ENG
         
hpsy.ru/

../../Религиозная антропология Сёрена Кьеркегора (13) Заключение

Заключение

Проведенное исследование религиозной антропологии Серена Кьеркегора позволяет с уверенностью утверждать ее духовную преемственность по отношению к таким учениям о человеке, как философия Августина и Паскаля. Подобно этим двум великим мыслителям, Кьеркегор подчеркивал неустойчивое онтологическое положение отдельного субъекта и наличие трудностей, возникающих при анализе сокровенного внутреннего мира (Inderlighed) человека, особенно на религиозной стадии существования, которая требует особого подхода - «косвенного выражения».

Вместе с тем неоспорима специфика воззрений Кьеркегора на человеческое существование. Необходимо заметить, что несмотря на наличие теоретических параллелей с творчеством указанных мыслителей, Кьеркегор в своем анализе двигался скорее от противного, подвергая переосмыслению ставшее для его гегельянствующих современников привычным понимание бытия и существования, акцентируя внимание на конечности, единичности, уникальности и конкретности человеческого существования (Tilværelse), которое он отличает как от бытия (Væren), так и от существования вообще (Eksistens), придавая человеческому существованию[1] глубинное измерение, внутреннюю динамику, незаконченность и определенную (в сторону трансцендентного Бога и актуализации различных жизненных возможностей) направленность.

Особое место в антропологии Кьеркегора занимают следующие понятия:


-------------------------------------------------------136-

  • «интерес» (Interesse), или «страсть» (Lidenskab), которые используются Кьеркегором для обозначения удерживающей и связующей силы между диалектическими моментами экзистенции;
  • «мгновение» (Øieblikket), которое служит для обозначения парадоксального момента, когда время и Вечность соединяются в акте веры;
  • «ирония» и «юмор», которые являются у Кьеркегора не просто писательскими приемами, но структурными элементами экзистенции: ирония представляет собой пограничную область между эстетической и этической, а юмор - между этической и религиозной сферами существования; ирония - это, так сказать, «инкогнито» этика, а юмор - «инкогнито» религиозного человека, потому что, по мнению Кьеркегора, подлинная экзистенциальная глубина и уникальность (проявляющаяся, соответственно, на этической и особенно на религиозной стадиях существования) не может быть выражена прямо и непосредственно (например, через снятие противоречия);
  • «молчание», которое Кьеркегор называет великим «искусством» и подчеркивает, что этому искусству необходимо специально учиться, так как только в настоящем молчании человек может приблизиться к Богу; быть молчаливым, как молчалива природа - в этом нет ничего особенного, но быть молчаливым перед Богом в каждый момент времени - это составляет немалую трудность, поскольку такое существование предполагает максимальную сосредоточенность, осознание своей бесконечной виновности и несоизмеримости твоего Tilværelse по сравнению с божественным бытием.

Отдельного анализа потребовало учение Кьеркегора о трех стадиях существования. Хронологическое понимание кьеркегоровских «стадий», даже с учетом внезапного перехода из одной «стадии» в другую через «прыжок», является, с нашей точки зрения, недопустимым упрощением его
-------------------------------------------------------137-
учения о человеческом существовании: термин «стадия» Кьеркегор понимал не только и не столько хронологически, сколько сущностно и содержательно, свободно заменяя его, допустим, словами «сфера» и «метаморфоза». Последовательная смена «стадий» существования является желанным, но далеко не единственным путем развития человеческой личности. Можно сказать, она является даже исключением: отнюдь не все индивиды достигают уровня подлинной религиозности, и даже этического уровня существования. Для реконструкции особенностей антропологии Кьеркегора была использована гипотеза о необходимости различения понятий «стадия» и «уровень» существования, чтобы показать не только последовательную смену эстетического, этического и религиозного способов существования, но и сложную внутреннюю структуру и динамику экзистенции. При этом понятие «стадия» применялось чаще всего в хронологическом смысле, как синоним слову «этап» (или «фаза») в развитии человека, а термином «уровень» мы пользовались при анализе структуры человеческой экзистенции в учении Кьеркегора, соотнося каждый из четырех «уровней», выделенных нами, соответствующей экзистенциальной «категории».

Выполненное исследование четырех уровней экзистенции («нулевого» уровня обыденного сознания, а также эстетического, этического и религиозного уровней) в их соотнесении с категориями религиозной антропологии Кьеркегора дает право обосновывать наличие именно трех «стадий существования» (эстетической, этической и религиозной), находящихся, безусловно, в постоянном взаимодействии, но имеющих четко выраженное своеобразие, что не позволяет согласиться, например, с оценкой творчества Кьеркегора П.П. Гайденко как «демоническим эстетизмом». Более того, обоснование Кьеркегором каждого из уровней экзистенции осуществляется путем определения степени подлинности относительно главной задачи всей писательской деятельности Кьеркегора - попытаться описать, «как становятся христианином». Картина
-------------------------------------------------------138-
уровней причастности экзистенции тому или иному духовному феномену помогает обнаружить брешь в аргументации Кьеркегора при реконструкции уровней причастности экзистенции греху: состояние невинности (Адама до грехопадения) не вписывается ни в схему трех стадий, ни в схему четырех уровней.

Кроме того, проведенный анализ учения Кьеркегора о человеке позволяет отстаивать религиозную направленность антропологии Кьеркегора в качестве основной и определяющее значение религиозной антропологии Кьеркегора для всей его философии. Дополнительными аргументами, дающими право это утверждать, являются также точка зрения самого Кьеркегора на его писательскую деятельность[2] (а именно определение им своего творчества в целом как религиозного), время опубликования его работ («Или-Или», «Назидательные речи», «Страх и трепет», «Повторение» и «Понятие страха/ужаса» вышли в одно и то же время - в 1843 году), равно как и перевод псевдонима «Виктор Эремита», под которым вышло «Или-Или», как «победоносный отшельник» (и, соответственно, возможное толкование принципа «Или-Или» как «Ни то, ни другое», то есть ни эстетическая, ни этическая стадия, а религиозная).

Специфику религиозной антропологии Кьеркегора мы видим прежде всего в сосредоточении Кьеркегором внимания на трагических аспектах религиозного существования и в особенной - экзистенциалистской - трактовке так называемых «негативных психических состояний», присущих религиозному сознанию. Религиозная антропология Кьеркегора рассмотрена через призму феноменов веры, отчаяния, греха и страха, так как Кьеркегор освещает эти религиозные понятия подробнее всего. И это неудивительно, поскольку рассмотрение как раз этих категорий (и может быть, еще категории вины) выявляет специфическое состояние религиозного сознания, а выделение их как структурообразующих компонентов дало импульс к
-------------------------------------------------------139-
дальнейшему осмыслению «человеческой ситуации» философами и теологами XX века.

Анализ, проведенный в заключительной главе, дает основания утверждать бо́льшую степень влияния кьеркегоровских идей на последующее развитие философии и теологии, чем это обычно принято считать в нашей исследовательской литературе. Полемизируя со своими современниками Грундтвигом и Мартенсеном, Кьеркегор обращал внимание на искажение официальной церковью первоначального содержания учения Христа, которое состояло, по его мнению, в призыве стать Единичным перед Богом и в необходимости ощущать Христа живой Личностью, своим современником, подражая Христу во всем - не только в добродетелях, но и в страдании. Подлинное существование человека в связи с этим Кьеркегор понимал как свидетельство об истине Христовой в страдании даже до смерти, поэтому его возмущала «игра в Христианство» (например, вольное обращение епископа Мартенсена с эпитетом «свидетель истины», применяемое Мартенсеном по отношению к обыкновенным духовным лицам). Кьеркегор настаивал на том, что христианское провозвестие, ведущееся от лица официальной датской церкви, не является Христианством в новозаветном смысле. В свою очередь, Мартенсен упрекал Кьеркегора в антицерковных и излишне индивидуалистичных высказываниях, а также выражал уверенность в возможности исключить некоторую степень напряженности и противоречия между объективным содержанием христианских догматов и субъективным принятием их в качестве истин человеческим разумом. Вместе с тем, говорил Мартенсен, настоящего христианина отличает не просто принятие определенных догматов разумом, но волевое стремление к Богу, которое возможно не только с помощью индивидуального усилия, но и благодаря участию в деле спасения божественной благодати, а это обстоятельство как раз и недооценивал Кьеркегор. Ожесточенная дискуссия Кьеркегора с представителями Датской церкви была прервана его внезапной смертью, а в
-------------------------------------------------------140-
дальнейшем идеи Кьеркегора были переосмыслены уже в более секулярном смысле и нашли отклик во многих культурных движениях Европы конца XIX - 1 половины XX столетия, особенно у таких писателей, как Г.Брандес, Х.Хёффдинг, Х.Ибсен, А.Стриндберг, а также у виднейших представителей протестантской неоортодоксии (К.Барта, Э.Бруннера, Р.Бультмана, П.Тиллиха и др.). Начав свое исследование с истоков экзистенциального мышления, в последних параграфах диссертации мы постарались проследить идейное преемство Кьеркегора с более поздним поколением европейских мыслителей.

Конечную цель своих произведений, в которых Кьеркегор обращается к проблеме существования человека в мире, датский мыслитель сформулировал в своих «Дневниках»: «Хочу открыть толпе глаза, и если она не поймет меня добром, заставлю насильно. Надо, однако, понять меня. Я не хочу бить толпу (одиночка не может бить массу), нет, я хочу заставить ее бить меня. Вот в каком смысле только я пущу в ход насилие. Раз толпа примется бить меня, внимание ее поневоле должно будет пробудиться»[3]. И далее: «Ведь я поставил себе задачей в качестве скромного слуги, по мере сил, помочь людским полчищам пробраться через теснину Единицы....»[4]. Цель Кьеркегора состояла в том, чтобы заставить каждого, кто читает его произведения, осмыслить свою личность как неповторимую и единственную, сложную и удивительную, и «взрастить» в глубинах своей души подлинное бытие. Насколько успешно реализуется это благородное намерение Кьеркегора - решать каждому его читателю самому для себя.


-------------------------------------------------------141-

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |



[1] Вместо выражения «человеческое существование» мы неоднократно использовали в данной работе понятие «человеческая экзистенция», что, на наш взгляд, позволяет более выпукло и последовательно рассмотреть структуру субъективности у Кьеркегора, в связи с терминологической размытостью понятия «существование» в русском языке. Кроме того, для обозначения процесса «развертывания» структуры субъективности мы иногда использовали термин «экзистирование».
[2] См. его сочинения "Om min Forfatter-Virksomhed" и "Synspunktet for min Forfatter-Virksomhed" в: Samlede Værker. Udgivet af A.B. Drachmann, J.L. Heiberg og H.O. Lange. København: Gyldendal, 1982. Bd. XVIII. Немецкий перевод в: Gesammelte Werke. Jena: Diederichs, 1909-1922. Bd. X.
[3] Киркегор С. Из дневников // Роде Петер П. Сёрен Киркегор. Челябинск: Урал LTD, 1998. С. 350-351.
[4] Там же. С. 353-354.

Левичева Е.Н.,

См. также