ENG
         
hpsy.ru/

../../НОВЫЙ СДВИГ ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЫ

НОВЫЙ СДВИГ ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЫ - осмысление и обоснование новой парадигмы гуманитарной культуры (см. гуманитарная культура современная), приходящей на смену постструктуралистско-деконструктивистскому подходу, являясь, одновременно,
его развитием и преодолением. Потребность в таком парадигмальном сдвиге вызревала по мере того как, с одной стороны, критика деконструкции, исходившая из традиционных и сциентистских представлений, все более явно обнаруживала свое теоретическое бессилие, а с другой - не менее явным становился и переходный характер деконструктивизма и постмодерна в целом. Главным вопросом становится не после чего они, а перед чем и в обоснование чего.

Развенчание логоцентризма в деконструкционизме фактически оказалось последней ступенью развоплощения логоса, который лишился своих характеристик телесности и присутствия, каковые придавались ему практикой голоса, звучащего слова, и перешел в область чистых отсрочек и нефизических отслеживаний в рамках письменной речи, окончательно разрывающей связи с означаемым и происхождением. Результатом деконструктивизма стала культура означающих без означаемых, обращенных в замкнутую цепь самореференций; или грамматоцентризм, то есть культ не просто письменного слова, но письменности как растворения и стирания всяких следов телесности и "означенности". "Слепая ласточка в чертог теней вернется на крыльях срезанных, с прозрачными играть" (О. Мандельштам). И культура, деконструируясь, превращается в такое царство теней, следов без подлинников, симуляций без оригиналов, в нечто неотмирное. Критика логоцентризма обернулась его приумножением и факторизацией, логомахией, самодостаточностью отсылающих друг к другу означающих - апофеозом грамматоцентризма. Выявился шок гуманитарной интеллигенции перед новой цивилизацией, требующей изменений в духовном опыте,
мировоззрении, метафизике, нравственности, художественной, научной, политической практике. Постмодернизм оказался неконструктивным в том плане, что застыл в стадии остранения (деконструкции) привычного. Но необходим следующий шаг - новая конструктивная работа с остраненными
смыслами.

Такой сдвиг должен отвечать нескольким требованиям: не отрицать, а обобщать опыт деконструктивизма; быть по-настоящему междисциплинарным; давать осмысление нового цивилизационного опыта, его оснований и перспектив; делать акцент не столько на статуарной структурности, сколько на процессуальной динамике осмысления и смыслообразования, которое является результатом глубоко личностного опыта, проявлением человеческой свободы и ответственности.

Каждый парадигмальный сдвиг, как и любое новое осмысление, как это было показано русскими формалистами, а также А. ван Геннепом и В.Тернером при анализе ритуалов перехода, включает три фазы. Во-первых, остранение, делание привычного непривычным, лишение его обычных статусных признаков,
деконструкция буквально как демонтаж; во-вторых, игра с этими остраненными смыслами, порождающая новые ассоциации и коннотации; и в-третьих, выстраивание нового смыслового ряда, новая сборка или ре-аггрегация. Деконструктивизм успешно осуществил первые две стадии парадигмального сдвига, но его критические, "разборные" процедуры сами по себе еще не пересекают порога к третьей, решающей стадии формирования новой парадигмы.
Предварительно сумму таких методологий можно обозначить как концептивизм, имея в виду двузначность корня "conception" (концепция и зачатие): не только концептуализм как промежуточное поле опосредования номиналистических и реалистических методологий, но и зачинательно-генеративную природу новых методологий, которые не столько деконструируют концептуальные объекты, сколько порождают их в соответствующих гипотетических и поссибилистских модальностях. Ключевыми моментами таких методология являются: поссибилизм - смещение акцента с критики сущего и преобразовательного активизма к раскрытию все новых и новых возможностей сознания, сценариев реальности и поведения; динамизм - смещение акцента со структурно-статичного на процессуальность изменения; переход от плоскостных поверхностных моделей к моделям многомерно-стереометричным; персонализм - неизбывность личностного начала как источника, средства и результата динамики осмысления и смыслообразования.

Тульчинский Г.Л., Эпштейн М.Н.,

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003

См. также
  1. Бревде Г.М., Габдуллина Л.М., Тульчинский Г.Л. Расширение личностного потенциала: теория, гипотезы, эксперимент.
  2. Тульчинский Г.Л. Гуманитарность против гуманизма?
  3. Тульчинский Г.Л. О природе свободы
  4. Тульчинский Г.Л. Гуманитарная экспертиза как социальная технология
  5. Тульчинский Г.Л. Цивилизационный выбор: рациональность и религия
  6. Тульчинский Г.Л. Смысл и гуманитарное знание
  7. Тульчинский Г.Л. Трансцендентальный субъект, постчеловеческая персонология и новые перспективы гуманитарной парадигмы
  8. Тульчинский Г.Л. Свобода – эпифеномен культуры?
  9. Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант
  10. Тульчинский Г.Л. Культура в шопе
  11. Тульчинский Г.Л., Эпштейн М.Н. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.)
  12. Тульчинский Г.Л., Эпштейн М.Н. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.)
  13. Тульчинский Г.Л. Николай и Михаил Бахтины: консонансы и контрапункты
  14. Тульчинский Г.Л. Льюис Кэррол: нонсенс как предпосылка истины
  15. Тульчинский Г.Л. Философская антропология и онтология свободы
  16. Тульчинский Г.Л. Духовные итоги XX столетия и новый парадигмальный сдвиг
  17. Тульчинский Г.Л. Современные факторы культурогенеза
  18. Тульчинский Г.Л. Феноменология имиджа и метафизика идентичности
  19. Тульчинский Г.Л. Исповедь: бытие под взглядом, или Философический эксгибиционизм
  20. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы
  21. Тульчинский Г.Л. Философствование как самодеятельность, или Персонологическая природа философии.
  22. Тульчинский Г.Л. Смена онтологической парадигмы: от сущего к потенциальному
  23. Тульчинский Г.Л. Возможное как сущее
  24. Тульчинский Г.Л. Два типа рациональности
  25. Тульчинский Г.Л. Рациональность: насилие или жизненная компетентность?
  26. Тульчинский Г.Л. Самозванство, массовая культура и новая антропология: перспективы постчеловечности
  27. Тульчинский Г.Л. Вещь и тело как онтофания свободы
  28. Тульчинский Г.Л. Культура в шопе
  29. Тульчинский Г.Л. Сущность и существенное
  30. Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант
  31. Эпштейн М.Н. Четыре стороны любви