1. Понимание как онтологическая характеристика располагается в пространстве DA-SEIN. Оно обеспечивает преемственность в наших встречах с собственной жизнью.
События, происходящие в мире, но не становящиеся событиями жизни данного конкретного человека, события, не связанные с его пиковыми переживаниями - такие события человеческой повседневности не могут человеком пониматься.
Их неукорененность в его бытии создаёт зыбкую почву мнений, возможность игры интерпретаций, интерпретационных внушений, мир PR, мир, в котором знание и понимание заменяются мнениями, впечатлениями и договорённостями.
Ещё на заре коммуникативных тренингов К. Форверг, а затем и Х.Миккин, анализируя диалоги, разворачивающиеся по поводу таких событий, называли их диалогами без понимания. Можно так сказать, что это удел всех коммуникаций, располагающихся в пространстве DAS-MAN.
2. Хайдеггеровская неклассическая философия начинается с тезиса о бытии как бытии антропном, бытии через человека, как бытии человека. И это бытие не всегда есть. Чаще его нет. Когда в старости обернулся, а за всю жизнь жил-то в общей сложности пару дней, и то хорошо, если не меньше. Такое бытие, имеющее протяжённость во времени в эту пару дней, и есть DA-SEIN.
Несколько иллюстраций
В 2008 году мы проводили исследование на Украине. Нас интересовало, какие события своей жизни люди считают основными, ключевыми, события незабываемые, память о которых выделяет их из всей прожитой жизни, события, возвышающиеся над всем прочим, как Гулливер над лилипутами. Словом, нас интересовал DA-SEIN, те эпизоды, когда человек жил. Проводились ненаправленные интервью - разговор с человеком о его жизни. В выборку попало свыше 100 человек. Что интересно - только для 3-х из них распад СССР попал в число таковых событий, только для одного человека «оранжевая революция» стала таким событием. При том, что более 30% из них, в 2004-м приезжали в Киев, активно участвовали в «оранжевых событиях», но через 4 года воспоминание о том времени съёжилось, померкло, разместилось в одном ряду с участием в телешоу. Ключевыми событиями оказались встречи и расставания с любимыми, рождение детей, смерть близких.
По свидетельствам исследователя, проводившего интервью с жителями Сухуми 1992 г., война вошла в их жизнь не с вводом грузинских танков в Сухуми, а с разрушением домов их, их соседей и родичей, с ранениями и гибелью близких.
3. Чтобы имелась возможность диалога по М.Буберу, чтобы появилась пара «Я-ТЫ», нужно особое качество бытия, а именно, DA-SEIN. Нужно, чтобы в пространстве моего бытия появился настолько значимый другой, чтобы это появление запечатлелось таким изменением качества бытия, таким поворотом от одинокого бытия-в-себе к бытию-вместе, что описание происшедшего требовало бы введения нового понятия ВСТРЕЧА. Кстати, ВСТРЕЧА - это и повышение значимости давно знакомого другого. Эта ВСТРЕЧА - пробуждение DA-SEIN.
Несколько иллюстраций
Из рассказа участника одной из экзистенциальных групп: «В 1992-м к сентябрю у нас закончились все деньги - всё, что было на сберкнижке и вся наличка - весь приработок, что удалось заработать через кооператив. А предприятие остановилось и никакой зарплаты не платило вовсе. У жены на работе тоже катастрофа. А у нас маленький ребёнок. Жена могла бы начать меня пилить - почему я заранее не подумал, напоминать как бездумно расходовались деньги в последние два года. Я бы в долгу не остался - было что ответить. Но этого не произошло. Мы сели вместе вечером, помолчали. Жена вспомнила свою бабушку, которая рассказывала ей, как выживала, когда дедушку репрессировали в 1937, а её выгнали с работы и как выживала во время немецко-фашистской оккупации. А потом мы начали спокойно обсуждать, что из дома можно продать и где будем продавать. Кажется, решили начать с пылесоса. Этот вечер стал пиком наших семейных отношений. Кстати, мистика, но на следующий день мне позвонили и предложили работу».
Из рассказа участника одной из экзистенциальных групп: «Когда раком заболела жена, и я внезапно понял, что либо я её спасу, либо она умрёт и что никто в мире, кроме меня этим заниматься не станет, никому до неё дела на самом деле нет, то у меня вначале внутри всё похолодело, а потом в голову пришла ясность, а в сердце безмятежность, и я начал действовать. В этот момент, наверное, я и начал по-настоящему жить».
4. Пробуждение DA-SEIN-бытия может происходить через экзистенциальные группы.
Необходимое условие при этом - укоренённость в теме.
Когда проводишь экзистенциальные группы, то люди приходят туда со своей личной болью, связывающейся ими с темой группы. Например, для участников группы на тему: «Цена свободы» - это обычно боль переживания несвободы, переживания давления на себя, сдавленности своей жизни.
Что давило?
Повышенная непереносимость этих всевозможных давлений, кстати, была характерна для людей с зависимостями. Как они часто говорили, «всё бы ничего, но напряг мне в облом».
Часто эти давления от самого себя маскируются. Пример. Жалоба - в семье чувствую себя несвободно, муж мешает самореализации. Разбираемся - в чём состоит это самое «само», которое не может реализоваться. И что же? Обнаруживается его отсутствие.
Но и переживание этих давлений - ещё не DA-SEIN. Это хорошо схвачено у Герцена в «Былое и думах»: «…эти ранние несчастия, не оставившие никакой горечи на душе, пронесшиеся, как вешние грозы, освещая и укрепляя своими ударами молодую жизнь». Былые грозы нашей жизни, ушедшие без следа!
Грозы бушующих страстей, в основном, обид, претензий. Участники групп друг другу - «тебя может понять только врач», «как тебя можно понять, когда ты сам себя не понимаешь».
Итак, DA-SEIN - не есть просто бытие высокого накала страстей. С чего же DA-SEIN начинается?
В течение экзистенциальных групп «Цена свободы» определяются их участники - от чего они хотят освободиться, что их давит, порабощает. И далее - знакомство с ветхозаветным текстом, с той частью книги «Исход», где идёт речь о 10 казнях Египетских. Если страдание Ваше настолько велико, что, пользуясь Ветхозаветной метафорикой, оно достигло до видения Божьего, вопль - до слуха Божьего, а скорбь до знания Божьего, будет избавление. Но у избавления есть цена. И эта цена - гибель ни в чём не повинных людей, в первую очередь детей. Догадываетесь, о каких детях пойдёт речь? Согласны?
Когда свобода оказывается на весах и оплачивается, не обязательно жизнью, но здоровьем или хотя бы трудностями и совсем не своими жизнями, здоровьем и трудностями, а своих близких, и оплачивается пока не в действительности, пока только в возможности - то понимание участниками групп своей жизненной ситуации становится качественно иным. Приходит воспетая М. Кундерой «неспешность» в размышлениях и в решениях. Иногда такое свое бытие люди описывали словами песни В.Высоцкого «Чуть помедленнее кони». Можно так сказать, что происходит у-своение и при-своение темы «свобода». И совсем не обязательно участникам групп оказывается важной свобода такой ценой.
Когда свобода оказывается на весах и тема делается своей, то тогда и прекращается изобретение аргументов, внутренние споры, исчезает в группе диалог- DAS-MAN и начинается прислушивание к правильному ответу, пробуждающемуся где-то в глубинах бытия. У бытия появляется измерение глубины. Этот ответ - понимание, поднимающееся из глубин, дающее трепетное предвосхищение встречи с вечностью. Такое бытие, сопричастное вечности, становящееся DA-SEIN, можно назвать бытием-пронизанным голосом совести.
Тезисы доклада на Всероссийской научно-практической конференции
«Проблема понимания и диалога в контексте гуманитарного знания»,
Хабаровск, Дальневосточный государственный гуманитарный
университет, 2011.