ENG
         
hpsy.ru/

../../Психотерапевт и Правда

Это короткое эссе, представляет собой размышление автора об отношении психотерапевта к своему делу, взвешенном на весах собственной совести. Центральная тема этого короткого повествования, - правда во всех ее сложных отношениях с религией, верой, счастьем, семей и долгом.

«Блаженны ищущие и жаждущие правды ибо они насытятся»
(от Иоанна, гл.5, п.6)

Жил был на свете Психотерапевт, и жила была на свете Правда. У них были странные отношения. Иногда они встречались, и тогда Психотерапевт чувствовал себя по-настоящему счастливым, даже если его семейная жизнь и дела на работе как-то не очень складывались. Но чаще всего, именно когда они встречались, все ладилось, и все было хорошо, а когда расставались было по всякому.

Психотерапевт считал своей миссией и жизненной задачей помощь людям, и очень гордился своей профессией. Иногда ему действительно удавалось помогать людям, а иногда - нет. И как-то раз Психотерапевт задумался: когда я помогаю людям, я это делаю по Правде? «Думал Психотерапевт, думал, а ответа так и не нашел. Мне ведь выгодно, чтобы клиент ко мне больше и чаще ходил. Бывает, что я работаю ради денег, особенно когда они очень нужны, и тогда получается не по правде. Ладно, решил Психотерапевт, деньги в жизни не главное, буду подходить к каждому случаю индивидуально. И Психотерапевт стал подходить к каждому случаю индивидуально, и вроде бы даже правды как-то больше стало, но полного удовлетворения все равно не было. Он стал замечать, что клиенты пользуются его добротой и стараются получить помощь и поддержку подешевле. Опять получалось не по правде.

Правда, Правда, а есть ли вообще эта Правда, и в чем она есть, эта Правда? Думал Психотерапевт, думал, а ответа все не было. Так решил Психотерапевт, буду собран, сосредоточен и очень внимателен к ситуации в целом и особенно к своему внутреннему голосу. И Психотерапевт стал внимательным и сосредоточенным. И действительно на первых порах, это помогало, стало меньше ошибок. Но постоянная внимательность и сосредоточенность требовали от Психотерапевта больших усилий, он не выдерживал и расслаблялся самыми разными способами, о которых потом очень жалел, поскольку Правда в это время была от него особенно далеко, и он по ней тосковал.

Большой проблемой для Психотерапевта также было соотношение между правдой и помощью. В чем собственно должна заключаться моя помощь людям? - думал Психотерапевт. Вот приходит ко мне на прием клиент и заявляет о своей проблеме : супруга (или супруг) его (ее) использует, клиент от этого страдает. Что делать? Просто утешить - сказать все терпи, просто припудрить нарыв. Вооружить антиманипуляционными механизмами? Пару раз вооружал, семьи развалились, всем стало еще хуже. И ведь не правда, что клиент сам принимает решение, клиент ни когда не принимает решение сам, Психотерапевт всегда оказывает влияние на его решение. Где же она эта Правда, в чем она, Правда, есть ли она вообще?

Психотерапевт был внимательной и наблюдательной личностью. Он заметил, что те люди, которые были уверены, как таковой Правды нет вообще, а просто есть разные миры, которые сам конструируешь и изобретаешь (или за тебя их кто-то конструирует), жили как-то очень бестолково, и также бестолково умирали. Жить как они Психотерапевту не хотелось. Его всегда восхищали глубоко верующие подлинно религиозные люди, которые жили красиво и умирали красиво. Однако глубокой религиозной веры в Психотерапевте не было, хотя в Бога он искренне верил.

У Психотерапевта были верующие друзья, они также как и сам Психотерапевт жили иногда по Правде, а иногда не очень. И Психотерапевт понял, что религия и Правда не одно и тоже, но каким-то странным образом они определенно связаны друг с другом. Осталось только выяснить как именно? Но выяснение это Психотерапевту как-то не очень давалось, и потом ведь нельзя же клиентов в свою веру обращать. Хотя почему нельзя? Нет, подумал Психотерапевт, я именно психотерапевт, а не миссионер, я буду помогать людям обретать свою веру, не навязывая им при этом ни какой религии. Вера и Правда точно как-то связаны, еще теснее, пожалуй, чем Правда и религия. Психотерапевту вспомнилось определение веры, из апостола Павла: «Вера - есть осуществление ожидаемого». Конечно, ведь если я верю в событие, я способствую его осуществлению, я ему помогаю явиться на свет Божий, - в этом и есть Правда, - успокоился терапевт, но радость его была недолгой.

А если я, например, в Сатану верю, я что помогаю ему явиться в мир? - помогать Сатане, психотерапевту явно не хотелось. Я могу также верить в мировой коммунизм, в мессианскую роль США, в НЛО. Но будет ли это Правдой? Значит, есть вера настоящая, подлинная, а есть фальшивая, но как их различить, где провести демаркационную линию? Ведь даже среди религиозных людей, которых Психотерапевт так уважал, было много правдивых и много неправдивых. И тут психотерапевта осенило. Правда, она ни в чем, не в религии, ни в вере, Правда - она в самой Правде. На пути к Правде много искушений: боязнь, наслаждение, лень, забывчивость. Чтобы быть в Правде нужно усилие, но именно усилие, а не насилие, ибо насилие снова отбрасывает к неправде, неважно насилие над другими или собой. Чтобы быть в Правде нужно быть правдивым с собою, с супругой (супругом), детьми, с клиентами, просто со знакомыми и повстречавшимися на нашем пути. Быть правдивым - это не значит рубить правду-матку, не задумываясь о последствиях. Это значит когда нужно говорить, а когда нужно молчать. Быть правдивым внимательным и собранным решил Психотерапевт, и будь, что будет...

Летуновский В.В.,

Летуновский Вячеслав Владимирович, кандидат психологических наук, Доцент Государственной академии инноваций МО РФ, Руководитель НОУ «Школа Корпоративного Тренинга»,
тел. 149-67-41, e-mail: Letunovsky@ctschool.ru

См. также
  1. Школа корпоративного тренинга Вячеслава Летуновского
  2. Есельсон С.Б., Летуновский В.В. Экзистенциализм в психологии
  3. Летуновский В.В. Сравнительный анализ методологических оснований вариантов экзистенциального анализа Л.Бинсвангера и М.Босса.
  4. Летуновский В.В. Духовная экзистенция и произведения культуры.
  5. Летуновский В.В. Экзистенциально-инициальная работа с телом
  6. Летуновский В.В. Экзистенциальная терапия в работе с телом
  7. Летуновский В.В. Анализ базовых настроений сновидения и последующая работа с ними
  8. Летуновский В.В. К 100-летию со дня рождения Медарда Босса
  9. Летуновский В.В. От потребностей и влечений к феноменологии мотивационных контекстов
  10. Летуновский В.В. Был ли Хайдеггер верующим?
  11. Летуновский В.В. От потребностей и влечений к феноменологии мотивационных контекстов
  12. Летуновский В.В. Психология Духовного Бытия
  13. Летуновский В.В. Экзистенциальная психотерапия и телесность человека
  14. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы применения в психологической практике
  15. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы применения в психологической практике
  16. Летуновский В.В. Экзистенциально-инициальная терапия Калфрида Дюркхайма
  17. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики. (диссертация)
  18. Летуновский В.В. Встречи с мечом. Очерки терапевтического фехтования
  19. Летуновский В.В. Развитие чувства целого в терапевтическом фехтовании
  20. Летуновский В.В. Терапевтический смысл онтологической герменевтики Мартина Хайдеггера (Читая статью Л. Сухоцкой)
  21. Летуновский В.В. Психотерапия через работу с мечом
  22. Летуновский В.В. Мои встречи с Экзюпери
  23. Летуновский В.В. Мартин Бубер и психотерапия
  24. Летуновский В.В. Сартр, Хайдеггер и психотерапия
  25. Летуновский В.В. Душа и Хайдеггер. Пьеса в одном акте
  26. Летуновский В.В. Экзистенциальная терапия в работе с телом (доклад на конференции "Философия и психотерапия" 2013)
  27. Летуновский В.В. Личность и бытие. Экзистенциальные основания психологической практики
  28. Летуновский В.В. Работа с телом в экзистенциальной терапии (онтоцентрический подход)
  29. Лукьянов О.В., Летуновский В.В. Фундаментальная ошибка дискуссий о толерантности