конечное число шагов построить, сконструировать, воссоздать данную вещь как единое целое. Поэтому, кроме инвариантности (везде присущности) и независимости, отмеченных в начале работы в качестве главных характеристик существенности, проведенное рассмотрение демонстрирует, что можно говорить еще об одном существенном свойстве существенности - целостности. Как писал Аристотель, "...сущее и единое - одно и то же, и природа у них одна...сущность каждой вещи есть "единое" не привходящим образом, и точно так же она по существу своему есть сущее" (2,с.120-121). Сущность предстает интегральным выражением целенаправленности и эффективности человеческой деятельности и познания.


Литература:

  1. Аристотель. Категории.// Аристотель.Соч.в четырех томах.Т.2.- М.,1978.
  2. Аристотель. Метафизика. Кн.4(Г), гл.2 // Аристотель. Соч.в четырех томах.Т.1.-М.:Мысль,1976.
  3. Аристотель. Никомахова этика.// Аристотель. Соч. в Четырех томах.- Т.4.- М.:Мысль,1983,
  4. Бакурадзе О.Я. Истина и ценность.// Вопросы философии.-1966.-No.7,с.45-48,
  5. Бессонов А.В. Предметная область в логической семантике. - Новосбирск: Наука, 1985,
  6. Гусев С.С. Наука и метафора.-Л.:Изд.Лен.гос.ун-та, 1984,
  7. Ивин А.А.Основания логики оценок.-М.:Изд.МГУ,1970.
  8. Ивлев Ю.В. Содержательная семантика модальной логики.-М.:Изд.МГУ,1985,
  9. Кант И. Критика чистого разума.// Кант И. Соч. в шести томах.-Т.3.-М.:Мысль,1964,
  10. Кулиев Г.Г. Метафора и научное познание.-Баку:Элм,1987,
  11. Ладенко И.С., Тульчинский Г.Л.. Логика целевого управления.- Новосибирск: Наука, 1986.
  12. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979, с.286.
  13. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии, с.285.
  14. Монтегю Р. Прагматика. // Семантика модальных и интенсиональных логик. - М.: Прогресс,1981.-с.254-279,
  15. Платон. Теэтет.// Платон. Соч.в трех томах.Т.2.-М.:Мысль,1970, с.237-304.
  16. Попович М.В. Очерк развития логических идей в культурно-историческом контексте. - Киев: Наукова думка, 1979, .
  17. Рассел (Рессель)Б. Проблемы философии.-СПб: Изд. П.П.Сойкина, 1914,
  18. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы.- М.: Изд.иностр.литер.,1957.
  19. Розов М.А.Проблемы эмпирического анализа научных знаний. - Новосибирск: Наука,1977;
  20. Розов М.А. Пути научных открытий.// Вопросы философии.-1981.-No.8.-с.138-147.
  21. Саймон Г. Науки об искусственном. - М.:Мир,1972.
  22. Слинин Я.А. Современная модальная логика.-Л.:Изд.ЛГУ,1976.
  23. Соколов В.В. Средневековая философия.- М.:Высшая школа, 1979.
  24. Столнейкер Р.С. Прагматика.// Новое в зарубежной лингвистике:Вып.16. Лингвистическая прагматика.-М.:Прогресс, 1985.с.419-438.
  25. Тульчинский Г.Л. "Новые" теории истины и "наивная" семантика/Об альтернативных теориях истины в современной логической семантике/ // Вопросмы философии.1986. No.3, с.727-32.
  26. Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности. Логико-философский анализ.-Л.: Изд. Ленингр. ун-та,1986.
  27. Философия. Логика. Язык. - М.:Прогресс,1987,
  28. Чень И.,Ли Р. Математическая логика и автоматические доказательства теорем.-М.:Наука,1983.
  29. Штофф В.А. Моделирование и философия.-М.-Л.:Наука,1966.
  30. Chisholm R.The logic of knowing.// The journal of philosophy. 1983.-vol.60.-No.25.-p.794-795.
  31. Kripke S. Naming and necessity.- // Semantics of natural language.- Dordrecht etc., 1972.
  32. Metaphor and thought.-Cambridge etc.:Cambr. univ.press,1980,
  33. Metaphor: problems and perspectives.-Brighton:Harvester press,1982.
  34. Quine W.v.O. Word and object.-Cambridge (Mass.): MIT, 1960.
  35. Rescher N. Philosophy of possible. London, 1975.
  36. Salmon N.U. Reference and essence. - Oxford: Basil Blackwell.-1982.
  37. Stroud B. Inference, belief und understanding. //Mind.- L.-1979 - Vol.88, No.350, p.190.
  38. Woods J. Essentialism, self-identity, and "quantifing In". //- Identity and individuation.-New York, 1971,

Тульчинский Г.Л.,

О существенном //Актуальные проблемы исследования сознания: онтология и гносеология. - Иваново: ИвГУ, 1997, с.54-88 (2,0 а.л.);
О существенном // Мысль. Ежегодник Петербургской Ассоциации философов. № 1. Философия в преддверии ХХ столетия. - СПб: СПб ГУ, 1997, с.114-138 (2,0 а.л.);
Сущность и существенность. Философско-логический анализ // Логико-философские штудии. - СПб, 2000, с.31-59 (2,0 а.л.).

См. также
  1. Бревде Г.М., Габдуллина Л.М., Тульчинский Г.Л. Расширение личностного потенциала: теория, гипотезы, эксперимент.
  2. Тульчинский Г.Л. Гуманитарность против гуманизма?
  3. Тульчинский Г.Л. О природе свободы
  4. Тульчинский Г.Л. Гуманитарная экспертиза как социальная технология
  5. Тульчинский Г.Л. Цивилизационный выбор: рациональность и религия
  6. Тульчинский Г.Л. Смысл и гуманитарное знание
  7. Тульчинский Г.Л. Трансцендентальный субъект, постчеловеческая персонология и новые перспективы гуманитарной парадигмы
  8. Тульчинский Г.Л. Свобода – эпифеномен культуры?
  9. Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант
  10. Тульчинский Г.Л. Культура в шопе
  11. Тульчинский Г.Л., Эпштейн М.Н. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.)
  12. Тульчинский Г.Л. Николай и Михаил Бахтины: консонансы и контрапункты
  13. Тульчинский Г.Л. Льюис Кэррол: нонсенс как предпосылка истины
  14. Тульчинский Г.Л. Философская антропология и онтология свободы
  15. Тульчинский Г.Л. Духовные итоги XX столетия и новый парадигмальный сдвиг
  16. Тульчинский Г.Л. Современные факторы культурогенеза
  17. Тульчинский Г.Л. Феноменология имиджа и метафизика идентичности
  18. Тульчинский Г.Л. Исповедь: бытие под взглядом, или Философический эксгибиционизм
  19. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы
  20. Тульчинский Г.Л. Философствование как самодеятельность, или Персонологическая природа философии.
  21. Тульчинский Г.Л. Смена онтологической парадигмы: от сущего к потенциальному
  22. Тульчинский Г.Л. Возможное как сущее
  23. Тульчинский Г.Л. Два типа рациональности
  24. Тульчинский Г.Л. Рациональность: насилие или жизненная компетентность?
  25. Тульчинский Г.Л. Самозванство, массовая культура и новая антропология: перспективы постчеловечности
  26. Тульчинский Г.Л. Вещь и тело как онтофания свободы
  27. Тульчинский Г.Л. Культура в шопе
  28. Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант