ENG
         
hpsy.ru/

../../Экзистенциальный кризис и его ресурсы у заключенных

Любая проблема таит дар для тебя.
Ты ищешь проблемы, поскольку нуждаешься
в их дарах.
Р. Бах

Развитие человека и становление личности предполагает, что эти процессы не являются линейными, - их движение может носить причудливый характер и зависеть от индивидуальных особенностей, а также от социальных, культуральных и др. условий. Как известно, в своем развитии каждый человек проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий, переход на которые сопровождается кризисом. Э. Эриксон, например, предполагал, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий и преодоления каждого кризиса, сопровождающего ту или иную стадию развития (Э. Эриксон, 1963).

Однако процессы становления личности и самореализации также являют нам свое замысловатое движение, наполненное, по словам Э. Йоманс, «помимо периодов целостности и гармонии, порывов радости и вдохновения также и периодами дезориентации, отхода назад, борьбы, мрака и кризиса» [2, с.112].

На различных этапах своего жизненного пути человек сталкивается с ситуациями, которые могут спровоцировать личностный или экзистенциальный кризис. Это могут быть кризисы, связанные со смертью любимого человека, с переживанием различного рода утрат, потерей семьи или друга; кризисы, вызванные разлукой, одиночеством, болезнью, работой или отношениями с людьми и т.д.

Кризис - это поворотный момент в жизни человека. К.Г. Юнг говорил об этом так: «Сознание сталкивается с ситуацией, с задачами, до которых оно еще не доросло. Оно не понимает того, что его мир изменился, что оно должно себя перенастроить, чтобы вновь приспособиться к миру» [4, с. 119]. В некотором смысле, кризис предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего развития, это своеобразный ответ на зов потенциальных возможностей личностного роста. И в то же время кризис очень часто возникает тогда, когда человек не в силах принять те изменения, которые происходят в его жизни.

Любой кризис перемещает человека в маргинальное положение или нейтральную зону (A Yeomans., J. Campbell, 1984); положение, когда привычные стереотипы мышления и поведения уже не работают, а новых - еще нет. Это время между концом и началом, «промежуточный период». Во время нахождения в пространстве между «тем, что уже разрушено» и «тем, что еще не создано» человек может понять, что для того, чтобы справиться скритическим периодом в жизни, ему надо встретиться с собой. И при этом он всегда будет один на один с тем, что встретит.

Вот как пишет об этом Э. Йоманс: «Это время, когда чувства заброшенности и одиночества переживаются наиболее остро, а старые символы кажутся лишенными силы, жизни и смысла» [2, с.118]. «Промежуточный период - это время вопросов, а не ответов на них, это время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения» [2, с.127].

О нахождении в этой пограничной области свидетельствует появляющееся в этот период сопротивление, переживаемое как страх изменений; как страх быть другим, оторваться от привычных и потому безопасных стереотипов и отправиться на поиски неизведанного в себе и в окружающем мире.

Принять жизнь такой, какая она есть, очень сложно, в особенности, в такие критические моменты как болезнь, смерть близкого, разлука, потеря или, например, заключение в места лишения свободы. В такие моменты многие люди склонны строить психологические защиты от угроз со стороны реальности. Чем больше защиты создает себе человек, тем более фрагментарно, обеднено, искаженно его восприятие действительности. Как писал С. Левин, «…столкновение с реальностью, которая не согласуется с нашим имиджем, с нашими ожиданиями, смущает и расстраивает нас …и постоянно являет нам истину. Мы же постоянно отворачиваемся от нее. Наши переживания всегда причиняют нам боль. Если человек принимает жизнь, себя во всех проявлениях, страх перед действительностью, страх перед неизвестностью и, наконец, перед смертью - проходит» [3, с. 96].

Как показывает опыт консультирования, страх изменений - это тот привычный страх, который преграждает дорогу всему новому и неизвестному, что приходит в жизнь человека. Он может быть в виде страха лишиться поддержки или потерять любовь, страха быть использованным и не получить ничего взамен, страха быть свободным и одновременно ответственным за свою свободу. Это может быть боязнь не справиться со своими эмоциями и потерять контроль над собой, страх выглядеть глупым, страх разочароваться или соприкоснуться с болью, - чужой или своей собственной. В любом случае это тот страх, который так часто охраняет и поддерживает в человеке иллюзию стабильности собственной жизни, но который так же часто делает человека слишком защищенным, чтобы свободно двигаться вперед.

Любой кризис содержит как позитивный, так и негативный компонент. Если кризис не разрешен или разрешен неадекватно, то это может привнести в личность деструктивный аспект и тем самым затруднить процесс дальнейшего роста и развития. Затяжной, хронический, неразрешенный кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно - психических и психосоматических расстройств.

Но кризис - это не только «угроза катастрофы», но и возможность изменения, перехода на новую ступень развития личности, источник силы. Если человек адекватно разрешает кризис, то это дает ему возможность перейти на следующую ступень развития более зрелой личностью. Кристина и Станислав Гроф отмечают, что «если правильно понять кризис и относиться к нему как к трудному этапу в естественном процессе развития, то он способен дать спонтанное исцеление различных эмоциональных и психосоматических нарушений, благоприятное изменение личности, разрешение важных жизненных проблем и эволюционное движение к тому, что называют высшим сознанием» [1, с. 19].

Ситуация переживается как кризисная тогда, когда человек перестает видеть возможные выходы. Но в то же время в период кризиса человек открыт для нового опыта, а это значит, что кризис может служить основанием для положительных перемен и стать важным личным опытом. Боль, которую испытывает человек в кризисе, мотивирует его на поиск новых путей решения, ресурсов, на приобретение новых навыков и, как следствие, на дальнейшее развитие. Таким образом, характер кризиса можно описать и как трансформирующий, так как он одновременно несет не только отказ от старых, привычных способов бытия, но также поиск и совершенствование новых, более прогрессивных.

Исходя из выше сказанного, мы видим, что кризис предлагает, как минимум, два выхода. Либо человек рискует, открываясь новым возможностям и преодолевая страх изменений, и тогда он переходит на следующую ступень своего развития, получает новый опыт, новые знания о мире и о себе. Либо выбирая, словами Ф. Перлза, безопасность и не желая двигаться дальше, человек приостанавливается в своем развитии, часто при этом разрушая и ограничивая себя.

Таким образом, чтобы развиваться, актуализировать свои потенциальные возможности, а иногда и просто выжить, человеку необходимо учиться справляться с различными кризисными ситуациями. Необходимость принимать изменения в своей жизни позволяет говорить о важности, актуальности и социальной востребованности психологической помощи людям, находящимся в кризисных ситуациях.

Как пример кризисной ситуации, рассмотрим ситуацию заключения в места лишения свободы и основные направления психологической помощи заключенным. Несомненно, кризисы, переживаемые человеком в заключении, будут иметь свои специфические особенности («оттенки»). Но, как показывает опыт практической работы с такими клиентами, центральные моменты этих переживаний остаются общими для всех людей, независимо от того, находятся они на свободе или нет, - «ведь печаль и боль присутствуют в каждом из нас как следствие страданий всего рода человеческого, частицей которого мы являемся» [2, с.135].

Отбывание наказания в местах лишения свободы является для большинства людей сильным психологическим стрессом, который обусловлен изменением условий жизни, ограничением свободы передвижения и контактов с родственниками и близкими людьми, особенностями тюремной субкультуры, невозможностью уединиться и многими другими внешними и внутренними трудностями. Такое кардинальное изменение условий жизни является для многих заключенных экзистенциальным кризисом - ситуацией, которая ставит их лицом к лицу с вопросами собственного бытия.

Кризис в данном случае может стать пространством, в котором у человека появляется возможность изменить что-то в себе и в своей жизни, научиться чему - то новому, переосмыслить, а иногда и впервые осознать свой жизненный путь, собственные цели, ценности, отношение к себе и к другим людям. В этот период может произойти то, что К.Г. Юнг называл «переживанием архетипа смысла»: «Человек запутан и смущен бесконечностью своих переживаний, суждения со всеми их категориями оказываются тут бессильными. Человеческие объяснения отказываются служить, так как переживания возникают по поводу столь бурных жизненных ситуаций, что к ним не подходят никакие истолкования. Это момент крушения, момент погружения к последним глубинам. Здесь не до искусного выбора подходящих средств; происходит вынужденный отказ от собственных усилий, природное принуждение. Не морально принаряженное подчинение и смирение по своей воле, а полное, недвусмысленное поражение, сопровождаемое страхом и деморализацией. Когда рушатся все основания и подпоры, нет ни малейшего укрытия, страховки, только тогда возникает возможность переживания архетипа смысла» [4, с.121].

Это значит, что экзистенциальный кризис, переживаемый человеком в местах лишения свободы, можно рассматривать как ресурс, как своеобразный потенциал для личностного роста. Работа над собой и обращение к собственным страхам - долгий и трудный путь, ведь приобретая что-то очень важное на этом пути, человек вынужден и с чем-то расставаться. Но, несмотря на то, что, изменяя себя и свою жизнь, отказываясь от старых привязанностей, иногда приходиться платить за это дорогую плату, работа с собственными страхами и сопротивлением высвобождает много энергии для роста и развития. И если не испугаться собственного страха, а пойти ему на встречу, то, проходя через пугающее переживание, можно преобразовать страх в «любящее сострадание», вернув тем самым силу страха себе.

Некоторые люди, находясь в заключении, имеют достаточно внутренних сил, чтобы использовать эту ситуацию как возможность для своего дальнейшего роста и развития. В основном это люди, имеющие высокий интеллектуальный и культурный уровень, которые стремятся использовать свое нахождение в заключении с максимальной пользой для себя, своего роста и развития. В целом для них характерно отношение к своему заключению как к важному жизненному уроку или испытанию, посланному судьбой. Все, что происходит с ними в местах лишения свободы, они склонны рассматривать как еще одну возможность для обращения к себе, познания своего внутреннего мира и понимания не только особенностей своего поведения, но и причин, лежащих в их основе.

Эти люди, как правило, обладают большой жизненной энергией и внутренней силой. Как это ни странно, но часто они говорят о своей благодарности судьбе за то, что оказались в тюрьме, потому что те уроки, которые они получили, и те знания о себе, о мире и о других людях, которые они приобрели здесь, позволили им измениться самим и понять, как бы они хотели изменить свою жизнь.

Но очень часто, вставая на путь познания себя, у человека появляется много вопросов, ответить на которые в одиночку бывает очень трудно. И в данном случае обращение к психологу, работающему в пенитенциарном учреждении, - это шанс найти ответы хотя бы на некоторые из них.

Консультативная работа с клиентами в пенитенциарном учреждении показывает, что часто их волнуют проблемы, лежащие в основе человеческого существования. Индивидуальная работа с такими клиентами очень часто приводит к встрече с экзистенциальными и трансперсональными проблемами человеческой жизни (поиск смысла, принятие ответственности, страх смерти, стремление к изменению и росту, поиск внутренней силы и т.д.). Обращаясь к образам и символам, имеющим архетипическую природу, они обращаются тем самым к коллективному бессознательному, в котором заключена огромная энергия духовного преобразования.

Такая работа позволяет людям по-новому взглянуть на себя и на совершенное ими преступление, переосмыслить свой жизненный путь и, возможно, найти в себе силы для дальнейших изменений и развития.

Многих заключенных, особенно перед освобождением, экзистенциальный кризис подводит к вопросу о выборе дальнейшего жизненного пути. В частности - это выбор между тем, чтобы продолжать криминальный образ жизни (нарушение законов, совершение преступлений, употребление наркотиков и т.д.) или изменить его на некриминальный. И какое решение заключенный примет в этой ситуации, во многом зависит только от него самого - от его внутренних сил, желания, от ответственности, которую он готов принять, от смысла, придаваемого этому испытанию.

Для того чтобы принять решение, куда в своей жизни двигаться дальше, заключенным предстоит сделать выбор. Но наличие выбора между ситуациями говорит о том, что внутри личности также существует выбор. Говоря языком психосинтеза, заключенный сталкивается со своими субличностями, - с различными, иногда противоположными частями (потребностями) своей личности.

В процессе психологического консультирования, говоря о выборе своего жизненного пути, многие заключенные часто отмечают, что в них борются две основные силы человеческой души - «темная» и «светлая». Как писал К. Г. Юнг, судьба души - это «небеса и ад» и «без переживания этой противоречивости нет опыта целостности, а тем самым нет и внутреннего доступа к священным образам» [4, с. 249]. Обращаясь к психологу за помощью, заключенные имеют возможность познакомиться с этими различными частями себя, обратиться к ним «здесь и сейчас».

«Темная» сторона - это часто то, что привело их на криминальный путь, то, что помогает, а иногда и заставляет совершать преступления. Эта часть описывается в категориях зла и представляется в виде таких ахретипических образов, как тень, монстр, демон, темный силуэт, стоящий за спиной. Часто, особенно у рецидивистов, это очень сильная и могущественная часть, которая обладает большой властью, а потому не только оказывает своему «хозяину» покровительство, но подчас и подавляет его, делает зависимым, жестоко наказывает за «непослушание».

Но в любом человеке, даже в преступившем закон, есть и «светлая» часть, олицетворяющая такие высшие ценности, как доброту, любовь, сострадание, умение совершать благородные и бескорыстные поступки, способность быть щедрым, заботиться о других и помогать. Часто во время консультативных сессий эта часть предстает очень маленькой и беззащитной. Но все же она, порой негромко, но настойчиво, обращает на себя внимание, заставляет прислушиваться к себе, заявляет о своем праве на существование. Именно эта часть зовет к изменениям, ищет выход из кризиса. В визуализациях она предстает в виде светлого шара, креста, сверхчеловека, ослепительного сияния.

Психотерапевтические сессии с заключенными создают необходимое пространство для встречи этих двух миров, во время которой у них есть возможность поговорить и выразить друг другу свои желания, чувства, потребности и опасения. Часто именно на этих встречах происходят инсайты и удивительные открытия.

Например, отношение к темной части, представлявшейся в виде Демона - огромного, обладающего нечеловеческой силой, злого, агрессивного и безжалостного, имеющего отвратительную внешность (открытые раны, части тела, лишенные кожи, торчащие из мышц кости), вдруг изменяется. Вместо страха перед могуществом Демона и его безжалостностью у клиента появляется сочувствие к его ранам и страданиям. Демон перестает быть пугающим и опасным, потому что клиент начинает видеть в нем израненное существо, нуждающееся в помощи, поддержке и заботе; существо, которое устало от борьбы и боли и которое злиться, потому что чувствует себя отчаявшимся и беспомощным. Такое преобразование страха в сострадание очень часто является целительным, так как позволяет человеку по-новому взглянуть на себя, соприкоснуться со своей глубинной болью, увидеть ее и принять.

Разрешение экзистенциального кризиса, в частности выбор своего дальнейшего жизненного пути - решение сложное и ответственное. И здесь нельзя не согласиться со словами К.Г. Юнга, что «судьба человека часто зависит от переживаемой трансформации» [4, с.126].

Для заключенных разрешение экзистенциального кризиса - это шанс изменить свою жизнь, уйти из криминального мира. Очень часто люди, находящиеся в заключении, называют этот выбор «борьбой за душу». И хотя каждый из них совершает этот выбор по-своему, главное, о чем они могут узнать - они выбирают сами.

Совместная работа с психологом в данных случаях способна создать условия для нахождения и актуализации внутренних ресурсов, которые помогут заключенным в изменении криминального сознания, в выборе дальнейшего жизненного пути, в профессиональном самоопределении, а также в их духовных поисках.

Подводя итоги, хочется еще раз обратиться к словам К.Г. Юнга, который очень точно выразил то, что так часто приходится переживать во время психотерапевтических сессий с заключенными: «Очная ставка с темной половиной личности, с так называемой Тенью, сама собой получается в любом мало-мальски основательном лечении. Открытый конфликт неизбежен и мучителен. Меня уже частенько спрашивали:»И что Вы с этим делаете?«Я ничего не делаю; я вообще не могу ничего делать, как только с определенным доверием Богу ожидать, пока из конфликта, выдержанного с терпением и мужеством, не получится неожиданная для меня концовка, которая суждена данному человеку. …Можно мне верить, что это - вещи совсем необычные. Скорее, они принадлежат к самому значительному, что мне когда - либо приходилось видеть» [4, с.259].

Литература:

  1. Гроф С., Гроф К. Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса. // В кн.: Духовный кризис. Статьи и исследования. М.: МТМ, 1995. - 256 с.
  2. Йоманс Э. Самопомощь в мрачные периоды. // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. /Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - С. 108-136.
  3. Левин С. Кто умирает? К.: «София», 1996. - 352 с.
  4. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.

Баканова А.А.,

Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общественной практике: Сб. науч. трудов. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С.67 - 74.

См. также
  1. Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте
  2. Баканова А.А. Экзистенциальный контекст преодоления кризисных ситуаций в зрелом возрасте
  3. Баканова А.А., Суров П.В. Экзистенциальные аспекты переживаний при потере ребенка
  4. Баканова А.А. Критическая ситуация как столкновение с экзистенциальными проблемами
  5. Баканова А.А. Личностный кризис
  6. Баканова А.А. Смерть и работа горя
  7. Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях (Автореферат диссертации)
  8. Баканова А.А. Архетипическое содержание чувства безопасности
  9. Баканова А.А. Личностный кризис
  10. Баканова А.А. Отношение к смерти и преодоление кризисных ситуаций
  11. Баканова А.А. Переживание кризисной ситуации постановки диагноза у ВИЧ-позитивных мужчин и женщин
  12. Баканова А.А. Употребление психостимуляторов в контексте отношения к жизни и смерти
  13. Баканова А.А. Жизнь и смерть в зеркале души
  14. Кораблина Е.П., Баканова А.А. Искусство исцеления души. Этюды о психологической помощи (под. ред. Е.П. Кораблиной)