ENG
         
hpsy.ru/

../../Уход замечательного китайского философа-экзистенциалиста

Ушел крупный экзистенциальный мыслитель, не написавший ни единого трактата ни по философии, ни по психологии.

Ушел человек, которому нужнее было не самому «раскрываться», «прославляться», «самореализовываться» и «самоактуализироваться», а помогать другим людям обретать уверенность в своих силах, обретать надежду на то, что из любой сколь угодно сложной жизненной ситуации есть достойный выход.

Ушел представитель когда-то тщательно истребляемой в Китае миньской императорской династии.

Ушел человек, веривший в то, что человеческая дружба может быть сильнее государств, культур, цивилизаций, времен, пытающихся друзей разделить и противопоставить друг другу.

Он никогда не бил себя в грудь как невинно пострадавший от репрессий времен «культурной революции» - «невозможно прожить жизнь и не получить вызовов судьбы; так было всегда, главное - найти достойный ответ».

Чем он был известен у себя на родине? Обычный профессор, которых тысячи, старичок-энтузиаст, певший в хоре ветеранов Пекинского госуниверситета.

Между тем для тысяч простых китайцев, студентов, молодых бизнесменов, начинающих ученых, преподавателей - он стал заботливым отцом, искренне болеющим их жизненными сложностями, вытаскивающим после падений, помогающим стать на ноги, обрести свою жизненную стезю.

1992 год. Он обращается ко мне с просьбой. Я помогаю ему и его товарищу, молодому китайцу, встретиться с нашим знаменитым философом-культурологом-литературоведом, профессором Г.Д. Гачевым. «Зачем тебе эта встреча?» - «Чтобы мой молодой друг, китай­ский философ, укрепился, увидел, что не боги горшки обжигают».

1996 год. Он обращается ко мне: «Помоги этому молодому бизнесмену выехать в Россию». - «Зачем тебе это?» - «Его возлюбленная уже здесь. В Китае им не дают соединиться, быть вместе, рожать и растить детей».

Лагерное прошлое научило его быть осторожным. 1996 год. Мой визит в Китай. Он просит прочитать лекцию для студентов по даосизму. «Ты не ошибся? Может, по христианству?» - «По даосизму. Мне эту лекцию читать опасно, у нас у власти коммунисты, а ты иностранец, с тобой ничего не случится», - и потом, подробно и мягко, что конкретно нужно рассказать им.

2011 год. У меня предложение: я могу провести в Китае экзистенциальные группы с использованием Житий Святых, а он или его ученики - чтобы переводили. Он долго молчал, а потом передал ответ с моим другом, встретившимся в Пекине с ним. Смысл ответа - время не то, слишком опасно популяризировать сейчас в Китае идеи иной культуры, опасно и для переводчиков, и для участников.

Он когда-то поразил мое воображение своими предсказаниями, неожиданными предсказаниями. Шел 1990 год. Он сказал мне, что я буду христианином, и это определит мою жизнь. Потерявшемуся в жизни бывшему вундеркинду, руководителю маленькой лаборатории он предсказал, что тот станет крупным чиновником, одним из руководителей страны. В 1991 году предсказывает невероятно талантливому молодому философу, что тот будет очень состоятельным человеком. «Ты что, видишь будущее? - «Нет, конечно, но мне очень хочется укрепить человека. Я ищу, что его может укрепить, поддержать». Он был как «комната счастья» в фильме «Сталкер» А. Тарковского, которая угадывала и исполняла тайные желания заходивших в нее людей.

Я люблю на группах рассказывать следующую историю. 1992 год. Мы идем с моим другом, китайским профессором-русистом по Москве. Около Белорусского вокзала объявление: открылся новый магазин «Путь к себе». Объясняю - там литература и всякие принадлежности для буддистов и прочих восточных религий, а также для людей, которые собираются оказывать людям психологическую помощь на основе всего этого. Он слушает меня и удивляется: «Почему это назвали "Путь к себе"»? - «А как надо бы?» - «Конечно, "Путь от себя"».

В 1993-м он приехал в Вильнюс, на апрельский семинар А.Е. Алек­сейчика. Перед семинаром - малые группы. Мы с ним пошли с утра на телефонный переговорный пункт и опоздали на малую группу. Приходим - люди, опоздавшие, стоят у двери и идет разборка. Я ему объясняю, в чем дело - он кивнул, понял. Стоим минут десять, он тянет меня за рукав: «Я пошел садиться». Когда он прошел через комнату и сел на свободный стул, то все замерли; потом ведущая спрашивает его, почему он сел. Он отвечает, что, мол, опоздал, виноват; никто не говорит, на сколько; тогда сам решил, что на десять минут стояния виноват, отстоял свое, пошел и сел». Ведущая спрашивает: «А почему другие стоят?» Он говорит: «Не знаю почему, почему вы здесь так живете; хотят стоять - вот и стоят».

Он никогда не хвастал, между тем именно он когда-то в Советский Союз принес цигун, ушу, тайдзицюань, обучил им сотрудников ЦНИИ спорта Госспорткомитета СССР и через них десятки тысяч наших соотечественников. Его не трогало, когда другие китайцы и приглашающие их фирмы пытались ради пиара присвоить это себе. Именно он помог написать нашим экономистам первые монографии об экономических реформах в Китае. Именно он помогал нашим лингвистам переводить с древнекитайского. Именно он «заразил» Льва Гумилева китайской историей и готовился вместе с ним писать его последнюю книгу.

Он часто улыбался. Но я помню: единственный раз, когда он недоумевал и смеялся одновременно - когда англичане отказали ему в визе (он хотел побывать в гостях у дочери). «Ты представляешь, они думают, что я захочу там остаться!» Как у Набокова: «Они думали, что рай - это колония Великобритании».

Когда мы с ним прощались (как выяснилось, навсегда), он сказал мне о себе: «Я - посредственность как лингвист, другие знают значительно больше языков, чем я;
я - посредственность как переводчик, ничего особенного я ни с русского на китайский, ни с китайского на русский не перевел;
я - посредственность как цигунист (есть действительно великие мастера, а я кто такой перед их лицом?);
я - посредственность как экономист, я только прочел книги по экономическим реформам в Китае и пересказал их российским коллегам;
я - посредственность как историк, мало что знаю по истории Древнего Китая, и это малое пересказывал у вас;
но, когда я окидываю взглядом свою жизнь, то вижу, что в общем получилось неплохо».

Есельсон С.Б.,

Опубликовано в журнале «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия», №23, 2013.

См. также
  1. Есельсон С.Б. 5 лет Институту экзистенциального консультирования и осмысления религиозного опыта в Ростове-на-Дону
  2. Есельсон С.Б. Большой обман бизнес-консультирования сегодняшнего дня
  3. Есельсон С.Б., Проценко Н.П. Герои и экзистенциальное консультирование
  4. Есельсон С.Б. Долготерпение (терапевтическая сказка)
  5. Есельсон С.Б., Летуновский В.В. Экзистенциализм в психологии
  6. Есельсон С.Б., Миккин Г. О Времени через себя
  7. Есельсон С.Б. Опыты экзистенциального освоения конфликтологии (эссе)
  8. Есельсон С.Б. Киевская осень – 2004. Клятва Гиппократа
  9. Есельсон С.Б. Киевская осень - 2004. Экзистенциальные Встречи
  10. Есельсон С.Б. Распутывая «сеть» (православная психотерапия доктора А.Е.Алексейчика)
  11. Есельсон С.Б. Надежда (терапевтическая сказка)
  12. Есельсон С.Б. То, чего боялся Хайдеггер, или крах либерализма и становление PR-сознания у журналистов
  13. Есельсон С.Б. Милосердие (терапевтическая сказка)
  14. Есельсон С.Б. Экзистенциально о Г.П.Щедровицком и ММК
  15. Есельсон С.Б. Максим Грек (терапевтическая сказка)
  16. Есельсон С.Б. Максим Грек. Терапевтическая Сказка
  17. Есельсон С.Б. Благословение матери (терапевтическая сказка по мотивам русской народной сказки «Василиса Прекрасная»)
  18. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Святые русского православия как надежда на нравственное преображение (тезисы доклада)
  19. Есельсон С.Б. Андрей Федорович (терапевтическая история)
  20. Есельсон С.Б. Любовь и наоборот (терапевтическая история)
  21. Есельсон С.Б. 10-летие Международного Института экзистенциального консультирования (МИЭК)
  22. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Кризисы большого масштаба и психотерапия
  23. Есельсон С.Б. Герои и экзистенциальное консультирование
  24. Есельсон С.Б. Дружба и Власть (терапевтическая сказка)
  25. Есельсон С.Б. Умение видеть (терапевтическая история по мотивам Жития св. мученика Лонгина Сотника)
  26. Есельсон С.Б. Эпоха стандартизации и диалог культур
  27. Есельсон С.Б. Мать и взрослеющая дочь (терапевтическая история по мотивам жития равноапостольной Феклы)
  28. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Понимание и DA-SEIN (Тезисы доклада)
  29. Есельсон С.Б. Радикальное экзистенциальное мировоззрение (заметки)
  30. Есельсон С.Б. Дружба и власть (терапевтическая история)
  31. Есельсон С.Б. Радикальное экзистенциальное мировоззрение
  32. Есельсон С.Б. Восстановление семьи (терапевтическая сказка по мотивам Жития св. вмч. Евстафия Плакиды и его семьи)
  33. Есельсон С.Б. Экзистенциальные размышления о психосоматике
  34. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Экзистенциальный подход к подготовке экзистенциальных консультантов
  35. Есельсон С.Б. Интервью с С.Б.Есельсоном. Часть 1
  36. Есельсон С.Б. Интервью с С.Б.Есельсоном. Часть 2
  37. Есельсон С.Б., Зиневич А.С. Наши на I Всемирном Конгрессе по экзистенциальной терапии (Лондон, 2015) ч. 1
  38. Есельсон С.Б. Симулякры и психотерапия
  39. Есельсон С.Б. Будущее психотерапии и диалог культур
  40. Есельсон С.Б. Старец (терапевтическая сказка)
  41. Есельсон С.Б. 15 лет экзистенциальных терапевтических групп "Испытания любви"
  42. Есельсон С.Б. У каждого своя правда?
  43. Морозова Ю., Есельсон С.Б. 10 лет Институту международного экзистенциального консультирования (интервью с С.Б. Есельсоном, директором Института)