ENG
         
hpsy.ru/

../../Измененные состояния сознания: психологическая и философская проблема в психиатрии (31)

Глава 3. ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ В ПСИХИАТРИИ

Место, куда следует обращаться всякому, начинающему поиски знания, - это место, где существуют разногласия.
К. Поппер

3.1. Структурно-функциональный анализ сознания и его изменений

Анализ дискретного и континуального модусов сознания в психиатрии предлагается представить как изучение структурно-функциональных аспектов сознания. Учитывая предопределенность любой структуры функциональным назначением, прежде всего обратим внимание на функциональные характеристики сознания, сохраняющиеся в любом ИСС. Согласно общефилософскому пониманию, сознание как процесс есть познание, т.е. оно представляет собой познавательную (гностическую) функцию психического аппарата. Из-за своей очевидности последняя бывает незаметна в целостной деятельности сознания, но всегда проявляется негативно в патологии психических функций, при их дезинтеграции (Меграбян, 1978, с. 79-80). Характерно, что в библиографических указателях «познание», «познавательная деятельность» и «сознание» занимают одну рубрику, и это не результат формальной удобной интерпретации, а решение вопроса по существу. Как пишет В.И. Пернацкий (1967, с. 110), «связь сознания с познанием значительно глубже, чем лишь внешнее соотношение форм того и другого, и, скорее, есть имманентная связь, определяющая собой самую природу сознания и способы его осуществления». То же можно прочесть в философской характеристике сознания. Согласно К.Марксу (1956), «способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, есть знание». Сколько бы ни говорилось о методологической неправомерности переноса философских понятий в область конкретно-научного, применительно к конститутивной функции сознания это представляется не только допустимым, но и обязательным. В противном случае мы рискуем остаться без основополагающих ориентиров.

Приведенные ниже суждения показывают, что в определении главного в сознании отсутствуют какие-либо значительные разногласия не только между психиатрами разных национальных школ, но и между психиатрами и физиологами, психиатрами и психологами, психиатрами и философами.

Нейрофизиологи трактуют сознание как особое качество функционирования нервной системы, позволяющее воспринимать данные окружающего мира, нашего тела с одновременным знанием вызываемых реакций, как особое состояние нервной активности, позволяющее познавать психическую жизнь (Bremen, 1957; Buscaino, 1958; Alajouanin, 1975). Согласно психологии В. Вундта, сознание заключается в том, что мы вообще находим, т.е. узнаем в себе психические состояния. В.А. Гиляровский (1938) понимал сознание как «познавательный синтез», «определенный целостный процесс познания». Е.В. Шорохова (1966) называла сознание «способностью человека понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия». А.А. Меграбян (1967) пишет, что «ядром человеческого сознания является его познавательная информация». Т.Барук (Baruk, 1959) определяет сознание как «знание психической активности о себе самой» (цит. по: Пападопулос, 1969). Г.И. Каплан и Б.Дж.Сэдок (Kaplan, Sadok, 1982) отождествляют сознание со свойством быть бодрствующим и иметь знание. Таким образом, во всех этих случаях отождествляется сознание в его функциональном аспекте с познанием.

В силу того, что познавательная функция сознания способствует восприятию окружающего мира как реальности, позволяет индивиду осуществлять интегрированные действия, сложные поведенческие реакции, координировать свои поступки с требованиями окружения и обеспечивать связь субъекта с окружающим миром, мы можем говорить также об ориентирующей функции сознания. Познавательная и ориентирующая функции совпадают до тождественности, если ориентированность понимать не в узком клиническом смысле (ориентирован в месте, времени и собственной личности), а как результат осознанного биологического и социального существования в мире. Мы говорим о собственно человеческом способе ориентации, построенном на основе понятий и логических связей, которые лежат в основе языка (мышления) и позволяют придавать явлениям характер определенности. Согласно

Дремов С.В., Семин И.Р.,

© Дрёмов С.В., Сёмин И.Р.
Измененные состояния сознания: Психологическая и философская проблема в психиатрии. - Новосибирск, Издательство СО РАН, 2001. - 204 с. ISBN 5-7692-0473-7
Ответственный редактор: Доктор психологических наук М.С. Яницкий
Рецензенты: Доктор медицинских наук Ю.В. Завьялов, Доктор философских наук Г.И. Петрова
Психиатрия в контексте культуры. Выпуск 5.Антропологическая психиатрия

См. также