ENG
         
hpsy.ru/

../../Книга Екклисиаста. Глава 9

ГЛАВА 9-я.

  1. На все это я обратилъ сердце мое для изследованiя, что праведные и мудрые и деянiя ихъ - въ руке Божiей, и что человекъ ни любви, ни ненависти не знаетъ во всемъ томъ, что передъ нимъ.
  2. Всему и всемъ - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и (злому), чистому и нечистому, приносящему жертву и неприносящему жертвы; какъ добродетельному, такъ и грешнику; какъ клянущемуся, такъ и боящемуся клятвы.
  3. Это-то и худо во всемъ, что делается подъ солнцемъ, что одна участь всемъ, и сердце сыновъ человеческихъ исполнено зла, и безумiе въ сердце ихъ, въ жизни ихъ; а после того они отходятъ къ умершимъ.
  4. Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, такъ-какъ и псу живому лучше, нежели мертвому льву.
  5. Живые знаютъ, что умрутъ, а мертвые ничего не знаютъ, и уже нетъ им воздаянiя, потому что и память о нихъ предана забвенiю,
  6. и любовь ихъ и ненависть ихъ и ревность ихъ уже исчезли, и нетъ имъ более части во-веки ни въ чемъ, что делается подъ солнцемъ.
  7. Итакъ иди, ешь съ весельемъ хлебъ твой, и пей въ радости сердца вино твое, когда Богъ благоволитъ къ деламъ твоимъ
  8. Да будутъ во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудеваетъ елей на голове твоей.
  9. Наслаждайся жизнiю съ женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую далъ тебе Богъ подъ солнцемъ на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя въ жизни и въ трудахъ твоихъ, какими ты трудишься подъ солнцемъ.
  10. Все, что можетъ рука твоя делать, по силамъ делай; потому что въ могиле, куда ты пойдешь, нетъ ни работы, ни размышленiя, ни знанiя, ни мудрости.
  11. И обратился я и виделъ подъ солнцемъ, что не проворнымъ достается успешный бегъ, не храбрымъ - победа, не мудрымъ - хлебъ, и не у разумныхъ - богатство, и не искуснымъ - благорасположенiе, но время и случай для всехъ ихъ.
  12. Ибо человекъ не знаетъ своего времени. Какъ рыбы попадаются въ пагубную сеть, и какъ птицы запутываются въ силкахъ, такъ сыны человеческiе уловляются въ бедственное время, когда оно неожиданно находитъ на нихъ.
  13. Вотъ еще какую мудрость виделъ я подъ солнцемъ, и она показалось мне важною:
  14. городъ небольшiй, и людей въ немъ немного; къ нему подступилъ великiй царь и обложилъ его и произвелъ противъ него большiя осадныя работы;
  15. но въ немъ нашелся мудрый беднякъ, и онъ спасъ своею мудростью этотъ городъ; и однакоже ни кто не вспоминалъ объ этомъ бедномъ человеке.
  16. И сказалъ я: мудрость лучше силы, и однакоже мудрость бедняка пренебрегается, и словъ его не слушаютъ.
  17. Слова мудрыхъ, высказанныя спокойно, выслушиваются лучше, нежели крикъ властелина между глупыми.
  18. Мудрость лучше воинскихъ орудiй; но одинъ погрешившiй погубитъ много добраго.

1-6. Смерть - уделъ всехъ. - 7-10. Правильное пользованiе жизнью. - 11-12. Сила случая. - 13-18. Сила мудрости.

Ближе всматриваясь въ судьбу праведниковъ, Екклезiастъ находитъ новое доказательство суетности человеческой жизни и необходимости довольствоваться теми немногими радостями, которыя доступны людямъ.

1. Праведники и мудрые находятся въ полной зависимости отъ Бога. Даже ихъ действiя и чувства не вполне обусловливаются ихъ свободной волей, но подчинены бываютъ времени и случаю. Человекъ, не можетъ предвидеть, где и когда зародится въ немъ любовь или ненависть, и не въ силахъ любовь превратить въ ненависть, ненависть въ любовь. Во всемъ томъ, что передъ нимъ, т. е. во всемъ, что предстоитъ ему, что случится съ нимъ.

2. Всему и всемъ одно. Буквальнее съ еврейскаго: "все, какъ всемъ" (LXX и слав. неправильно перевели: "суета во всехъ") т. е. съ праведниками все случается, какъ со всеми людьми. Одна участь - смерть и для праведниковъ и для грешниковъ. После слова "доброму" LХХ, вульгата и сирскiй переводъ прибавляютъ "злому" (см. слав.). Возможно, что таково было первоначальное чтенiе и въ подлиннике. Клянущемуся. Следуетъ разуметь не вообще произносящаго клятву, такъ какъ Екклезiастъ, какъ видно изъ VIII, 2, не считаетъ ее грехомъ, но призывающаго имя Божiе всуе (Исх. XX, 7), безъ нужды, легкомысленно и даже ложно. Такая клятва у пр. Захарiи ставится наряду съ воровствомъ (V, 3). Некоторые экзегеты подъ боящимися клятвы и неприносящими жертвы разумеютъ ессеевъ, отрицающихъ клятву и жертвы. Но о столь раннемъ возникновенiи ессейской секты мы ничего не знаемъ изъ историческихъ памятниковъ.

3. Великое зло въ томъ, что участь и праведниковъ и грешниковъ одна. Те и другiе одинаково умираютъ и отходятъ въ шеолъ.

4-6. Въ шеоле же все равны, все равно ничтожны, ничтожны настолько, что жизнь самого незначительнаго человека ценнее пребыванiя въ шеоле великаго человека, такъ такъ умершiе не знаютъ ни надежды, ни воздаянiя, ни любви, ни ненависти и вообще не имеютъ части ни въ чемъ, что делается подъ солнцемъ. Все проявленiя духовной жизни человека, любовь, ненависть, знанiе, мудрость, размышленiе (ст. 10) Екклезiастъ ставитъ въ неразрывную связь съ условiями земного существованiя, какъ явленiя, возможныя лишь "подъ солнцемъ", въ соединенiи съ теломъ. Съ разрушенiемъ тела прекращаются и жизненныя проявленiя, наступаетъ состоянiе глубокаго сна, состоянiе полужизни. При такомъ представленiи о загробной жизни, разумеется, не могло быть речи о различiи въ судьбе праведниковъ и грешниковъ, о воздаянiи за гробомъ. утверждая вообще существованiе суда Божiя, Екклезiастъ нигде не распространяетъ его на потустороннюю жизнь. Мало того онъ описываетъ ее въ чертахъ, исключающихъ всякую мысль о воздаянiи.

7-10. Свои печальныя размышленiя Екклезiастъ заключаетъ по обыкновенiю призывомъ къ наслажденiю жизнью. Чемъ мрачнее будущее человека, темъ более онъ долженъ ценить радости земного существованiя.

11-12. Но взирая радостными глазами на жизнь, человекъ ни на одну минуту не долженъ забывать о своей зависимости отъ времени и случая; онъ долженъ приготовиться ко всякой случайности, такъ какъ обыкновенно случается, что внешнiй успехъ не соответствуетъ внутреннему достоинству человека. Благодаря полной неизвестности будущаго человекъ не въ состоянiи бываетъ предупредить печальное для него стеченiе обстоятельствъ.

13-18. Но даже и здесь мудрость спасаетъ человека отъ многихъ золъ и умеетъ иногда направить ходъ событiй ко благу людей. Хотя мудрость часто бываетъ предметомъ пренебреженiя, однако она сильнее крика властелина, сильнее воинскихъ орудiй. Однако же никто не вспоминалъ объ этомъ бедномъ человеке. Одни толкователи видятъ здесь указанiе на прежнюю неизвестность беднаго человека до спасенiя города, другiе - на скорое забвенiе его заслугъ современниками. Контекстъ и грамматическое построенiе допускають то и другое пониманiе. Трудно сказать, взялъ ли Екклезiастъ возможный случай или воспользовался определеннымъ историческимъ фактомъ, чтобы иллюстрировать свою мысль. Некоторые толкователи видели въ бедномъ и мудромъ человеке образъ презреннаго израиля.

Предисловие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12