ENG
         
hpsy.ru/

../../Понимание и DA-SEIN (Тезисы доклада)

1. Понимание как онтологическая характеристика располагается в пространстве DA-SEIN. Оно обеспечивает преемственность в наших встречах с собственной жизнью.

События, происходящие в мире, но не становящиеся событиями жизни данного конкретного человека, события, не связанные с его пиковыми переживаниями - такие события человеческой повседневности не могут человеком пониматься.

Их неукорененность в его бытии создаёт зыбкую почву мнений, возможность игры интерпретаций, интерпретационных внушений, мир PR, мир, в котором знание и понимание заменяются мнениями, впечатлениями и договорённостями.

Ещё на заре коммуникативных тренингов К. Форверг, а затем и Х.Миккин, анализируя диалоги, разворачивающиеся по поводу таких событий, называли их диалогами без понимания. Можно так сказать, что это удел всех коммуникаций, располагающихся в пространстве DAS-MAN.

2. Хайдеггеровская неклассическая философия начинается с тезиса о бытии как бытии антропном, бытии через человека, как бытии человека. И это бытие не всегда есть. Чаще его нет. Когда в старости обернулся, а за всю жизнь жил-то в общей сложности пару дней, и то хорошо, если не меньше. Такое бытие, имеющее протяжённость во времени в эту пару дней, и есть DA-SEIN.

Несколько иллюстраций

В 2008 году мы проводили исследование на Украине. Нас интересовало, какие события своей жизни люди считают основными, ключевыми, события незабываемые, память о которых выделяет их из всей прожитой жизни, события, возвышающиеся над всем прочим, как Гулливер над лилипутами. Словом, нас интересовал DA-SEIN, те эпизоды, когда человек жил. Проводились ненаправленные интервью - разговор с человеком о его жизни. В выборку попало свыше 100 человек. Что интересно - только для 3-х из них распад СССР попал в число таковых событий, только для одного человека «оранжевая революция» стала таким событием. При том, что более 30% из них, в 2004-м приезжали в Киев, активно участвовали в «оранжевых событиях», но через 4 года воспоминание о том времени съёжилось, померкло, разместилось в одном ряду с участием в телешоу. Ключевыми событиями оказались встречи и расставания с любимыми, рождение детей, смерть близких.

По свидетельствам исследователя, проводившего интервью с жителями Сухуми 1992 г., война вошла в их жизнь не с вводом грузинских танков в Сухуми, а с разрушением домов их, их соседей и родичей, с ранениями и гибелью близких.

3. Чтобы имелась возможность диалога по М.Буберу, чтобы появилась пара «Я-ТЫ», нужно особое качество бытия, а именно, DA-SEIN. Нужно, чтобы в пространстве моего бытия появился настолько значимый другой, чтобы это появление запечатлелось таким изменением качества бытия, таким поворотом от одинокого бытия-в-себе к бытию-вместе, что описание происшедшего требовало бы введения нового понятия ВСТРЕЧА. Кстати, ВСТРЕЧА - это и повышение значимости давно знакомого другого. Эта ВСТРЕЧА - пробуждение DA-SEIN.

Несколько иллюстраций

Из рассказа участника одной из экзистенциальных групп: «В 1992-м к сентябрю у нас закончились все деньги - всё, что было на сберкнижке и вся наличка - весь приработок, что удалось заработать через кооператив. А предприятие остановилось и никакой зарплаты не платило вовсе. У жены на работе тоже катастрофа. А у нас маленький ребёнок. Жена могла бы начать меня пилить - почему я заранее не подумал, напоминать как бездумно расходовались деньги в последние два года. Я бы в долгу не остался - было что ответить. Но этого не произошло. Мы сели вместе вечером, помолчали. Жена вспомнила свою бабушку, которая рассказывала ей, как выживала, когда дедушку репрессировали в 1937, а её выгнали с работы и как выживала во время немецко-фашистской оккупации. А потом мы начали спокойно обсуждать, что из дома можно продать и где будем продавать. Кажется, решили начать с пылесоса. Этот вечер стал пиком наших семейных отношений. Кстати, мистика, но на следующий день мне позвонили и предложили работу».

Из рассказа участника одной из экзистенциальных групп: «Когда раком заболела жена, и я внезапно понял, что либо я её спасу, либо она умрёт и что никто в мире, кроме меня этим заниматься не станет, никому до неё дела на самом деле нет, то у меня вначале внутри всё похолодело, а потом в голову пришла ясность, а в сердце безмятежность, и я начал действовать. В этот момент, наверное, я и начал по-настоящему жить».

4. Пробуждение DA-SEIN-бытия может происходить через экзистенциальные группы.

Необходимое условие при этом - укоренённость в теме.

Когда проводишь экзистенциальные группы, то люди приходят туда со своей личной болью, связывающейся ими с темой группы. Например, для участников группы на тему: «Цена свободы» - это обычно боль переживания несвободы, переживания давления на себя, сдавленности своей жизни.

Что давило?

  • Давили ограничения - ограничения брака, ограничения религиозной конфессии, ограничения родительских установлений, ограничения социальной жизни
  • Давила ответственность - за принятые или ещё не принятые решения - давил страх ошибиться и страх извиниться
  • Давило своё собственное несоответствие принятым самим же представлениям о правильном - в своих собственных поступках, в словах, в мыслях, в образе жизни
  • Давило несоответствие окружающего мира своему образу правильного его устроения

Повышенная непереносимость этих всевозможных давлений, кстати, была характерна для людей с зависимостями. Как они часто говорили, «всё бы ничего, но напряг мне в облом».

Часто эти давления от самого себя маскируются. Пример. Жалоба - в семье чувствую себя несвободно, муж мешает самореализации. Разбираемся - в чём состоит это самое «само», которое не может реализоваться. И что же? Обнаруживается его отсутствие.

Но и переживание этих давлений - ещё не DA-SEIN. Это хорошо схвачено у Герцена в «Былое и думах»: «…эти ранние несчастия, не оставившие никакой горечи на душе, пронесшиеся, как вешние грозы, освещая и укрепляя своими ударами молодую жизнь». Былые грозы нашей жизни, ушедшие без следа!

Грозы бушующих страстей, в основном, обид, претензий. Участники групп друг другу - «тебя может понять только врач», «как тебя можно понять, когда ты сам себя не понимаешь».

Итак, DA-SEIN - не есть просто бытие высокого накала страстей. С чего же DA-SEIN начинается?

В течение экзистенциальных групп «Цена свободы» определяются их участники - от чего они хотят освободиться, что их давит, порабощает. И далее - знакомство с ветхозаветным текстом, с той частью книги «Исход», где идёт речь о 10 казнях Египетских. Если страдание Ваше настолько велико, что, пользуясь Ветхозаветной метафорикой, оно достигло до видения Божьего, вопль - до слуха Божьего, а скорбь до знания Божьего, будет избавление. Но у избавления есть цена. И эта цена - гибель ни в чём не повинных людей, в первую очередь детей. Догадываетесь, о каких детях пойдёт речь? Согласны?

Когда свобода оказывается на весах и оплачивается, не обязательно жизнью, но здоровьем или хотя бы трудностями и совсем не своими жизнями, здоровьем и трудностями, а своих близких, и оплачивается пока не в действительности, пока только в возможности - то понимание участниками групп своей жизненной ситуации становится качественно иным. Приходит воспетая М. Кундерой «неспешность» в размышлениях и в решениях. Иногда такое свое бытие люди описывали словами песни В.Высоцкого «Чуть помедленнее кони». Можно так сказать, что происходит у-своение и при-своение темы «свобода». И совсем не обязательно участникам групп оказывается важной свобода такой ценой.

Когда свобода оказывается на весах и тема делается своей, то тогда и прекращается изобретение аргументов, внутренние споры, исчезает в группе диалог- DAS-MAN и начинается прислушивание к правильному ответу, пробуждающемуся где-то в глубинах бытия. У бытия появляется измерение глубины. Этот ответ - понимание, поднимающееся из глубин, дающее трепетное предвосхищение встречи с вечностью. Такое бытие, сопричастное вечности, становящееся DA-SEIN, можно назвать бытием-пронизанным голосом совести.

Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н.,

Тезисы доклада на Всероссийской научно-практической конференции «Проблема понимания и диалога в контексте гуманитарного знания», Хабаровск, Дальневосточный государственный гуманитарный университет, 2011.

См. также
  1. Есельсон С.Б. 5 лет Институту экзистенциального консультирования и осмысления религиозного опыта в Ростове-на-Дону
  2. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Святые русского православия как надежда на нравственное преображение (тезисы доклада)
  3. Есельсон С.Б. Большой обман бизнес-консультирования сегодняшнего дня
  4. Есельсон С.Б., Проценко Н.П. Герои и экзистенциальное консультирование
  5. Есельсон С.Б. Долготерпение (терапевтическая сказка)
  6. Есельсон С.Б., Летуновский В.В. Экзистенциализм в психологии
  7. Есельсон С.Б., Миккин Г. О Времени через себя
  8. Есельсон С.Б. Опыты экзистенциального освоения конфликтологии (эссе)
  9. Есельсон С.Б. Киевская осень – 2004. Клятва Гиппократа
  10. Есельсон С.Б. Киевская осень - 2004. Экзистенциальные Встречи
  11. Есельсон С.Б. Распутывая «сеть» (православная психотерапия доктора А.Е.Алексейчика)
  12. Есельсон С.Б. Надежда (терапевтическая сказка)
  13. Есельсон С.Б. То, чего боялся Хайдеггер, или крах либерализма и становление PR-сознания у журналистов
  14. Есельсон С.Б. Милосердие (терапевтическая сказка)
  15. Есельсон С.Б. Экзистенциально о Г.П.Щедровицком и ММК
  16. Есельсон С.Б. Максим Грек (терапевтическая сказка)
  17. Есельсон С.Б. Максим Грек. Терапевтическая Сказка
  18. Есельсон С.Б. Благословение матери (терапевтическая сказка по мотивам русской народной сказки «Василиса Прекрасная»)
  19. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Святые русского православия как надежда на нравственное преображение (тезисы доклада)
  20. Есельсон С.Б. Андрей Федорович (терапевтическая история)
  21. Есельсон С.Б. Любовь и наоборот (терапевтическая история)
  22. Есельсон С.Б. 10-летие Международного Института экзистенциального консультирования (МИЭК)
  23. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Кризисы большого масштаба и психотерапия
  24. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Кризисы большого масштаба и психотерапия
  25. Есельсон С.Б. Герои и экзистенциальное консультирование
  26. Есельсон С.Б. Дружба и Власть (терапевтическая сказка)
  27. Есельсон С.Б. Умение видеть (терапевтическая история по мотивам Жития св. мученика Лонгина Сотника)
  28. Есельсон С.Б. Эпоха стандартизации и диалог культур
  29. Есельсон С.Б. Мать и взрослеющая дочь (терапевтическая история по мотивам жития равноапостольной Феклы)
  30. Есельсон С.Б. Радикальное экзистенциальное мировоззрение (заметки)
  31. Есельсон С.Б. Дружба и власть (терапевтическая история)
  32. Есельсон С.Б. Радикальное экзистенциальное мировоззрение
  33. Есельсон С.Б. Восстановление семьи (терапевтическая сказка по мотивам Жития св. вмч. Евстафия Плакиды и его семьи)
  34. Есельсон С.Б. Экзистенциальные размышления о психосоматике
  35. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Экзистенциальный подход к подготовке экзистенциальных консультантов
  36. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Экзистенциальный подход к подготовке экзистенциальных консультантов
  37. Есельсон С.Б. Интервью с С.Б.Есельсоном. Часть 1
  38. Есельсон С.Б. Интервью с С.Б.Есельсоном. Часть 2
  39. Есельсон С.Б., Зиневич А.С. Наши на I Всемирном Конгрессе по экзистенциальной терапии (Лондон, 2015) ч. 1
  40. Есельсон С.Б. Уход замечательного китайского философа-экзистенциалиста
  41. Есельсон С.Б. Симулякры и психотерапия
  42. Есельсон С.Б. Будущее психотерапии и диалог культур
  43. Есельсон С.Б. Старец (терапевтическая сказка)
  44. Есельсон С.Б. 15 лет экзистенциальных терапевтических групп "Испытания любви"
  45. Есельсон С.Б. У каждого своя правда?
  46. Морозова Ю., Есельсон С.Б. 10 лет Институту международного экзистенциального консультирования (интервью с С.Б. Есельсоном, директором Института)