ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Баканова А.А.

Анастасия Александровна БАКАНОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Базовое образование:

В 1995 году закончила РГПУ им. А.И. Герцена по специальности «психология».

Дополнительное образование:

1996 - 1999 г.г. - Международная школа консультирования, психотерапии и ведения групп при Институте психотерапии и консультирования «Гармония» (1200 часов).
1995 - 2000 гг. - аспирантура РГПУ им. А.И. Герцена по специальности «психология личности» (научная степень кандидата психологических наук).

Семинары и курсы повышения квалификации:

1998 г. - курсы повышения квалификации по программе «Современные информационные технологии» (РГПУ им. А. И. Герцена, 136 часов)

1999 г. - семинар «Системное мышление, иерархия и организационное развитие» (Mark Horovitz)

1999 г. - семинар «Клиническое применение психонейроиммунологии» (Stenly Selib, Ed. M, LMHC Instructor).

2000 г. - семинар «Теория и практика кинотерапии» (Т.И. Сытько, ИПП «Иматон», 24 ч.).

2003 г. -семинар «Использование идеографических техник в консультативной работе» (Проект Ю.Л., Институт практической психологии СЗО РАО, 24 ч.).

Опыт практической профессиональной деятельности:


1995 г. - по наст. время - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, доцент кафедры психологической помощи·

2001 - 2003 г.г. - сотрудничество с ЗАО ССП «ВЕРА» и ЗАО «Коллегия Петербургских консультантов», тренер-консультант, специалист по организационному развитию и управлению персоналом.·

1998 - 2000 г.г. - следственный изолятор № 6 ГУИН МЮ РФ по СПб и ЛО, лейтенант внутренней службы, психолог группы психологического обеспечения

1995 - 1997 г.г. - Северо-Западный Университет психологии и организации управления, зав. лабораторией профотбора.

с 1995 года - организация и проведение психологических тренингов.

с 1997 года - индивидуальное психологическое консультирование.

Опыт педагогической деятельности:

С 1995 года, являясь преподавателем РГПУ им. А.И. Герцена (от ассистента до доцента), вела следующие учебные курсы:
· «Психологическое консультирование»
· «Психологическая коррекция и помощь»
· «Психологическая коррекция детей и подростков»
· «Психотерапия»
· «Психологическая помощь в кризисных ситуациях»
· «Основы психологической помощи»
· «Методы активного социально-психологического обучения»
· «Основные психологические концепции»
· «Психологические концепции личности»
· «Возрастная психология»
· «Психология развития».

В течение последних нескольких лет разработаны и апробированы 4 авторские программы:
· «Психология кризиса»
· «Многообразие психологической помощи в кризисных ситуациях»
· «Психология личности и индивидуальности»
· «Основы организации и проведения психологических тренингов»


С 1995 года были разработаны и проведены программы коммуникативных, методических и личностно-ориентированных тренингов, в т.ч. авторские:

  • «Особенности психологической помощи при переживании потери»
  • «Перед лицом смерти: взгляд в себя»
  • «Кризисные ситуации: дар принимать изменения»
  • «Многообразие психологической помощи в кризисных ситуациях»
  • «Основные методы психологической коррекции»
  • «Использование арт-терапии в психологической помощи»
  • «Методы арт-терапии в работе с детьми»
  • «Основы психологического консультирования»
  • «Организация и проведение психологических тренингов»
  • «Славянские обряды в практике куклотерапии»
  • «Многообразие психотерапевтического опыта»
  • «Помощь помогающему»

Опыт научной деятельности:

2000 г. - защита кандидатской диссертации на тему «Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях» по специальности 19.00.11 «Психология личности».

Научное руководство: В течение 9 лет преподавательской деятельности под моим руководством были защищены 36 дипломных работ, 9 выпускных квалификационных работ и 1 магистерская диссертация.

Являюсь постоянным участником (а в последнее время и докладчиком) Ежегодной Международной конференции по арттерапии и Ежегодной Международной конференции по разрешению конфликтов.

В 2004 - 2005 г.г., являясь победителем Конкурса на Грант Президента РФ, участвую в проведении научного исследования по теме «Психологическая помощь онкологически больным детям», носящего прикладной характер.

2004 г. - в рамках выигранного Гранта совместно с организацией «Дети и родители против рака» реализуется программа «Новый день» проекта «Психологическая помощь детям с онкологическими заболеваниями и их родителям с использованием арт-терапии» (childrencancer@peterlink.ru)


Область научных интересов:

  1. В первую очередь, научные интересы находятся в сфере экзистенциальной и трансперсональной психологии, а также психологической помощи:
    · отношение к жизни и смерти
    · особенности переживания горя и психологическая помощь в нём
    · кризис и совладание с критическими жизненными ситуациями
    · психологическая помощь детям с онкологическим заболеванием
    · арт-терапия в практике психологической помощи, в том числе с использо-ванием славянских ритуалов
    · мифы и мифология в психологической помощи
    · духовный кризис, измененные состояния сознания, мистический опыт
    · обретение внутренней силы и личностный рост
  2. Во вторую очередь, научные интересы связаны с организационной психологией и управлением персоналом, что находит отражение во многих прикладных и исследовательских проектах, выполненных на базе коммерческих и производственных предприятий Санкт-Петербурга в течение 2001 - 2004 г.г. Сейчас особый интерес представляют проекты, позволяющие реализовать работу с ритуалами и мифологическими сюжетами в русле организационного консультирования.
Публикации
  1. + Архетипическое содержание чувства безопасности
  2. + Жизнь и смерть в зеркале души

    Данная статья написана по результатам мастерской, проведенной Бакановой А.А. и Королевой Т.Ю. в рамках Международной конференции "Я и другой: пространство отношений" (29 апреля - 3 мая 2009 г.) и представляет собой обобщение опыта тех, кто отправился вместе с нами в непростое путешествие к истокам своей души, - туда, где есть иное, нерациональное знание о жизни, смерти и себе.

    Источник: // Баканова А.А. Жизнь и смерть в зеркале души //Многообразие психологической помощи II: Коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 28-37.

  3. + Критическая ситуация как столкновение с экзистенциальными проблемами
  4. + Личностный кризис
  5. + Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях (Автореферат диссертации)
  6. + Отношение к смерти и преодоление кризисных ситуаций

    Критическая ситуация (как ситуация столкновения с основными экзистенциальными категориями) предоставляет личности возможности как для роста, так и для регресса, "ухода в страдания". Выбор стратегии ее преодоления в этом случае зависит только от самой личности, и выбор этот будет основан на принятии или отвержении смысла, а также на особенностях отношения к жизни и смерти.

    Источник: // Баканова А.А. Отношение к смерти и преодоление кризисных ситуаций //Многообразие психологической помощи: Коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 46-53.

  7. + Переживание кризисной ситуации постановки диагноза у ВИЧ-позитивных мужчин и женщин

    Проведенное нами в 2009 году на базе Медицинского центра по профилактике и борьбе со СПИДом исследование среди ВИЧ-инфицированных 20-30 лет, не отягощенных наркозависимостью (31 мужчина и 34 женщины на III стадии заболевания со сроком постановки диагноза около двух лет), показало, что переживание данной кризисной ситуации имеет ряд этапов. Взяв за основу графическое изображение реаций на известие о диагнозе, предложенное Э. Кублер-Росс, можно описать феноменологическую модель переживания диагноза у ВИЧ - инфицированных мужчин и женщин, основанную на изменении их отношения к жизни, смерти и диагнозу (см. рис. 1).

    Источник: // Баканова А.А., Васильченко О.Н. Переживание кризисной ситуации постановки диагноза у ВИЧ-позитивных мужчин и женщин//Многообразие психологической помощи: Коллективная монография III. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2010. С. 70-75.

  8. + Смерть и работа горя
  9. + Употребление психостимуляторов в контексте отношения к жизни и смерти

    Жизнь в мегаполисе практически не создает условий для осмысления экзистенциальных данностей, глубокого самопознания и обращения к себе, понимания собственных мыслей и осознания собственных чувств. Ведущими ориентирами и ценностями становятся такие понятия, как "быстрее" и "больше": "быстрые обеды", "быстрое избавление от любой боли", "быстрый Интернет", "безлимитное общение" и т.п. прочно укрепилось в сознании, формируя представление о жизни как о процессе, в котором все должно происходить легко, быстро, приятно, без проблем и без какой-либо внутренней работы личности. Не удивительно, что многие люди, особенно молодежь, прибегают к помощи различных способов поддержания высокого энергетического тонуса и хорошего настроения.

    Источник: // Баканова А.А. Употребление психостимуляторов в контексте отношения к жизни и смерти//Тезисы 5-ой Российской конференции по экологической психологии (Москва, 26-27 ноября 2008 г.) /Научный редактор М.О. Мдивани. - М.: Психологический институт РАО, 2008. -

  10. + Экзистенциальные аспекты переживаний при потере ребенка

    Издревле людей пугало все неизвестное, но самой неизведанной и непонятой была и остается проблема смерти. На протяжении веков понимание значения смерти в жизни человека основывалось на религиозном мировоззрении, что и оправдывало односторонность ее объяснения. Но в последнее время в связи с появлением большого интереса к духовному миру человека она стала все чаще обсуждаться, что привело к более многозначному ее пониманию. Смерть пугает своей неизбежностью и в тоже время своей непознаваемостью. Люди боятся не только говорить о смерти, но и думать о ней. Отрицание смерти создает иллюзию бессмертия. Когда человек запрещает себе думать о ней, ему кажется, что он может ее таким образом отсрочить — если о смерти не вспоминать, то она и не наступит. Такое отношение к смерти укоренилось в сознании людей благодаря табу, наложенному обществом на эту тему.

  11. + Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте
  12. + Экзистенциальный контекст преодоления кризисных ситуаций в зрелом возрасте
  13. + Экзистенциальный кризис и его ресурсы у заключенных

    Кризис — это поворотный момент в жизни человека. В некотором смысле, кризис предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего развития, это своеобразный ответ на зов потенциальных возможностей личностного роста. И в то же время кризис очень часто возникает тогда, когда человек не в силах принять те изменения, которые происходят в его жизни. Любой кризис перемещает человека в маргинальное положение или нейтральную зону (A Yeomans., J. Campbell, 1984); положение, когда привычные стереотипы мышления и поведения уже не работают, а новых — еще нет. Это время между концом и началом, «промежуточный период». Во время нахождения в пространстве между «тем, что уже разрушено» и «тем, что еще не создано» человек может понять, что для того, чтобы справиться скритическим периодом в жизни, ему надо встретиться с собой. И при этом он всегда будет один на один с тем, что встретит. Вот как пишет об этом Э. Йоманс: «Это время, когда чувства заброшенности и одиночества переживаются наиболее остро, а старые символы кажутся лишенными силы, жизни и смысла» [2, с.118]. «Промежуточный период — это время вопросов, а не ответов на них, это время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения» [2, с.127].

  14. +Искусство исцеления души. Этюды о психологической помощи (под. ред. Е.П. Кораблиной)[недоступно]

    В пособии рассматривается многообразие подходов к оказанию психологической помощи. В первой части книги представлены теоретико-методологические основания помогающей психологической деятельности, во второй психологическое консультирование рассматривается как вид помощи, в третьей и четвертой описаны специальные ее методы и формы в различных ситуациях. Пособие адресовано как специалистам в области практической психологии, так и тем, кто ее изучает, осваивает и интересуется данной профессиональной деятельностью.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://lib100.com/book/practic_psychology/psych_care/_%CA%EE%F0%E0%E1%EB%E8%ED%E0%20%C5.%CF.,%20%C8%F1%EA%F3%F1%F1%F2%E2%EE%20%E8%F1%F6%E5%EB%E5%ED%E8%FF%20%E4%F3%F8%E8.pdf
  15. +Личностный кризис[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.personality-chel.ru/index/?node=243
См.также