ENG
         
hpsy.ru/

../../Кризисы большого масштаба и психотерапия

1. Опыт проведения экзистенциальных групп и работы с клиентами, опыт проведения психологических тренингов на территории СССР, России, Украины, Литвы на протяжении более чем 20 лет, а также проведённых нами исследований даёт возможность сделать следующий вывод: мировой экономический кризис, как и другие кризисы большого масштаба становятся событиями жизни индивида, переживаются им только если явно, видимо, нарушают привычный строй его жизни. Если этого не происходит, то эти кризисы не оставляют значимого следа, существуя для человека как риторические формы из речей политиков и из сообщений СМИ, как элемент talk-show.

2. Вторжение кризисов большого масштаба в жизнь человека, когда это всё-таки происходит - всегда становится испытанием взаимоотношений (крепости семейных уз, дружбы и т.д.), испытанием мировоззрения, испытанием отношения человека к себе.

3. Коллизии личной жизни, с которыми люди на протяжении последних двадцати лет приходили на консультации и в экзистенциальные терапевтические группы всегда были связаны с разнообразными «вызовами судьбы» и с мучительным поиском ответов на них. Социально-экономический кризис, если он подрывал привычные устои жизни, мог становиться одним из таких «вызовов», но никакой особой специфики он не нёс в себе. Люди всегда приходили с «вечными» вопросами.

4. Нам в нашей практике в 70-80-е годы приходилось сталкиваться повсеместно с тем, что в обществе религиозная вера в значительной мере была утрачена, а вера в коммунистические идеи так и не была обретена, в то же время для саморегуляции люди нуждались в каких-то опорах и обретали их в традиции. Распад в начале 90-х привычного строя жизни, исчезновение организаций, предприятий, с которыми люди связывали свои жизненные планы, стремительное обесценивание сложившихся традиций обнажило проблему отсутствия внутренних опор. Нам неоднократно приходилось наблюдать встречу людей с внезапно разверзшейся внутренней пустотой. От переживания собственной пустоты, отсутствия жизненных ориентиров многие бросились в поисках новых опор. Для них пустота не вытеснялась верой, а заполнялась смысловыми заимствованиями. Для некоторых занятие бизнесом стало такой смысловой опорой, другие в поисках опор шли за всевозможными харизматическими политическими и неполитическими лидерами, у многих возникала псевдорелигиозность - когда в жизни человека появлялся обряд и религиозная общнось без стремления к преображению и воцерковлению.

5. Люди, приходящие в психотерапию - как правило, это люди переживающие ситуацию кризиса в своей жизни и не умеющие самостоятельно найти из неё выход. Когда приходит верующий, то максимальный прок от психотерапии - прояснение, с чем идти на Исповедь, далее начинается сфера деятельности церкви, священника, духовника. Но когда приходит человек неверующий, с развергшейся перед ним внутренней пустотой, потерявший ориентиры в жизни, то психотерапии приходится становиться формирующей, задающей принципы, задающей примеры - образы мыслей и действий, по которым человек ищет и находит выходы из сложных коллизий своей жизни.. И нам приходилось неоднократно убеждаться в том, что в зависимости от того, какие мировоззренческие ориентиры лежат а основе той или иной психотерапии, то и у процесса формирования будет различная направленность.

6. В течение последних 10 лет мы проводим «формирующие» психотерапевтические группы, где своеобразным камертоном, по которому происходит настройка внутренних опор человека, становятся Девять Заповедей Блаженства из Нагорной проповеди, либо ответы про любовь, данные апостолом Павлом своим ученикам в 13-й главе 1-го Послания Коринфянам, Жития Святых, При этом используются те Жития, через которые светится какая-либо экзистенциальная тема (например, «Любовь и смерть» или «Предательство и искупление» или «Терпение» или «Цена свободы» и т.д.). Терапевтический эффект таких групп достигается в том случае, если за счёт организации встречи человека с текстом Жития или Писания у него возникла ясность, ответ на вопрос, как правильно жить, как правильно справляться с тяготами жизни, как выходить из тех испытаний, которые посетили его, и эта ясность действенная, переживающая и со-переживающая и эта действенность не отложенная, а начинающая реализовываться прямо во время групп, и эта реализация имеет преобразовывающее значение для жизни клиента-участника такой группы.

Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н.,

Тезисы доклада на Всероссийской научно-практической конференции «Человек в условиях мирового экономического кризиса», Москва - 2009.

См. также
  1. Есельсон С.Б. 5 лет Институту экзистенциального консультирования и осмысления религиозного опыта в Ростове-на-Дону
  2. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Святые русского православия как надежда на нравственное преображение (тезисы доклада)
  3. Есельсон С.Б. Большой обман бизнес-консультирования сегодняшнего дня
  4. Есельсон С.Б., Проценко Н.П. Герои и экзистенциальное консультирование
  5. Есельсон С.Б. Долготерпение (терапевтическая сказка)
  6. Есельсон С.Б., Летуновский В.В. Экзистенциализм в психологии
  7. Есельсон С.Б., Миккин Г. О Времени через себя
  8. Есельсон С.Б. Опыты экзистенциального освоения конфликтологии (эссе)
  9. Есельсон С.Б. Киевская осень – 2004. Клятва Гиппократа
  10. Есельсон С.Б. Киевская осень - 2004. Экзистенциальные Встречи
  11. Есельсон С.Б. Распутывая «сеть» (православная психотерапия доктора А.Е.Алексейчика)
  12. Есельсон С.Б. Надежда (терапевтическая сказка)
  13. Есельсон С.Б. То, чего боялся Хайдеггер, или крах либерализма и становление PR-сознания у журналистов
  14. Есельсон С.Б. Милосердие (терапевтическая сказка)
  15. Есельсон С.Б. Экзистенциально о Г.П.Щедровицком и ММК
  16. Есельсон С.Б. Максим Грек (терапевтическая сказка)
  17. Есельсон С.Б. Максим Грек. Терапевтическая Сказка
  18. Есельсон С.Б. Благословение матери (терапевтическая сказка по мотивам русской народной сказки «Василиса Прекрасная»)
  19. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Святые русского православия как надежда на нравственное преображение (тезисы доклада)
  20. Есельсон С.Б. Андрей Федорович (терапевтическая история)
  21. Есельсон С.Б. Любовь и наоборот (терапевтическая история)
  22. Есельсон С.Б. 10-летие Международного Института экзистенциального консультирования (МИЭК)
  23. Есельсон С.Б. Герои и экзистенциальное консультирование
  24. Есельсон С.Б. Дружба и Власть (терапевтическая сказка)
  25. Есельсон С.Б. Умение видеть (терапевтическая история по мотивам Жития св. мученика Лонгина Сотника)
  26. Есельсон С.Б. Эпоха стандартизации и диалог культур
  27. Есельсон С.Б. Мать и взрослеющая дочь (терапевтическая история по мотивам жития равноапостольной Феклы)
  28. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Понимание и DA-SEIN (Тезисы доклада)
  29. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Понимание и DA-SEIN (Тезисы доклада)
  30. Есельсон С.Б. Радикальное экзистенциальное мировоззрение (заметки)
  31. Есельсон С.Б. Дружба и власть (терапевтическая история)
  32. Есельсон С.Б. Радикальное экзистенциальное мировоззрение
  33. Есельсон С.Б. Восстановление семьи (терапевтическая сказка по мотивам Жития св. вмч. Евстафия Плакиды и его семьи)
  34. Есельсон С.Б. Экзистенциальные размышления о психосоматике
  35. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Экзистенциальный подход к подготовке экзистенциальных консультантов
  36. Есельсон С.Б., Зиновьева Т.Н. Экзистенциальный подход к подготовке экзистенциальных консультантов
  37. Есельсон С.Б. Интервью с С.Б.Есельсоном. Часть 1
  38. Есельсон С.Б. Интервью с С.Б.Есельсоном. Часть 2
  39. Есельсон С.Б., Зиневич А.С. Наши на I Всемирном Конгрессе по экзистенциальной терапии (Лондон, 2015) ч. 1
  40. Есельсон С.Б. Уход замечательного китайского философа-экзистенциалиста
  41. Есельсон С.Б. Симулякры и психотерапия
  42. Есельсон С.Б. Будущее психотерапии и диалог культур
  43. Есельсон С.Б. Старец (терапевтическая сказка)
  44. Есельсон С.Б. 15 лет экзистенциальных терапевтических групп "Испытания любви"
  45. Есельсон С.Б. У каждого своя правда?
  46. Морозова Ю., Есельсон С.Б. 10 лет Институту международного экзистенциального консультирования (интервью с С.Б. Есельсоном, директором Института)