БОЛЬ - последний критерий существований, открытый сознанию, универсальный невербальный способ переживания бытия. Человек как человек и люди как люди способны почувствовать только свою боль, а значит - понять боль другого. В социальных отношениях б. - один из знаков власти, нетерпимости. Порог б. - порог терпимости, универсальный предел социальной толерантности.
Метафизический европейский субъект совершает мыслительный акт
через радикальное сомнение. Процесс же нанесения какой-то травмы
- себе или другому - или какой-то изначальный физический изъян
оказывыаются операцией самоудостоверения: это моя рана, это моя
немощь и одновременно - проявление не моего, того, что я сам не
могу помыслить и почувствовать, но на моей территории, как некий
подарок судьбы. Различие между российским и европейским сознанием
онтологично.
Пытка, рана - это дыра в тело, граница, где тело каким-то образом
проявляется. Это как бы напоминание, что у нас есть тело. И
напоминание, что телом можно жить так же, как и разумом. Драка,
пощечина, воинский или спортивный поединок также могут
рассматриваться как своеобразное телесное напоминание человеку о
себе самом, обращение внимания на себя, обретение себя. Недаром
воинская подготовка издавна считается способом к укреплению и
мобилизации духа личности.
Более того, рана может рассматриваться как первая метка, первый
знак. [3] Архаический ритуал как некоторое нанесение раны на тело
земли или любой другой субститут (камень, дерево и т.п.), на
собственное тело... Затем замена субститутов в виде деревянных и
глиняных дощечек... Нарастает дистанция. И тело постепенно
вытесняется из коммуникаций, выносится за скобки.
Современное общество не только испытывает кризис наказания, но и утрачивает переживание боли: медицина, законодательство, наркотики, прочие плоды цивилизации дают довольно прочный механизм защиты от возможной боли и снятия боли реальной - вплоть до возможности спокойно умереть при самых тяжелых болезнях. И тогда человек атомизируется, утрачивая пространство реального переживания. Следствием этого является ностальгия об утрате, повышенный интерес к показу, описанию и обсуждению боли и насилия, свойственные современной культуре и искусству. «Тот, кто избивает тело, набрасываясь на очевидность, не может или не хочет знать, что с каждым ударом он делает этот «субъект» - это hoc - еще более явным, беспощадно явным». [1] Не случайно издательская программа Ad Marginem начала удовлетворять интерес к постмодернизму и телоцентризму с публикации текстов маркиза де Сада и Захер-Мазоха.
Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003