1. Актуальность проблематики, о которой идет речь, стала очевидной в практике экзистенциального консультирования, когда консультирующиеся являются верующими. Экзистенциальное консультирование - философский праксис, развертывающийся в последние годы в современном мире, в качестве философского основания опирающийся на экзистенционализм. В отличие от практической психологии в нем отсутствуют методики и техники, вместо субъект-объектных отношений - бытие-вместе, вместо анализа психики - обсуждение ключевых, сложных моментов жизни.
2. В нашем регионе основным контингентом верующих являются православные христиане. При экзистенциальном консультировании православных христиан оказывается необходимым учитывать такую особенность их духовной жизни как соотнесение своих поступков, мыслей и чувств с некоторым тезаурусом грехов и добродетелей. Ключевой вопрос их духовной жизни - вопрос обретения своего Православия как борьбы с больным, греховным устроением своей души.
3. При таком консультировании часто продуктивным оказывается обращение к описаниям жизни святых русского Православия в поисках образцов для подражания. Это оказывается важным ещё и потому, что в русском Православии святость является ключевым понятием, сквозь призму которого понимается история. Она предстает как накопление числа подвигов борьбы человека со своей падшей природой, подвигов преображения, как накопление числа святых. Все события в мире, происходившие, происходящие и предстоящие, в православном миропонимании оказываются лишь меняющимися обстоятельствами, на фоне которых совершаются подвиги обретения святости.
4. По крайней мере несколько последних поколений в нашей стране воспринимали образ человеческого совершенства как образ «рыцаря без страха и упрёка» - вспомнить хотя бы литературную серию «Пламенные революционеры» или «Делать жизнь с кого - с товарища Дзержинского», вспомнить совсем еще недавно излагаемую в советской детской лениниане кражу ребёнком Володей Ульяновым яблока как единственный его проступок за всю жизнь, вспомнить сложности одновременного принятия и греховности Сталина, и его величия, вспомнить шок от появления в конце 80-х пьесы М.Шатрова «Дальше, дальше, дальше», пытающейся представить образы вождей революции в их противоречивости, человеческой сложности.
5. Достаточно традиционно для светской этики было рассмотрение
святых как персонифицированных моральных образцов, во всей их
недостижимости. Обратившись же к православным текстам, можно
обнаружить, что Святые русского Православия не являют собой
образов человеческого всесовершенства. Более того, всякий феномен
сотворения кумира из человека земного отторгается Православием
как чуждый православной этике. Образец совершенной жизни и
совершенной личности в Православии - только жизнь и личность
Иисуса Христа.
Святые русского Православия. Во-первых, это святые преображения. Те, кто говорят «нет» как движению своей жизни в колее общепринятого, так и следованию моде, «духу времени». Те, кто ищет Богообщения, ищет правды. В этом смысле - те, кто способен отвергнуть себя прошлого, кто способен отвергнуть соблазны стремления к мирскому успеху и пойти в жизни собственной узкой тропинкой, опираясь на Бога (например, Феодор Смоленский или Царь Давид, Симеон Столпник или Сергий Радонежский, Максим Грек или Мария Египетская). Во-вторых, это святые решающего испытания. Порой доста точно одного поступка человека, может быть, последнего в жизни, но преобразившего всю его жизнь и сделавшего его святым. Жизнь святых русского Православия - наполнена не спокойным благолепием, делающим их недостижимо идеальными, неподражательными для верующих, - она наполнена борьбой с собственной греховностью, сомнениями, метаниями, обращениями к Господу «не за тем, чтобы избегнуть, а за тем, чтобы перенести», взлетами, падениями и вновь взлетами, удивительным преображением, так поражавшим совре- менников (например, Михаил Черниговский или страстотерпцы Борис и Глеб) В-третьих, это святые, стяжавшие и заботливо хранящие в себе хотя бы один Божий дар, хотя бы одну добродетель. Например, научившиеся быть верными, или научившиеся быть терпеливыми и смиренными, или научившиеся быть милосердными (например, Илия Пророк, Иов Многострадальный или кн. Владимир).
6. В Православии никто не может о себе знать, свят ли он. Святость обнаруживает себя в посмертном признании, от которого отделяют подчас века.
7. Обращение к описаниям деяний святых облегчает принятие
православным людям своей немощности в борьбе с собственной
греховной природой, поддерживает у верующего человека Надежду на
возможность его победы в борьбе с собственной
греховностью.
Опубликовано в кн. «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия : Материалы III Российского Философского Конгресса». Т.4 Ростов-на-Дону, 2002, с. 198 - 200