ENG
         
hpsy.ru/

../../Переживание кризисной ситуации постановки диагноза у ВИЧ-позитивных мужчин и женщин

Эпидемия ВИЧ/СПИДа, начавшаяся в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого столетия как болезнь определенных социальных групп общества, за 20 лет превратилась в глобальный кризис, и представляет собой одну из наиболее серьезных угроз для социального прогресса и развития человечества (…).

ВИЧ-инфекция как заболевание, угрожающее жизни и накладывающее существенные ограничения на жизненные перспективы человека, разрушает одну из основных базовых потребностей человека - потребность в безопасности, что ведет к формированию целой гаммы переживаний, появлению страхов и развитию негативных эмоциональных состояний (повышенная тревожность, депрессия, фрустрация и пр.), а также изменениям в системе отношений личности к себе, своей жизни и смерти, а также лечению.

Проведенное нами в 2009 году на базе Медицинского центра по профилактике и борьбе со СПИДом исследование среди ВИЧ-инфицированных 20-30 лет, не отягощенных наркозависимостью (31 мужчина и 34 женщины на III стадии заболевания со сроком постановки диагноза около двух лет), показало, что переживание данной кризисной ситуации имеет ряд этапов. Взяв за основу графическое изображение реаций на известие о диагнозе, предложенное Э. Кублер-Росс, можно описать феноменологическую модель переживания диагноза у ВИЧ - инфицированных мужчин и женщин, основанную на изменении их отношения к жизни, смерти и диагнозу (см. рис. 1).

Рис. 1. Этапы переживания кризисной ситуации у ВИЧ – положительных мужчин и женщин
Рис. 1. Этапы переживания кризисной ситуации у ВИЧ - положительных мужчин и женщин

Как видно из рисунка, на первом этапе человек переживает состояние выраженного одиночества и страха перед лицом болезни, затем появляется апатия и переживание тупика, связанного с отношением к диагнозу как к надвигающейся смерти. Это приводит к отчаянию и восприятию диагноза как приговора.

Важным представляется тот факт, что на этом этапе переломным моментом в отношении к своей жизни является возможность преодолеть страх раскрытия диагноза и принять его без стыда и чувства вины, что позволяет говорить о нем с другими людьми, в том числе близкими, а значит - получать необходимую помощь. Этот этап является значимым для большинства ВИЧ-инфицированных, так как после первичного шока от постановки диагноза позволяет человеку получить поддержку от близких, не чувствуя себя при этом изгоем. Однако приходится признать, что многие люди с ВИЧ-инфекцией так и не могут преодолеть этот барьер, опасаясь дискриминации и унижений.

Позволим спросить себя, может ли человек, ощущающий негативное отношение к себе со стороны окружающих, полноценно учиться, работать, строить свои отношения, да вдобавок бороться с тяжелым недугом? Прежде чем ответить на этот вопрос, представьте себя на его месте и подумайте, хватило бы у вас духа признаться окружающим в том, что у вас - ВИЧ…

Вслед за этапом отчаяния следует этап отстранения от болезни, когда диагноз воспринимается как «болячка», а в жизни ищутся новые ценности и цели, основанные на получении удовольствия. Затем происходит переосмысление болезни, которая воспринимается уже не как «приговор», а как «начало новой жизни», смысл которой видится в борьбе с недугом. Только на этом этапе появляется принятие смерти.

Как показало наше исследование, есть и седьмой этап отношения к диагнозу (характерный в большей степени для мужчин), где просматривается надежда на будущее и вера в лечение. Примечательно, что диагноз воспринимается на данном этапе не как препятствие жизни, а как ее составная часть, с которой надо выстроить новые отношения.

Можно предположить, что данный путь переживания своего диагноза имеет индивидуальные особенности и предполагает как полное его прохождение от отчаяния до надежды, так и частичное, поэтому адаптация к диагнозу и осознание возможности начала новой жизни наступает далеко не у всех. Большинству ВИЧ-инфицированных больных характерен эйфорический, либо стенический типы отношения к диагнозу. Люди буквально «убегают» от страшного диагноза, загружая себя работой или другими занятиями, активно отбрасывают мысли о болезни, о возможных ее последствиях. Не нужно объяснять, что такое отношение к диагнозу ведет к нередким отказам от врачебного обследования и лечения.

Непроработанность экзистенциальных проблем, неумение найти новый смысл в жизни, неверие в себя, в свои силы, в доброжелательное отношение к себе общества не дает возможности ВИЧ-инфицированным людям жить полноценной жизнью. Страх смерти, непонимание, чем жить, если жизнь может быть так коротка, является тяжелым бременем для многих людей с ВИЧ-инфекцией. В такой ситуации каждый по-разному решает навалившиеся на него проблемы, а подчас и не решает их вовсе, окунувшись в наркозависимость или алкоголизм.

Таким образом, ВИЧ-инфекция нарушает одновременно психологическое будущее, смысл и целостность жизни больных. Жизнь заходит в смысловой тупик, обесценивается, теряет внутреннюю цельность и направленность. ВИЧ-инфекция буквально «выбивает почву» из-под ног, резко занижая самоуважение и уверенность, приводя к непринятию себя, недооценке своих возможностей и отсутствию смысла в жизни, что на фоне негативного отношения общества к данной проблеме формирует стремление держаться замкнуто и обособленно.

В зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности, проработанности экзистенциальных компонентов кризисной ситуации, принятия или отвержения смысла происходящих событий, а также особенностей отношения личности к жизни, смерти и своему заболеванию у ВИЧ-положительных мужчин и женщин можно выделить 4 типа переживания кризисной ситуации ВИЧ-инфекции: «Убегающие от болезни», «Нуждающиеся в помощи», «Ищущие себя и смысл» и «Жизнестойкие».

Можно предположить, что «Убегающие от болезни» находятся на начальных этапах адаптации к диагнозу, в то время как «Жизнестойкие» являются примером его «удачного переживания» (см. рис. 2). Опираясь на концепцию Василюка Ф.Е., согласно которой в процессе переживания критической ситуации человек может отвергнуть реальность, безоговорочно принять ее, преобразить реальность или построить (сотворить) новую жизненную реальность [1, с. 11], мы можем предположить, что «Убегающие от болезни» находятся на стадии отвержения реальности; «Нуждающиеся в помощи» стараются ее принять, «Ищущие себя и смысл» - преобразить; «Жизнестойкие» - построить новую.

Рис. 2. Типы переживания диагноза ВИЧ-инфицированными мужчинами и женщинами
Рис. 2. Типы переживания диагноза ВИЧ-инфицированными мужчинами и женщинами

Таким образом, проведенное нами исследование позволило наметить этапы психологической помощи ВИЧ-инфицированным и показало, что эта помощь может строиться в двух направлениях. Первое направление касается поддержки в переживании (и проживании) ситуации постановки диагноза, когда клиента необходимо сопровождать на всем протяжении его внутреннего движения от страха к надежде. Второе направление может заключаться в помощи осозавания и изменения отношения к себе, своей жизни и смерти, которое может двигаться от осознания избегания болезни к поиску смыслов.

Таким образом, взаимосвязь отношения к жизни, смерти и диагнозу позволяет нам при оказании психологической помощи, изменяя отношение к жизни, «обогащая» ее смыслом, прорабатывая экзистенциальные проблемы, изменить отношение к лечению, а также способствовать адаптации к ВИЧ-статусу, позволяющей принять, преобразить или сотворить жизненную реальность. Помочь избрать оптимальный для клиента путь переживания кризисной ситуации - вот актуальная задача при оказании психологической помощи ВИЧ-инфицированным мужчинам и женщинам.

Но может ли психолог без поддержки общества полноценно помочь адаптироваться ВИЧ-инфицированному? На наш взгляд нет. Только изменения в обществе наряду с квалифицированной психологической помощью могут помочь ВИЧ-инфицированным жить полноценной жизнью.

Как писал знаменитый психолог В. Франкл: «Даже при фатальном заболевании, на пороге смерти, смысл жизни всегда может быть создан оживлением трех экзистенциалов человеческого существования - духовности, свободы и ответственности» [3,с.114]. Духовность, свобода и ответственность - это то, что необходимо оживить не только ВИЧ-инфицированным, но и всем нам. И сколько бы мы не доказывали, что у ВИЧ-инфицированных есть свои права и свободы, мы должны помнить о том, что эти же права и свободы есть и у нас, что делает нас одинаково равными, одинаково свободными и… одинаково ответственными за себя и свою жизнь. Только понимание этого равенства стирает границы между «нами» и «ими», «своими» и «чужими», «больными» и «здоровыми», делая мир единым и в то же время удивительно разнообразным, где каждый имеет право не только отличаться друг от друга, но и помогать друг другу.

Список литературы:

  1. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 3. С. 90-101.
  2. Ленок Д.В. Здоровье населения как фактор социальной дифференциации современного российского общества (на примере распространения ВИЧ-инфекции). Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. соц. наук. Иркутск, 2009.
  3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 367с.

Баканова А.А.,

Баканова А.А., Васильченко О.Н. Переживание кризисной ситуации постановки диагноза у ВИЧ-позитивных мужчин и женщин//Многообразие психологической помощи: Коллективная монография III. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2010. С. 70-75.

См. также
  1. Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте
  2. Баканова А.А. Экзистенциальный контекст преодоления кризисных ситуаций в зрелом возрасте
  3. Баканова А.А., Суров П.В. Экзистенциальные аспекты переживаний при потере ребенка
  4. Баканова А.А. Экзистенциальный кризис и его ресурсы у заключенных
  5. Баканова А.А. Критическая ситуация как столкновение с экзистенциальными проблемами
  6. Баканова А.А. Личностный кризис
  7. Баканова А.А. Смерть и работа горя
  8. Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях (Автореферат диссертации)
  9. Баканова А.А. Архетипическое содержание чувства безопасности
  10. Баканова А.А. Личностный кризис
  11. Баканова А.А. Отношение к смерти и преодоление кризисных ситуаций
  12. Баканова А.А. Употребление психостимуляторов в контексте отношения к жизни и смерти
  13. Баканова А.А. Жизнь и смерть в зеркале души
  14. Кораблина Е.П., Баканова А.А. Искусство исцеления души. Этюды о психологической помощи (под. ред. Е.П. Кораблиной)