ГЛУБОКАЯ СЕМИОТИКА (deep semiotics) - расширение традиционной теории знаковы систем (семиотики) за счет метафизико-персонологического измерения осмысления и смыслообразования.
Традиционный семиотический подход ограничен возможностями только
описания de facto. Он не в состоянии описать фазу лиминальности и лиминального дискурса,
динамику перехода в осмыслении и смыслообразовании, что
заставляет искать пути, дополнительные к традиционным
структуралистским и семиотическим подходам.
Речь идет о большем числе измерений, чем позволяют структурализм
с его бинарными оппозициями и традиционная (трехмерная)
семиотика, анализирующая знаки с точки зрения их отношений друг с
другом (синтаксис), к обозначаемому (семантика) и использования
(прагматика). Важно дополнение этих измерений измерением
трансцендентальным, метафизическим, понимая под ним «вероятное
существование трансцендентального, нематериального,
вневременного, благорасположенного, упорядоченного и привносящего
порядок бытийного пространства, каковое, судя по всему, ...
оказывает универсальное воздействие на посюсторонний мир»
[1].
Поскольку же речь идет о поле сугубо человеческого, личностного
самоопределения, и именно личность, ее сознание является
источником, средством и результатом смыслопорождения, то это
измерение может называться также личностным (персонологическим).
Так или иначе, но такой подход подобен переходу от двумерного,
плоскостного рассмотрения к стереометрическому, дающему анализу
глубину (высоту). Из плоскости явленной дискурсивности анализ как
бы ныряет вглубь, уходя к корням и источникам смыслопорождения,
получая возможность рассмотрения его динамики.
В некотором смысле такой подход аналогичен переходу в физике от кинематики, прослеживающей траектории движения к динамике, рассматривающей силы, порождающие это движение. Поэтому такой подход можно было бы назвать «семиодинамикой». Однако, использование такого термина требует дополнительных уточнений и обобщений. Поэтому, применительно к кругу рассматриваемых в данной работе вопросов, я предпочитаю называть такой подход «глубокой семиотикой» («deep semiotics»). [2] Этот термин напоминает «deep play», используемый Д.Бентамом в его «Theory of legislation», когда он говорит о процессе порождения законодательства. Однако, это совпадение случайно и предлагаемая концепция «глубокой семиотики» не зависит от бентамовской интуиции.
Очевидно, неспроста для Х.-Г.Гадамера и большинства прочих
читателей текстов Ж.Дерриды остается загадкой - почему понимание
и чтение с пониманием Деррида называет метафизикой. Понимание -
смыслопорождение, а смысл - всегда инобытиен, связан с прорывом к
трансцендентному.
Предпосылки и ряд идей, важных для развития глубокой семиотики,
содержатся в работах М.М.Бахтина, Н.М.Бахтина, Г.Г.Шпета,
П.А.Флоренского, Л.С.Выготского - авторов, с которыми может быть
связана прерванная традиция теории и философии знаков. Обычно
выделяются две семиотические традиции: семиотика, восходящая к
американскому прагматизму Ч.Пирса и Ч.Морриса, и cемиология,
восходящая к Ф. де Соссюру и французскому структурализму.
Думается, однако, что можно говорить и о третьей традиции,
восходящей к В.Гумбольдту, В.Вундту, А.Фосслеру, В.Марти,
продолженной упоминавшимися русскими авторами, подчеркивавшими
особую роль личности и ее сознания в формировании и развитии
знаковых систем и смысловых структур.
Развитие г.с. дает возможность внеличностно-культурального подхода. Важно помнить, что в процессе лиминального перехода речь идет о переходе из одного состояния в другое одной и той же культуры. Более того, в лиминальной ситуации привычное, традиционное становится иным: мир - миром иным, понятное - непонятным, культура - лишенностью культуры, нормы - ненормативностью, люди - нелюдями, имя - безымянным, жизнь - безжизненностью, смертью, реальность - нереальным. И, в конечном счете, для того, чтобы на стадии реаггрегации, нового монтажа - включить их в новую упорядоченность.
Но это саморазвитие не может питаться из источника самой реальной культуры. Оно предполагает некий вненаходимый источник, выход в контекст. Это означает, что смыслообразование возможно только в открытых системах, обменивающейся информацией и энергией с окружающей средой.
Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003