ENG
         
hpsy.ru/

../../Психотерапия через работу с мечом

Сразу хочу снять возможные недоразумения. Когда говорят о работе с мечом, о фехтовании, на ум сразу же приходят кадры из фильмов про самураев или что-то наподобие «Убить Билла». Работа с мечом в психотерапии - это немножко не про то. Использовать тот или иной вид боевого искусства в чистом виде в качестве терапевтической практики вещь заманчивая, но малоперспективная. У боевого искусства есть духовная цель - это постоянное развитие и самосовершенствование, и есть прикладная - быть способным победить врага в реальном или тренировочном бою.

Здесь речь же идет именно о терапевтическом фехтовании, т.е. фехтовании как терапевтической практике, направленной на восстановление и улучшение психического и физического здоровья человека. Ну, а поскольку я сам терапевт экзистенциальный (если по-простому, экзистенция - это жизнь), я рассматриваю фехтование как способ улучшения не только физического и психического здоровья, но и жизни вообще. Рассмотрим все три аспекта по порядку.

Аспект физический

Регулярное (а это не реже раз в неделю) занятие фехтованием позволяет поддерживать свою физическую форму в хорошем тонусе. Фехтование, как вид спорта, включает в работу все тело: руки, ноги и мышцы корпуса. Фехтование в силу своей специфики эффективно препятствует психосоматическим процессам (т.е. фиксации в теле психических проблем). Как это происходит? Рассмотрим саму природу соматизации психических проблем. Самый простой пример - фрустрация (это когда Вы чего-то очень сильно хотели, а Вас неожиданно обломали). Энергия блокируется в теле и выстреливает либо в дыхательной, либо в сосудистой системе, либо в ЖКТ, либо в мышцах. Где тонко, там и рвется. Так вот фехтование позволяет очень эффективно заблокированную энергию разрядить в пространство поединка, никто в итоге не заболевает.

В этой связи мне также вспоминается недавний разговор с медиком, кандидатом психологических наук. Ее специализация - мужские и женские болезни. Совершенно неожиданно для меня самого она сама мне рассказала о том, что заметила позитивное влияние фехтования на профилактику этих болезней. И объясняется это довольно просто. Дело в том, что во время фехтования в движение и осознавание активно включается нижняя часть живота, и ноги. И если для женщин еще существуют социально принятые формы задействования этих частей тела (например, танцы животом и т.п), то для мужчин эти формы практически отсутствуют.

Выражаясь языком экзистенциальной психологии, человек начинает присутствовать в нижней части своего тела, и само по себе это присутствие оказывает ярко выраженную терапевтическую роль, поскольку недостаток присутствия - это всегда недостаток энергии и как следствие - болезнь. При этом важно понимать, что фехтование увеличивает присутствие не только в нижней части тела, но и во всем теле, способствуя, таким образом, оздоровлению всего тела.

Аспект психический

Понятно, что физика и психика самым тесным образом связаны друг с другом. Тем не менее, сейчас нам хотелось бы акцентировать ваше внимание именно на психических аспектах, а к психике мы традиционно относим эмоциональную и интеллектуальную сферу, а также, так называемые, когнитивные функции: внимание, воображение, память. Кроме того, некоторые школы психологии относят к сфере психики и такое интегральное понятие как личность. Рассмотрим все по порядку. Начнем с эмоциональной сферы. Опыт показывает, что более-менее длительное занятие фехтованием значительно повышает у практикующихся способность эмоционального контроля. На практике это означает, что человек перестает «западать на эмоции», перестает захватываться ими. С другой стороны, это не означает и того, что он отказывается от энергии эмоций. Наоборот, он учится целенаправленно управлять энергией своих эмоций. Не эмоции управляют его поведением, он делает это сам, при необходимости регулируя свое эмоциональное состояние. Когда этот навык переноситься из тренировочного зала в жизнь, его терапевтический эффект подвергнут сомнению уже не может быть в принципе.

Далее, фехтование по степени задействования интеллектуального аспекта можно уподобить динамическим шахматам. Когда наблюдаешь за поединком, всегда можно точно определить - умное это фехтование или нет. Чаще всего умное фехтование естественно встречается у опытных фехтовальщиков, а неумное (или малоумное) у начинающих. В фехтовании существует понятие так называемой фехтовальной фразы. Что такое фехтовальная фраза? Фехтовальная фраза - это определенная последовательность действий атакующего и защищающегося. Например, удар в шею - верхняя прямая защита - контратака в ноги - защита ног - атака восходящим ударом и т.п. Говорят, что мастера спортивного фехтования могут рассчитывать и реализовывать в бою 12-14 ходовых фехтовальных фраз.

Могу поделиться терапевтическим эффектом работы с ФФ на своем собственном опыте. Раньше я старался запихнуть в СМСку все, что я хотел сказать партнеру (как правило 3-4 пункта), ответ обычно получал только по одному. Теперь я пишу только один вопрос, уже заранее предполагаю какой будет на него ответ и продумываю. Кроме всего прочего, и ответ на ответ. По опыту могу сказать, что эффективность моего письменного общения резко повысилась. Есть все основания говорить о том, что привычка продумывать фехтовальные фразы повышает продумать свои действия и реакцию на свои действия на несколько шагов вперед. Таким образом, на порядок возрастает осознанность собственного поведения, что не может не сказаться на его эффективности. В особенности же важно это умение для руководителей всех уровней.

Теперь несколько слов о когнитивных функциях. По моему глубокому убеждению, регулярная практика фехтования дает мощный позитивный эффект на все когнитивные функции. Однако наиболее ярко это проявляется на трансформации внимания. Прежде всего, речь идет о приобретении так называемого панорамного виденья. Обычные люди чаще всего фиксируются на каком-то одном аспекте проблемы, теряя из поля зрения окружающие факторы. В результате чего, добившись локального успеха на одном из участков, они получают по полной программе от этих самых потерянных окружающих факторов, что часто ставит под сомнение эффективность всего достигнутого. При панорамном виденьи, человек нежестко фиксируется на приоритетном направлении, отслеживая и осознавая всю картину реального мира в целом. Опыт показывает, что для формирования навыка панорамного виденья обычно хватает несколько занятий.

Чуть подробнее о воображении. Воображение в нашей жизни играет огромную роль - оно как бы ведет за собой мысли и действия к желаемому результату. При этом, чем четче этот желаемый результат виден в вображении, тем больше вероятность его достижения. Наш выдающийся полководец Александр Васильевич Суворов отличался очень яркой детализацией победного финала задуманных мероприятий. Об эффективности его действий вы все знаете, в отечественной военной истории не было более эффективного полководца. Ну, а при чем здесь фехтование спросите Вы? Умение вообразить развитие дальнейших событий - неотъемлемая черта опытного фехтовальщика (это пересекается с темой фехтовальных фраз). Помните китайский фильм «Герой»? Там есть замечательная сцена, когда под звук старинного инструмента и капающего дождя - два бойца сражаются в своих мыслях.

«До и после», «Вперед и назад» - это уже слова из средневекового трактата по фехтованию. Если фехтовальщик не будет активно присутствовать своим воображением в начальной фазе своей фехтовальной фразы и в конечной в серьезном бою, шансов заставить удачу ему улыбнуться нет никаких. Фехтование, таким образом, позволяет развивать и воображение.

Теперь личность. Личность - очень сложное интегральное понятие. Существуют десятки если не сотни его определений. Сойдемся на том, что под личностью мы понимаем развитую индивидуальность человека, узнаваемый личностный стиль, способность брать на себя ответственность за свои поступки, целенаправленно выстраивать линию своего поведения, а кроме того адекватно реагировать на разные ситуации в жизни и окружающую среду в целом. Регулярные занятия фехтованием позволяют выкристаллизовать свой стиль, лучше ощутить его, осознать и узнать. На деле это значит лучше понять и осознать специфику своих привычных способов жизни вообще. В этой связи появляется возможность в опоре на фехтование развивать и совершенствовать свой индивидуальный личностный стиль.

Теперь ответственность. Я пробовал проводить занятия с различными типами мечей: мягкими (пластмассовый стержень, обтянутый поролоном - так называемые чонбары), деревянными (боккены) и железными. При работе с мягкими мечами осознанность и ответственность присутствовали минимально, люди просто от души лупили друг друга. При работе с деревянными после пары синяков ответственность резко повышалась, что в конечном итоге и привело к тому, что в качестве рабочего инструмента, я выбрал именно деревянный меч - боккен. Что же касается железных, с ними я работаю в редких случаях, когда клиенты достигают очень высокой способности умело обращаться с мечами, хорошо осознают и контролируют происходящее. При работе с железными мечами осознанность и ответственность достигает пика. Так или иначе, фехтование предоставляет прекрасную возможность эту самую ответственность развивать.

Что же касается способности целенаправленно выстраивать свою деятельность, на этом мы уже достаточно подробно останавливались ранее, когда говорили о воображении и способности просчитывать и составлять фехтовальные фразы. О способности адекватно реагировать на вызовы внешнего мира подробнее мы остановимся чуть позже. Сейчас лишь хотелось бы отметить, что способность все видеть и замечать (панорамное виденье) в совокупности с умением ответственно и целенаправленно выстраивать свою деятельность как раз и позволяет реагировать на внешнюю среду настолько адекватно, насколько это вообще возможно.

Таким образом, мы можем со всей очевидностью наблюдать колоссальный комплексный психотерапевтический эффект, которое способно предоставить терапевтическое фехтование практикующим психологам и их клиентам.

Жизненные (экзистенциальные аспекты)

Начнем с того, что наш век - это век феминизации, иными словами девальвации мужского начала. Один из моих знакомых докторов, кстати говоря, вполне обоснованно утверждает, что резкое повышение заболевания простатитом в наше время во многом связано с тем фактом, что мужчины перестали ощущать себя мужчинами. Я был свидетелем, как менялись мужчины после нескольких лет занятий историческим фехтованием. Их мужественность, на порядок, возрастала. Это отмечалось и отслеживалось во всем: в голосе, в походке, в мускулатуре, в манере общения. Только подчеркну, в данном случае речь шла об историческом фехтовании, т.е. фехтовании в тяжелых металлических доспехах.

В случае же терапевтического фехтования не только мужчины становятся мужественнее, но и женщины женственнее. Как это происходит? А происходит это следующим образом. Центральный вопрос, который стоит у каждого человека, серьезно практикующего терапевтическое фехтование, - это как и каким мне быть, чтобы быть самим собой? Понятно, что путь к самому себе лежит не иначе как через осознавание и принятие своей собственной природы. По другому просто быть не может. И это не пустые слова. Я отчетливо вспоминаю как на 3-м модуле одного из курсов по терапевтическому фехтованию в Иркутске у девушек, ранее пытавшихся по-мужски конкурировать с мужчинами, сначала включилось поведение «блондинки», а на 4-м оно интегрировалось в очень красивое и вполне адекватное ситуации женственное поведение. В реальной жизни одна из них влюбилась, а вторая, наконец, приняла мужа таким, каков он есть, и перестала метаться.

На тренингах и группах по терапевтическому фехтованию я обучаю участников ставить перед собой реальные жизненные задачи и прямо здесь на тренинге их решать. Самый простой пример: 9-ти классник Толик ставит перед собой задачу сдать тесты по ЕГ. Проводит 1-й поединок, спрашиваю сдал? - Нет. - Чего не хватило? - А, не собрался как-то. После 2-го поединка, - Сдал? - Нет. - Почему? - Билеты трудные попались. После 3-го поединка Толик счастлив - тесты сдал.

Все это может показаться шуткой или игрой. Соглашусь, что элементы игры, конечно же, присутствуют, но в этой игре есть очень серьезные базовые для любого действия моменты. А именно для сдачи экзамена необходимо серьезное отношение, после 1-го поединка Толик отчетливо понимает, что без серьезного отношения к поединку (читай к экзамену) удачи не видать, как своих ушей. После 2-го поединка Толик понимает, что противник (билеты) может быть реально трудным и к 3-му начинает готовиться самым серьезным образом. Результат закономерен - это победа (сдача экзамена).

Пример Толика хорош тем, что он прост и очевиден. Люди, приходящие ко мне на терапевтическое фехтование, решают и куда более трудные задачи. Например, такие как, преодоление страха перед конкретным человеком или страха начать новое дело, проблема выбора между двумя партнерами, неспособность завершить изжившие себя отношения, неумение устанавливать контакт с другими людьми, неумение любить и принимать. Да фехтование, как бы это странно не звучало, развивает умение любить, доверять и принимать любовь.

Это как раз центральная тема 3-го модуля моего курса по терапевтическому фехтвованию, которая носит название «Бытие-вместе». Вспоминается один последних курсов. Одна из занимающихся девушек во взаимодействии практически всегда занимала позицию сверху, находясь в постоянной готовности замочить любого, кто посягнет на ее пространство. По ее же словам, «она все время находилась в танке». Конечно, находиться в танке безопасно, но никакой теплоты, никакой сердечности, никакой совместности, в которой только и может состояться человеческое счастье, «в танке» быть не может. Выход из танка оказался очень тяжелым и болезненным. Со слезами, страшными снами (как положено по классике, как раз в середине курса и модуля). Пройдя кризис, она вышла из танка и очень осторожно стала осваивать пространство вне. В конце же модуля она чувствовала себя в этом пространстве уже более-менее уверенно.

Параллельно с ее процессом можно было наблюдать как развивается процесс одного из мужчин. На этот модуль он вынес задачу установления доверительных отношений с дочкой-подростком. Сначала понимания не было никакого, было лишь стремление доказать свою правду. По ходу модуля он учился при работе с разными партнерами создавать такие условия для взаимодействия, в которых это взаимодействие реально могло бы состояться. Иными словами, он как раз и учился создавать эти самые доверительные отношения. Как-то утром он поделился, что вечером накануне у них при участии матери состоялся семейный разговор, который впервые закончился без слез, криков и привел к реальным договоренностям.

Каждый человек действительно уникален, когда наблюдаешь движения опытного фехтовальщика

Один из моих друзей и учеников в терапевтическом фехтовании, Олег Лукьянов, проводит у себя в Томске группы «Экзистенциальное путешествие». Суть работы очень проста. Вначале все собираются в круг и четко актуализируют для себя жизненные проблемы и вопросы, на которые они хотят получить ответ. Затем следует более-менее трудное путешествие (обычно восхождение в гору), и если вопросы были поставлены четко, а отношение к ним было серьезным, в пути обязательно находятся ответы. Что-то подобное происходит и на моих группах по терапевтическому фехтованию. Однако, в отличие от путешествия, фехтование предоставляет возможности не только получения ответа на вопрос, но и настоящей работы по решению реальных жизненных проблем и задач.

Символический аспект

Осветив аспекты физические, психические и экзистенциальные, не хотелось бы обойти вниманием и очень мощную символическую составляющую процесса работы с мечом. Меч несет в себе очень много жизненно важных смыслов, которых нет ни у какого другого оружия. Прежде всего, меч с перекрестьем-гардой - это символ самого человека. Не будем углубляться в интерпретации западных и восточных алхимиков, но суть их сводиться к одному - овладение искусством фехтования мечом означает духовную трансформацию человека, путь к единению с подлинной человеческой природой во всех его аспектах и, прежде всего, в духовном. В этой связи необходимо отметить, что обучение фехтованию всегда считалось необходимым элементом воспитания в королевских и аристократических семьях. Интересно, что это обучение продолжалось даже тогда, когда военно-прикладное значение фехтования уже утратило свою актуальность.

Духовный аспект подчеркивается и единством меча с крестом - главным символом христианства. Особенно ярко эта тема раскрылась в рыцарской культуре. Кстати говоря, не только в рыцарской. В христианстве давно и прочно укоренилась метафора духовного меча - под которым понимается слово Божие и сердечная молитва, в частности молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешного».

Кроме этой базовой символики, существуют и другие символические аспекты, которые могут быть полезны в процессе индивидуальной и групповой терапии. Меч - это еще и символ целеустремленности, ясности, определенности («Сказал - как отрезал», «Иди крепко, руби честно»). В психотерапии целеустремленность - очень важная тема. Именно утрата умения ставить верные цели и удерживать направление к цели часто является причиной самого разного рода человеческих проблем как психического, так и экзистенциального характера. Работа с мечом позволяет реанимировать человеческую целеустремленность.

Как-то раз ко мне на индивидуальную терапию обратился один человек, мужчина средних лет. По профессии - преподаватель, а также практикующий гештальттерапевт. (Я не люблю гештальттерапию. Чуть позже объясню почему, и эта нелюбовь принципиальна). Обратился он ко мне со следующими симптомами: «Ничего не хочется» и «Ничего не делается», вспыхиваю и тут же гасну. Женщина его бросила. Партнерша по бизнесу «кинула». Возникает закономерный вопрос, ну если ты профессиональный психотерапевт, почему ты не справился со своими проблемами сам или с помощью своих коллег гештальттерапевтов?

А не справился, потому что не мог справиться. Потому что в базовых основаниях гегштальттерапии наличествуют мощные нетерапевтические, можно даже сказать антитерапевтические, установки, самым неспосредсвенным образом влияющие на человеческую целеустремленность. Прежде всего, речь идет о так называемой «зоне комфорта», ограничивая (нет в этом мире более фанатичных борцов за личные границы, чем гештальтерапевты) которую человек чаще всего разрывает связи и отношения не только со значимыми людьми, но и с людьми вообще. Случай, о котором идет речь выше, не единичен. Я отвечаю за то, что говорю.

А откуда же тогда человеку брать свои желания и цели как не из мира людей? Утверждение, что желания (за исключением физиологических) и цели человека локализованы в нем самом - одно из самых трагичных и опасных заблуждений западной философии и психотерапии XX века. Наши желания и цели актуализируется и возникают при непосредственном контакте с другими людьми, а ради полноценного контакта очень часто приходиться жертвовать зоной комфорта.

Следующий базовый принцип гештальттерапии «Здесь и теперь» просто приводит к обрезанию темы будущего. Вот и сидит несчастный одинокий гештальтерапевт (или его клиент) мучительно пытаясь понять, а что же он хочет на самом деле да еще так, чтобы не пожертвовать зоной комфорта. Увы, этот поиск бесперспективен.

Возвращаясь к случаю с мужчиной, несколько индивидуальных занятий с мечом с акцентом на способности экзистировать (порождать цели и готовность к ее достижению) в корне изменили его ситуацию. Сейчас он, кстати, один из лучших моих учеников.

В связи с символикой целеустремленности нельзя обойти вниманием и фаллическую символику меча, которая также вполне очевидна. При этом мы не будем касаться темы мужественности, принципы работы с ней в этой символике просты и понятны. Нам же интереснее сейчас плодородящая символика фаллоса. Имеется в виду меч, как символ органа рождения. Взаимодействие с мечом, таким образом, способствует плодородящему началу в человеке. Плод будем понимать широко, как любой продукт целенаправленной деятельности человека: книга, танец, поединок, диссертация, дом и т.д. Таким образом, можно говорить, что работа с мечем развивает саму жизненность человека, особенно если делать это продуманно, заботливо и целенаправленно.

Говоря о символических аспектах работы с мечом, очевидно, следует сказать несколько слов о механизме работы с символами в психотерапии. Символ является своего рода матрицей - пакетом смыслов, которые всегда более и менее очерчены определенными границами. Встречаясь с символом, человек выделяет для себя именно те смыслы, которые для него более всего актуальны. Смыслы же в свою очередь обладают способностью инициировать процесс целеполагания, а кроме того, стимулируют к приложению усилий в направлении достижения назначенных целей. Зная этот механизм, терапевт может целенаправленно использовать те или иные символы в своей работе.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о методических аспектах работы с мечом. Занятия с мечом традиционно проводятся в индивидуальном и групповом форматах. Работать можно в помещении с высокими потолками, а в теплое время и на улице. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Помещение способствует более глубокой рефлексии, а улица - более свободному движению. Сначала мы работаем без прямого контакта, потом от простейших форм взаимодействия в учебных упражнениях мы постепенно движемся к терапевтическим поединкам.

Работа начинается с символических аспектов «Что значит для меня меч?», постепенно переходя к психологическим и экзистенциальным. При работе в группе особое внимание уделяется групповой рефлексии. Для того, чтобы люди могли полноценно участвовать в терапевтических спаррингах, вначале они обучаются базовым основам фехтования мечем. При этом также активно развивается умение работать вместе; понимать, отслеживать и осознавать свою совместность и свое присутствие. Осознанию способствуют процессы индивидуальной, парной и групповой рефлексии. Параллельно изучению приемов фехтования участники терапевтических групп обучаются панорамному виденью, умению продумывать и создавать фехтовальные фразы, контролировать свои эмоции, ну и, конечно же, умению слышать, видеть, чувствовать и понимать партнера.

Кульминация процесса терапевтического фехтования, это, конечно же, терапевтические поединки. При проведении терапевтических поединков, для их участников базовая цель любого фехтования - достать партнера и не пропустить его ударов и уколов остается, но она как бы уходит на 2-й план. На первое место выходит решение тех жизненных задач, которые сейчас стоят перед участниками. Для решения своих задач каждый участник получает право выбора именно того партнера, который в большей степени позволит эти задачи решить. Например, самая робкая девушка для решения задачи преодоления страха может вызвать на поединок самого мощного и агрессивного мужчину, а мужчина не умеющий выстраивать отношения с женщинами, последовательно вызывает на поединки разных женщин. После поединка обязательно следует этап рефлексии и обратной связи - добился участник поставленной цели или нет. Что в его поведении помогало достижению цели, а что мешало.

По мере развития мастерства участников их задачи все более усложняются. Мы учимся фехтовать одновременно 2-мя мечами, гармонизируя работу обоих полушарий мозга и расширяя сознание. Освоив работу 2-мя мечами, мы переходим к групповым и командным формам работы: один против двух, трех и четырех противников, два против четырех, два на два, четыре на четыре и т.д. С усложнением задач, все труднее становиться отслеживать и контролировать эмоции, а также удерживать происходящее во внимании. Но, как говориться «Не Боги горшки обжигают», постепенно приходят навыки и уверенность, которые каждый из участников выносит из терапевтической группы в мир и свою личную жизнь.

Летуновский В.В.,

Летуновский Вячеслав Владимирович - к.пс.н., руководитель Школы Корпоративного Тренинга, доцент Государcтвенной Академии Инноваций МО РФ, экзистенциальный терапевт. www.CTSchool.ru, Letunovsky@CTSchool.ru, Lightexist@yandex.ru (495) 226-96-70, 8-903-171-2001

См. также
  1. Есельсон С.Б., Летуновский В.В. Экзистенциализм в психологии
  2. Летуновский В.В. Сравнительный анализ методологических оснований вариантов экзистенциального анализа Л.Бинсвангера и М.Босса.
  3. Летуновский В.В. Духовная экзистенция и произведения культуры.
  4. Летуновский В.В. Экзистенциально-инициальная работа с телом
  5. Летуновский В.В. Экзистенциальная терапия в работе с телом
  6. Летуновский В.В. Анализ базовых настроений сновидения и последующая работа с ними
  7. Летуновский В.В. К 100-летию со дня рождения Медарда Босса
  8. Летуновский В.В. От потребностей и влечений к феноменологии мотивационных контекстов
  9. Летуновский В.В. Был ли Хайдеггер верующим?
  10. Летуновский В.В. От потребностей и влечений к феноменологии мотивационных контекстов
  11. Летуновский В.В. Психология Духовного Бытия
  12. Летуновский В.В. Экзистенциальная психотерапия и телесность человека
  13. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы применения в психологической практике
  14. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы применения в психологической практике
  15. Летуновский В.В. Экзистенциально-инициальная терапия Калфрида Дюркхайма
  16. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики. (диссертация)
  17. Летуновский В.В. Встречи с мечом. Очерки терапевтического фехтования
  18. Летуновский В.В. Развитие чувства целого в терапевтическом фехтовании
  19. Летуновский В.В. Психотерапевт и Правда
  20. Летуновский В.В. Терапевтический смысл онтологической герменевтики Мартина Хайдеггера (Читая статью Л. Сухоцкой)
  21. Летуновский В.В. Мои встречи с Экзюпери
  22. Летуновский В.В. Мартин Бубер и психотерапия
  23. Летуновский В.В. Сартр, Хайдеггер и психотерапия
  24. Летуновский В.В. Душа и Хайдеггер. Пьеса в одном акте
  25. Летуновский В.В. Экзистенциальная терапия в работе с телом (доклад на конференции "Философия и психотерапия" 2013)
  26. Летуновский В.В. Личность и бытие. Экзистенциальные основания психологической практики
  27. Летуновский В.В. Работа с телом в экзистенциальной терапии (онтоцентрический подход)
  28. Лукьянов О.В., Летуновский В.В. Фундаментальная ошибка дискуссий о толерантности