ENG
         
hpsy.ru/

../../Герои и экзистенциальное консультирование

1. Как-то в 1999 году мне предложили провести экспертизу. Предлагалось оценить психическое состояние подростка, которого психиатр собиралась отправить на госпитализацию в психиатрическую больницу.

Помнится, пришёл мальчик, по виду, лет 12-ти, и сразу же начал говорить какую-то ерунду под понимающее снисходительное покачивание головой детского психиатра. Всё было прозрачно. При всём при том мальчик, надо сказать, сам страстно стремился попасть в психбольницу, и в его речах сквозило что-то неуловимо знакомое, и эта полуотчётливая узнаваемость удерживала от быстрого заключения. И вдруг вспомнилось (!) - то, что говорил мальчик, очень напоминало разыгрывание роли главного героя из фантастического романа братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света». Ему был назван роман. Он уставился, замолчал на некоторое время. А потом «сменил пластинку». На этот раз узнавание было быстрым - Стивен Кинг «Испепеляющая взглядом». Мальчик хорошо засмеялся. И все признаки шизофрении испарились. Установилось крепкое уважительное взаимопонимание, и пошёл разговор о его жизни, той жизни, в которой ему так хотелось быть героем, и от которой он намеревался сбежать в психушку.

2. Наше время - время с широкими и всё возрастающими возможностями встречи практически со всеми героями мировой культуры. В этом смысле жизнь человека современной цивилизации - жизнь на культурном перекрёстке. Мировые кинопремьеры. Глобальный рынок всевозможной видеопродукции на все вкусы. Сеть всё удешевляющихся пассажирских авиаперевозок, позволяющая развернуть туристические маршруты по всему миру. Наконец Интернет, мобильные телефоны с выходом в Интернет и спутниковая телефонная связь, позволяющие выходить в Интернет практически из любой точки земного шара.

3. Эти встречи, когда они становятся Встречами в хайдеггеровском смысле, вплетают героя произведения культуры в ткань жизни человека. И это вплетание может оказываться как целебным, терапевтичным для этой жизни, так и травматичным, опустошительным, губительным.

4. При экзистенциальном консультировании часто необходимым оказывается устройство терапевтичных встреч нашего клиента с героями из культуры , а также залечивание душевных травм от встреч травматичных . Чтобы такое становилось возможным, консультанту требуется уметь определять экзистенциальную тему клиента, подходящее произведение или отдельные его части, отдельные страницы. Клиент, в жизнь которого органично вплетаются книги Ремарка, Моэма, Экзюпери, Драйзера, Достоевского, фильмы Милоша Формэна или Клода Лелюща - становится другим человеком. Его опыт после Встречи - это уже не только его опыт, но и опыт тех героев, жизнь которых пронзила его. Это - жизнь после Встречи. Встреча может успокоить человека, может и устремить его к развитию. Но в любом случае, его бытие - это уже, странным образом, «бытие - пронизанное», «бытие-вместе-с персонажем культуры».

5. Хотя возникновение того или иного типа героев, как правило, обозначало приход новой культурной эпохи, в которой эти герои были укоренены своим особенным предназначением, однако современный «культурный Вавилон» создаёт ситуации, в которой «старые герои» обитают рядом с «новыми», одновременно и в старых и в совершенно новых культурных назначениях.

6. Организация целебных встреч требует от экзистенциального консультанта собственного опыта таких встреч, но не только, - требует также и умения ориентироваться в безбрежном мире героев мировой культуры, требует понимания возможностей и результативностей тех или иных встреч, посредником в которых выступает консультант.

7. Каковы, на наш взгляд, могут быть такие ориентиры?

Во-первых, временной горизонт со-бытия героя и читателя - зрителя.

Во временном горизонте мы обнаруживаем:

героев «абсолютного прошлого»;
героев «нашего времени»;
героев «мечты» («совершенные люди»);
героев мгновения;
героев вечности.

Эти герои обретают своё существование соответственно в одном из пяти магистральных повествовательных жанров: эпос, роман, утопия, лирическое стихотворение (песня), притча.

Что даёт консультанту ориентация во временном горизонте? К примеру, события жизни героев «абсолютного прошлого» устроены неподражательно, несоотносимо, неподсудно. Как было сказано у Лермонтова: «Богатыри, не мы». Стирание эпической дистанции, например, романизация «Рыцарей круглого стола», разнообразных кельтских, германских, скандинавских эпических сказаний, производимая некоторыми эзотерическими группами, осуществляющими своего рода театральные постановки - мистерии, и некоторыми современными писателями - фантастами, например, Роджером Желязны, зачастую создаёт такого рода трансформации в духовном измерении бытия, которые десоциализируют человека, затрудняют для него бытие-вместе, завышают ожидания от себя, создают предпосылки для тектонического жизненного надлома. Таким образом, понимание, скажем, того, какого рода герои «жалят» сердца наших клиентов, позволяет увидеть и характер противоядия. Во всяком случае, воссоздание эпической дистанции может превратиться в терапевтическую задачу.

Давно известны и хорошо описаны случаи романизации религиозных притч, когда понимание того, о чём говорится в притче, заменяется прямым подражанием герою притчи. Множество примеров этого можно найти, например, у того же Уильяма Джеймса (У.Джеймс, 1993). Как результат, - надрыв в неподражательности притчевому герою, надрыв, выражающийся в самых разнообразных соматических и психических патологиях. Проведение экзистенциальных терапевтических групп, направленных на деромантизацию, обсуждение смыслов тех или иных эпизодов из Священного Писания, текстов Житий Святых - помогает консультанту помочь таким клиентам.

8. Во-вторых, смысловой горизонт со-бытия героя и читателя - зрителя.
В этом горизонте обретают свою жизнь представления о смысле и предназначении человека.
В смысловом горизонте мы обнаруживаем:

героев классики;
героев модерна;
героев постмодерна.

Герои классики - внутренне целостны и непротиворечивы, они либо приходят на землю выполнить предназначенную им судьбу, либо прямо выражают собой реализацию определённой философии жизни, либо являются богами (в этом случае, они сами и являются основанием своих поступков).

Кто они, клиенты, для которых встреча с классикой становилась целительной? Клиенты, приходящие в смятенье чувств, запутавшиеся с тем, чего они хотят, «потеряв себя», по своему собственному выражению. Клиенты, противоположность устремлений которых тяжело отражаются на их физическом и психическом состоянии. Встреча с классикой с её определённостью целебно упрощает их жизнь. Скажем, встреча с Сантьяго, героем «Алхимика» Коэльо, или с Сидхархой, героем одноимённой повести Гессе, позволяют клиентам оставлять болезнетворные сомнения в прошлом и отдаваться романтике узнавания своего предназначения и следования ему.

В героях модерна целостность человека проблематизируется как онтологически (невозможность рефлексивно ухватить "я" в разнородном, противоречивом потоке переживаний), так и аксиологически ("Лишь в человеке встретиться могло священное с порочным", по словам Лермонтова). Герои модерна - мятущиеся, трагичные, часто с вопросом: «Что мне делать с собой?». Отсюда - тяготение модернистского сознания к трагическому пафосу (от Софокла до Достоевского и Фолкнера). Князь Мышкин и Алёша Карамазов помогают клиентам жить «не такими, как все», помогают, падая, подниматься, помогают терпимее относиться к чужим падениям, метаниям, несоответствием себя самому себе.

Герои постмодерна, живущие в потоке всевозможных наслоений, заменившие поиск истины равнодушием к ней, обнаруживают для нас то несомненное достоинство, что они живут. Клиенты, после череды потерь, принесённых войнами, клиенты после череды разочарований, клиенты, осознающие себя жертвами многочисленных махинаций и надувательств, находят, например, неожиданное успокоение в пелевинской «Жизни насекомых» или в «Сто лет одиночества» Г.Маркеса.

9. Если для классического натурфилософского подхода, в рамках которого развивается психиатрия, за основу библиотерапии берётся «клиническое состояние со своими патологическими закономерностями» (Бурно М.Е., 1999, с.35), а книга или фильм рассматриваются в качестве инструмента воздействия на состояние клиента, то в экзистенциальном подходе в центре внимания не «психическое состояние», а «жизнь» клиента (Летуновский В.В., Есельсон С.Б., 2002), расширение горизонтов его жизни за счёт организации целебных встреч с героями литературы, кино или театра (АлексейчикА.Е.,1985).


Литература

  1. Алексейчик А.Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии. - Ташкент: Медицина УзССР, 1985. - С. 304-319.
  2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Академический проект, 1999. - 364 с.
  3. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М.: Наука, 1993. - 432 с.
  4. Летуновский В.В., Есельсон С.Б. Экзистенциализм в психологии // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. - 2002.- № 1. - С. 91-116.

Есельсон С.Б., Проценко Н.П.,

См. также
  1. Семинар Эмми ван Дорцен (Великобритания) "Психотерапия для счастья".
  2. Есельсон С.Б. 5 лет Институту экзистенциального консультирования и осмысления религиозного опыта в Ростове-на-Дону
  3. Есельсон С.Б. Большой обман бизнес-консультирования сегодняшнего дня
  4. Есельсон С.Б. Долготерпение (терапевтическая сказка)
  5. Есельсон С.Б., Летуновский В.В. Экзистенциализм в психологии
  6. Есельсон С.Б., Миккин Г. О Времени через себя
  7. Есельсон С.Б. Опыты экзистенциального освоения конфликтологии (эссе)
  8. Есельсон С.Б. Киевская осень – 2004. Клятва Гиппократа
  9. Есельсон С.Б. Киевская осень - 2004. Экзистенциальные Встречи
  10. Есельсон С.Б. Распутывая «сеть» (православная психотерапия доктора А.Е.Алексейчика)
  11. Есельсон С.Б. Надежда (терапевтическая сказка)
  12. Есельсон С.Б. То, чего боялся Хайдеггер, или крах либерализма и становление PR-сознания у журналистов
  13. Есельсон С.Б. Милосердие (терапевтическая сказка)
  14. Есельсон С.Б. Экзистенциально о Г.П.Щедровицком и ММК
  15. Есельсон С.Б. Максим Грек (терапевтическая сказка)
  16. Есельсон С.Б. Максим Грек. Терапевтическая Сказка
  17. Есельсон С.Б. Благословение матери (терапевтическая сказка по мотивам русской народной сказки «Василиса Прекрасная»)
  18. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Святые русского православия как надежда на нравственное преображение (тезисы доклада)
  19. Есельсон С.Б. Андрей Федорович (терапевтическая история)
  20. Есельсон С.Б. Любовь и наоборот (терапевтическая история)
  21. Есельсон С.Б. 10-летие Международного Института экзистенциального консультирования (МИЭК)
  22. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Кризисы большого масштаба и психотерапия
  23. Есельсон С.Б. Герои и экзистенциальное консультирование
  24. Есельсон С.Б. Дружба и Власть (терапевтическая сказка)
  25. Есельсон С.Б. Умение видеть (терапевтическая история по мотивам Жития св. мученика Лонгина Сотника)
  26. Есельсон С.Б. Мать и взрослеющая дочь (терапевтическая история по мотивам жития равноапостольной Феклы)
  27. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Понимание и DA-SEIN (Тезисы доклада)
  28. Есельсон С.Б. Радикальное экзистенциальное мировоззрение (заметки)
  29. Есельсон С.Б. Дружба и власть (терапевтическая история)
  30. Есельсон С.Б. Радикальное экзистенциальное мировоззрение
  31. Есельсон С.Б. Восстановление семьи (терапевтическая сказка по мотивам Жития св. вмч. Евстафия Плакиды и его семьи)
  32. Есельсон С.Б. Экзистенциальные размышления о психосоматике
  33. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Экзистенциальный подход к подготовке экзистенциальных консультантов
  34. Есельсон С.Б. Интервью с С.Б.Есельсоном. Часть 1
  35. Есельсон С.Б. Интервью с С.Б.Есельсоном. Часть 2
  36. Морозова Ю., Есельсон С.Б. 10 лет Институту международного экзистенциального консультирования (интервью с С.Б. Есельсоном, директором Института)