ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПЕРСОНОЛОГИЯ - один из главных
компонентов нового
сдвига гуманитарной парадигмы, выражение опыта постчеловечности. [1]Если
границы личности
совпадают с границами ее свободы и ответственности, то опыт
современной цивилизации придал этим границам весьма интенсивную
подвижность и неоднозначность. Они уже не совпадают с границами
кожно-волосяного покрова тела. В наши дни тело предстает уже не
просто неким скафандром духа, а подобием костюма, который можно
менять и выбирать по желанию, как предмет игры - спорта,
искусства, моды. В любом случае - не раз и навсегда данным, не
однозначным, открытым к иным, не привычным, не человечески
обычным, нечеловеческим формам. Если наше тело столь бренно и
непостоянно, разве может быть оно критерием идентичности? Как
идентифицировать имидж Майкла Джексона? Смена расы - то ли в
результате болезни, то ли в результате сознательного
экспериментирования. Неоднозначный гендер - по крайней мере,
поведение и облик говорят о некоем внегендерном имидже,
стилистика которого вызывает вопрос - а человеческий ли это облик
вообще?
С точки зрения проблемы идентичности человек предстает неким
подобием матрешки, идентификаций, упакованных одна в другую.
Человек - это человек и его обстоятельства? Тогда первый слой
идентитета образуют именно обстоятельства: место жительства,
работа, социальный статус, семья, дом, машина, одежда - все то,
во что хорошо или плохо «упакован» конкретный индивид, взятый в
его телесности. Но и сама телесность, как оказывается в наши дни,
тоже - одна из упаковок, с которой можно манипулировать. И дело
не только и не столько в описанных экзотических телесных
практиках. Полноценная жизнь инвалидов вроде С.Суворова,
С.Хокинга. Успехи современной хирургии: смена пола, донорство не
только крови, но и органов и частей тела, их трансплантации. Все
более совершенное протезирование - на грани киборгизации -
конечностей и внутренних органов. Личность, индивидуальность - не
набор неких общих свойств. И даже не уникальная конфигурация
таких свойств. Если начать раскрывать матрешек идентичности,
доставать их одну за другой, если срывать один за другим листья с
кочана личности, то что же останется в конце?
Что или кто есть человек в этой ситуации? Как в наши дни
определить понятие человека? Через род и видовые отличия? Какой
род и какие видовые отличия? Или посредством конструктивных
(генетических, алгоритмических) определений, задающих процедуру
порождения? Какую процедуру из упомянутых выбрать?
Человек, тем более - современный, всегда больше суммы своих
качеств и свойств. И именно этот остаток, этот «человек без
свойств» и есть главное в личности. Фактически, остается
традиционный аргумент от двойственности человеческой природы,
открытостью человеческого бытия свободе, реальному и
трансцендентальному планам бытия. И тогда на первый план выходит
личность как носитель самосознания, точка сборки свободы и
ответственности, источник смыслообразования и символических форм
бытия, манипулятор кодами, субъект неповторимо-уникальной
траектории в бытии.
Речь идет, фактически, о проблеме преодоления платонистского
дуализма, свойственного европейской философской традиции,
преодоление пропасти между трансцендентальным и реальным.
Где и когда Я? Где и когда личность? К концу ХХ столетия эти
вопросы звучат весьма нетривиально. Психологи и даже педагоги
говорят о пренатальной (внутриутробной) стадии развития личности.
Родителям впору как в «Стране водяных» Акутагавы испрашивать у не
родившегося плода согласия на его рождение. Небывалой (до
политических столкновений) остроты достиг вопрос об абортах,
трактуемых не как прерывание физиологического процесса -
беременности, а как человекоубийство в полном смысле слова со
всеми вытекающими нравственными и правовыми последствиями.
Поневоле начинаешь вспоминать соратницу В.И.Ленина О.Лепешинскую,
ставшую в советское время известным биологом и занимавшуюся
воспитанием зиготы. Вообще, складывается впечатление, что еще
немного и можно будет говорить о презиготной стадии развития
личности. Современная цивилизация с избытком потенциирует
человеческое бытие. Упомянутые достижения генной инженерии и
медицинских технологий. Гипертекстуальность циркулирующей в
глобальном масштабе информации, нарастающие ее интерактивность и
открытость любому пользователю. И одновременно - ее
короткоживущий характер: некоторые сайты не живут в Интернете и
суток. Мультикультуральность современного общества. Пластичность
и динамичность современного менеджмента, требующего перманентного
реинжиниринга бизнес-процессов… Все это выводит на первый план
проблему Я как точки ответственности во всех этих связях,
отношениях и процессах.
Но что такое это Я и как его идентифицировать? Обладает ли оно
некоей «твердой десигнацией» подобно первым (индивидным)
аристотелевым сущностям или оно - вторая (общая) сущность,
которая может фиксироваться в каждом возможном мире заново? Что
что определяет: идентичность - множество личностных позиций или
множество возможных позиций порождает проблему идентичности? Я
отвечаю за все в ситуации мультикультуральности или Я ускользаю и
меня надо каждый раз идентифицировать для установления
идентичности?
Ничто не мешает предположить, что сужение конуса, достигшее
"точки" (индивида), может быть продолжено последующим
расхождением "по ту сторону точки". В этом вновь
расширяющемся конусе вменяемым субъектом могут выступать уже
части психофизиологической целостности (тела, организма),
отдельные социальные роли, "стихии", образующие
личность.
Но это уже не будет ситуация классовой, национальной или
какой-либо иной "коллективной" невменяемости.
Субстанция свободы и ответственности станет виртуальной,
уподобится иррациональным числам и станет недоступной здравому
смыслу и обыденной практике.
Скорее Я станет "точкой ответственности" в стихиях,
стоящих за видимым миром", странником" по этим стихиям,
"точкой сборки" самосознающего Я, которое не столько
отделено от бытия, сколько вплетено в его ткань. Именно на это
обращал внимание Г.Г.Шпет, когда писал, что «Я не отрезано и не
отвешано по объему, а включено в целое мира». [3] Если
воспользоваться метафорой, предложенной Г.В.Флоровским, согласно
которому «тварь можно уподобить геометрической связке лучей или
полупрямых, от начала или некоего радианта простирающихся в
бесконечность» [2], то Я представимо в качестве подобной лучевой
структуры - то ли оначаленной, но неоконеченной, то ли
оконеченной, но неоначаленной, то ли неоначаленной и
неоконеченной, как пучок стихий. Именно такой образ имел в виду
Г.Зиммель, когда писал, что «Я - пучок линий, развитий по
различным направлениям, совершенствований, но дело не в них в
отдельности, а в значении их для развития личностного
единства».
Но человек не застревает на таких частичных «совершенствованиях»,
на сопричастностях, идентичностях, замыкающих его в своих
единствах, превращающихся в ловушку das Man, когда сопричастность
превращается в представительство. Полноценная личность не только
и не столько представительствует от имени идеи, но и способна
«иметь идеи», «рождать», формулировать их. Поэтому Я, скорее, не
«пучок стихий», нитей, вплетающихся в ткани бытия, прорастающих в
нем, сколько странник в них, челнок, плетущий неповторимый узор -
то ли войлок, то ли ковер. С Я буквально «связывается» нить
судьбы, в которую свиваются стихии, миры и возможности. Вплетаясь
в нее, они и задают ее текстуру и узор.
Прядение нитей человеческих судеб - хорошо известный
мифологический сюжет. В античной мифологии богини судьбы - мойры
- именно этим и занимались: Лахесис вынимала жребий, Клото пряла
нить, Атропос ее обрывала. Так же пряли нити человеческих судеб и
древнеримские парки, скандинавские норны. Пряха по роду занятий и
Баба-Яга из русских сказок.
Можно предложить и другую, более современную математическую
метафору, если уподобить Я - всюду негладкой
("ёжистой") функции вроде функции Дирихле. Или, может
быть, Я подобно волновой функции? Но тогда границы свобода и
ответственности, как и границы личности, утрачивают четкость
Нового и новейшего времени. Границы свободы в XIX-XX веках есть
границы собственности (доля, кусок, объем). Если же в XX-XXI
веках свобода приобретает пучкообразный вид или вид волны - и где
тогда ее границы? Она везде, где точка-Я, осознающего свою
ответственность. Современный процесс дезинтеграции личности лишь
заостренно подает этот непреложный факт: Я внеположено любому
рассуждению и любому определению. Оно одновременно и главное
действующее лицо и неуловимо для характеризации.
Похоже, что Я как точка сборки ответственности, как волновая
функция свободы, как странник в возможных мирах и есть грядущие
метаморфозы и открытия нравственности, предвестником которых
является постмодернизм. Если я обречен смотреться в зеркало
рациональных схематизаций, то я остаюсь в кругу невменяемости.
Если Я - конструкт этих схематизаций, то меня собственно и нету.
Но Я - не продукт, не результат, а путь. В целом мире. И познание
возможно только через сопричастность этому целому. Истинное
знание достигается не размышлением, оно - тот путь, тот сюжет, та
траектория бытия, которые открылись вменяемому человеческому
осмыслению.
Человек - это маленькое существо, окруженное, поддерживаемое и
приводимое в движение целой иерархией миров. Человеку остается от
него самого и мало и много - возможность путешествия в этих
мирах. Человек - странник миров, исследователь этих миров.
«Странник, вечный странник, и везде только странник», - писал
В.В.Розанов.
Найти себя можно только в мире. Открыть и вверить себя
безгранично открытому динамизму творческих перемен мира. Не
самоотречение как неволенье духа, а самоотдача великому единству.
Самоосмысление возможно только на путях выхода из себя, как
странничество в мирах и проекциях. Как ответственность за свой
путь, за себя как иного, чем другие. Как собственное иночество,
как инаковость, как возможность находить уникальные смыслы.
Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003