При обращении к социокультурному или, иначе, к этническому контексту изучения ИСС нами движет интерес к проблеме путей влияния социального окружения и коллективных социокультурных детерминаций ИСС на развитие ЭА у индивидуума. Этот важный в практическом отношении вопрос предлагается представить в связи с анализом межсубъектной коммуникации. Одной стороной взаимодействия здесь является индивидуальный субъект - «субъект действования» (Кронфельд, 1934, с. 152), переживающий ИСС и решающий индивидуальные экзистенциальные проблемы. Вторую сторону представляет «субъект совокупного действия» (Шлет, 1996, с. 9), этническая группа, обладающая коллективным самосознанием. Традиция восприятия группы в качестве коллективного субъекта восходит к Аристотелю. Его Anthropos - это одновременно и человек и человечество - развивающий, как можно добавить, в индивидуальной жизни и в культурной эволюции свойственные ему как субъекту способы переживания тревоги.
Данный подход имеет очевидные преимущества при изучении социокультурных детерминаций. Он не зависит от исторической принадлежности нашего собственного сознания, поскольку субъект и экзистенциальная ситуация внеисторичны. Представляя современное общество в виде коллективного субъекта, ищущего основания для самоутверждения и решающего вечные экзистенциальные проблемы, мы имеем основания говорить, что закономерности взаимодействия индивидуального и коллективного субъектов, социокультурные детерминанты ИСС остаются теми же, что и в историческом прошлом. Таким образом, мы преодолеваем проблемы межкультурных трансляций и утверждаем, что изучение социокультурных детерминаций ИСС в ранних культурах может быть использовано в осмыслении современной терапевтической практики. Преимущества ретроспективного взгляда на проблему мы видим в возможности изучать субъект-субъектные взаимодействия и коллективное влияние на индивидуальные состояния сознания в культурно-историческом разрезе, начиная с момента их зарождения.
6.1. Введение в культурфилософский анализ
В процессе формирования этнической психологии как науки требовалось определить, в чем ее специфика и какие знания она может почерпнуть из индивидуальной психологии. Восприятие группы
© Дрёмов С.В., Сёмин И.Р.
Измененные состояния сознания: Психологическая и философская
проблема в психиатрии. - Новосибирск, Издательство СО РАН, 2001.
- 204 с. ISBN 5-7692-0473-7.
Ответственный редактор: Доктор психологических наук М.С.
Яницкий.
Рецензенты: Доктор медицинских наук Ю.В. Завьялов, Доктор
философских наук Г.И. Петрова.
Психиатрия в контексте культуры. Выпуск 5.Антропологическая
психиатрия.