ENG
         
hpsy.ru/

../../Святые русского православия как надежда на нравственное преображение (тезисы доклада)

1. Актуальность проблематики, о которой идет речь, стала очевидной в практике экзистенциального консультирования, когда консультирующиеся являются верующими. Экзистенциальное консультирование - философский праксис, развертывающийся в последние годы в современном мире, в качест​ве философского основания опирающийся на экзистенционализм. В отличие от практической психологии в нем отсутствуют методики и техники, вместо субъект-объектных отношений - бытие-вместе, вместо анализа психики - об​суждение ключевых, сложных моментов жизни.

2.​ В нашем регионе основным контингентом верующих являются православные христиане. При экзистенциальном консультировании православных христиан оказывается необходимым учитывать такую особенность их духов​ной жизни как соотнесение своих поступков, мыслей и чувств с некоторым те​заурусом грехов и добродетелей. Ключевой вопрос их духовной жизни - во​прос обретения своего Православия как борьбы с больным, греховным уст​роением своей души.

3.​ При таком консультировании часто продуктивным оказывается обращение к описаниям жизни святых русского Православия в поисках образцов для подра​жания. Это оказывается важным ещё и потому, что в русском Православии свя​тость является ключевым понятием, сквозь призму которого понимается история. Она предстает как накопление числа подвигов борьбы человека со своей падшей природой, подвигов преображения, как накопление числа святых. Все события в мире, происходившие, происходящие и предстоящие, в православном миро​понимании оказываются лишь меняющимися обстоятельствами, на фоне ко​торых совершаются подвиги обретения святости.

4.​ По крайней мере несколько последних поколений в нашей стране вос​принимали образ человеческого совершенства как образ «рыцаря без страха и упрёка» - вспомнить хотя бы литературную серию «Пламенные революцио​неры» или «Делать жизнь с кого - с товарища Дзержинского», вспомнить со​всем еще недавно излагаемую в советской детской лениниане кражу ребён​ком Володей Ульяновым яблока как единственный его проступок за всю жизнь, вспомнить сложности одновременного принятия и греховности Сталина, и его величия, вспомнить шок от появления в конце 80-х пьесы М.Шатрова «Даль​ше, дальше, дальше», пытающейся представить образы вождей революции в их противоречивости, человеческой сложности.

5.​ Достаточно традиционно для светской этики было рассмотрение святых как персонифицированных моральных образцов, во всей их недостижимости. Обратившись же к православным текстам, можно обнаружить, что Святые русского Православия не являют собой образов человеческого всесовершенства. Более того, всякий феномен сотворения кумира из человека земного отторгается Православием как чуждый православной этике. Образец совер​шенной жизни и совершенной личности в Православии - только жизнь и личность Иисуса Христа.

Святые русского Православия. Во-первых, это святые преображения. Те, кто говорят «нет» как движению своей жизни в колее общепринятого, так и следованию моде, «духу времени». Те, кто ищет Богообщения, ищет правды. В этом смысле - те, кто способен отвергнуть себя прошлого, кто способен отвергнуть соблазны стремления к мирскому успеху и пойти в жизни собст​венной узкой тропинкой, опираясь на Бога (например, Феодор Смоленский или Царь Давид, Симеон Столпник или Сергий Радонежский, Максим Грек или Ма​рия Египетская). Во-вторых, это святые решающего испытания. Порой доста точно одного поступка человека, может быть, последнего в жизни, но преобра​зившего всю его жизнь и сделавшего его святым. Жизнь святых русского Пра​вославия - наполнена не спокойным благолепием, делающим их недостижимо идеальными, неподражательными для верующих, - она наполнена борьбой с собственной греховностью, сомнениями, метаниями, обращениями к Господу «не за тем, чтобы избегнуть, а за тем, чтобы перенести», взлетами, падения​ми и вновь взлетами, удивительным преображением, так поражавшим совре- менников (например, Михаил Черниговский или страстотерпцы Борис и Глеб) В-третьих, это святые, стяжавшие и заботливо хранящие в себе хотя бы один Божий дар, хотя бы одну добродетель. Например, научившиеся быть верны​ми, или научившиеся быть терпеливыми и смиренными, или научившиеся быть милосердными (например, Илия Пророк, Иов Многострадальный или кн. Владимир).

6.​ В Православии никто не может о себе знать, свят ли он. Святость обна​руживает себя в посмертном признании, от которого отделяют подчас века.

7.​ Обращение к описаниям деяний святых облегчает принятие право​славным людям своей немощности в борьбе с собственной греховной приро​дой, поддерживает у верующего человека Надежду на возможность его побе​ды в борьбе с собственной греховностью.

Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н.,

Опубликовано в кн. «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия : Материалы III Российского Философского Конгресса». Т.4 Ростов-на-Дону, 2002, с. 198 - 200

См. также
  1. Есельсон С.Б. 5 лет Институту экзистенциального консультирования и осмысления религиозного опыта в Ростове-на-Дону
  2. Есельсон С.Б. Большой обман бизнес-консультирования сегодняшнего дня
  3. Есельсон С.Б., Проценко Н.П. Герои и экзистенциальное консультирование
  4. Есельсон С.Б. Долготерпение (терапевтическая сказка)
  5. Есельсон С.Б., Летуновский В.В. Экзистенциализм в психологии
  6. Есельсон С.Б., Миккин Г. О Времени через себя
  7. Есельсон С.Б. Опыты экзистенциального освоения конфликтологии (эссе)
  8. Есельсон С.Б. Киевская осень – 2004. Клятва Гиппократа
  9. Есельсон С.Б. Киевская осень - 2004. Экзистенциальные Встречи
  10. Есельсон С.Б. Распутывая «сеть» (православная психотерапия доктора А.Е.Алексейчика)
  11. Есельсон С.Б. Надежда (терапевтическая сказка)
  12. Есельсон С.Б. То, чего боялся Хайдеггер, или крах либерализма и становление PR-сознания у журналистов
  13. Есельсон С.Б. Милосердие (терапевтическая сказка)
  14. Есельсон С.Б. Экзистенциально о Г.П.Щедровицком и ММК
  15. Есельсон С.Б. Максим Грек (терапевтическая сказка)
  16. Есельсон С.Б. Максим Грек. Терапевтическая Сказка
  17. Есельсон С.Б. Благословение матери (терапевтическая сказка по мотивам русской народной сказки «Василиса Прекрасная»)
  18. Есельсон С.Б. Андрей Федорович (терапевтическая история)
  19. Есельсон С.Б. Любовь и наоборот (терапевтическая история)
  20. Есельсон С.Б. 10-летие Международного Института экзистенциального консультирования (МИЭК)
  21. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Кризисы большого масштаба и психотерапия
  22. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Кризисы большого масштаба и психотерапия
  23. Есельсон С.Б. Герои и экзистенциальное консультирование
  24. Есельсон С.Б. Дружба и Власть (терапевтическая сказка)
  25. Есельсон С.Б. Умение видеть (терапевтическая история по мотивам Жития св. мученика Лонгина Сотника)
  26. Есельсон С.Б. Мать и взрослеющая дочь (терапевтическая история по мотивам жития равноапостольной Феклы)
  27. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Понимание и DA-SEIN (Тезисы доклада)
  28. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Понимание и DA-SEIN (Тезисы доклада)
  29. Есельсон С.Б. Радикальное экзистенциальное мировоззрение (заметки)
  30. Есельсон С.Б. Дружба и власть (терапевтическая история)
  31. Есельсон С.Б. Радикальное экзистенциальное мировоззрение
  32. Есельсон С.Б. Восстановление семьи (терапевтическая сказка по мотивам Жития св. вмч. Евстафия Плакиды и его семьи)
  33. Есельсон С.Б. Экзистенциальные размышления о психосоматике
  34. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Экзистенциальный подход к подготовке экзистенциальных консультантов
  35. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Экзистенциальный подход к подготовке экзистенциальных консультантов
  36. Есельсон С.Б. Интервью с С.Б.Есельсоном. Часть 1
  37. Есельсон С.Б. Интервью с С.Б.Есельсоном. Часть 2
  38. Морозова Ю., Есельсон С.Б. 10 лет Институту международного экзистенциального консультирования (интервью с С.Б. Есельсоном, директором Института)