ENG
         
hpsy.ru/

../../Экзистенциальные аспекты переживаний при потере ребенка

Издревле людей пугало все неизвестное, но самой неизведанной и непонятой была и остается проблема смерти. На протяжении веков понимание значения смерти в жизни человека основывалось на религиозном мировоззрении, что и оправдывало односторонность ее объяснения. Но в последнее время в связи с появлением большого интереса к духовному миру человека она стала все чаще обсуждаться, что привело к более многозначному ее пониманию.

Смерть пугает своей неизбежностью и в тоже время своей непознаваемостью. Люди боятся не только говорить о смерти, но и думать о ней. Отрицание смерти создает иллюзию бессмертия. Когда человек запрещает себе думать о ней, ему кажется, что он может ее таким образом отсрочить - если о смерти не вспоминать, то она и не наступит. Такое отношение к смерти укоренилось в сознании людей благодаря табу, наложенному обществом на эту тему.

В своих мыслях, чувствах и поступках человек почти всегда бежит от смерти. Парадокс заключается в том, что неумолимо приближаясь к ней, он тратит все силы, чтобы избежать ее. Но чем быстрее люди убегают от смерти, тем скорее она догоняет их и тогда становится уже слишком поздно, чтобы подготовится к этой встрече. Смерть застигает врасплох, и человек попадаем в ловушку, которую сам же себе и построил.

Чаще бывает легче принять свою смерть (или мысль о ней), чем смерть близкого человека, особенно ребенка. Можно смириться со смертью, когда под ней подразумевается избавление от старости, немощи и болезней, но как смириться с потерей ребенка? Она вызывает непонимание и неприятие происшедшего, гнев, протест, острое чувство несправедливости жизни. Смерть ребенка наиболее полно раскрывает свой противоестественный характер. Такая смерть полностью разрушает представления родителей о мире: его справедливости, мудрости, доброте. И коренным образом меняет понятия о ценности и смысле собственной жизни.

Переживание смерти близкого человека наполнено очень сильными, иногда разрушающими эмоциями и поэтому приводит к изменениям в структуре личности. Эти изменения могут носить отчетливый негативный характер и выражаться, например, в форме агрессивности и враждебности по отношению к окружающим, обвинения в смерти ребенка себя, близких, лечившего его врача или в виде полной отстраненности от всего происходящего вокруг. Также характерной реакцией могут быть попытки суицида, связанные, в первую очередь, с потерей смысла дальнейшей жизни. Эти реакции наблюдаются у многих родителей, потерявших своих детей.

Одной из причин такого разрушения представлений может являться отношение к нему как к части себя. Родители желают своему ребенку лучшей жизни, передают то, что делали или, наоборот, не успели сделать сами. В этом смысле ребенок - возможность достижения бессмертия, живое воплощение их продолжения. Теряя его, родители теряют часть себя, своей жизни, своего будущего. И если представить жизнь как бесконечную череду возможностей, то смерть ребенка - это умирание одной из величайших возможностей человека, умирание надежды на возможность бессмертия.

Почти всегда при смерти ребенка родители погружаются в свое горе, целиком поглощаются потерей. Вся их жизнь в это время часто полностью подчиняется процессу горевания. Теряя ребенка, они как бы теряют себя, забывая или отвергая при этом ценность собственной жизни. Воспоминания о любых событиях, связанных с умершим, приносят боль и страдание. Часто люди вдруг начинают понимать как на самом деле они были счастливы и как не ценили этого.

И какими непереносимыми не были бы чувства вины за смерть своего ребенка, ощущение несправедливой наказанности или невозможности дальнейшего существования без него, все это - естественный процесс при переживании утраты. Для некоторых людей выход из этого состояния становится практически невозможным, однако большинство родителей, спустя определенное время, способны начать восстанавливать свою жизнь, приняв случившееся. Ведь для того, чтобы справиться с таким событием, его надо пережить, отгоревать. И чем полнее родители позволяют себе сделать это, чем более готовы впустить потерю в свою жизнь, тем легче им принять смерть и в той или иной степени смириться с нею. И если человек сможет открыть свое сердце горю, то в ответ сердце поможет ему понять смысл этого горя и обрести прощение.

С помощью чего же удается преодолеть такое сильное потрясение? Вероятно, это происходит благодаря переосмыслению человеком ценности собственной жизни, изменению его отношения к себе и к смыслу человеческого существования в целом. Люди, достигшие этого, проделали большой путь не только в оплакивании потери, горевании, но и в поиске себя, своей связи с миром, причин и значения случившегося.

При переживании потери очень важно найти личный смысл смерти близкого, роль утраты в своей жизни. Как правило, процесс поиска очень болезненный, он может продолжаться длительное время. Но без нахождения этого смысла невозможно пережить смерть другого, а особенно ребенка.

Такая внутренняя работа чаще всего происходит интуитивно, но нередко психотерапевт помогает человеку выйти на этот путь более осознанно. Человек приходит к пониманию, что со смертью близкого собственная жизнь не полностью потеряла смысл, - она продолжает иметь свою ценность и остается такой же значимой и важной, несмотря на потерю. Человек может простить себя, отпустить обиду, принять ответственность за свою жизнь - происходит возвращение себе себя самого.

Переживания такого характера могут нести в себе объяснение собственной жизни, переосмысление ценности бытия и, в конечном итоге, признание мудрости и глубокого смысла во всем происходящем. С этой точки зрения смерть может дать нам не только страдание, но и более полное ощущение собственной жизни; подарить переживание единства и связи с миром, обратить человека к себе.

Таким образом, даже самая тяжелая потеря содержит в себе возможность обретения. Не принимая существования смерти, которая подчиняется собственным законам, независимым от человеческих представлений, люди часто тем самым отрицают высшие закономерности бытия. Принимая же существование потери, страдания, горя в своей жизни люди становятся способными более полно ощутить себя как неотъемлемую часть вселенной, более полно прожить свою собственную жизнь.

Литература.
Баканова А.А., Суров П.В. Экзистенциальные аспекты переживаний при потере ребенка. / Культура на защите детства. - СПБ.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. С. 36 - 38. undefined

Баканова А.А., Суров П.В.,

См. также
  1. Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте
  2. Баканова А.А. Экзистенциальный контекст преодоления кризисных ситуаций в зрелом возрасте
  3. Баканова А.А. Экзистенциальный кризис и его ресурсы у заключенных
  4. Баканова А.А. Критическая ситуация как столкновение с экзистенциальными проблемами
  5. Баканова А.А. Личностный кризис
  6. Баканова А.А. Смерть и работа горя
  7. Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях (Автореферат диссертации)
  8. Баканова А.А. Архетипическое содержание чувства безопасности
  9. Баканова А.А. Личностный кризис
  10. Баканова А.А. Отношение к смерти и преодоление кризисных ситуаций
  11. Баканова А.А. Переживание кризисной ситуации постановки диагноза у ВИЧ-позитивных мужчин и женщин
  12. Баканова А.А. Употребление психостимуляторов в контексте отношения к жизни и смерти
  13. Баканова А.А. Жизнь и смерть в зеркале души
  14. Кораблина Е.П., Баканова А.А. Искусство исцеления души. Этюды о психологической помощи (под. ред. Е.П. Кораблиной)