ENG
         
hpsy.ru/

../../Мои встречи с Экзюпери

Помните: оазис - это каждодневная победа над пустыней.

Без всякого преувеличения можно сказать, что Антуан де Сент-Экзюпери - это один из немногих людей, которые реально повлияли на мою жизнь. Повлиял в прямом смысле этого слова. Были и раньше философы, поэты, писатели, которые оставляли свой след в моей жизни: то ненадолго очаровывали, то заставляли трудиться, работать мыслью. В их ряду Экзюпери занимает совершенно особое место, больше на меня повлиял разве только Хайдеггер. Но вот в пространстве встречи, в высшем смысле этого слова, Экзюпери не было равных. Это был настоящий, живой и достаточно длительный диалог. Глубина присутствия и ощущение этого взаимодействия были настолько живыми, насколько это вообще возможно.

Однако обо всем по порядку. Первая встреча с Экзюпери была неудачной: конечно, это было в детстве и, конечно, это был «Маленький принц». 4 виниловые грампластинки. Я прослушал часть, что-то меня даже зацепило, но тот факт, что Маленького принца озвучивала тетенька, которой было давно за сорок, создавало атмосферу неподлинности, ненастоящности и сильно отталкивало.

Вторая встреча случилась много позже, когда я учился в военном училище. Эта был все тот же «Маленький принц», а еще «Ночной полет» и «Военный летчик». «Планета людей» как-то не пошла. Маленький принц меня тогда поразил своей жизненной мудростью, а еще какой-то высокой эстетикой, и даже не эстетикой, а этикой. Впрочем, у Экзюпери они сливаются воедино. «Маленький принц» - это действительно шедевр. В нем заложены все базовые мотивы, которые потом были выражены этим французским принцем. Да, да, хочется назвать Экзюпери принцем, да так оно по сути и есть, по высоте своего Духа, он, конечно же, принц. Так вот, я говорю о том, что в «Маленьком принце» уже звучали лейтмотивом все его базовые темы, которые мощной могучей симфонией выразились в главном труде его жизни - «Цитадели».

Вот написал «Цитадели», а потом подумал, а может быть главный труд его жизни - это все таки «Маленький принц», а не «Цитадель»? «Цитадель» и «Маленький принц» - сущностно одно и тоже. «Маленький принц» - это росток, семя, а «Цитадель» - мощное дерево с пышной кроной, поэтому нельзя сказать, что главное.

Вернемся, однако, к военному училищу, где я читал «Маленького принца» 3 раза, каждый раз открывая для себя в нем что-то новое и важное. Я перерисовывал Маленького принца к себе в блокнот. Как сейчас помню этот рисунок: мальчик в длинном плаще со шпагой, а еще лис… «Вот тут-то и появился Лис», сколько раз я повторял эту фразу, рассказывая сказки своим детям. Конечно, у меня не только лис «вот тут-то и появлялся», но и другие звери. Однако начало было положено именно этим мудрым лисом из пустыни Сахара.

Вспомнил… Первую встречу с Экзюпери тоже нельзя считать неудачной. Если с Принцем, из-за озвучивавшей его тетеньки, встреча не случилась, то с лисом я повстречался уже тогда в далеком детстве, с голосом лиса все было хорошо. Надо ли говорить, что после этой встречи к лисам (именно к лисам от слова «лис», а не «лисица»), я проникся огромным уважением, после которого Братец Лис из сказок дядюшки Римуса, казался каким-то вопиющим недоразумением.

А когда случилась вторая встреча, то «Маленький принц» стал для меня практически первым настоящим учителем жизни: «Главного глазами не увидишь», «Когда даешь себя приручить, случается и плакать». Особенно ценно оказалось замечание про женщин: «Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Нужно просто смотреть на них и дышать их ароматом». А еще фонарщик верный своему долгу, выполняющий бесполезную работу. Бесполезную ли? Ведь в самом долге и заключались и смысл и польза его работы.

И еще: «Встав с утра, и приведя себя в порядок - приведи в порядок свою планету». Как же часто в своей жизни я запускал свою планету, и вовремя не выкорчеванные семена баобабов разрывали ее (то есть меня, мою жизнь) на куски… Слава Богу, находились друзья, которые помогали мне и снова собирали меня по кусочкам. Таким же другом я могу назвать и самого Антуна де Сент-Экзюпери. Это была третья встреча, и вот как это было.

Классический кризис среднего возраста. Не буду описывать все подробности. Одно могу сказать, хуже, чем в то время, мне не было никогда: экзистенция схлопнулась до одной пронзительно звенящей точки, сомкнувшей на себе все смыслы жизни. Фактически сама моя жизнь тогда была под угрозой. И вот в этот самый момент мне попалась на глаза купленная ранее «Цитадель» Экзюпери. И произошло невероятное, сам Антуан пришел ко мне домой и завязал разговор. Он обращался ко мне, говоря о самых важных на тот момент для меня вещах. Большей частью я соглашался с ним, иногда спорил. Следы этих горячих споров остались в в одной из моих тетрадей. Там за цитатой из «Цитадели» следуют мои высказывания, диалог был очень живой: «А я говорил тебе…», - это голос Экзюпери, «Да, ты был прав…» - а это уже мой голос.

И пройдя вместе с ним, а точнее за ним, весь этот Путь длиною в книгу… Сразу вспоминается караван, идущий по пустыне, о котором он так часто в этой книге упоминал. Пройдя этот Путь, я стал создавать свою цитадель, свою крепость. Не могу сказать, что с тех пор она стала неприступной твердыней, но какая есть, такая есть. Самое главное, что ОНА ЕСТЬ.

А что касается самой книги, то «Цитадель» Экзюпери - это настоящий учебник экзистенциальной философии и жизненной практики, написанный не схоластически, а очень живо и образно:

«Исследуя последовательность, изучая отличия, что узнаешь ты о человеке? О дереве? Семечко, росток, гибкий ствол, твердая древесина - это ли дерево? Чтобы понять, не члени (вот вам весь Хайдеггер, примечание автора). Сила мало-помалому сливающаяся с деревом, вот что такое дерево. Таков и ты, дитя мое, человек. Бог рождает тебя, растит полнит желаниями, то сомнениями, то радостью, то горечью, то гневом, то готовностью простить, а потом возвращает в свое лоно. Но не вот этот школьник, и не этот супруг, не вот это дитя, и не этот старец. Осуществление - вот, что ты такое».

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ, не сущность, не существование, не экзистенция, а именно ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ. Какое хорошее слово ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ, лучше других слов.

«… И я понял: человек - та же крепость. Вот он ломает стены, мечтая вырваться на свободу, но звезды смотрят на беспомощные руины. Что обрел разрушитель, кроме тоски обитательницы развалин? Так пусть же смыслом человеческой жизни, станет сухая лоза, которую нужно сжечь, овцы, которых нужно остричь. Смысл жизни похож на колодец, углубляющийся каждый день… Взгляд, перебегающий с одного на другое, теряет из виду Господа. И не та, что изменяла, откликаясь на посулы ночи, - о Боге ведает та, что смиренно копила себя, не видя ничего кроме прялки. Крепость моя, я построю тебя в человеческом сердце».

Чтобы осуществиться, человеку необходима форма, границы, повседневно разбиваемые суетой и разного рода искушениями. Крепость, о которой пишет Экзюпери, не похожа на мавзолей, она живая. Постоянно разрушаемая и вновь отстраивающаяся, а по-другому нельзя, так устроен мир. Манящие миражи свободы разрушили сто лет назад мою великую Родину, которая с трудом реанимировалась, но только в половину своей былой мощи. Призраки свободы и сейчас разрушают души миллионов людей. Важно при этом понимать, что речь идет не об изоляции и консерватизме. Речь идет о постоянном повседневном усилии и труде: для того, чтобы состояться, осуществиться, стать человеком. Как же это далеко от пафоса сегодняшних симптоматических психотерапий.

«Толпа, - говорил отец, - ненавидит человека, потому всегда бестолкова и расползается во все стороны разом, уничтожая любое творческое усилие. Плохо если человек подавил толпу. Но это еще не безысходность рабства. Безысходное рабство там, где толпе дано право уничтожать человека …»

Даже в 37-м под параноидальным гнетом Сталина мы не были рабами, рабами мы становимся сейчас, когда во всех сферах жизни господствующее положение занимать толпа, задающая своими низкими инстинктами нормы жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно сделать несколько кликов в интернете или включить телевизор. Огромные площади в магазинах и развлекательных центрах направлены исключительно на ублажение толпы. Но только выдержав волны этого все размывающего на своем пути чудовищного потока, ты останешься человеком. Как же здесь обойтись без крепости, без цитадели…

«Великая истина открылась мне. Я узнал: люди живут. А от того, где они живут, зависит смысл их жизни».

А это про экзистенциальный смысл Родины, который мы также под чудовищным давлением с Запада начали забывать, не понимая, что теряя Родину, мы теряем себя, перестаем быть людьми. В этой связи вспоминается опыт Стефана Цвейга, этакого гражданина планеты Земля. Что такое Родина Цвейг полностью осознал лишь тогда, когда Германия поглотила Австрию, и он остался без паспорта и гражданства. Удар был настолько силен, что закончился самоубийством. А еще это про то, что, выбирая место, где мы живем (не только в географическом смысле), мы выбираем себя.

Лишь с одной вещью у Экзюпери я тогда не согласился, не согласен и сейчас. Это мысль о том, что молиться нужно, не ожидая желаемого. А где же тогда наша вера? Ведь вера, как мы помним, есть «уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого». Но этот недостаток веры, ни чуть не уменьшил для меня ценность философии «французкого принца», это лишь добавило трагичности его одинокому образу.

Экзюпери говорит то о царстве, то о кедре, то о крепости. Как этот же кедр может «распахнуть ворота варварам»? На самом же деле он говорит о жизни каждого из нас. Да, да, не о жизни вообще, а о твоей и моей жизни. Я у него нашел мое, а ты найдешь у него свое. Общим для нас останется лишь то, что мы с тобой люди, а это означает очень простые и в тоже самое время невероятно трудные вещи: не поддаваться толпе, быть верными своему выбору и каждодневно прилагать усилия, чтобы полноценно заботиться о своей планете: выкорчевать баобабы, остригать розы.

Говорят, что работая над цитаделью, Экзюпери ясно понимал, что меняет на эту книгу свою жизнь. Откуда это к нему пришло неизвестно. Но так и произошло, после написания книги, он поднялся в свой последний полет. Он ведь был не только писателем, он был еще военным летчиком… Поднялся в небо и не вернулся. Комментарии излишни.

Летуновский В.В.,

См. также
  1. Есельсон С.Б., Летуновский В.В. Экзистенциализм в психологии
  2. Летуновский В.В. Сравнительный анализ методологических оснований вариантов экзистенциального анализа Л.Бинсвангера и М.Босса.
  3. Летуновский В.В. Духовная экзистенция и произведения культуры.
  4. Летуновский В.В. Экзистенциально-инициальная работа с телом
  5. Летуновский В.В. Экзистенциальная терапия в работе с телом
  6. Летуновский В.В. Анализ базовых настроений сновидения и последующая работа с ними
  7. Летуновский В.В. К 100-летию со дня рождения Медарда Босса
  8. Летуновский В.В. От потребностей и влечений к феноменологии мотивационных контекстов
  9. Летуновский В.В. Был ли Хайдеггер верующим?
  10. Летуновский В.В. От потребностей и влечений к феноменологии мотивационных контекстов
  11. Летуновский В.В. Психология Духовного Бытия
  12. Летуновский В.В. Экзистенциальная психотерапия и телесность человека
  13. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы применения в психологической практике
  14. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы применения в психологической практике
  15. Летуновский В.В. Экзистенциально-инициальная терапия Калфрида Дюркхайма
  16. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики. (диссертация)
  17. Летуновский В.В. Встречи с мечом. Очерки терапевтического фехтования
  18. Летуновский В.В. Развитие чувства целого в терапевтическом фехтовании
  19. Летуновский В.В. Психотерапевт и Правда
  20. Летуновский В.В. Терапевтический смысл онтологической герменевтики Мартина Хайдеггера (Читая статью Л. Сухоцкой)
  21. Летуновский В.В. Психотерапия через работу с мечом
  22. Летуновский В.В. Мартин Бубер и психотерапия
  23. Летуновский В.В. Сартр, Хайдеггер и психотерапия
  24. Летуновский В.В. Душа и Хайдеггер. Пьеса в одном акте
  25. Летуновский В.В. Экзистенциальная терапия в работе с телом (доклад на конференции "Философия и психотерапия" 2013)
  26. Летуновский В.В. Личность и бытие. Экзистенциальные основания психологической практики
  27. Летуновский В.В. Работа с телом в экзистенциальной терапии (онтоцентрический подход)