1. Опыт проведения экзистенциальных групп и работы с клиентами, опыт проведения психологических тренингов на территории СССР, России, Украины, Литвы на протяжении более чем 20 лет, а также проведённых нами исследований даёт возможность сделать следующий вывод: мировой экономический кризис, как и другие кризисы большого масштаба становятся событиями жизни индивида, переживаются им только если явно, видимо, нарушают привычный строй его жизни. Если этого не происходит, то эти кризисы не оставляют значимого следа, существуя для человека как риторические формы из речей политиков и из сообщений СМИ, как элемент talk-show.
2. Вторжение кризисов большого масштаба в жизнь человека, когда это всё-таки происходит - всегда становится испытанием взаимоотношений (крепости семейных уз, дружбы и т.д.), испытанием мировоззрения, испытанием отношения человека к себе.
3. Коллизии личной жизни, с которыми люди на протяжении последних двадцати лет приходили на консультации и в экзистенциальные терапевтические группы всегда были связаны с разнообразными «вызовами судьбы» и с мучительным поиском ответов на них. Социально-экономический кризис, если он подрывал привычные устои жизни, мог становиться одним из таких «вызовов», но никакой особой специфики он не нёс в себе. Люди всегда приходили с «вечными» вопросами.
4. Нам в нашей практике в 70-80-е годы приходилось сталкиваться повсеместно с тем, что в обществе религиозная вера в значительной мере была утрачена, а вера в коммунистические идеи так и не была обретена, в то же время для саморегуляции люди нуждались в каких-то опорах и обретали их в традиции. Распад в начале 90-х привычного строя жизни, исчезновение организаций, предприятий, с которыми люди связывали свои жизненные планы, стремительное обесценивание сложившихся традиций обнажило проблему отсутствия внутренних опор. Нам неоднократно приходилось наблюдать встречу людей с внезапно разверзшейся внутренней пустотой. От переживания собственной пустоты, отсутствия жизненных ориентиров многие бросились в поисках новых опор. Для них пустота не вытеснялась верой, а заполнялась смысловыми заимствованиями. Для некоторых занятие бизнесом стало такой смысловой опорой, другие в поисках опор шли за всевозможными харизматическими политическими и неполитическими лидерами, у многих возникала псевдорелигиозность - когда в жизни человека появлялся обряд и религиозная общнось без стремления к преображению и воцерковлению.
5. Люди, приходящие в психотерапию - как правило, это люди переживающие ситуацию кризиса в своей жизни и не умеющие самостоятельно найти из неё выход. Когда приходит верующий, то максимальный прок от психотерапии - прояснение, с чем идти на Исповедь, далее начинается сфера деятельности церкви, священника, духовника. Но когда приходит человек неверующий, с развергшейся перед ним внутренней пустотой, потерявший ориентиры в жизни, то психотерапии приходится становиться формирующей, задающей принципы, задающей примеры - образы мыслей и действий, по которым человек ищет и находит выходы из сложных коллизий своей жизни.. И нам приходилось неоднократно убеждаться в том, что в зависимости от того, какие мировоззренческие ориентиры лежат а основе той или иной психотерапии, то и у процесса формирования будет различная направленность.
6. В течение последних 10 лет мы проводим «формирующие» психотерапевтические группы, где своеобразным камертоном, по которому происходит настройка внутренних опор человека, становятся Девять Заповедей Блаженства из Нагорной проповеди, либо ответы про любовь, данные апостолом Павлом своим ученикам в 13-й главе 1-го Послания Коринфянам, Жития Святых, При этом используются те Жития, через которые светится какая-либо экзистенциальная тема (например, «Любовь и смерть» или «Предательство и искупление» или «Терпение» или «Цена свободы» и т.д.). Терапевтический эффект таких групп достигается в том случае, если за счёт организации встречи человека с текстом Жития или Писания у него возникла ясность, ответ на вопрос, как правильно жить, как правильно справляться с тяготами жизни, как выходить из тех испытаний, которые посетили его, и эта ясность действенная, переживающая и со-переживающая и эта действенность не отложенная, а начинающая реализовываться прямо во время групп, и эта реализация имеет преобразовывающее значение для жизни клиента-участника такой группы.
Тезисы доклада на Всероссийской научно-практической конференции «Человек в условиях мирового экономического кризиса», Москва - 2009.