ENG
         
hpsy.ru/

../../ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПУЛЬС

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПУЛЬС - начало, творящее новое бытие, персонологический синтез должного и сущего. Творение, переход, ситуациялиминальности творит новую реальность, и полем, а также средством этого творчества является личность, человеческое сознание, самосознание Я, и лиминальность - как творчество - предполагает трансцендентальность. Творчество есть новое осмысление, поиск и обнаружение нового бытия. Это подобно школьной задаче на нахождение определенного. Мы должны сделать онтологическое допущение, предположить существование этого X, придать ему экзистенциальный статус, такой же, что и у данных из условия задачи. И тогда задача сводится к приведению данных в такую конфигурацию, чтобы она позволила найти путь к получению X. В научном, художественном и любом другом творчестве ситуация в точности та же. Онтологическое допущение о едином экзистенциальном статусе неизвестного и хорошо известного - главное трансцендентальное условие понимания, принятия решения, интерпретации, метафоризации, понимания, интерпретации и любого другого осмысления. Их условием является приведение в единство должного и сущего и переживание личностью свое сопричастности этой единой плоскости желаемого должного и реально существующего.
Без сопричастности личности этому единству, самоотдачи ее ей - невозможна никакая человеческая активность: как в плане мотивации, так и в плане рационального осмысления поведения задним числом, его объяснения и оправдания. [1; 2] Смыслом такой самоотдачи [3] является осознание и переживание личностью своей сопричастности реальности, как природной, так и социальной, отождествление своего опыта с этой реальностью и следование ее закономерностям. Только при этом условии исследователь услышит в пощелкивании счетчика Гейгера уровень радиации, в пятнах на фотографии пузырьковой камеры - траектории движения элементарных частиц, в итогах выборов политик увидит расстановку политических сил в обществе, а мать за капризами малыша распознает его реальные проблемы.

Такой синтез желаемого должного и реально сущего и выступает "онтологическим импульсом" человеческого бытия, который кратко может быть выражен формулой: "Да будет!". Заклясть желаемое в действительное, а действительное в желаемое - предпосылка осмысленного решения и действия.
Волевое усилие возможно только на основе сопричастности и самоотдачи личности тому, чего еще возможно нет, но что, как представляется, должно быть. Сущее даже может отрицаться во имя должного, преобразовываться во имя и по закону долженствующего идеала. Какой бы "побуд" не приводил в действие поступок, он всегда разворачивается и осмысляется и оправдывается в плоскости единства должного и реального. [4] Поиск и нахождение такого единства, которому человек мог бы отдаться и быть сопричастным - главная проблема свободы воли. Отсюда человек черпает силы и импульсы к действиям. Есть онтологический импульс, есть "Да будет!", есть энергия заблуждения и тогда... Только тогда - любовь - как в песне "Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу!". Только тогда политик приступает к программе реформ. Только тогда творят художник и изобретатель.
Сама схема логического умозаключения содержит в себе о.и. - всякое рассуждение предполагает непустоту предметной области. На этом построены и «онтологические доказательства» бытия Бога: из признания существа, обладающего некими свойствами делается вывод о существовании такого существа.
Осмысленное в бессмысленном - вот смысл человеческого существования. Так же как невозможно навязать бесконечному миру конечные характеристики, так же не имеет смысла и конечному существу "брать на себя", примеривать на себя бесконечное. В лучшем случае человек может осознать свое единство с миром природы, свою сопричастность ему, но это будет только условием осознания смысла жизни, но не самим смыслом. Последний вообще не приложим к бесконечной и неличностной природе.

  1. Карпунин В.А. О неистребимости стремления к построению метафизических систем как выражений онтологического импульса // Тезисы докладов Первого Российского философского конгресса. В семи томах. Т.3. Онтология, гносеология, логика и аналитическая философия. СПб, 1997, с.68-70.
  2. Карпунин В.А. Онтологический аргумент // Логос. Международные чтения по философии культуры. Кн.1. Разум, духовность, традиции. Л., 1991, с.118-135.
  3. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.
  4. Тульчинский Г.Л. Онтологический аргумент творения. (Валерий Карпунин - лучший философ среди художников, лучший художник среди философов). // Философская и социологическая мысль. 1994. No.1-2. с.224-239

Тульчинский Г.Л.,

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003

См. также
  1. Бревде Г.М., Габдуллина Л.М., Тульчинский Г.Л. Расширение личностного потенциала: теория, гипотезы, эксперимент.
  2. Тульчинский Г.Л. Гуманитарность против гуманизма?
  3. Тульчинский Г.Л. О природе свободы
  4. Тульчинский Г.Л. Гуманитарная экспертиза как социальная технология
  5. Тульчинский Г.Л. Цивилизационный выбор: рациональность и религия
  6. Тульчинский Г.Л. Смысл и гуманитарное знание
  7. Тульчинский Г.Л. Трансцендентальный субъект, постчеловеческая персонология и новые перспективы гуманитарной парадигмы
  8. Тульчинский Г.Л. Свобода – эпифеномен культуры?
  9. Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант
  10. Тульчинский Г.Л. Культура в шопе
  11. Тульчинский Г.Л., Эпштейн М.Н. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.)
  12. Тульчинский Г.Л. Николай и Михаил Бахтины: консонансы и контрапункты
  13. Тульчинский Г.Л. Льюис Кэррол: нонсенс как предпосылка истины
  14. Тульчинский Г.Л. Философская антропология и онтология свободы
  15. Тульчинский Г.Л. Духовные итоги XX столетия и новый парадигмальный сдвиг
  16. Тульчинский Г.Л. Современные факторы культурогенеза
  17. Тульчинский Г.Л. Феноменология имиджа и метафизика идентичности
  18. Тульчинский Г.Л. Исповедь: бытие под взглядом, или Философический эксгибиционизм
  19. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы
  20. Тульчинский Г.Л. Философствование как самодеятельность, или Персонологическая природа философии.
  21. Тульчинский Г.Л. Смена онтологической парадигмы: от сущего к потенциальному
  22. Тульчинский Г.Л. Возможное как сущее
  23. Тульчинский Г.Л. Два типа рациональности
  24. Тульчинский Г.Л. Рациональность: насилие или жизненная компетентность?
  25. Тульчинский Г.Л. Самозванство, массовая культура и новая антропология: перспективы постчеловечности
  26. Тульчинский Г.Л. Вещь и тело как онтофания свободы
  27. Тульчинский Г.Л. Культура в шопе
  28. Тульчинский Г.Л. Сущность и существенное
  29. Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант