1. Как-то в 1999 году мне предложили провести экспертизу. Предлагалось оценить психическое состояние подростка, которого психиатр собиралась отправить на госпитализацию в психиатрическую больницу.
Помнится, пришёл мальчик, по виду, лет 12-ти, и сразу же начал говорить какую-то ерунду под понимающее снисходительное покачивание головой детского психиатра. Всё было прозрачно. При всём при том мальчик, надо сказать, сам страстно стремился попасть в психбольницу, и в его речах сквозило что-то неуловимо знакомое, и эта полуотчётливая узнаваемость удерживала от быстрого заключения. И вдруг вспомнилось (!) - то, что говорил мальчик, очень напоминало разыгрывание роли главного героя из фантастического романа братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света». Ему был назван роман. Он уставился, замолчал на некоторое время. А потом «сменил пластинку». На этот раз узнавание было быстрым - Стивен Кинг «Испепеляющая взглядом». Мальчик хорошо засмеялся. И все признаки шизофрении испарились. Установилось крепкое уважительное взаимопонимание, и пошёл разговор о его жизни, той жизни, в которой ему так хотелось быть героем, и от которой он намеревался сбежать в психушку.
2. Наше время - время с широкими и всё возрастающими возможностями встречи практически со всеми героями мировой культуры. В этом смысле жизнь человека современной цивилизации - жизнь на культурном перекрёстке. Мировые кинопремьеры. Глобальный рынок всевозможной видеопродукции на все вкусы. Сеть всё удешевляющихся пассажирских авиаперевозок, позволяющая развернуть туристические маршруты по всему миру. Наконец Интернет, мобильные телефоны с выходом в Интернет и спутниковая телефонная связь, позволяющие выходить в Интернет практически из любой точки земного шара.
3. Эти встречи, когда они становятся Встречами в хайдеггеровском смысле, вплетают героя произведения культуры в ткань жизни человека. И это вплетание может оказываться как целебным, терапевтичным для этой жизни, так и травматичным, опустошительным, губительным.
4. При экзистенциальном консультировании часто необходимым оказывается устройство терапевтичных встреч нашего клиента с героями из культуры , а также залечивание душевных травм от встреч травматичных . Чтобы такое становилось возможным, консультанту требуется уметь определять экзистенциальную тему клиента, подходящее произведение или отдельные его части, отдельные страницы. Клиент, в жизнь которого органично вплетаются книги Ремарка, Моэма, Экзюпери, Драйзера, Достоевского, фильмы Милоша Формэна или Клода Лелюща - становится другим человеком. Его опыт после Встречи - это уже не только его опыт, но и опыт тех героев, жизнь которых пронзила его. Это - жизнь после Встречи. Встреча может успокоить человека, может и устремить его к развитию. Но в любом случае, его бытие - это уже, странным образом, «бытие - пронизанное», «бытие-вместе-с персонажем культуры».
5. Хотя возникновение того или иного типа героев, как правило, обозначало приход новой культурной эпохи, в которой эти герои были укоренены своим особенным предназначением, однако современный «культурный Вавилон» создаёт ситуации, в которой «старые герои» обитают рядом с «новыми», одновременно и в старых и в совершенно новых культурных назначениях.
6. Организация целебных встреч требует от экзистенциального консультанта собственного опыта таких встреч, но не только, - требует также и умения ориентироваться в безбрежном мире героев мировой культуры, требует понимания возможностей и результативностей тех или иных встреч, посредником в которых выступает консультант.
7. Каковы, на наш взгляд, могут быть такие ориентиры?
Во-первых, временной горизонт со-бытия героя и читателя - зрителя.
Во временном горизонте мы обнаруживаем:
Эти герои обретают своё существование соответственно в одном из пяти магистральных повествовательных жанров: эпос, роман, утопия, лирическое стихотворение (песня), притча.
Что даёт консультанту ориентация во временном горизонте? К примеру, события жизни героев «абсолютного прошлого» устроены неподражательно, несоотносимо, неподсудно. Как было сказано у Лермонтова: «Богатыри, не мы». Стирание эпической дистанции, например, романизация «Рыцарей круглого стола», разнообразных кельтских, германских, скандинавских эпических сказаний, производимая некоторыми эзотерическими группами, осуществляющими своего рода театральные постановки - мистерии, и некоторыми современными писателями - фантастами, например, Роджером Желязны, зачастую создаёт такого рода трансформации в духовном измерении бытия, которые десоциализируют человека, затрудняют для него бытие-вместе, завышают ожидания от себя, создают предпосылки для тектонического жизненного надлома. Таким образом, понимание, скажем, того, какого рода герои «жалят» сердца наших клиентов, позволяет увидеть и характер противоядия. Во всяком случае, воссоздание эпической дистанции может превратиться в терапевтическую задачу.
Давно известны и хорошо описаны случаи романизации религиозных притч, когда понимание того, о чём говорится в притче, заменяется прямым подражанием герою притчи. Множество примеров этого можно найти, например, у того же Уильяма Джеймса (У.Джеймс, 1993). Как результат, - надрыв в неподражательности притчевому герою, надрыв, выражающийся в самых разнообразных соматических и психических патологиях. Проведение экзистенциальных терапевтических групп, направленных на деромантизацию, обсуждение смыслов тех или иных эпизодов из Священного Писания, текстов Житий Святых - помогает консультанту помочь таким клиентам.
8. Во-вторых, смысловой горизонт со-бытия героя и читателя -
зрителя.
В этом горизонте обретают свою жизнь представления о смысле и
предназначении человека.
В смысловом горизонте мы обнаруживаем:
Герои классики - внутренне целостны и непротиворечивы, они либо приходят на землю выполнить предназначенную им судьбу, либо прямо выражают собой реализацию определённой философии жизни, либо являются богами (в этом случае, они сами и являются основанием своих поступков).
Кто они, клиенты, для которых встреча с классикой становилась целительной? Клиенты, приходящие в смятенье чувств, запутавшиеся с тем, чего они хотят, «потеряв себя», по своему собственному выражению. Клиенты, противоположность устремлений которых тяжело отражаются на их физическом и психическом состоянии. Встреча с классикой с её определённостью целебно упрощает их жизнь. Скажем, встреча с Сантьяго, героем «Алхимика» Коэльо, или с Сидхархой, героем одноимённой повести Гессе, позволяют клиентам оставлять болезнетворные сомнения в прошлом и отдаваться романтике узнавания своего предназначения и следования ему.
В героях модерна целостность человека проблематизируется как онтологически (невозможность рефлексивно ухватить "я" в разнородном, противоречивом потоке переживаний), так и аксиологически ("Лишь в человеке встретиться могло священное с порочным", по словам Лермонтова). Герои модерна - мятущиеся, трагичные, часто с вопросом: «Что мне делать с собой?». Отсюда - тяготение модернистского сознания к трагическому пафосу (от Софокла до Достоевского и Фолкнера). Князь Мышкин и Алёша Карамазов помогают клиентам жить «не такими, как все», помогают, падая, подниматься, помогают терпимее относиться к чужим падениям, метаниям, несоответствием себя самому себе.
Герои постмодерна, живущие в потоке всевозможных наслоений, заменившие поиск истины равнодушием к ней, обнаруживают для нас то несомненное достоинство, что они живут. Клиенты, после череды потерь, принесённых войнами, клиенты после череды разочарований, клиенты, осознающие себя жертвами многочисленных махинаций и надувательств, находят, например, неожиданное успокоение в пелевинской «Жизни насекомых» или в «Сто лет одиночества» Г.Маркеса.
9. Если для классического натурфилософского подхода, в рамках которого развивается психиатрия, за основу библиотерапии берётся «клиническое состояние со своими патологическими закономерностями» (Бурно М.Е., 1999, с.35), а книга или фильм рассматриваются в качестве инструмента воздействия на состояние клиента, то в экзистенциальном подходе в центре внимания не «психическое состояние», а «жизнь» клиента (Летуновский В.В., Есельсон С.Б., 2002), расширение горизонтов его жизни за счёт организации целебных встреч с героями литературы, кино или театра (АлексейчикА.Е.,1985).