ОСТРАНЕНИЕ - феномен осмысления, связанные с
изменением вИдения и понимания. Первоначально (термин введен
В.Б.Шкловским в 1914 г.[3]) - одно из центральных понятий руского
формализма («материальной эстетики»), стилистический прием
описания вещей, вырывающее предмет из привычного контекста его
узнавания и делащего привычное необычным, странным. Шкловский не
был перооткрывателем . О творчестве как искусстве делать предмет
странным - одновременно узнаваемым и притягательно необычным -
говорили Новалис, М.Эрнст, Л.Толстой. Остранение близко
древнеиндийской идее «раса», идее Платона об удивлении как начале
познания. Заслугой Шкловского явилось вычленение остранения как
специфического приема и введение удачного термина, а также
полемическая острота отстаивания своих взглядов. Именно это
привлекло к идее остранерия внимание Э.Баллоу, построившего с
учтом острения свою концепцию эстетического восприятия,
С.Эйзенштейна, а также Б.Брехта, с которым связана трактовка
остранения как общеэстетической категории и разработка типов,
элементов, приемов и т.д. остранения.
При публикации в 1950-х годах работ Б.Брехта на русском языке die
Verfremdung («очуждение» - брехтовский перевод остранения на
немецкий) было ошибочно переведено как «отчуждение», что породило
путаницу c имевшим совершенно иное содержание философским
термином «отчуждение» (die Entfremdung), которым пользовался
К.Маркс в ранних рукописях. Столь же неудачными оказались и
последующие обратные переводы: «отстранение», «очуждение».
Дополнительные наслоения породила теория и практика французского
постструктурализма, прежде всего - в работах Ж.Дерриды [5],
который, опираясь на опыт русского формализма, предложил
франкоязычный аналог о. - deconstruction. Однако деконструктивизм
сделал крен в осмыслении на идее «сделанности вещи», когда
процедура интерпретации практически уничтожает целостность и
самодостаточность осмысляемого, года как в о. эти уникальность и
самодостаточность не только сохраняются, но и обнаруживают новые
грани.
В настоящее время происходит возврат к адекватному термину,
используемому в осмыслении не только художественного, но и
научного творчества, в педагогике [2]. Остранняющая способность
свойственна любому творческому сознанию - в науке, искусстве,
политике и т.д. О. слабо выражено в период нормального развития
науки, когда оно сводится к применению имеющегося концептуального
аппарата для решения новых проблем по уже выработанному
алгоритму. Остраненность ярко проявляется в период изменения
концептуального аппарата, смены парадигм, методологических
установок. Смена научных парадигм, согласно Т.Куну [1], ведет к
тому, что ученые оказываются как бы на другой планете, окруженные
незнакомыми предметами, где даже знакомые предметы предстают в
совершенно ином свете, когда наступает кризис очевидности, а
выдвижение «сумасшедших» идей становится критерием научного
прогресса.
Сам Шкловский в последние годы жизни рассматривал о. как
«удивление миру», его «обостренное восприятие», внимательное
проникновение в жизнь» [4]. О. предстает, т.о., универсальной
концептуальной операцией творческого сознания, лиминальности. Принцип
«порядка-беспорядка», сдвига осмысления действует в любом
творчестве, но не может быть самоцелью. Таковым он выступает в
нонсенсе, абсурде, авангарде, где он является не столько
средством, сколько самим содержанием. Но и в этом случае речь
идет все-таки не об отрицании смысла, а об его о. как
умножениивозможных осмыслений, полной открытости интерпретаций.
Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003