ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (вменяемость) - проявление свободы,
фундаментальная идея философии нравственности и персонологии.
Личность ответственна там и за то, где и в чем она свободна. И
наоборот - только там, где она свободна, она ответственна.
Границы о. совпадают не только с границами свободы. Они задают
границы личности, ее поступков. Именно через о.
понимается личность как социальный субъект. Еще в средние века
таковыми выступали предметы, животные, дети, умалишенные. Еще
Иван XIV вменял о. боярским родам, сек колокола. По мере
цивилизованности общества о. концентрируется на психосоматической
целостности человеческого индивида и увязывается с
психофизиологическим состоянием (несовершеннолетние дети,
психически больные - признаются невменяемыми). Хотя рудименты
коллективной о. сохранились в экономической жизни (коллективная
собственность, коллективный хозяйствующий субъект и т.д.),
политике (коллективная о. народов), но именно как рудименты.
Коллективная ответственность ведет к самозванству, национализму
и в конечном счете - безответственности и насилию.
Деконструкция - один из шагов в поиске Я, реализации свободы и
ответственности, "безосновной основы бытия". Проблема
решается не теоретически и даже не религиозно, а в реальной жизни
и в реальных поступках. Человек существо
не теоретическое, а поступающее. Поэтому ответственность так или
иначе, но находит его "явочным порядком", даже если он
отказывается от знания о причинах и следствиях. Незнание закона,
как известно, не освобождает от ответственности. «Для человека в
отдельности и для культуры в целом отправной, самой ранней точкой
становления служит авторефлексия, духовное открытие нашей вины.
Инцестуозность здесь вторична, чтобы ни утверждал по этому поводу
Фрейд». [2a] Единица измерения его ума, души, свободы и
нравственности - ответственность. И тем человек свободней и
нравственней, чем шире и глубже та сфера ответственности, которую
он познал с помощью разума. И человек тем этичнее
(свободнее-ответственнее), чем шире сфера его идентичности.
Традиционные общества ограничивали ее своим этносом, позже ее
ограничивали расой, нацией, классом. А. Швейцер распространял
этическое поведение на все живое. В наши дни этическое
самоопределение в смысле очерчивания предела свободы и
ответственности распространяется уже практически на весь мир. Для
общества и для личности в нынешних условиях научно-технического
прогресса они совпадают, включая среду обитания не только одного
человека, но и природу в целом. У человека как существа,
наделенного разумом, нет алиби в бытии. Он ответствен в силу
самого факта своего существования. Глубина же и содержание этой
ответственности, т.е. мера свободы выявляются только в результате
интеллектуального усилия самоопределения.
В российском духовном
опыте тема о. - одна из ведущих. Ф.Достоевским в «Братьях
Карамазовых» была глубоко осмыслена трилемма: тезис - «виноватых
нет, т.к. человек - не хозяин своей жизни, а Бога и черта нет, и
значит - все позволено (Иван); антитезис - всяк за всех в ответе
(Зосима); снятие - виноватых нет, но мне лично необходимо
возмездие (Алеша). Согласно Н.Бердяеву, «все достоинство человека
основано на чувстве свободной ответственности, на осознании
виновности в собственной судьбе». Потребность в справедливом
суде, совесть, «третий», к которому апеллируют участники любого
диалога - основа теодицеи (П.Флоренский, В.Соловьев). М.Бахтиным
разработана философия
поступка, настаивающая на изначальной первичности о.,
принципиальном личностном человеческом «не-алиби-в-бытии». С
Франком была развита этика спасения (святости), как о. за зло,
царящее в мире. С этих позиций о. первична по отношению к
рациональности. Обратная зависимость о. за рациональную идею и ее
воплощение чревата самозванством и насилием -
итогом амбиций рационалистического утопизма и активизма,
отбрасывает совесть, стыд, покаяние, грех, о. как категории
иррационального. Разум - средство осознания меры и глубины о. -
укорененности человека в бытии. Поэтому о. может служить основой
инорациональности,
представлений о целостности единого мира и неповторимого,
уникального пути в нем. С этой точки зрения идея о. оказывается
синтезом идей античного «космоса» как гармоничной целостности
мира и восточного «дао» как истины-пути.
1.Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология
техники. Ежегодник. 1984-1985. М., 1986.
2.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,
1989.
2а. Смирнов И. Человек человеку философ. СПб, 1999, с.354.
3.Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л.,
1990.
4.Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914.
5.Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого
бытия. Париж, 1956.
Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003