ENG
         
hpsy.ru/

../../Трансцендентальное предчувствие как феномен человеческой субъективности (13) Заключение

Заключение

Исследование было направлено не просто на феноменологическое описание смысловых определенностей, но на их проблематизацию. Это позволило выявить изначальную очевидность, предваряющую всякую определенность.

В соответствии с критически-феноменологическим методом жизненный мир описывался не в своей предзаданной смысловой структурированности, а в движении от неопределенного трансцендентального предчувствия к проясненности в той или иной определенности. Этот подход предполагал отказ от философского предрассудка понимания очевидности сознания исключительно как определенности. Опыт очевидности открывается в изначальном переживании, которому только еще предстоит быть проясненным, но, несмотря на свою первичную неопределенность, это изначальное переживание содержательно и обладает потенцией воплощения в различных - вплоть до взаимоисключающих - смысловых определенностях. Первичная неопределенная содержательность была обозначена в исследовании как трансцендентальное предчувствие, которое раскрывалось как источник мышления, смысловой определенности, эмоционального бытия, воображения и трансперсонального опыта.

Путей приведения изначального опыта к определенности может быть множество, поэтому ни одна система смысловых определенностей не может претендовать на исключительность. Этот вывод имеет огромное значение для решение проблемы межкультурного диалога. Во-первых, ни одна культура не обладает абсолютными истинами по отношению к другой, так как априорная структура каждой культуры формируется по-разному, реализуя одну из равноправных возможностей приведения трансцендентального предчувствия к смысловой определенности. Во-вторых, понимание генезиса априорной смысловой структуры из трансцендентального предчувствия позволяет найти пути понимания чужой культуры из имманентных ей предпосылок, не подменяя подлинное познание проекцией собственных представлений.

Анализ трансцендентального предчувствия выявляет его изначальный трансперсональный характер, воплощенный в интуиции присутствия. В предчувствии всегда присутствует нечто, что само по себе неопределенно, его прояснение приводит к возникновению смысловой, эмоциональной и феноменально-событийной сфер. Неопределенность интуиции присутствия заключается в ее несамотождественной неисчерпаемости - постоянной возможности все большего углубления в ее содержательность. По мере своего самообнаружения, эта содержательность все больше выявляет свой трансперсональный характер и позволяет сделать вывод, что изначальнейшее трансцендентального предчувствия является общим источником многообразия феноменальных миров.

В работе было показано, что реальность мира конституируется вовсе не предзаданными самоочевидными определенностями, но интуицией присутствия. Трансперсональный характер предчувствия выражает присутствие единого мира, в своей непостижимости превосходящего любое описание, по отношению к которому любые другие субъективные миры людей являются лишь частными фрагментами единого мира, редуцированными к системам мироописания. Лишь несовместимость смысловых определенностей разных описаний создает иллюзию множественности миров, в действительности представляющих всего лишь множественность способов описания непостижимого мира.

На основе этого трансперсонального характера предчувствия, зафиксированного в понятии «присутствие», было обосновано, что интерсубъективность бытия не конституируется, но усматривается как первичная очевидность в общении. Это общение может происходить на разных уровнях коммуникации, от уровня межличностного общения и до исторической коммуникации.

В работе широко использовались неоплатонические категории, отточенные в восточно-христианской средневековой мысли - «сущность», «энергия». Несмотря на то, что неоплатонизм представляет собой развитую метафизическую систему, сами эти неоплатонические категории рассматриваются не как метафизические сущности, а феноменологически - как указания на переживаемые содержания сознания. В частности, понятие сущность, которое в неоплатонизме выражает онтологическую категорию, в данном исследовании указывает на схватываемую в переживаемом опыте потенцию энергийного выражения, а саму энергию - как интенцию, актуализирующую первичное неопределенное содержание.

В дальнейшей перспективе исследования предполагается выявить опыт трансцендентального предчувствия, лежащего в основе феноменально-гилетического уровня бытия. Иначе говоря, проблематизации подлежат не только смысловые определенности и эмоциональная структура человека, но и сама гилетическая чувственно-воспринимаемая действительность.

Поскольку в основе гилетической действительности лежит опыт собственного тела, то в основе всякого другого описания чувственной действительности должен лежать именно феноменологический анализ процесса прояснения из трансцендентального предчувствия первичного телесного опыта.

Выявление трансцендентального предчувствия, которое лежит в основе сборки гилетической реальности, позволит понять, почему в фактической жизни люди на практике встречают все то, что допускается их мифологической картиной мира, и насколько мифология и наука могут не просто изменять систему восприятия действительности, но и изменять саму действительность - сам жизненный мир.

Это требует критически-феноменологического анализа не только мифа, но и науки. Особенно интересным представляется показать, что в основе не только таких гуманитарных наук, как право и экономика, но и таких строгих наук, как математика, лежат вовсе не предзаданные смысловые определенности, а работа сознания по приведению изначально неопределенного трансцендентального предчувствия к определенности.

Разные мироописания расслаивают действительность, и то, что в одном описании является привычным и само собой разумеющимся, в другом - невозможно. Простое указание на свидетельства встреч с мифологическими существами будет тривиальностью, намного интересней дать феноменологический анализ возможности взаимоисключающих результатов одних и тех же экспериментов в близких дисциплинах знания, но исходящих из разных предпосылок миропонимания, в частности, химии и алхимии.

Представляется также рассмотреть принцип конституирования реальности присутствием не только по отношению к константной реальности, но и виртуальной.

Последовательное развитие критически-феноменологического метода сближает его с методом неоплатонической диалектики. В частности, проблематизирующее феноменологическое описание жизненного мира неизбежно выявляет трансперсональный характер трансцендентального предчувствия, из которого возникает все содержание сознания. Феноменологический метод дублирует описание трансперсонального содержания внутри одной субъективности описанием этого же содержания в другой субъективности. Неоплатонический подход предполагает описание трансперсонального содержания в единстве своих противоположных воплощений в разных субъективностях.

Близость этих подходов позволяет дополнить критически-феноменологический анализ неоплатонической диалектикой через предварительное феноменологическое обоснование ее. Такое расширение методологии исследования позволит более глубоко дать описание гилетической сферы, телесности человека, мифа, науки, а также углубить анализ темпоральности и пространственности.

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Карпицкий Н.Н.,

См. также