ENG
         
hpsy.ru/

../../Измененные состояния сознания: психологическая и философская проблема в психиатрии (12)

Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ

1.2. Традиционные исследовательские подходы

Нужно отметить, что еще до того как проблема ИСС была заявлена в качестве самостоятельной, она уже привлекала внимание исследователей. Как и любое понятие, входящее в науку, понятие измененных состояний сознания потенциально присутствовало в уже существующих понятиях, проблематике и теоретических построениях. В этой части работы мы рассмотрим общепризнанные и традиционные психолого-психиатрические способы содержательного оформления проблемы ИСС.

В отечественных исследованиях изучение ИСС проводилось в основном в русле прикладных проблем инженерной и экстремальной психологии, в опытах по сенсорной изоляции. Формально речь шла не о сознании и его изменениях, а о психическом содержании ИСС. В силу этого изучение обширной феноменологии, выявление функциональных характеристик ИСС, решение методологических вопросов проводилось под общим заголовком "необычные психические состояния". Отклонения в психике, в том числе и психотические расстройства, наблюдались в профессиональной деятельности водителей, машинистов локомотива, летчиков, операторов АСУ и связывались с воздействием однообразных раздражителей на зрительный, слуховой, вестибулярный анализаторы вследствие ограничения подвижности (Горбов, Лебедев, 1975; Лебедев, 1978). Тема ИСС присутствовала подспудно в изучении "необычных психических состояний", "синдрома психоэмоционального напряжения" у полярников, летчиков, космонавтов, работающих в экстремальных условиях существования (Кузнецов, Лебедев, 1972; Лебедев, 1979, 1980, 1989; Короленко, 1978). Начало экспериментальных исследований сенсорной изоляции, давших значительный материал к изучению ИСС, в отечественной науке должно быть отнесено к наблюдениям И.П. Павлова над животными в "башне молчания". В последующем при работе с людьми применялись разнообразные методические приемы блокирования органов чувств от раздражителей вплоть до полного исключения афферентных стимулов внешней среды. Исследовалось влияние на психическую деятельность как сенсорной, так и социальной изоляции (Банщиков, Столяров, 1966; Кузнецов, Лебедев, 1972; Лебедев, 1978). Очень подробно тема ИСС освещалась в анализе психических нарушений после применения мескалина, амфетамина, ЛСД-25 и других психоактивных средств (Рончевский, 1941; Биохимия психозов, 1963; Bercel at al., 1956; Финогенова, 1970; Мильштейн, Спивак, 1971; Hermle et al., 1992; и др.).

Благодаря указанным работам тема ИСС пополнилась следующими данными. На основе отчетов испытуемых и самонаблюдений в опытах по сенсорной изоляции, в фармакологически вызванных психозах была составлена исчерпывающая феноменологическая картина изменений сознания. Одним из лучших в отечественной литературе может быть названо описание С.П.Рончевским собственных переживаний после применения мескалина. Он пишет: "Начавшись с органо-вегетативных симптомов... изменения медленно нарастали, и первым изменением был общий сдвиг в самочувствии и отношении к окружающему, который я характеризовал как "поворот всей психической установки с реальных объектов на собственные переживания". Он напоминал состояние лихорадящего больного: сознание заполнено субъективными образами, и нити, связывающие нас активно с окружающим миром, как бы обрываются... Самым ранним ощущением было чувство напряжения и "наполненности" в голове и сосредоточенность на субъективных ощущениях... В отличие от оглушения... восприятия не поблекли, а наоборот, сделались яркими и сочными, и все отличие от состояний возбуждения состояло в том, что на этом измененном внешнем мире лежала печать субъективного, отсутствовала направленная вовне активность, господствовала созерцательность... Можно сказать, что при наличии правильного отношения к разыгрывающимся изменениям произошло изменение нормального соотношения психизмов, утратилась их слитность в единой активной установке на внешний мир, свойственная нормальному состоянию сознания. Поэтому мне показалось правильным примененное выражение "экспериментальное расщепление личности"" (Рончевский, 1941, с.59-61).

Описывая один из вариантов изменения сознания, С.П.Рончевский указал наиболее важные феноменологические черты, свойственные большинству других ИСС: изменение чувства активности, нарушение восприятия собственного единства, присутствие аффективных нарушений, интровертированная установка сознания и удаление от окружающего мира с изменением отношения к нему.

Проведенные независимо друг от друга исследования позволили выразить последовательность смены психического содержания в ИСС. Было указано, что наблюдаемая психическая динамика выполняет адаптационные функции, т.е. представляет собой способ адаптации человека к измененным условиям существования. В качестве иллюстрации может быть приведено сравнение результатов двух разноплановых исследований. При изучении необычных психических состояний в стесненных условиях существования были выделены следующие группы психических состояний:
1) эмоциональная напряженность подготовительного этапа;
2) полиморфные, не испытанные ранее переживания с широким аффективным диапазоном от эйфории до состояния ужаса на этапе острых психических реакций, ломка старого и установление нового динамического стереотипа;
3) редукция психопатологических феноменов на этапе относительной психической адаптации, осуществление психической деятельности на уровне функционального оптимума;
4) переломный этап психической напряженности с феноменами, составляющими индивидуальную реакцию на испытываемые переживания;
5) полная реадаптация либо противоположенное явление - формирование глубоких психических изменений (Лебедев, 1980; Кузнецов, Лебедев, 1972).

Предложенная классификация весьма напоминает другую, составленную по наблюдениям за ИСС, вызванным психотомиметиками. Реакции со стороны эмоциональной сферы и поведения описываются в такой последовательности:
1. Этап изменений: любые изменения исходного психического состояния.
2. Высвобождение: появление шизофреноподобной симптоматики, которая в прежнем состоянии была предпороговой. Дезорганизация. Сюда относятся состояния, которые в психиатрии описываются как "распад интегративной функции личности" или "ослабление контроля реальности". Сюда же можно включить и явление регрессии, рассматриваемое в плане адаптации. Компенсация, благодаря которой человек регулирует все перечисленные выше эффекты (Биохимия психозов, 1963, с.131-133). Приведенные классификации весьма показательны: при всем различии задач и терминов внутреннее членение психических явлений в ИСС соотносится с этапами адаптационного процесса. Данные классификации обнаруживают, что процесс изменения сознания может сопровождаться психическими реакциями, выходящими за границы нормы, включает период дестабилизации и адаптивных реакций. Проецируя адаптивное содержание сменяющихся состояний сознания на сам процесс изменения сознания, мы вправе говорить о его адаптивной направленности.

Данные о разнообразии измененных состояний сознания и о множестве причин, вызывающих эти состояния, указывают на то, что изменение сознания есть естественная адаптивная реакция.

В числе причин ИСС назывались "нарушение суточного ритма, физическое и умственное перенапряжение, затрудненная адаптация, деза-даптация и переадаптация, акцентуация личности и т.п., нередко сочетающиеся с глубокими психическими переживаниями, информационной неопределенностью, социально-психологическими ограничениями, субъективно нереализованными устремлениями и др." (Спивак, 1988, с.140). Кроме того, возникновение ИСС было связано с "аутогенной тренировкой, творческой работой, выполнением ритуалов. К ним может приводить воздействие промышленных и бытовых химически вредных веществ, а также прием таких медикаментов, как пептиды, ноотропы, стимуляторы, наркотики, транквилизаторы, сборы некоторых трав и т.д." (там же). Как писал Э.Бургиньон (Bourguignon, 1979, р.286), американским индейцам известно более 80 видов растений, вызывающих ИСС. Среди ритуально практикуемых назывались ИСС, вызванные ритуальными танцами, принятием определенных поз, регуляцией дыхания, постоянно повторяющимися молитвами, аскетизмом и т.п.

Диапазон ситуаций, приводящих к ИСС, весьма широк. Это могут быть сцены обыденной жизни, "известные по досадным обстоятельствам, когда "говорят под руку" (Горбов, Лебедев, 1975, с.88), близкие к ним ситуации одновременного выполнения двух сходных по характеру видов деятельности (чтение лекции и одновременное заглядывание в текст, декламация роли и выслушивание подсказок суфлера). Это и ситуации интимной близости (Swartz, 1994), и прослушивание психоделической музыки со значительным ритмическим компонентом (Biasutti, 1990; Lyttle, Montagn, 1992), и занятия аэробикой (Estivill, 1995). Это также увлечения, принимающие характер аддиктов [5]. Хронические и острые соматические заболевания с изменением интроцепции и усиленным восприятием висцеральных сигналов также неизменно сопровождаются ИСС (Kokoszka, 1992). Любые обстоятельства, связанные с угрозой для жизни, как-то: прыжки с парашютом (Cancio, 1991) и многие ситуации экстремального типа в профессиональной деятельности летчиков, моряков, полярников, космонавтов, каскадеров и др., могут рассматриваться в качестве стимулов ИСС.

Причины, вызывающие ИСС, объединяет механизм их реализации. Во всех случаях имеет место активация правого полушария (Bick, 1989; Brauchli at al., 1995) и изменения в восприятии сенсорных сигналов. Такие изменения наступают либо вследствие видоизменения (усиления, полного или частичного блокирования) внутренних и внешних стимулов, либо опосредованно за счет влияния на нейромедиаторы, нейрональные синапсы с ускорением или замедлением передачи сигналов. В результате утрачивается способность к анализу измененных сенсорных сигналов. Если же говорить не о нейрофизиологических предпосылках апперцепции, а о сознании, то изменение его исходного состояния возникает во всех случаях нарушения способности человека регулировать взаимодействие с внешним миром прежним способом.

Представление о распространенности ситуаций, инициирующих ИСС, позволяет сказать, что фактически вся жизнь есть лишь на время прерывающаяся динамика подобных ситуаций, и нормально функционирующее сознание - это сознание, способное изменяться. Как заметил А.Вейл (Well, 1972, р.17), "желание периодически изменять состояние сознания является нормальной врожденной склонностью, аналогичной голоду или сексуальному влечению". МакПик и соавторы (McPeake et al., 1991)описывают изменения сознания как основной человеческий мотив. Принимая эти высказывания, мы можем заключить, что нет какого-то раз и навсегда фиксированного оптимального состояния, а имеется целый набор состояний сознания, адекватных для решения разных задач. Представление о множестве состояний сознания, обеспечивающих выживаемость человека в разных условиях существования, является удовлетворительным объяснением высокой лабильности человеческих адаптационных возможностей и соотносится с замечанием английского антрополога Р.Фоули: "То, что можно назвать уникальностью человека, есть результат не какой-то одной адаптации, а комбинация целого ряда адаптации" (Фоули, 1990, с.122).

Таким образом, мы должны заметить, что изменение сознания представляет собой конститутивную характеристику сознания. Благодаря изменениям сознания осуществляются его основные функции: ориентировка и приспособление. В обычных условиях сохранение равновесия со средой не требует изменения сознания, ибо осуществляется в рамках исходного состояния. Когда же человек должен сохранить взаимодействие с окружением в новых и особенно в неблагоприятных условиях, наступает изменение сознания.

Примечания
[5] Согласно Ц.П.Короленко и Т.А.Донских (1990, с.3-5), проблема аддиктивного поведения стала настолько актуальна, что целесообразно выделить для психиатрии специальный раздел. В отличие от ряда "безобидных" способов изменения сознания, изменения своего состояния в результате приема некоторых веществ вследствие постоянной фиксации на определенных предметах или видах деятельности имеют своей целью уход от реальности, иллюзорное решение проблем и являются деструктивными. В основе более традиционной проблемы алкогольной зависимости лежит общее для всех аддиктов стремление к изменению психического состояния в желаемом направлении. Таким образом, наряду с ненаркоманическим аддиктивным поведением, варианты которого подробно освещаются в указанной работе, традиционно изучаются аддикты в наркологии. В.Ю.Завьялов, интерпретирующий алкоголизм с точки зрения личностного подхода, считает целесообразным рассматривать развитие зависимости от алкоголя в контексте общего неблагоприятного развития личности. "В понятие "развитие личности", - пишет В.Ю.Завьялов (1988, с.184-185), -мы в данном случае вкладываем процесс непрерывных... адаптивно необходимых изменений, трансформаций, перестроек и усовершенствований всей системы... именуемой личностью. Алкогольное опьянение и связанные с ним психологические эффекты при определенных условиях могут стать способом очень быстрой и не требующей духовных усилий модификации психоэмоционального состояния, способом моментального и краткосрочного разрушения персональной организации сознания и самосознания. Опасность такой "технологии" трансформации переживаний состоит в том, что более трудные, гуманизированные способы изменения своего сознания, образа "я"... становятся ненужными".

01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 18

Дремов С.В., Семин И.Р.,

© Дрёмов С.В., Сёмин И.Р.
Измененные состояния сознания: Психологическая и философская проблема в психиатрии. - Новосибирск, Издательство СО РАН, 2001. - 204 с. ISBN 5-7692-0473-7
Ответственный редактор: Доктор психологических наук М.С. Яницкий
Рецензенты: Доктор медицинских наук Ю.В. Завьялов, Доктор философских наук Г.И. Петрова
Психиатрия в контексте культуры. Выпуск 5.Антропологическая психиатрия

См. также