ENG
         
hpsy.ru/

../../ОСМЫСЛЕНИЕ

ОСМЫСЛЕНИЕ - постижение действительности в определенных практических, теоретических, культурных, личностных и т.п. контекстах. О. обусловлено спецификой человеческой ситуацией. Будучи конечным существом, человек, в попытках постижения бесконечно разнообразного мира, вынужден делать это с какой-то позиции, точки зрения, в каком-то смысле. О. может реализовываться трояким образом: внутриконцептуально (как сопричастность смысловому содержанию предмета, «вчувствование» в него), надконцептуально (как реконструкция, «приписывание» смысла), межконцептуально (как прослеживание связей смысловых структур). В конечном счете, первые два подхода сводимы к третьему, являясь его крайними выражениями. Поэтому любое осмысление по своей природе диалогично (М.Бахтин). Оно содержит два аспекта: разрушение привычного смысла (остранение) и воссоздание нового смысла.

Основной формой осмысления является идея как синтез знания реальности (истины), ценности или цели (оценки) и программы ее реализации (нормы). Этот синтез может быть теоретически отрефлектирован (теоретическое осмысление), но может быть и синкретически нерасчлененным (обыденное сознание, опыт).

Проблематика осмысления активно разрабатывается в феноменологической, структуралистской, аналитической и герменевтической философских традициях. Однако ни одна из них не дала единой концепции осмысления, обращая вниманиена его отдельные стороны. Так в европейской философии сложились две основные ориентации: «аналитическая» - на построение теории смысла, и «герменевтическая» - на построение теории понимания как постижения смысла, его интерпретации. Очевидная взаимодополнительность проблем смысла (то, что понимается) и понимания (какого-то смысла) делает необходимым и неизбежным их сближение и синтез. Начало такому синтезу было положено в русской философии начала ХХ века (Г.Шпет, М.Бахтин, отчасти П.Флоренский, А.Лосев), где осмысление (уразумение) предстает единством социально-культурного и индивидуально-личностного опыта. Близки к этой традиции и психологические концепции Л.Выготского, С.Рубинштейна, А.Леонтьева, их учеников.

С осмыслением связаны проблемы логики и методологии науки (критерии рациональности, сравнения теорий, интерпретации, смены парадигм и имсследовательских программ), органгизационных, коммуникативнывх, личностных и языковых детерминаций познания. Вне проблемы осмысления невозможен анализ художественного, научного и технического творчества, педагогики, эффективности информационных процессов, социальной коммуникации, перспективы логического анализа, исследований искусственного интеллекта.

  1. Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности. Л., 1986.
  2. Тульчинский Г.Л. Свобода и смысл. Новый сдвиг гуманитарной парадигмы. (Российские исследования в гуманитарных науках. Том 16). The Edwin Mellen Press. Lewiston-Queenston-Lampeter. 2001.

Тульчинский Г.Л.,

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003

См. также
  1. Бревде Г.М., Габдуллина Л.М., Тульчинский Г.Л. Расширение личностного потенциала: теория, гипотезы, эксперимент.
  2. Тульчинский Г.Л. Гуманитарность против гуманизма?
  3. Тульчинский Г.Л. О природе свободы
  4. Тульчинский Г.Л. Гуманитарная экспертиза как социальная технология
  5. Тульчинский Г.Л. Цивилизационный выбор: рациональность и религия
  6. Тульчинский Г.Л. Смысл и гуманитарное знание
  7. Тульчинский Г.Л. Трансцендентальный субъект, постчеловеческая персонология и новые перспективы гуманитарной парадигмы
  8. Тульчинский Г.Л. Свобода – эпифеномен культуры?
  9. Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант
  10. Тульчинский Г.Л. Культура в шопе
  11. Тульчинский Г.Л., Эпштейн М.Н. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.)
  12. Тульчинский Г.Л. Николай и Михаил Бахтины: консонансы и контрапункты
  13. Тульчинский Г.Л. Льюис Кэррол: нонсенс как предпосылка истины
  14. Тульчинский Г.Л. Философская антропология и онтология свободы
  15. Тульчинский Г.Л. Духовные итоги XX столетия и новый парадигмальный сдвиг
  16. Тульчинский Г.Л. Современные факторы культурогенеза
  17. Тульчинский Г.Л. Феноменология имиджа и метафизика идентичности
  18. Тульчинский Г.Л. Исповедь: бытие под взглядом, или Философический эксгибиционизм
  19. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы
  20. Тульчинский Г.Л. Философствование как самодеятельность, или Персонологическая природа философии.
  21. Тульчинский Г.Л. Смена онтологической парадигмы: от сущего к потенциальному
  22. Тульчинский Г.Л. Возможное как сущее
  23. Тульчинский Г.Л. Два типа рациональности
  24. Тульчинский Г.Л. Рациональность: насилие или жизненная компетентность?
  25. Тульчинский Г.Л. Самозванство, массовая культура и новая антропология: перспективы постчеловечности
  26. Тульчинский Г.Л. Вещь и тело как онтофания свободы
  27. Тульчинский Г.Л. Культура в шопе
  28. Тульчинский Г.Л. Сущность и существенное
  29. Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант