ENG
         
hpsy.ru/

../../Отношение к смерти и преодоление кризисных ситуаций

Рождение и смерть - события фундаментальной
значимости, определяющие весь остальной опыт.
Это альфа и омега человеческого существования;
психологическая система, которая их не учитывает,
будет поверхностной, неполной и ограниченной.
С. Гроф

Столкновение со смертью (психологической или физической) является по своей сути амбивалентной ситуацией: с одной стороны, она может оказать разрушительное действие на личность (выразиться в усилившемся страхе смерти), а с другой - придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. На основании работ Р. Ассаджиоли, Дж. Бьюдженталя, Т. и Э. Йоманс, С. Левина, А. Маслоу, Р. Мэя, Дж. Рейнуотер, В. Франкла, Э. Фромма, И. Ялома и др. можно выделить различные варианты столкновения со смертью. Оно может рассматриваться как возможность испытать чувство любви, обрести смысл жизни, стать собой, но также может привести к усилению страха смерти и потери [3, с. 182-195].

По словам М.Ш. Магомед-Эминова, «изучение личности в рамках парадигмы «жизнь-смерть» является важнейшим общетеоретическим положением и методологическим принципом… для описания и объяснения феномена «пребывания» личности в аномальной, катастрофической жизненной ситуации и после возвращения человека в обычный мир. Отсюда следует, что трансформации личности в травматических и посттравматических жизненных ситуациях необходимо изучать через призму особого опыта «жизнь- смерть», который приобретает человек» [5, с. 27].

Любой кризис содержит как позитивный, так и негативный компонент. Негативная составляющая заключается в том, что для личности, находящейся в критической ситуации, характерна загруженность неразрешенными проблемами, чувство безнадежности, беспомощности, переживание жизни как "тупика". Но кризис - это не только "угроза катастрофы", но и возможность изменения, перехода на новую ступень развития личности, источник силы и в этом его позитивный аспект. Таким образом, характер кризиса описывается как трансформирующий, так как он одновременно несет не только отказ от старых, привычных способов бытия, но также поиск и совершенствование новых.

В отечественной психологии критические ситуации в жизни человека понимаются как предпосылка личностных изменений - изменяется социальная ситуация развития личности, происходит смена ролей, изменяется круг лиц, включенных во взаимодействие с ним, спектр решаемых проблем и образ жизни. В этой связи важнейшей теоретико-методологической основой исследований отношения к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях выступают конструктивные и неконструктивные стратегии совладания личности с критическими жизненными ситуациями (Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь, Н.В. Веселова, Л. Лазарус, Н.Е. Сирота, Н.В. Тарабрина, В.А. Ташлыков, Р. Фолькман, Е. Хейм, Е.И. Чехлатый, В.М. Ялтонский).

Таким образом, критическая ситуация может переживаться личностью по-разному. С одной стороны, она может оказать разрушительное действие, повышая тревогу и депрессию, чувство беспомощности и безнадежности, что может привести к жизненному кризису. А с другой, - придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. В любом случае столкновение с критической ситуацией болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к жизни, смерти, себе и ценностям, что формирует различные жизненные стратегии, помогающие человеку выйти из критической ситуации. Все отмеченное выше позволяет говорить о необходимости психологической помощи лицам, находящимся в критической жизненной ситуации.

Рассмотрим результаты некоторых наших исследований (1998-2007 г.г.), направленных на изучение отношения к жизни, смерти и кризисным ситуациям у мужчин и женщин в различные возрастные периоды (18-20 и 35-45 лет).

Как показали полученные данные, кризисная ситуация в одинаковой степени воспринимается мужчинами и женщинами как сложная ситуация, которая возникает внезапно, является неконтролируемой и вызывает изменения в жизни. Для юношей и девушек она представляет собой неожиданную ситуацию, сопровождающуюся сложностями в принятии решения и физическим и психологическим дискомфортом, которая в то же время может мобилизовать, являясь импульсом к действию, и вызывать определенные изменения в личности человека.

Наиболее тяжелой кризисной ситуацией вне зависимости от возраста является ситуация смерти близкого человека. Также значимой ситуацией, вызывающей кризис, является разрыв близких отношений (например, предательство, расставание или развод). Однако в отличие от женщин, мужчины более озабочены ситуациями потери работы и семейными проблемами. Женщинами к категории кризисных ситуаций относятся болезни детей и родственников, финансовые проблемы и даже стихийные бедствия.

В целом, совладание со стрессом имеет у мужчин и женщин в разные возрастные периоды общие закономерности, возможно, обусловленные культурно и социально и проявляющиеся в частом использовании копинг-стратегий когнитивной сферы, что говорит о тенденции рационально перерабатывать сложившиеся ситуации. Интересно, что женщины в большей степени, чем мужчины используют такие стратегии, как «религиозность», «эмоциональная разгрузка» и «покорность/безнадежность». В поведении же мужчин чаще встречаются стратегии «самонаблюдение», «придание смысла» и «подавление эмоций».

Результаты исследования свидетельствуют о том, что мужчины и женщины зрелого возраста испытывают наибольшие затруднения в использовании эффективных копинг-стратегий эмоциональной сферы, ведь, как известно, такие стратегии, как «подавление эмоций», «самообвинение» или «безнадежность» - наиболее разрушительные для психологического здоровья личности.

В отличие от старшей возрастной группы, юноши достоверно чаще, чем девушки, используют стратегии «отвлечение», «изоляция» и «самообладания». Как видно, юноши склонны в кризисных ситуациях стараться забыть о трудностях, переключившись на какое-нибудь любимое дело или ту деятельность, в которой они успешны, остаться наедине с собой. Вопреки нашим ожиданиям, мы не обнаружили существенных различий в выборе копинг-стратегий между юношами и девушками.

Интересным является тот факт, что внутри каждой возрастной группы и между ними мало значимых различий. Складывается впечатление, что жизненный опыт, в том числе и опыт преодоления кризисов, принципиально не изменяет стратегии выхода из критических жизненных ситуаций, которые являются в большей степени универсальными.

Так, мужчины и женщины достаточно активны в преодолении жизненных трудностей, хотя не вполне удовлетворены успешностью этого преодоления. Женщины и девушки более эмоционально реагируют на кризисные ситуации и субъективно выше оценивают силу своих переживаний. Женщины чаще прибегают к внешней помощи для их разрешения и дольше воспринимают ситуации как окончательно неразрешенные, «хронические». Примечательно, что женская выборка значимо отличается от мужской именно по этим двум показателям - силе кризисных ситуаций и низкой степени их преодоления.

Мужчины, наоборот, в кризисе пытаются контролировать свои эмоции, опираться в разрешении проблемы на собственные ресурсы и более решительно справляться с возникшими трудностями, не оставляя их на будущее. Примечателен тот факт, что женщины и девушки несколько в большей степени оценивают и наличие в переживаемых ими кризисных ситуациях экзистенциальных проблем смерти, смысла и одиночества. Мужчины рассматривают происходящие с ними ситуации в большей степени как столкновение с проблемой ответственности.

Исследование показало, что осознание экзистенциальных компонентов кризисной ситуации (таких, например, как наличие смысла в происходящих событиях, переживание в них одиночества или переосмысления собственной жизни) способствует у юношей и девушек активизации внутренних ресурсов, что позволяет им более активно справляться с трудностями. Отсутствие же глубокой внутренней работы, то есть поглощенность только эмоциональными переживаниями без переосмысления и осознания, наоборот, препятствует преодолению кризиса.

  • Примечательно, что у юношей и девушек 18-20 лет существуют 3 общих способа преодоления кризисной ситуации, связанных с отношением к экзистенциальным данностям:
  • эффективное разрешение благодаря осознанию смысла кризисной ситуации, использованию конструктивных копинг-стратегий и внутренних ресурсов;
  • неэффективное разрешение из-за неспособности видеть смысл в ситуации и сильной сосредоточенности на эмоциональных переживаниях;
  • уход от разрешения кризисной ситуации, избегание связанных с ней негативных переживаний, перекладывание ответственности за преодоление ситуации на других людей.

Специфической особенностью девушек является глубокое эмоциональное проживание кризисной ситуации и умение увидеть в ней смысл. Девушки, сталкиваясь с кризисом, углубляются в его переживание и осмысление, в результате чего становятся способными обращаться к экзистенциальным аспектам трудных жизненных обстоятельств, наделять их особых смыслом.

Специфической же особенностью юношей является стремление снижать эмоциональную значимость кризисной ситуации за счет ухода от ее глубокого осознания. Юноши теряются, сталкиваясь с кризисом, оказываются слишком захвачены негативными переживаниями, что заставляет их в итоге уходить от осознания своих переживаний.

Анализ результатов, полученных на выборке мужчин и женщин 35-45 лет, показал, что наличие неразрешенных экзистенциальных проблем препятствует эффективному совладанию с кризисными ситуациями, лишая женщин необходимых для этого внутренних ресурсов, а мужчин - возможности использовать эффективные копинг-стратегии, связанные с обращением за помощью к другим людям или самоконтролем. Интересно, что успешность преодоления кризисной ситуации напрямую связана для мужчин и женщин с умением опираться на свои внутренние ресурсы и собственную активность. Примечательно, что успешно разрешить кризисную ситуацию с использованием эффективных копинг-стратегий женщине могут помешать сильные и глубокие эмоциональные переживания, а мужчине - неумение использовать собственные внутренние ресурсы.

По результатам исследования можно сказать о том, что для мужчин и женщин разрешение экзистенциальных проблем является мощным внутренним ресурсом для преодоления кризисных ситуаций, помогающим выбирать эффективные копинг-стратегии и успешно справляться с жизненными трудностями. Причем, успешно справиться с кризисными ситуациями мужчинам помогают такие копинг-стратегии, как сотрудничество со значимыми людьми, обращение за помощью и альтруизм, а женщинам - сохранение самонаблюдения, придание происходящим событиям смысла и оптимизм.

Проведенные исследования подтвердили предположение о том, что эффективность совладания с кризисными ситуациями определяется не столько быстротой их преодоления, сколько глубиной внутренней проработанности собственных переживаний, попыткой использовать возникшую проблему для собственного роста и развития, осознанием экзистенциального контекста кризиса.

Анализ результатов исследований, проведенных нами среди лиц, переживающих различные кризисные ситуации [1] показал, что, переживая кризис, личность сталкивается с необходимостью «инвентаризации» своих представлений о жизни и смерти. Кризисная ситуация является для личности столкновением со смертью, причем принятие смерти становится центральным моментом для формирования представлений об основных экзистенциальных проблемах.

Совладание с критической ситуацией может проходить двумя различными, но, тем не менее, связанными между собой путями, зависящими от отношения личности к этой ситуации. Нами выделены два таких отношения - «Критическая ситуация как возможность роста» и «Критическая ситуация как страдание».

В первом случае глубокая рефлексия над смертью связана с гармоничной Я - концепцией. Критическая ситуация в этом случае воспринимается личностью как возможность более глубокого, аутентичного бытия и включает в себя такие компоненты, как: принятие судьбы, чувство онтологической защищенности, осмысленность жизни, ответственность, стремление к росту, принятие духовного и телесного аспекта своей личности, терпимость к изменчивости жизни, а также принятие чувств по отношению к смерти и веру в бессмертие души.

Второй вариант принятия смерти связан с обращением к конечности тела и страданиям. В этом случае критическая ситуация воспринимается личностью как наказание или искупление «своих грехов» и выражается в концентрации на собственных страданиях - болезнях, старости, страхах, одиночестве, существовании зла и смирении с собственной беспомощностью. Несмотря на внутреннюю работу, которую совершает личность, размышления о смерти вызывают лишь страх и формируют представление о ней как о полном окончании жизни.

Интересен тот факт, что два противоположных представления о смерти - «Смерть как переход на другой уровень развития» и «Смерть как абсолютный конец жизни», основаны на способности личности (или, соответственно, неспособности) видеть смысл в происходящих жизненных событиях. Это говорит о том, что умение видеть смысл и вера в мудрость Творения является для личности краеугольным камнем, на котором строится не только отношение к смерти, но и к себе, своей жизни.

Все выше сказанное можно обобщить следующим образом:

  • Критические ситуации создают возможности для изменения (или, по крайней мере, «инвентаризации») отношения личности к жизни и смерти. Направление этих изменений будет зависеть от возможности личности интегрировать психотравмирующий опыт, связанный с критической ситуацией, а также от отношения к самой ситуации.
  • Отношение личности к критической ситуации проявляется либо через позитивное отношение к себе и идею собственной трансцендентности (в данном случае критическая ситуация воспринимается как возможность роста), либо через концентрацию на собственных страданиях (в этом случае критическая ситуация воспринимается как страдание или наказание).
  • Экзистенциальность неоднозначно проявляется в преодолении личностью кризисной ситуации: высокая актуализация экзистенциальных потребностей (то есть неразрешенность экзистенциальных проблем) препятствует эффективному и успешному разрешению кризисной ситуации, тогда как осознание экзистенциальных компонентов в кризисной ситуации и их глубокая проработка, наоборот, является мощным внутренним ресурсом для преодоления кризисных ситуаций, помогающим выбирать эффективные копинг-стратегии и успешно справляться с жизненными трудностями.
  • Эффективность совладания с кризисными ситуациями определяется не столько быстротой их преодоления, сколько глубиной проработанности собственных переживаний и осознанием экзистенциального контекста кризиса (умением видеть смысл, принимать существование смерти и свои чувства по отношению к ней и т.д.).
  • Принятие существования смерти и своих чувств по отношению к ней выступает значимым элементом конструктивного преодоления кризисной ситуации и личностного роста в ней.

Таким образом, критическая ситуация (как ситуация столкновения с основными экзистенциальными категориями) предоставляет личности возможности как для роста, так и для регресса, «ухода в страдания». Выбор стратегии ее преодоления в этом случае зависит только от самой личности, и выбор этот будет основан на принятии или отвержении смысла, а также на особенностях отношения к жизни и смерти.

Литература:

  1. Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критической жизненной ситуации. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. психол. наук. СПб., 2000. - 195 с.
  2. Йоманс Э. Самопомощь в мрачные периоды. // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. /Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - С. 108-136.
  3. Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов / Под ред. Е.П. Кораблиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 319 с.
  4. Лукин - Григорьев В.В. Психодуховный кризис и пограничная психопатология. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. психол.н. Ярославль, 1999. - 24 с.
  5. Магомед-Эминов М.Ш. Личность и экстремальные жизненные ситуации//Вестник МГУ. Психология. № 4. 1996. С.26-35.
  6. Эриксон Э. Эго - идентичность. М.: Педагогика. 1996. - 356 с.

Баканова А.А.,

Баканова А.А. Отношение к смерти и преодоление кризисных ситуаций //Многообразие психологической помощи: Коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 46-53.

См. также
  1. Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте
  2. Баканова А.А. Экзистенциальный контекст преодоления кризисных ситуаций в зрелом возрасте
  3. Баканова А.А., Суров П.В. Экзистенциальные аспекты переживаний при потере ребенка
  4. Баканова А.А. Экзистенциальный кризис и его ресурсы у заключенных
  5. Баканова А.А. Критическая ситуация как столкновение с экзистенциальными проблемами
  6. Баканова А.А. Личностный кризис
  7. Баканова А.А. Смерть и работа горя
  8. Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях (Автореферат диссертации)
  9. Баканова А.А. Архетипическое содержание чувства безопасности
  10. Баканова А.А. Личностный кризис
  11. Баканова А.А. Переживание кризисной ситуации постановки диагноза у ВИЧ-позитивных мужчин и женщин
  12. Баканова А.А. Употребление психостимуляторов в контексте отношения к жизни и смерти
  13. Баканова А.А. Жизнь и смерть в зеркале души
  14. Кораблина Е.П., Баканова А.А. Искусство исцеления души. Этюды о психологической помощи (под. ред. Е.П. Кораблиной)