Для каждого человека переживание чувства безопасности, психологической защищенности и доверия течению жизни глубоко специфичны, что определяется, на первый взгляд, лишь индивидуальным опытом. Однако, отвечая на вопрос, чувствую ли я себя безопасно в этом мире, мы приходим к таким экзистенциальным вопросам, как отношение к жизни и смерти. Столкновение именно с этими категориями и их физическое и/или символическое прохождение могут определять в конечном итоге чувство безопасности не как ситуативное переживание, а как фундаментальную личностную характеристику. Таким образом, базовое чувство безопасности и защищенности - это некая индивидуальная точка в континууме «жизнь - смерть».
Именно поэтому индивидуальный способ разрешения дилеммы между безопасностью и небезопасностью жизни тесно связан с обращением к коллективному бессознательному, а именно к архетипам, которые отражают в индивидуальной символике первичные модели человеческого поведения в универсальных жизненных ситуациях, среди которых особое место занимают рождение и умирание. Можно предположить, что формирование чувства собственной безопасности на более глубоких уровнях сознания сопровождается архетипическим прохождением цикла жизни-смерти-возрождения.
Так как чувство безопасности определяется отношениями между архетипами Жизни и Смерти, то оно может быть выражено в определенных символах. Интересным здесь является тот факт, что выбор личностью символики, дающей представление о переживании безопасности в контексте архетипов Жизнь-Смерть, тесным образом связан с такими личностными особенностями, как уверенность, эмоциональная уравновешенность, наличие внутренних ресурсов, умение разрешать критические ситуации, противостоять стрессу.
Для подтверждения этих идей обратимся к результатам нашего исследования, посвященного изучению символики архетипов Жизни и Смерти и ее взаимосвязи с личностными особенностями старшеклассников. Так, в представлении о жизни юношей, имеющих выраженный уровень фрустрации и тревожности, а также использующих в своем поведении неэффективные копинг-стратегии, отсутствуют типичные символы, связанные с жизненной энергией (Дерево, Солнце, Бегущая Лошадь, Звезда, Рыба). Символика кризиса в данной группе представлена образами препятствий (стена, клетка, камни, дыры, человек в яме), а преодоление кризиса связывается с образами посторонней помощи (Ангел-спаситель; Орел, вытаскивающий человека из ямы), что может свидетельствовать о затрудненном доступе к личностным ресурсам.
С другой стороны, у старшеклассников, использующих эффективные копинг-стратегии, отсутствуют символы кризиса как разрушительной силы (расколотое молнией дерево, разбитое надвое сердце, расколотая звезда) или стихийного бедствия (гроза, смерч, наводнение, тонущий корабль). Это может говорить о более конструктивном восприятии кризиса, основанном на возможности преобразования и использования его энергии; отсутствии в его характеристиках категорий непоправимости, масштабности, фатальности.
Для старшеклассников, чья символика жизни связана с безопасностью (образы Дома, Земли, рубашки младенца, а также норы, пещеры), смерть не является на уровне ассоциаций и символов пугающим событием и, что особенно интересно, юноши этой группы обладают значимо низким уровнем тревожности и фрустрации. Хочется сказать несколько слов о символах, отражающих чувство защищенности и безопасности в жизни. Так, например, Земля - универсальный символ материнства и защиты, плодородия и хлеба насущного. Дом символизирует освоенное, покоренное пространство, где человек чувствует себя в безопасности. Рубашка младенца - образное изображение эмбриональной пеленки, которая считается счастливой приметой и воспринимается как талисман. Образы норы и пещеры имеют одинаковое значение, являясь еще с первобытных времен символами убежища, укрытия и материнской утробы; местом, где сконцентрированы жизнетворные силы и где посвященные возрождаются в духовном смысле.
Таким образом, базовое чувство безопасности, дающее уверенность в своих силах и оптимистическую установку на жизнь, приводит к тому, что юноши используют в своем поведении в основном эффективные копинг-стратегии и могут самостоятельно справляться с проблемными ситуациями.
Из этих результатов мы видим, что существование в индивидуальном бессознательном категории безопасности жизни, является мощным личностным ресурсом, позволяющим человеку занимать активную жизненную позицию и развиваться. Как полагал К.Г. Юнг, архетипы являются богатейшим хранилищем унаследованного от предков знания о глубинных взаимоотношениях между Богом, Человеком и Космосом, а потому могут стать незаменимым источником для возрождения этой связи, утерянной современным человеком и потому погрузившимся в состояние экзистенциальной изоляции, растерянности, тревоги и беззащитности перед собственной жизнью.
Статья опубликована:
Архетипическое содержание чувства безопасности. //
«Направления и перспективы развития образовательной области
«Безопасность жизнедеятельности». Материалы VII
Всероссийской научно-практической конференции по проблемам
непрерывного образования в области безопасности
жизнедеятельности, Санкт - Петербург, 14-21 ноября 2003 г. -
СПб., Изд-во «Союз», 2003. С. 27-29.