Прежде чем говорить непосредственно о работе, необходимо прояснить термины. Когда мы произносим слово экзистенциальный, часто на память приходят Камю и Сартр, и далеко не все знают, что экзистенциализм как таковой далеко не исчерпывается этими несколько мрачными французами. Да и среди самих французов далеко не все столь пессимистичны, например, Габриель Марсель (Марсель, 1995). Что же касается немцев (или немецко-говорящих экзистенциалистов) их взгляд на жизнь куда оптимистичнее, хотя и не менее серьезен, чем у французов. (Хайдеггер, 1993; Binswanger, 1962; Boss, 1962).
Такое очень разное отношение к жизни побудило одного из американских авторов разделить всех экзистенциалистов на Yes-экзистенциалистов и No- экзистенциалистов. Иными словами, если мы рассмотрим «шкалу» от Небытия к Бытию, то около полюса небытия окажется Камю и рядом с ним Сартр, а ближе всего к полюсу бытия будут М.Хайдеггер, Г.Марсель и ряд религиозных экзистенциалистов (Van Dusen,1962). Также интересно отметить, что у Ж.П. Сартра и А. Камю именно человек выступает в качестве меры всех вещей, в то время, как, например, Хайдеггер в качестве точки отсчета рассматривает не человека, а само бытие, что позволяет провести разделение экзистенциалистов еще по одному основанию антропоцентризм - онтоцентризм (от онтос - бытие, греч.). С точки зрения психотерапии в качестве перспективного можно рассматривать только Yes-экзистенциализм и онтоцентрическое направление (Летуновский, 2001).
Нет единого понимания и самого термина экзистенция. В широком смысле экзистенция понимается просто как существование. В узком - экзистенцию понимают как существование в качестве самого себя ни чем недетерминированного - ни социумом, ни собственной биологией, ни даже самим собой длящимся из прошлого. По словам М.К. Мамардашвили (Мамардашвили,1993) Экзистенция - это то, что ты должен сделать сам, здесь и сейчас. Она исключает откладывание на завтра или перекладывание на плечи другого, на плечи ближнего, нации, государства, общества. Возникает закономерный вопрос «кому должен?» - самому себе, своей собственной Сути.
Еще одно достаточно широко распространенное заблуждение, заключается в том, что экзистенциальная психотерапия представляет собой абстрактное философствование и к телу никакого отношения не имеет. В то время как проблема телесности была одной из центральных у таки экзистенциально ориентированных авторов как Медард Босс (Boss, 1958) и Ван ден Берг (Van den Berg, 1962), однако, на наш взгляд, методические аспекты психотерапевтической работы с телом лучше всего проработаны малоизвестным немецким экзистенциальным психотерапевтом Калфридом фон Дюркхаймом (Дюркхайм, 1992).
Следующий термин, который нам следует прояснить это понятие инициации. В экзистенциально-инициальном подходе речь идет не столько об одномоментной процедуре инициации, сколько об инициальном пути, то есть пути экзистенциальном в узком смысле этого слова. Здесь мы напрямую выходим на тему подлинности собственного существования и усилии необходимом для такого рода подлинности. А быть подлинным - значит жить во всей полноте своего существа, всецело присутствуя в ситуации, , а следовательно и в своем теле.
Конкретный опыт психотерапевтической практики показывает, что путь к целостному присутствию человека в мире, очень часто начинается именно с целостного присутствия в своем теле. И наоборот, дистанцирование от своего тела, отношение к нему как к чему-то чуждому - один из главных признаков психического нездоровья самой различной этиологии и более того - онтологической незащищенности человека (Лэнг,1995). И когда доступ к глубокому контакту с пациентом бывает закрыт вследствие мощных психологических защит конкретное физическое тело пациента часто является основным, если не единственным ресурсом для запуска успешного психотерапевтического процесса.
Путь к онтологической защищенности (или укореннености в Бытии) лежит через укоренение себя в своем собственном теле, которое заключается в обучении пациента чувствовать свое тело с одной стороны максимально дифференцированно (ощущая каждую его частичку), с другой - максимально интегрировано (как единое целое) при чем как в статике так и в движении. В некоторых случаях хорошие результаты дает непосредственно техника представления себя деревом и укоренения в земле (пускания корней, заземления). В последствие, после достижения пациентом некоторых успехов, акцент в работе переноситься на соотношение телесности человека с другими людьми, вообще с миром, со своей собственной Сутью.
Основной целью совместной работы психотерапевта и пациента является прозрачность телесности пациента для своей собственной Сути, только в этом случае можно говорить о подлинности его существования. Под Сутью понимается не архетип Self в Юнгианском смысле, а само Бытие, раскрывающееся в уникальном паттерне конкретной человеческой экзистенции. Только в контакте со своей Сутью человек может быть самим собой. Человек, прозрачный для своей сути открыт миру и укоренен в Бытии.
Принципиальные:
Методические:
Опыт нашей работы показывает, что данный подход показывает хорошие результаты, при работе с депрессивными состояниями, психосоматикой, а также традиционной для экзистенциализма проблематикой: экзистенциальная боль (тяжелые психические травмы), проблема жизненного выбора, поиск смысла жизни (ноогенный невроз), аутентичность, страх смерти и др.
Литература