ENG
         
hpsy.ru/

../../Книга Екклисиаста. Глава 4

ГЛАВА 4-я.

  1. И обратился я и увиделъ всякiя угнетенiя, какiя делаются подъ солнцемъ: и вотъ слезы угнетенныхъ, а утешителя у нихъ нетъ; и въ руке угнетающихъ ихъ - сила, а утешителя у нихъ нетъ.
  2. И ублажилъ я мертвыхъ, которые давно умерли, более живыхъ которые живутъ доселе;
  3. а блаженнее ихъ обоихъ тотъ, кто еще не существовалъ, кто не видалъ злыхъ делъ, какiя делаются подъ солнцемъ.
  4. Виделъ я также, что всякiй трудъ и всякiй успехъ въ делахъ производитъ взаимную между людьми зависть. И это - суета и томленiе духа!
  5. Глупый сидитъ, сложивъ свои руки, и съедаетъ плоть свою.
  6. Лучше горсть съ покоемъ, нежели пригоршни съ трудомъ и томленiемъ духа.
  7. И обратился я и увиделъ еще суету подъ солнцемъ:
  8. человекъ одинокiй, и другаго нетъ; ни сына, ни брата нетъ у него, а всемъ трудамъ его нетъ конца, и глазъ его не насыщается богатствомъ. "Для кого же я тружусь, и лишаю душу мою блага" И это - суета и недоброе дело!
  9. Двоимъ лучше, нежели одному; потому что у нихъ есть доброе вознагражденiе въ труде ихъ:
  10. ибо если упадетъ одинъ, то другой подниметъ товарища своего. Но горе одному, когда упадетъ, а другаго нетъ, который поднялъ бы его.
  11. Также, если лежатъ двое, то тепло имъ; а одному какъ согреться?
  12. И если станетъ преодолевать кто либо одного, то двое устоятъ противъ него: и нитка, втрое скрученная, не скоро порвется.
  13. Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеетъ принимать советы;
  14. ибо тотъ изъ темницы выйдетъ на царство, хотя родился въ царстве своемъ беднымъ.
  15. Виделъ я всехъ живущихъ, которые ходятъ подъ солнцемъ, съ этимъ другимъ юношею, который займетъ место того.
  16. Не было числа всему народу, который былъ передъ нимъ, хотя позднейшiе не порадуются имъ. И это - суета и томленiе духа!
  17. Наблюдай за ногою твоею, когда идешь въ домъ Божiй, и будь готовъ более къ слушанiю, нежели къ жертвоприношенiю; ибо они не думаютъ, что худо делаютъ.

1-16. Печальныя явленiя въ жизни людей. - 1-3. Притесненiя. - 4-6. Зависть и безпокойство. - 7-12. Одиночество и скупость. - 13-16. Непрочность человеческой привязанности. - 17. Поведенiе богобоязненнаго человека.

Въ предшествующихъ главахъ, доказывая суетность человеческой жизни,Екклезiастъ исходилъ главнымъ образомъ изъ общихъ основанiй. Теперь онъподтверждаетъ свою мысль на частныхъ фактахъ, делающихъ счастье человеканеустойчивымъ, временнымъ, случайнымъ.

2-8. Насилiе, угнетенiе сильныхъ и богатыхъ надъ слабыми и бедными дотакой степени проникли во все общество и заразили весь общественный строй,что нравственно чуткiй и впечатлительный Екклезiастъ почувствовалъотвращенiе къ жизни и счелъ мертвыхъ более счастливыми, чемъ живыхъ, и ещеболее счастливыми техъ, кто никогда не существовалъ и не былъ свидетелемъзлыхъ делъ на земле. Екклезiастъ конечно не возводитъ въ принципъпревосходство небытiя надъ бытiемъ, но подавленный созерцанiемънравственнаго зла изливаетъ лишь свои чувства глубокаго негодованiя иотвращенiя, подобно Iову (III, 10-13) и Iеремiи (XX, 18). Въ другомъ месте,спокойно разсуждая, онъ говорить напротивъ, что лучше псу живому, чемъмертвому льву (IX, 4).

4. Даже лучшее, что есть въ жизни, трудъ и радости труда служатъисточникомъ зла, вызывая въ людяхъ зависть и вражду.

5. Глупый человекъ вместо того, чтобы трудиться по мере силъ, сидитъсложа руки и снедается завистью и злостью.

6. Лучше горсть, прiобретенная съ душевнымъ спокойствiемъ, чемъпригоршни, соединенныя съ безпокойными заботами и суетливою хлопотливостью.

7-12. Екклезiастъ отмечаетъ новую черту въ современномъ ему обществе,разрушающую человеческое благополучiе, именно внутреннее обособленiе людей,ихъ нравственное разъединенiе. Человекъ богатъ, но онъ одинокъ; нетъ у него"другого" т. е. искренняго друга, ни сына, ни брата. Онъ не знаетъ, для когоонъ трудится и лишаетъ себя благъ. А между темъ жизнь вдвоемъ имеетъ многопреимуществъ, такъ какъ даетъ каждому нравственную и матерiальную поддержку.

13-16. Екклезiастъ приводитъ случай, доказывающiй изменчивость инепостоянство человеческаго счастья. Бедный, но умный юноша занимаетъ местонеразумнаго царя, не умеющаго принимать советы. Все переходятъ на сторонуюноши, но, увы, последующее поколенiе будетъ холодно и равнодушно къ нему.Лучше (tob) бедный, но умный юноша. Слово tob следуетъ понимать въ смысле"счастливее". Но это счастье непродолжительно. Оно - суета и погоня заветромъ. Многiе комментаторы видели въ этихъ стихахъ намекъ на определенныяисторическiя лица, одни на Iосифа, другiе на Саула и Давида, третьи наIеровоама и Равоама и т. п. Но вероятнее всего Екклезiастъ имелъ здесь въвиду просто возможный случай, чтобы сильнее показать превратностьчеловеческаго счастья.

17. До сихъ поръ Екклезiасть разсуждалъ, знакомилъ читателя съ своиминаблюденiями и выводами; теперь онъ обращается къ нему съ положительнымисоветами и увещанiями применительно къ высказаннымъ ранее положенiямъ. Онъподробно описываетъ настроенiе человека, ищущаго счастья, въ добромъ трудеи чистыхъ радостяхъ. Такой человекъ долженъ тщательно следить за собой вовремя богослуженiя, избегая всего, что можетъ нарушить благочестивоерасположенiе духа, сообразуя съ нимъ даже свое внешнее поведенiе. Егоблагочестiе должно выражаться не столько въ механическихъ жертвоприношенiяхъбезъ веры и покаянiя, сколько въ благоговейномъ слушанiи и исполненiи словаБожiя. Ибо они не думаютъ, что худо делаютъ. Екклезiасть говоритъ о своихъсовременникахъ, жертвы которыхъ, чуждыя веры и благоговенiя, были "мерзостьюпредъ Господомъ" (ср. Притч. XXI, 27).

Предисловие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12