ENG
         
hpsy.ru/

../../Радикальное экзистенциальное мировоззрение (заметки)

В уже далеком 1993 в сентябре в Доме ученых в Москве недалеко от метро «Кропоткинская» проходила встреча представителей разных религиозных конфессий. Можно сказать, что встреча проходила под лозунгом кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно». Я был приглашен гостем на это замечательное торжество. Вставали очередные представители, били себя в грудь и сообщали, что у всех них общее дело - мир во всем мире - и что «Богу виднее», и что их ничего не разделяет. Хороший буфет хорошо подкреплял это пиршество. И вот в тот момент, когда, казалось, что братание достигло апофеоза, на трибуну вышел ныне покойный Сергей Сергеевич Аверенцев.

Он спросил нескольких братающихся о стаже их веры, получил несколько смущенные ответы и обратился к залу примерно так: «Люди, для начала станьте теми, кем вы себя провозглашаете. Православные станьте православными, мусульмане-сунниты - мусульманами-суннитами, иудеи - иудеями, ламаисты - ламаистами, католики - католиками. А когда станете - посмотрите, какая пропасть вас разделяет. И уже тогда, если у кого-то будет решимость пролагать над пропастью мост - пожалуйста, вперед. Но только учтите, что спасибо за это никто не скажет, и стрелы будут лететь со всех сторон. А братание недомусульман с недоправославными и недоиудеями для культуры и для духа никакой цены не имеет».

Ему аккуратно поаплодировали и постарались выступление забыть как досадное недоразумение.

Когда все закончилось, и я выходил из здания, на улице уже стемнело; при выходе ко мне обратился пожилой человек: «Молодой человек, я не очень хорошо вижу; Вы меня не проведете до метро?» До метро мы шли молча, и, прощаясь, он сказал: «Постарайтесь не забыть, что сегодня происходило, особенно доклад Аверинцева». Кто это был? Кто-то из еще живых тогда наших знаменитых стариков-гуманитариев. Мне неудобно спросить его: Вы тот-то или тот-то? Во всяком случае, это лицо я видел когда-то по ТВ.

Вспомнил я эту замечательную историю в связи с той непроясненностью, которая нарастает в сегодняшних представлениях тех, кто называет свою практику экзистенциальной.

В связи с этим считаю необходимым предложить вашему вниманию следующие размышления:

1. Психология и психотерапия не имеют никакого отношения друг к другу.

Психология - дисциплина, выросшая в череде других «логий» европейского естественнонаучного мышления Нового и Новейшего времени. Единственная ее практика - бихевиористская терапия.

Под общим названием «психотерапия» собраны праксисы совершенно разных философских, а в некоторых случаях - религиозно-философских мировоззрений (от неокантиантства и неомарксизма до неодаозизма и дзен-буддизма).

2. Успешно заниматься той или иной психотерапевтической практикой может человек, который исповедует тот философский взгляд, который порождает соответствующую практику.

Экзистенциальное консультирование и терапия - практика экзистенциальной философии.

3. Экзистенциальная философия - неклассическая философия, т.е. философия, рвущая с классической традицией.

Она появилась в Европе после I мировой войны, ставшей шоком для европейской культурной элиты, ожидавших после вала всевозможных изобретений и открытий XIX века наступления «Золотого века» человечества, а совсем не того, что все эти изобретения и открытия свалятся им на голову в виде новейших способов ведения войны и уничтожения людей, зданий, техники и посевов сельскохозяйственных культур. Сразу после окончания войны у некоторых представителей культурной элиты Европы появились подозрения, что что-то не так во всем европейском пути развития, начались размышления над этим. Экзистенциальная философия - один из наиболее радикальных результатов этих размышлений.

Нам представляются значимыми следующие направления, в которых происходит разрыв экзистенциальной философии с классикой.

А. Отказ от S-O представлений

Эти представления складывались в Европе в Новое время и стали основой для развития естествознания и инженерии. Происходило это в ходе тектонического сдвига, произошедшего в религиозно-философской картине мира на Западе. Сдвиг выражался в принятии точки зрения, согласно которой если человек Богоподобен, то ему, как и Богу, доступно смотреть на мир со стороны, извне.

Человек начал полагать как само собой разумеющееся то, что он может быть внешним наблюдателем по отношению к чему бы то ни было.

Все становится объектом. За химией и физикой еще остались старые названия, но далее появилось множество «логий» и «графий». В том числе и психология, претендовавшая на превращение того, что ранее называли душой, в объект.

Только за последние десятилетия на моих глазах появились две новые «логии» - конфликтология и валеология.

Возникшая при попытках изучения и описания микромира коллизия неопределенности рассматривалась и рассматривается только как досадное ограничение на пути такого же познания и описания микромира, как и любых других объектов.

Начиная с Канта, появились мыслители, убежденные в том, что наше сознание находится в плену априорных конструкций, заставляющих нас воспринимать мир именно так, а не иначе. Строились всякие предположения по поводу того, что влияет на характер этих конструкций и что с этим можно делать, но при этом не подвергалась сомнению сама возможность человека смотреть на мир со стороны, описывать его, что-то делать с ним.

Убеждение, что человек может являться субъектом, экзистенциалисты считают ошибкой такого же порядка, как и ошибка Птоломея и его последователей, полагавших, что Земля - центр мироздания.

Б. Отказ от убеждения, что законы мироздания не меняются

Это убеждение также складывалось в Европе Нового времени и было связано с появлением и широким распространением взглядов мыслителей-деистов, утверждавших, что Бог создал мир и успокоился, отошел от дел, не меняет сотворенное, а значит, то, что мы узнаем о мире сегодня, будет верно всегда, т.е. что время однородно. Более того, укоренилось представление, что эти законы одинаковы везде, т.е. что пространство однородно. Это убеждение стало одним из краеугольных камней естествознания - эксперименты в естествознании не повторяются за ненадобностью, однажды полученные результаты считаются полученными навсегда.

Честные естествоиспытатели несколько веков еще размышляли над «девиантным поведением» мироздания, над тем, что результаты их экспериментов имеют разброс, и над тем, что же это означает, но в XIX веке с появлением теории статистики сомнения были заштукатурены. Появилось объяснение - результаты экспериментов имеют разброс из-за того, что мы не можем точно воспроизвести условия экспериментов и каждое следующее испытание природы происходит в чуть-чуть других условиях. Со временем тот факт, что это не более чем успокаивающее объяснение, забылось.

В августе 1958 г. в Москве происходила Х Генеральная ассамблея Международного астрономического союза (MAC). К ассамблее вышла в свет небольшая книга известного советского астрофизика профессора Н.А. Козырева «Причинная или несимметричная механика в линейном приближении», в которой однородность времени ставилась под сомнение. С этого времени началось накапливание фактов, подтверждающих такое видение. Козырев и его последователи предполагали, что время само по себе уже является носителем энергии, что проявляется как направленность времени. Поэтому-то результаты испытаний, проводящихся, скажем в XVIII веке и в XX, будут различными.

С 60-х годов в Пущино-на-Оке, в биоцентре Академии наук, профессор Симон Шноль проделывал странную вещь - повторял свои эксперименты огромное количество раз, при этом параллельно проводил их в разных регионах планеты. И, представьте себе, привычные сгущения результатов вокруг отдельных величин, кривая разброса отклонений, известная как кривая Больцмана, исчезла, и результаты начали «плясать», сгущаясь то в одной, то в другой области величин. А, кроме того, при параллельном проведения одинаковых экспериментов в одно и то же время в разных регионах планеты, - результаты разнились. Сначала у физиков начала вырисовываться такая картина - законы в разное время суток, в разные месяцы и в разных местах земного шара выглядят по-разному. Потом возникла гипотеза о колебательном характере законов. Потом - о том, что мы накануне революции в естествознании коперниковского типа, т.е. что не только Земля не центр мироздания, но и законы природы, открываемые на Земле, имеют отношение только к текущему положению Земли во вселенной и не более того.

В 1973 г. в Кракове на ассамблее Международного астрономического союза, посвященной 500-летию со дня рождения Коперника, молодой австралийский астрофизик Брэндон Картер выдвинул тезис о том, что если поменять величину хотя бы одной из физиче­ских констант, то в такой вселенной существование человечества было бы невозможно. Это выступление положило начало дискуссии в естествознании, которая длится по сей день и называется дискуссией об «антропном принципе» в физике. Для нас важно то, что в ходе этой дискуссии уже появилось и крепнет представление о том, что мы живем лишь в одной из возможных вселенных - той, которая по своим параметрам и соотношениям между ними соответствует возможности появления и существования людей, и все открываемые нами законы - локальны - действительны только для нее.

Линия Н. Козырева, линия С. Шноля, линия Б. Картера в современной естественнонаучной мысли пока не сомкнулись, но они развиваются в направлении все большей и большей локализации сферы действия законов природы.

Для экзистенциалиста представление о том, что существуют какие-то универсальные «законы», которые будут верны всегда и везде, представляется ошибочным.

В. Отказ от типологий

Помнится такой случай. Моя жена тяжело болела, и нам устроили встречу в медуниверситете с одним научным сотрудником, который славился как диагност. Это было то, что надо, так как диагноз был не вполне ясен. Диагност меня вначале поразил - часа три он расспрашивал жену о ее жизни и жизни ее предков со всеми возможными подробностями и в разных аспектах. Наконец выспрашивание закончилось, и я ожидал, что сейчас он скажет волшебное слово - название какой-нибудь редкостной болезни - и мы сможем приступить к лечению. Вместо этого он достал толстенную книгу и начал листать. Мы сели от него с двух сторон, заглядывая в эту книгу. Наконец он остановился, задумался, полистал страницу вперед, страницу назад и молвил название. Зрение у жены было лучше, да и мотивации, наверное, больше. Она смотрит в текст и говорит: «Смотрите, а вот здесь не совпадает. Написано «двухсторонние плевриты», а у меня односторонний». Диагност с досадой поморщился: «Ну не может же все совпадать». Жена с нарастающим увлечением обнаруживает еще одно несовпадение. Диагност закрыл книгу и сказал устало: «В диагностике всегда приходится что-то игнорировать - а как вы хотите?»

В диагностике пациента подводят под диагноз.

Имеется готовая типологическая сетка, и пациента нужно засунуть в какую-то ее ячейку. А он туда не засовывается со всеми своими неповторимостями. Тогда происходит обрезание всего лишнего, чтобы засовывался. Обычное дело. Не только в медицинской, но и в любой другой типологии происходит подведение под тип - что в биологии, что в астрологии, что в юриспруденции. В результате такое мышление закрывает само себе возможность воспринимать уникальное, неповторимое, то, что существует в одном-единственном экземпляре. К этому привыкли - а как же иначе!

Вот от этой привычки экзистенциалисты и отказываются.

Г. Отказ от причинности

Помню трепет удивления, который я переживал когда-то, встречаясь с представителями иных культур. У меня не сохранились в памяти детали диалогов с ними. Поэтому представленные ниже диалоги носят не документальный, а скорее литературный характер, но на документальной основе.

Идет 1990 год. Подарок судьбы - встреча с настоящим китайским даосом, наследовавшим традицию от учителя, нигде себя не афишировавшего, но к которому его, израненного и умирающего в эпоху китайской «культурной революции», бросила судьба в виде охраны «лагеря перевоспитания интеллигенции», который его вылечил, присмотрелся к нему и сделал своим преемником. В суждениях этого моего неожиданного знакомого начисто отсутствовали причинно-следственные цепочки. Он всматривался в происходящее и, казалось, пытался угадать, как правильно действовать. Когда он занимался гимнастикой цигун, то каждый раз комплекс исполнялся по-разному, а иногда и вовсе не исполнялся. Но когда я как-то спросил его, как он угадывает, то он очень удивился: «Никак. Я принюхиваюсь, и меня притягивает. Вообще-то этому нет слов в русском языке, но примерно так». А потом я встретил где-то: «Страстного человека притягивают неприятности», - ему сказал эту фразу, он радостно закивал и добавил: «Бывает, не его притягивают, а он притягивает. Свои или неприятности для своих близких».

Однажды он познакомил меня с потомственным китайским философом. «Философ в шестнадцатом поколении», - так представил он своего друга. «Философ в шестнадцатом поколении» оказался потомственным гадателем на «Книге перемен».

Я уже слышал до того, что в «Книгу перемен» вложено нечто, подобное геному - схема тетраэдра, проекцией которого на плоскость стала знаменитая схема инь-ян. И я его об этом спросил.

Он долго смеялся: «Что, хотите будущее вычислять?»

А потом: «Смотрите, как вы здесь живете. Ведя бизнес, ищите крышу, а у зла почему-то ищите корень». Я спросил: «А Вы?» - «Иначе. Лично я предпочитаю вообще не называть вещи ни своими, ни чужими именами. В Китае принято считать, что зло любит маскироваться. Но так считают те, кто не умеет пользоваться «Книгой перемен». Если я скажу Вам, что зло маскируется, что его нрав в этом - тут же ошибусь. Для кого как, да еще каким боком». «Тогда что значит ваш значок инь-ян?» Он вытащил из портсигара с вензелем инь-ян папиросу и начал ее долго и потусторонне разминать. Потом ответил: «Намек, чтобы не залипал. Как у вас говорится, не строил себе кумиров, не был слишком убежденным, что держу истину за бороду. В Европе Гегель это хорошо выразил; у него, по-моему: «Любое дело беременно своей противоположностью». Я: «У Гегеля этого, по-моему, не было». Он: «Ну и что, а могло бы быть, это к нему подходит». Я: «Вот Вы и закон изрекли!» Он затянулся папиросой: «Намек, только намек, а не вычислительная схема и не основание для оценки».

И еще одна встреча; тибетский буддист выражался примерно так: «Для меня все мироздание - как пазл. То, что вы называете болезнью, для меня - не тот элемент, не на том месте». - «Что-то, что нарушает Ваше эстетическое чувство?» - «Можно сказать и так. Стихи, которые приходят Вам в голову, вкус во рту, погода, что за день в году, где Вы находитесь, что у Вас сегодня происходит с женой, какие известия об успехах и о неудачах и чьих. Все является красками и элементами в этой картине, ее можно еще продолжать и продолжать».

Я ему: «Это все красиво, но у вас, известно, хорошая есть тибетская народная медицина. Вы же, чтобы вылечить человека, должны, пусть в каких-то своих представлениях, но объяснить для себя, из-за чего у пациента болит, к примеру, колено. Из-за погоды, из-за расположения планет в момент его рождения или из-за того, что он регулярно ест холодец? Или из-за еще чего-то? Разве не так рассуждает ваш врач?»

А он мне: «Конечно, нет. Мы слушаем симфонию ритмов - пульсов Вашего организма. И если какой-то инструмент фальшивит, вносит диссонанс, то у нас есть текст, созданный Буддой медицины - что делать в этом случае».

Причинность - неотъемлемая конструкция современного сознания культурного человека. Человек с таким сознанием вырос. В Европе с Нового времени и до наших дней такое сознание прививается системой образования, а сейчас это делается практически во всем «цивилизованном» мире. Но! Существовало и существует множество культур, в которых люди превосходно обходятся без «причинности».

Интересно, что в современной физике уже возникла и существует «новая волна», в которой происходят осторожные попытки отказа от причинности. Началась она в 1965 году, когда ирландским профессором Джоном Стюартом Беллом было выдвинуто утверждение, что если мы считаем принципы квантовой механики работающими во вселенной, а не только в Копенгагене, где жил и творил Нильс Бор, то, в соответствии с этими принципами, между любыми двумя частицами, когда-либо входившими в контакт, остается нелокальная связь, как будто у них возникло что-то вроде общей судьбы, что-то наподобие юнгианской синхроничности. Некоторые теоретики начали размышлять о возможности существования одного и того же объекта во многих лицах, размышлять над поразительной схожестью происходящего в разных пространственно удаленных местах, схожестью, трудно объяснимой с помощью поиска причин.

Знаменитый соратник Эйнштейна американский профессор Джон Арчибальд Уиллер пошел дальше. Он писал: «Мы ошибаемся, думая, что прошлое имеет определенное существование "где-то там"». Мысль Уиллера состоит в том, что «наши эксперименты возникают вместе с соответствующим им прошлым и будущим. Прошлое не задано, не содержит в себе никаких причин, порождающих будущее, - оно создается синхронно с этим будущим, вселенная вокруг нас становится атропной - вселенной, в которой люди могут и должны существовать. Мы создаем ее для себя».

Экзистенциализм отказывается от такой классической традиции европейского ума, как поиск причин всего и вся, упования на их обнаружение.

Д. Отказ от сущности

Примерно за четыре столетия до Рождества Христова в Элладе жил и творил философ Платон.

Это был мыслитель оригинального жанра. Так, например, он уделил много времени и места в своем творчестве описаниям деяний своего учителя Сократа, но, описывая, позаботился о том, чтобы Сократ в его изображении был изумительно похож на него самого. Благо Сократ сам ничего не писал. И Платон прослыл порядочным человеком, прославившим своего учителя, а заодно изображение учителя, нарисованное Платоном, подчеркивало не только преемственность, но и то, какой огромный шаг сделал Платон по сравнению со своим наставником.

Шаг этот был в любопытном направлении. Платон призывал не доверять ни своим органам чувств, ни своей памяти, утверждая, что все, что мы воспринимаем, - ненастоящее, что наше восприятие схватывает иллюзию, маскировку, в лучшем случае - следы настоящего, что мы живем как бы в мире теней или отблесков настоящего. И хорошая задача для человека, да и для человечества - сорвать маску с мироздания, разоблачить его, добраться до того, другого, настоящего, неподдельного мира, тени которого мы воспринимаем. Далее Платон сообщил, что тот, настоящий, - мир идей, тени которых мы воспринимаем. И хорошо бы суметь узнать мир идей, суметь узнать их имена.

Фантазия Платона была ни хуже, ни лучше тысяч других фантазий, что овладевали и овладевают умами философов. Более того, при желании в его размышлениях можно увидеть следы размышлений других, более ранних древнегреческих мыслителей. Но! Платон сумел создать учебное заведение - Академию - которая просуществовала восемьсот (!) лет, пережила упадок Древней Греции, расцвет и упадок Рима, появление, гонения и официальное признание христианства, дожила до Византии и только в византийские времена была разогнана. Восемьсот лет выпусков! Выпускники платоновской Академии просочились практически во все культурные элиты Европы и Ближнего Востока. Удивительным образом идеи Платона овладели умами и христианских богословов, и их гонителей.

Для европейского мыслителя стало само собой разумеющимся, что у всего чего бы то ни было имеется сущность, которая нам не видна, и что докопаться до нее - вот путь, и смысл, и назначение жизни мыслителя. На само существование привыкли смотреть как на нечто вторичное, как на проявление разнообразных сущностей. И законы, которые всегда претендуют на универсальность и типологии - это формы представления сущностей. И идея причинности живет в лоне идеи о сущностях, поиск причин - докапывание до сущностей.

Почти две с половиной тысячи лет европейцы (а теперь и не только они) изощрялись в построениях целого мира мыслительных конструктов - идей, полагая, что они проникают в суть вещей, открывают тайны мироздания.

Экзистенциализм отказывается и от этой привычки, переданной нам из Древней Греции через Академию Платона.

Е. Отказ от представления, что мы все живем в одном и том же мире

Когда-то в конце восьмидесятых мне довелось читать всякие сборники научных трудов, посвященных изучению экстрасенсорных явлений. Общий итог исследований - этих явлений нет, так как то, что исследовалось, проявляло себя статистически недостоверно. Даже Роза Кулешова, читавшая книги руками, делала это статистически недостоверно, а значит, вовсе не могла их читать. По мне, так зафиксируй хоть раз чтение книги руками - и этого достаточно, чтобы послать подальше статистику с ее достоверностью-недостоверностью. Но это - другой разговор.

А наш - вот о чем. Как-то к одному нашему английскому коллеге обратился клиент, у которого незадолго до этого в доме появился полтергейст. Полиция зафиксировала наличие феномена. О нем написали в газетах, сделали несколько передач на телевидении, взяли радиоинтервью. Появились ученые, поставили приборы. Приборы зафиксировали полное отсутствие чего бы то ни было. Ученые засели в засаде - пока они находились в доме этого человека, полтергейст никак себя не проявлял. Ученые сделали заключение, что он мошенник и все сам подстраивает; об этом написали в газетах. Как только ученые ушли, полтергейст немедленно вернулся. Человек пришел в отчаяние и обратился к психотерапевту. Психотерапевт оказался экзистенциалистом. И начали они вместе прояснять весь жизненный контекст этого человека. А контекст оказался примерно таким. Когда-то парень из маленького английского городка отправился в Лондон - «на ловлю счастья и чинов». Чему-то выучился; во время учебы познакомился с такой же «понаехавшей» девушкой; какое-то время встречались, поженились; он устроился на работу, она тоже. Потихоньку продвигался по службе, взял кредит, купил квартиру, детей сначала не хотели, потом дети почему-то не получались. У его фирмы возникли проблемы на рынке, грянули сокращения, и его сократили. Жена объявила ему, что он неудачник, и от него ушла. Попытки устроиться на работу оказывались безуспешными. Деньги потихоньку заканчивались, замаячило выселение из квартиры из-за невыплаченного кредита. Наш герой признался психотерапевту, что он ощущает себя как полное ничтожество, как никтонец и неумелец. И вот на таком фоне вдруг появляется полтергейст, и о нем начинают писать в газетах, берут интервью на радио, делают передачи на телевидении. Он становится известным человеком. Даже бывшая жена позвонила. И тут такой облом, с обвинениями в мошенничестве...

Экзистенциальный терапевт начал заниматься с ним смысловыми узлами его жизни, заниматься его мечтами, в том числе былыми, стремлениями, прояснять его предназначение и его семейную мифологию. И клиент получил вместо пособия по безработице грант на учебу, выучился на профессию, близкую к той, о которой когда-то мечтал и к которой тяготел, поступил на работу - и... полтергейст исчез.

Если для ученых-естествоиспытателей полтергейст был объективным явлением, которое можно изучать, то для экзистенциалиста явление - это явление его жизни, полтергейст в пространстве его жизни. Как у Высоцкого, «колея эта только моя, пробирайся своей колеей».

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Я сознаю, что мне могут быть адресованы упреки - «отрицая типологию, Вы при этом вводите новый тип», «отрицая сущность, Вы пытаетесь выделить сущность экзистенциализма».

В экзистенциализме истина не задается, а переживается, проживается, вытекает из жизни ее изрекающего. В таком смысле эта статья важна для меня как бывшего физика, биофизика, социолога, политтехнолога, конфликтолога, чиновника, философа, - важна как след и память о значении освобождения от уз тех представлений, которые мешали мне заниматься экзистенциальной практикой. Колея эта может быть и только моя, - ищите свою.

Продолжение следует

Есельсон С.Б.,

Статья опубликована в журнале «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия» 2/2011(19) электронная версия www.existradi.ru

См. также
  1. Сайт журнала "Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия"
  2. Есельсон С.Б. 5 лет Институту экзистенциального консультирования и осмысления религиозного опыта в Ростове-на-Дону
  3. Есельсон С.Б. Большой обман бизнес-консультирования сегодняшнего дня
  4. Есельсон С.Б., Проценко Н.П. Герои и экзистенциальное консультирование
  5. Есельсон С.Б. Долготерпение (терапевтическая сказка)
  6. Есельсон С.Б., Летуновский В.В. Экзистенциализм в психологии
  7. Есельсон С.Б., Миккин Г. О Времени через себя
  8. Есельсон С.Б. Опыты экзистенциального освоения конфликтологии (эссе)
  9. Есельсон С.Б. Киевская осень – 2004. Клятва Гиппократа
  10. Есельсон С.Б. Киевская осень - 2004. Экзистенциальные Встречи
  11. Есельсон С.Б. Распутывая «сеть» (православная психотерапия доктора А.Е.Алексейчика)
  12. Есельсон С.Б. Надежда (терапевтическая сказка)
  13. Есельсон С.Б. То, чего боялся Хайдеггер, или крах либерализма и становление PR-сознания у журналистов
  14. Есельсон С.Б. Милосердие (терапевтическая сказка)
  15. Есельсон С.Б. Экзистенциально о Г.П.Щедровицком и ММК
  16. Есельсон С.Б. Максим Грек (терапевтическая сказка)
  17. Есельсон С.Б. Максим Грек. Терапевтическая Сказка
  18. Есельсон С.Б. Благословение матери (терапевтическая сказка по мотивам русской народной сказки «Василиса Прекрасная»)
  19. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Святые русского православия как надежда на нравственное преображение (тезисы доклада)
  20. Есельсон С.Б. Андрей Федорович (терапевтическая история)
  21. Есельсон С.Б. Любовь и наоборот (терапевтическая история)
  22. Есельсон С.Б. 10-летие Международного Института экзистенциального консультирования (МИЭК)
  23. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Кризисы большого масштаба и психотерапия
  24. Есельсон С.Б. Герои и экзистенциальное консультирование
  25. Есельсон С.Б. Дружба и Власть (терапевтическая сказка)
  26. Есельсон С.Б. Умение видеть (терапевтическая история по мотивам Жития св. мученика Лонгина Сотника)
  27. Есельсон С.Б. Мать и взрослеющая дочь (терапевтическая история по мотивам жития равноапостольной Феклы)
  28. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Понимание и DA-SEIN (Тезисы доклада)
  29. Есельсон С.Б. Дружба и власть (терапевтическая история)
  30. Есельсон С.Б. Радикальное экзистенциальное мировоззрение
  31. Есельсон С.Б. Восстановление семьи (терапевтическая сказка по мотивам Жития св. вмч. Евстафия Плакиды и его семьи)
  32. Есельсон С.Б. Экзистенциальные размышления о психосоматике
  33. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Экзистенциальный подход к подготовке экзистенциальных консультантов
  34. Есельсон С.Б. Интервью с С.Б.Есельсоном. Часть 1
  35. Есельсон С.Б. Интервью с С.Б.Есельсоном. Часть 2
  36. Морозова Ю., Есельсон С.Б. 10 лет Институту международного экзистенциального консультирования (интервью с С.Б. Есельсоном, директором Института)