ENG
         
hpsy.ru/

../../Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте

Юношеский возраст является одним из важнейших этапов становления зрелой личности. В этот период происходит взросление человека, его профессиональное самоопределение, усвоение норм отношений между людьми; часто на этом этапе образуются прочные дружеские связи, создаются семьи. Современный, постоянно изменяющийся мир требует от юношей активной жизненной позиции, определенной дерзости духа, умения принимать смелые решения и брать ответственность за свои действия. Таким образом, этот возраст является сосредоточением многих потенциальных возможностей человека, судьба которых часто зависит от поступков и экзистенциальных выборов, сделанных в юношестве.

В этом контексте становление здоровой, самоактуализирующейся и творчески развивающейся личности невозможно без обращения к экзистенциальным проблемам, а также без умения эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями и кризисами.

Проблема формирования конструктивных стратегий совладания с кризисными ситуациями представляется особенно актуальной в контексте сохранения и поддержания психологического здоровья нации. Так, неумение эффективно использовать свои внутренние ресурсы, недостаточная развитость навыков эффективного разрешения проблем и самопомощи, а также избегание обращения к экзистенциальным проблемам обуславливает наряду с другими факторами возникновение в современном обществе проблем юношеской наркомании, алкоголизации, криминальной активности и суицидального поведения. С другой стороны, осознанный опыт преодоления трудностей в юношестве является основой для формирования конструктивных стратегий совладания со стрессами и кризисными ситуациями в зрелости, а значит, - способствует профилактике отклоняющегося поведения, успешной адаптации и развитию личности.

В 2001-2002 г.г. нами был предпринят ряд исследований, направленных на изучение взаимосвязи особенностей преодоления кризисных ситуаций и актуальности экзистенциальных проблем в юношеском возрасте. В качестве объекта исследований выступили студентов различных факультетов РГПУ им. А.И. Герцена.

Исследования показали, что осознание экзистенциальных компонентов кризисной ситуации (таких, как, например, наличие смысла в происходящих событиях, переживание в них одиночества или переосмысления собственной жизни) способствует у юношей и девушек активизации внутренних ресурсов, что позволяет им более активно справляться с трудностями. Отсутствие же глубокой внутренней работы, то есть поглощенность только эмоциональными переживаниями без переосмысления и осознания, наоборот, препятствует преодолению кризиса.

Примечательно, что у юношей и девушек 18-21 г. существуют 3 общих способа преодоления кризисной ситуации, связанных с отношением к экзистенциальным данностям:

  1. эффективное разрешение благодаря осознанию смысла кризисной ситуации, использованию конструктивных копинг-стратегий и внутренних ресурсов;
  2. неэффективное разрешение из-за неспособности видеть смысл в ситуации и сильной сосредоточенности на эмоциональных переживаниях;
  3. уход от разрешения кризисной ситуации, избегание связанных с ней негативных переживаний, перекладывание ответственности за преодоление ситуации на других людей.

Специфической особенностью девушек является глубокое эмоциональное проживание кризисной ситуации и умение увидеть в ней смысл. Девушки, сталкиваясь с кризисом, углубляются в его переживание и осмысление, в результате чего становятся способными обращаться к экзистенциальным аспектам трудных жизненных обстоятельств, наделять их особых смыслом.

Специфической же особенностью юношей является стремление снижать эмоциональную значимость кризисной ситуации за счет ухода от ее глубокого осознания. Юноши теряются, сталкиваясь с кризисом, оказываются слишком захвачены негативными переживаниями, что заставляет их в итоге уходить от осознания своих переживаний.

Проведенные исследования подтвердили предположение о том, что эффективность совладания с кризисными ситуациями определяется не столько быстротой их преодоления, сколько глубиной внутренней проработанности собственных переживаний, попыткой использовать возникшую проблему для собственного роста и развития, осознанием экзистенциального контекста кризиса.

Результаты исследований убедительно доказывают необходимость и актуальность психокоррекционной, профилактической и просветительской работы с юношами и девушками, в том числе в рамках образовательной среды. Основными направлениями такой работы является активное обучение, например, в тренинговой форме с использованием групповых и индивидуальных заданий, дискуссий, мини-лекций, арттерапевтических и др. методов. Основными целями подобной работы должно стать обучение эффективным копинг-стратегиям, различным способам самопомощи, навыкам рефлексии, использованию внутренних и внешних ресурсов, принятию ответственности за себя и свою жизнь, умению находить смысл в кризисных ситуациях, а также обращение к экзистенциальным данностям.

Баканова А.А.,

Ссылка: Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте//Безопасность жизнедеятельности - профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт - Петербург, 19-20 ноября 2002 г. - СПб., 2002. С. 82-84.

См. также
  1. Баканова А.А. Экзистенциальный контекст преодоления кризисных ситуаций в зрелом возрасте
  2. Баканова А.А., Суров П.В. Экзистенциальные аспекты переживаний при потере ребенка
  3. Баканова А.А. Экзистенциальный кризис и его ресурсы у заключенных
  4. Баканова А.А. Критическая ситуация как столкновение с экзистенциальными проблемами
  5. Баканова А.А. Личностный кризис
  6. Баканова А.А. Смерть и работа горя
  7. Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях (Автореферат диссертации)
  8. Баканова А.А. Архетипическое содержание чувства безопасности
  9. Баканова А.А. Личностный кризис
  10. Баканова А.А. Отношение к смерти и преодоление кризисных ситуаций
  11. Баканова А.А. Переживание кризисной ситуации постановки диагноза у ВИЧ-позитивных мужчин и женщин
  12. Баканова А.А. Употребление психостимуляторов в контексте отношения к жизни и смерти
  13. Баканова А.А. Жизнь и смерть в зеркале души
  14. Кораблина Е.П., Баканова А.А. Искусство исцеления души. Этюды о психологической помощи (под. ред. Е.П. Кораблиной)