НОВЫЙ СДВИГ ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЫ - осмысление и обоснование
новой парадигмы гуманитарной культуры (см. гуманитарная культура
современная), приходящей на смену
постструктуралистско-деконструктивистскому подходу, являясь,
одновременно,
его развитием и преодолением. Потребность в таком парадигмальном
сдвиге вызревала по мере того как, с одной стороны, критика
деконструкции, исходившая из традиционных и сциентистских
представлений, все более явно обнаруживала свое теоретическое
бессилие, а с другой - не менее явным становился и переходный
характер деконструктивизма и постмодерна в целом. Главным
вопросом становится не после чего они, а перед чем и в
обоснование чего.
Развенчание логоцентризма в деконструкционизме фактически
оказалось последней ступенью развоплощения логоса, который
лишился своих характеристик телесности и присутствия, каковые
придавались ему практикой голоса, звучащего слова, и перешел в
область чистых отсрочек и нефизических отслеживаний в рамках
письменной речи, окончательно разрывающей связи с означаемым и
происхождением. Результатом деконструктивизма стала культура
означающих без означаемых, обращенных в замкнутую цепь
самореференций; или грамматоцентризм, то есть культ не просто
письменного слова, но письменности как растворения и стирания
всяких следов телесности и "означенности". "Слепая
ласточка в чертог теней вернется на крыльях срезанных, с
прозрачными играть" (О. Мандельштам). И культура,
деконструируясь, превращается в такое царство теней, следов без
подлинников, симуляций без оригиналов, в нечто неотмирное.
Критика логоцентризма обернулась его приумножением и
факторизацией, логомахией, самодостаточностью отсылающих друг к
другу означающих - апофеозом грамматоцентризма. Выявился шок
гуманитарной интеллигенции перед новой цивилизацией, требующей
изменений в духовном опыте,
мировоззрении, метафизике, нравственности, художественной,
научной, политической практике. Постмодернизм оказался
неконструктивным в том плане, что застыл в стадии остранения
(деконструкции) привычного. Но необходим следующий шаг - новая
конструктивная работа с остраненными
смыслами.
Такой сдвиг должен отвечать нескольким требованиям: не отрицать, а обобщать опыт деконструктивизма; быть по-настоящему междисциплинарным; давать осмысление нового цивилизационного опыта, его оснований и перспектив; делать акцент не столько на статуарной структурности, сколько на процессуальной динамике осмысления и смыслообразования, которое является результатом глубоко личностного опыта, проявлением человеческой свободы и ответственности.
Каждый парадигмальный сдвиг, как и любое новое осмысление, как
это было показано русскими формалистами, а также А. ван Геннепом
и В.Тернером при анализе ритуалов перехода, включает три фазы.
Во-первых, остранение, делание привычного непривычным, лишение
его обычных статусных признаков,
деконструкция буквально как демонтаж; во-вторых, игра с этими
остраненными смыслами, порождающая новые ассоциации и коннотации;
и в-третьих, выстраивание нового смыслового ряда, новая сборка
или ре-аггрегация. Деконструктивизм успешно осуществил первые
две стадии парадигмального сдвига, но его критические,
"разборные" процедуры сами по себе еще не пересекают
порога к третьей, решающей стадии формирования новой
парадигмы.
Предварительно сумму таких методологий можно обозначить как
концептивизм, имея в виду двузначность корня
"conception" (концепция и зачатие): не только
концептуализм как промежуточное поле опосредования
номиналистических и реалистических методологий, но и
зачинательно-генеративную природу новых методологий, которые не
столько деконструируют концептуальные объекты, сколько порождают
их в соответствующих гипотетических и поссибилистских
модальностях. Ключевыми моментами таких методология являются:
поссибилизм - смещение акцента с критики сущего
и преобразовательного активизма к раскрытию все новых и новых
возможностей сознания, сценариев реальности и поведения; динамизм
- смещение акцента со структурно-статичного на процессуальность
изменения; переход от плоскостных поверхностных моделей к моделям
многомерно-стереометричным; персонализм - неизбывность
личностного начала как источника, средства и результата динамики
осмысления и смыслообразования.
Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003