ENG
         
hpsy.ru/

../../Экзистенциально о Г.П.Щедровицком и ММК

Изменило ли вашу жизнь (планы) и деятельность знакомство с Г.П. Щедровицким, а также годы, проведенные в кружке?

Приезд в Ростов-на-Дону в феврале 1987 Г.П. Щедровицкого, три дня проведённые бок о бок с ним, сильно повлияли на мою жизнь. Впервые в своей жизни я почувствовал перед собой личность исторического масштаба. Он со мной не обсуждал ни мышление, ни управление, ни философию. Он рассказывал о своей жизни, в том числе рассказал историю о неокантианцах, об академике неокантианце Теплове, не уехавшем по семейным обстоятельствам на «философском пароходе», замаскировавшемся под эргонома и в конце 40-х решившемся передать традицию, для чего он присматривался к студентам, приглашал на чай, давал читать редкие книги из личной библиотеки и, наконец, тем, кого проверил, давал читать неокантианские творения. Один из тех, кому передавал традицию Теплов, стал ГП . Так он в моих глазах с самого начала был человеком живущем в истории, в исторической традиции, развивающим эту традицию. Главный вопрос, который он мне поставил, был смысложизненный - почему меня интересует проблема отчуждения человека и на что я готов ради того, чтобы добиться в ней ясности. Для него оказывалось очень важным, что я пустил на свою квартиру жить за просто так своего подчинённого, выставленного из семьи жены и не имевшего средств для снятия жилья, для него оказывалось важным и сходство наших биографий и некоторых привычек и не очень важным оказывались интеллектуальные конструкты, которыми я пользовался. Обсуждал со мной то, что видел на игре и вокруг игры исключительно с нравственной точки зрения. Его волновало, не ошибётся ли он, если предложит молодого методолога Рифата Шайхутдинова на должность зав. лабораторией управления на КАМАЗе значительно больше, чем перспективы, открывающиеся переговорами в Ростовском горкоме партии и в дирекции Ростовского вертолётного завода. Уехал он с тоскливым недоуменным вопросом ко мне, заданном уже на перроне, зачем мне так важно совершенствовать социум? А потом я узнал, что такой же вопрос, но уже ему задал друг юности М.Мамардашвили при их последней встрече.

Пребывание в методологическом движении сделало для меня подвижными, условными собственные взгляды, что некоторое время спустя позволило вступить на путь их кардинального пересмотра, облегчило занятия конфликтологией, контакт с представителями разных культур, а в дальнейшем и занятие экзистенциальной терапией.

Что привело вас в кружок?

Меня не «что привело», а «кто привёл». Персонажи. За кружок для меня было знакомство с Г.П., с Тимофеем Сергейцевым, с Анатолием Семёновичем Казарновским, с Рифатом Шайхутдиновым, с Юрой Громыко, с Ириной Пастоленко, с Сашей Зинченко, с Сергеем Поповым, с Петей Щедровицким.

Что с Вашей точки зрения было наиболее существенным в жизни и содержательной работе кружка в годы Вашего в ней участия?

Дух. Это был тот же дух, что веял над Сольвейскими конгрессами, созидавшими квантовую механику.

Каковы главные - на Ваш взгляд - результаты (содержательные, социокультурные) деятельности кружка в период Вашего в нем участия? Что из запланированного (руководителем кружка или вами) удалось сделать - и что не удалось (почему)?

Социокультурный результат тот же, что и у других научных школ. Дух открытия, своей исторической значимости, «лифт», при помощи которого можно студенту встретиться и сравняться с секретарём обкома или академиком. Появление адептов по всему пространству СССР. По «гамбургскому счёту» единственный содержательный результат - сама концепция новой методологии (так называемой, системо-смыслодеятельностной) методологии.

Как Вы понимаете, что такое методология в «версии» ММК, методологический подход, методологическая позиция? Каковы ее основные принципы в отличие от других версий (представлений) методологии?

В версии Георгия Петровича методологическая позиция экзистенциальна. Это даёт возможность различать тех, кто её использует ради чего-то иного от тех, кто её подтверждает и воплощает своей жизнью.

Считаете ли Вы себя методологом сегодня (наравне с другой специальностью или профессиональной деятельностью)? Используете ли сегодня (в какой деятельности) знания и умения, освоенные в годы пребывания в кружке?

Я ощущаю духовную близость к Георгию Петровичу. Главное в нём для меня была духовная свобода, желание идти своим непроторенным путём в жизни, способность говорить правду и сносить гонения, его отношение к жизни как пути. При этом я не считаю себя его учеником, скорее, как я сказал, близким человеком. Хотя иногда называю себя методологом. Иногда называю себя конфликтологом, иногда психотерапевтом, иногда консультантом, иногда экзистенциальным терапевтом. Мне близко сегодня экзистенциальное видение. И то, чем я зарабатываю на хлеб для себя, скорее, жизненная стезя, чем профессия.

В чем, с Вашей точки зрения, заключалась основная претензия методологии? Была ли она реализована? Какие результаты деятельности ММК можно обсуждать как достижения и реализацию этой претензии?

Основная претензия - произвести сдвиг в мышлении от, в основном, натурфилософского к, в основном, инженерному. Эта претензия вполне вписывается в глобальную технократическую струю, соответственно, реализуется. Результатом такого понимания своей миссии стала свойственное многим методологам стремление занять в обществе позицию, позволяющую заниматься социальной инженерией.

Как Вы оцениваете современную ситуацию в методологическом движении? В чем Вы видите свою задачу сейчас?

Утерян дух, который десятилетиями взращивали в кружке.
Свою задачу вижу в том, чтобы напоминать о том, что стремление к власти и деньгам будет истреблять в методологах методологические устремления вплоть до исчезновения.
Мне сообщают, что на мероприятия надо ездить и себя показывать, чтобы наняться на работу к двум большим работодателям от методологии…
Мне приходится наблюдать, как методологи, нанимающиеся к какому-нибудь бизнесмену, начинают «искривлять» свои высказывания, лишь бы угодить заказчику и получить деньги.
Свою задачу вижу в том, чтобы стараться не превращать жизненную стезю в профессию, а профессию в услугу, а услугу в жизнь по принципу «чего угодно-с?»

Вопросы задавал М.С. Хромченко.

Есельсон С.Б.,

Интервью из книги «Московский методологический кружок в лицах» М.2006

См. также
  1. Есельсон С.Б. 5 лет Институту экзистенциального консультирования и осмысления религиозного опыта в Ростове-на-Дону
  2. Есельсон С.Б. Большой обман бизнес-консультирования сегодняшнего дня
  3. Есельсон С.Б., Проценко Н.П. Герои и экзистенциальное консультирование
  4. Есельсон С.Б. Долготерпение (терапевтическая сказка)
  5. Есельсон С.Б., Летуновский В.В. Экзистенциализм в психологии
  6. Есельсон С.Б., Миккин Г. О Времени через себя
  7. Есельсон С.Б. Опыты экзистенциального освоения конфликтологии (эссе)
  8. Есельсон С.Б. Киевская осень – 2004. Клятва Гиппократа
  9. Есельсон С.Б. Киевская осень - 2004. Экзистенциальные Встречи
  10. Есельсон С.Б. Распутывая «сеть» (православная психотерапия доктора А.Е.Алексейчика)
  11. Есельсон С.Б. Надежда (терапевтическая сказка)
  12. Есельсон С.Б. То, чего боялся Хайдеггер, или крах либерализма и становление PR-сознания у журналистов
  13. Есельсон С.Б. Милосердие (терапевтическая сказка)
  14. Есельсон С.Б. Максим Грек (терапевтическая сказка)
  15. Есельсон С.Б. Максим Грек. Терапевтическая Сказка
  16. Есельсон С.Б. Благословение матери (терапевтическая сказка по мотивам русской народной сказки «Василиса Прекрасная»)
  17. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Святые русского православия как надежда на нравственное преображение (тезисы доклада)
  18. Есельсон С.Б. Андрей Федорович (терапевтическая история)
  19. Есельсон С.Б. Любовь и наоборот (терапевтическая история)
  20. Есельсон С.Б. 10-летие Международного Института экзистенциального консультирования (МИЭК)
  21. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Кризисы большого масштаба и психотерапия
  22. Есельсон С.Б. Герои и экзистенциальное консультирование
  23. Есельсон С.Б. Дружба и Власть (терапевтическая сказка)
  24. Есельсон С.Б. Умение видеть (терапевтическая история по мотивам Жития св. мученика Лонгина Сотника)
  25. Есельсон С.Б. Эпоха стандартизации и диалог культур
  26. Есельсон С.Б. Мать и взрослеющая дочь (терапевтическая история по мотивам жития равноапостольной Феклы)
  27. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Понимание и DA-SEIN (Тезисы доклада)
  28. Есельсон С.Б. Радикальное экзистенциальное мировоззрение (заметки)
  29. Есельсон С.Б. Дружба и власть (терапевтическая история)
  30. Есельсон С.Б. Радикальное экзистенциальное мировоззрение
  31. Есельсон С.Б. Восстановление семьи (терапевтическая сказка по мотивам Жития св. вмч. Евстафия Плакиды и его семьи)
  32. Есельсон С.Б. Экзистенциальные размышления о психосоматике
  33. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Экзистенциальный подход к подготовке экзистенциальных консультантов
  34. Есельсон С.Б. Интервью с С.Б.Есельсоном. Часть 1
  35. Есельсон С.Б. Интервью с С.Б.Есельсоном. Часть 2
  36. Есельсон С.Б., Зиневич А.С. Наши на I Всемирном Конгрессе по экзистенциальной терапии (Лондон, 2015) ч. 1
  37. Есельсон С.Б. Уход замечательного китайского философа-экзистенциалиста
  38. Есельсон С.Б. Симулякры и психотерапия
  39. Есельсон С.Б. Будущее психотерапии и диалог культур
  40. Есельсон С.Б. Старец (терапевтическая сказка)
  41. Есельсон С.Б. 15 лет экзистенциальных терапевтических групп "Испытания любви"
  42. Есельсон С.Б. У каждого своя правда?
  43. Морозова Ю., Есельсон С.Б. 10 лет Институту международного экзистенциального консультирования (интервью с С.Б. Есельсоном, директором Института)