ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПУЛЬС - начало, творящее новое
бытие, персонологический синтез должного и сущего. Творение,
переход, ситуациялиминальности творит новую
реальность, и полем, а также средством этого творчества является
личность, человеческое сознание, самосознание Я, и лиминальность
- как творчество - предполагает трансцендентальность. Творчество
есть новое осмысление, поиск и обнаружение нового бытия. Это
подобно школьной задаче на нахождение определенного. Мы должны
сделать онтологическое допущение, предположить существование
этого X, придать ему экзистенциальный статус, такой же, что и у
данных из условия задачи. И тогда задача сводится к приведению
данных в такую конфигурацию, чтобы она позволила найти путь к
получению X. В научном, художественном и любом другом творчестве
ситуация в точности та же. Онтологическое допущение о едином
экзистенциальном статусе неизвестного и хорошо известного -
главное трансцендентальное условие понимания, принятия решения,
интерпретации, метафоризации, понимания, интерпретации и любого
другого осмысления. Их условием является приведение в единство
должного и сущего и переживание личностью свое сопричастности
этой единой плоскости желаемого должного и реально
существующего.
Без сопричастности личности этому единству, самоотдачи ее ей -
невозможна никакая человеческая активность: как в плане
мотивации, так и в плане рационального осмысления поведения
задним числом, его объяснения и оправдания. [1; 2] Смыслом такой
самоотдачи [3] является осознание и переживание личностью своей
сопричастности реальности, как природной, так и социальной,
отождествление своего опыта с этой реальностью и следование ее
закономерностям. Только при этом условии исследователь услышит в
пощелкивании счетчика Гейгера уровень радиации, в пятнах на
фотографии пузырьковой камеры - траектории движения элементарных
частиц, в итогах выборов политик увидит расстановку политических
сил в обществе, а мать за капризами малыша распознает его
реальные проблемы.
Такой синтез желаемого должного и реально сущего и выступает
"онтологическим импульсом" человеческого бытия, который
кратко может быть выражен формулой: "Да будет!".
Заклясть желаемое в действительное, а действительное в желаемое -
предпосылка осмысленного решения и действия.
Волевое усилие возможно только на основе сопричастности и
самоотдачи личности тому, чего еще возможно нет, но что, как
представляется, должно быть. Сущее даже может отрицаться во имя
должного, преобразовываться во имя и по закону долженствующего
идеала. Какой бы "побуд" не приводил в действие
поступок, он всегда разворачивается и осмысляется и оправдывается
в плоскости единства должного и реального. [4] Поиск и нахождение
такого единства, которому человек мог бы отдаться и быть
сопричастным - главная проблема свободы воли. Отсюда человек
черпает силы и импульсы к действиям. Есть онтологический импульс,
есть "Да будет!", есть энергия заблуждения и тогда...
Только тогда - любовь - как в песне "Если я тебя придумала,
стань таким, как я хочу!". Только тогда политик приступает к
программе реформ. Только тогда творят художник и
изобретатель.
Сама схема логического умозаключения содержит в себе о.и. -
всякое рассуждение предполагает непустоту предметной области. На
этом построены и «онтологические доказательства» бытия Бога: из
признания существа, обладающего некими свойствами делается вывод
о существовании такого существа.
Осмысленное в бессмысленном - вот смысл человеческого
существования. Так же как невозможно навязать бесконечному миру
конечные характеристики, так же не имеет смысла и конечному
существу "брать на себя", примеривать на себя
бесконечное. В лучшем случае человек может осознать свое единство
с миром природы, свою сопричастность ему, но это будет только
условием осознания смысла жизни, но не самим смыслом. Последний
вообще не приложим к бесконечной и неличностной природе.
Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003