ENG
         
hpsy.ru/

../../Измененные состояния сознания: психологическая и философская проблема в психиатрии (51)

Глава 5 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ

Какова .же та сила, что обращает в камень всех, кто хоть раз взглянул ему в лицо, и обрекает на безумие всех, кто пытается выдержать испытание Неразумием?
М. Фуко

5.1. Введение в экзистенциально-антропологические аспекты проблемы

Самое подробное структурно-функциональное и феноменологическое изучение сознания на основе эмпирических данных психологии и с помощью эпистемологического подхода еще не означает понимания и выражения всей глубины проблемы ИСС. Эпистемологический ракурс возможен лишь при противопоставлении идеи (духа) и материи и, соответственно, об изменениях сознания говорят либо с психофизиологических позиций, либо в отвлеченном философствовании. Закономерно, что интеграция противоположных точек зрения невозможна по причине неустранимого гносеологического рубежа. А психологический подход ограничивается пределами объективируемого и для объяснения феноменов требует дополнительных, выходящих за пределы теории познания философских предпосылок.

Наше дальнейшее изучение ИСС строится из предпосылок целостного антропологического подхода, выводимого из общефилософской и конкретно-научной проблематики становления сознания. В этом контексте познать ИСС - значит раскрыть экзистенциальные факторы антропогенеза, обусловливающие и объясняющие способность сознания изменяться. Необходимый ответ на вопросы о причинах подверженности сознания изменениям и о том, почему изменения сознания должны быть отнесены к его антропологической характеристике, можно найти, следуя антропогенетическому подходу. В качестве двух взаимодополнительных вариантов такого исследования могут быть названы традиционное в психологической науке изучение генетических аспектов сознания (вопросы онтогенеза, филогенеза, социокультурных детерминант развития сознания) и рассмотрение ИСС с учетом вопросов, поднятых философской антропологией.

По индуктивной логике, было бы оправдано начать изучение антропотипической характеристики ИСС, полагаясь на социокультурный анализ становления сознания. Продвигаясь шаг за шагом от ранних архаичных обществ, где зарождалось сознание, к более цивилизованным, и так вплоть до современности, где сознание уже оформлено в сложной иерархической структуре, мы могли бы наблюдать сознание в его ступенчатом генетическом преобразовании. В изучении этой последовательности есть свое преимущество. Используя параллели онто- и филогенеза, мы имели бы возможность проследить соотношение генеза индивидуального и коллективного сознания, могли бы использовать получаемые данные о по-уровневой структуре сознания, сопоставлять их с уже полученными в анализе экспериментальных и психопатологических ИСС.

Однако, как представляется, историко-культурный генетический подход не даст нам такого понимания внутренних причин становления сознания и мотивов для его изменений, какой можно получить в экзистенциально-антропологическом исследовании. Изучение генетических аспектов сознания под углом зрения психологии охватывает единый набор объяснительных принципов, и мы считае

© Дрёмов С.В., Сёмин И.Р.
Измененные состояния сознания: Психологическая и философская проблема в психиатрии. - Новосибирск, Издательство СО РАН, 2001. - 204 с. ISBN 5-7692-0473-7
Ответственный редактор: Доктор психологических наук М.С. Яницкий
Рецензенты: Доктор медицинских наук Ю.В. Завьялов, Доктор философских наук Г.И. Петрова
Психиатрия в контексте культуры. Выпуск 5.Антропологическая психиатрия