ENG
         
hpsy.ru/

../../ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (вменяемость) - проявление свободы, фундаментальная идея философии нравственности и персонологии. Личность ответственна там и за то, где и в чем она свободна. И наоборот - только там, где она свободна, она ответственна. Границы о. совпадают не только с границами свободы. Они задают границы личности, ее поступков. Именно через о. понимается личность как социальный субъект. Еще в средние века таковыми выступали предметы, животные, дети, умалишенные. Еще Иван XIV вменял о. боярским родам, сек колокола. По мере цивилизованности общества о. концентрируется на психосоматической целостности человеческого индивида и увязывается с психофизиологическим состоянием (несовершеннолетние дети, психически больные - признаются невменяемыми). Хотя рудименты коллективной о. сохранились в экономической жизни (коллективная собственность, коллективный хозяйствующий субъект и т.д.), политике (коллективная о. народов), но именно как рудименты. Коллективная ответственность ведет к самозванству, национализму и в конечном счете - безответственности и насилию.
Деконструкция - один из шагов в поиске Я, реализации свободы и ответственности, "безосновной основы бытия". Проблема решается не теоретически и даже не религиозно, а в реальной жизни и в реальных поступках. Человек существо не теоретическое, а поступающее. Поэтому ответственность так или иначе, но находит его "явочным порядком", даже если он отказывается от знания о причинах и следствиях. Незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности. «Для человека в отдельности и для культуры в целом отправной, самой ранней точкой становления служит авторефлексия, духовное открытие нашей вины. Инцестуозность здесь вторична, чтобы ни утверждал по этому поводу Фрейд». [2a] Единица измерения его ума, души, свободы и нравственности - ответственность. И тем человек свободней и нравственней, чем шире и глубже та сфера ответственности, которую он познал с помощью разума. И человек тем этичнее (свободнее-ответственнее), чем шире сфера его идентичности. Традиционные общества ограничивали ее своим этносом, позже ее ограничивали расой, нацией, классом. А. Швейцер распространял этическое поведение на все живое. В наши дни этическое самоопределение в смысле очерчивания предела свободы и ответственности распространяется уже практически на весь мир. Для общества и для личности в нынешних условиях научно-технического прогресса они совпадают, включая среду обитания не только одного человека, но и природу в целом. У человека как существа, наделенного разумом, нет алиби в бытии. Он ответствен в силу самого факта своего существования. Глубина же и содержание этой ответственности, т.е. мера свободы выявляются только в результате интеллектуального усилия самоопределения.
В российском духовном опыте тема о. - одна из ведущих. Ф.Достоевским в «Братьях Карамазовых» была глубоко осмыслена трилемма: тезис - «виноватых нет, т.к. человек - не хозяин своей жизни, а Бога и черта нет, и значит - все позволено (Иван); антитезис - всяк за всех в ответе (Зосима); снятие - виноватых нет, но мне лично необходимо возмездие (Алеша). Согласно Н.Бердяеву, «все достоинство человека основано на чувстве свободной ответственности, на осознании виновности в собственной судьбе». Потребность в справедливом суде, совесть, «третий», к которому апеллируют участники любого диалога - основа теодицеи (П.Флоренский, В.Соловьев). М.Бахтиным разработана философия поступка, настаивающая на изначальной первичности о., принципиальном личностном человеческом «не-алиби-в-бытии». С Франком была развита этика спасения (святости), как о. за зло, царящее в мире. С этих позиций о. первична по отношению к рациональности. Обратная зависимость о. за рациональную идею и ее воплощение чревата самозванством и насилием - итогом амбиций рационалистического утопизма и активизма, отбрасывает совесть, стыд, покаяние, грех, о. как категории иррационального. Разум - средство осознания меры и глубины о. - укорененности человека в бытии. Поэтому о. может служить основой инорациональности, представлений о целостности единого мира и неповторимого, уникального пути в нем. С этой точки зрения идея о. оказывается синтезом идей античного «космоса» как гармоничной целостности мира и восточного «дао» как истины-пути.

1.Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология техники. Ежегодник. 1984-1985. М., 1986.
2.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
2а. Смирнов И. Человек человеку философ. СПб, 1999, с.354.
3.Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л., 1990.
4.Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914.
5.Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж, 1956.

Тульчинский Г.Л.,

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003

См. также
  1. Бревде Г.М., Габдуллина Л.М., Тульчинский Г.Л. Расширение личностного потенциала: теория, гипотезы, эксперимент.
  2. Тульчинский Г.Л. Гуманитарность против гуманизма?
  3. Тульчинский Г.Л. О природе свободы
  4. Тульчинский Г.Л. Гуманитарная экспертиза как социальная технология
  5. Тульчинский Г.Л. Цивилизационный выбор: рациональность и религия
  6. Тульчинский Г.Л. Смысл и гуманитарное знание
  7. Тульчинский Г.Л. Трансцендентальный субъект, постчеловеческая персонология и новые перспективы гуманитарной парадигмы
  8. Тульчинский Г.Л. Свобода – эпифеномен культуры?
  9. Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант
  10. Тульчинский Г.Л. Культура в шопе
  11. Тульчинский Г.Л., Эпштейн М.Н. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.)
  12. Тульчинский Г.Л. Николай и Михаил Бахтины: консонансы и контрапункты
  13. Тульчинский Г.Л. Льюис Кэррол: нонсенс как предпосылка истины
  14. Тульчинский Г.Л. Философская антропология и онтология свободы
  15. Тульчинский Г.Л. Духовные итоги XX столетия и новый парадигмальный сдвиг
  16. Тульчинский Г.Л. Современные факторы культурогенеза
  17. Тульчинский Г.Л. Феноменология имиджа и метафизика идентичности
  18. Тульчинский Г.Л. Исповедь: бытие под взглядом, или Философический эксгибиционизм
  19. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы
  20. Тульчинский Г.Л. Философствование как самодеятельность, или Персонологическая природа философии.
  21. Тульчинский Г.Л. Смена онтологической парадигмы: от сущего к потенциальному
  22. Тульчинский Г.Л. Возможное как сущее
  23. Тульчинский Г.Л. Два типа рациональности
  24. Тульчинский Г.Л. Рациональность: насилие или жизненная компетентность?
  25. Тульчинский Г.Л. Самозванство, массовая культура и новая антропология: перспективы постчеловечности
  26. Тульчинский Г.Л. Вещь и тело как онтофания свободы
  27. Тульчинский Г.Л. Культура в шопе
  28. Тульчинский Г.Л. Сущность и существенное
  29. Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант